2. Абдуллоев Ф.А. Разрешение споров в рамках СНГ и ЕврАзЭС способствует интеграционным процессам // Евразийская интеграция: экономика, право, политика // Международный научно-аналитический журнал. 2010. № 8.
3. Безруков А.В. Реформирование судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России.
// Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2.
3. Переплеснина Е.М. Многовековое влияние зарубежного и международного права на развитие правосудия в России // История государства и права. 2011. № 13.
© О.Н. Обручева, 2016
УДК 342
Е.В. Сазонникова
д.ю.н., доцент,
доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран, Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Аннотация
В статье названы некоторые тенденции федерального избирательного законодательства и избирательного законодательства Воронежской области. Сделаны выводы о важности наличия легальных определений понятий избирательного законодательства, а также о более широком отражении в законодательстве о выборах принципов избирательного права.
Автор обращает внимание, что субъекты Российской Федерации, как правило, принимают отдельные законы о выборах и референдумах. В то же время ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002 г.) объединяет правовое регулирование проведения выборов и референдумов.
Ключевые слова
Выборы, избирательное законодательство, избирательное право, избирательный кодекс
Состояние законодательства в области избирательного права. В России принято федеральное законодательство, регулирующее проведение выборов всех уровней и защиту избирательных прав граждан. Процесс его совершенствования является планомерным, и осуществляется не только в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения выборов, но и в отношении нормативных правовых актов иных отраслей законодательства, регулирующих общественные отношения, в той или иной мере связанные с выборами как институтом непосредственного народовластия. В частности, в 2016 г. принят Федеральный закон от 09.03.2016 г. № 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации". В данном законе есть изменения, связанные с проведением выборов, но внесенные в федеральные законы, регулирующие общественные отношения в иных сферах : занятости, административной ответственности, исполнительного производства и.т.д.
Большое значение в сфере защиты избирательных прав граждан имеет принятие в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которым регламентирован порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан (гл. 24 «Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
В субъектах Российской Федерации избирательное законодательство принимается в соответствии с федеральным законодательством. Практика законотворчества в субъектах Российской Федерации варьируется от принятия кодифицированного нормативного правового акта о выборах (избирательного кодекса), до регулирования конкретных видов выборов на уровне субъекта Российской Федерации отдельными законами (это законы о выборах губернатора, о выборах законодательного (представительного) органа, о выборах в органы местного самоуправления).
В общем плане в содержании федерального избирательного законодательства необходимо обращать больше внимания на нижеследующие темы:
1. Формулировка определений основных понятий.
Точность определений понятий, закрепленных в ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 67) важна не только с точки зрения правоприменительной деятельности, но и в целях обучения избирательному праву.
2. Система принципов избирательного права.
В гл. 1 ФЗ № 67 закреплены важнейшие принципы избирательного права. В научных правовых источниках перечень принципов больше. Предлагается систематизировать те принципы избирательного права, которые глубоко раскрыты в науке и, возможно, дополнить систему принципов, установленных в вышеназванном законе.
Целесообразность наличия в правовой системе России единого избирательного кодекса.
В энциклопедических словарях кодекс (от лат. «книга») определяется как законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Такой систематизированный акт, содержащий нормативные предписания, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере проведения выборов, в России существует: это ФЗ № 67. Данный федеральный закон построен логично : вначале общие положения, в том числе понятия и принципы избирательного права, затем последовательно раскрываются стадии избирательного процесса.
Вместе с тем, отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдумов, можно выделить в отдельный федеральный закон. В определенной мере на это нацеливает ч.1 ст. 1 ФЗ № 67, согласно которому «отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом».
Соответствие норм избирательного законодательства Воронежской области требованиям федерального законодательства.
В Воронежской области действует Закон Воронежской области от 27 июня 2007 г. № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области».
Законодательство Воронежской области соответствует федеральному законодательству. В общей части построение закона Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» полностью соотносится со структурой ФЗ № 67. В особенной части областного закона конкретизирован порядок проведения выборов в отношении избираемых органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Положительной чертой законодательства Воронежской области является наличие Закона Воронежской области от 22.07.2003 № 41-ОЗ "О наказах избирателей депутатам Воронежской областной Думы». В данном законе наказ определяется как предложения избирателей депутатам Воронежской областной Думы, избранным от соответствующего избирательного округа. В иных субъектах Российской Федерации понятием «наказ избирателей» охватывается не только обращение к избранным депутатам, но и к кандидатам в депутаты, что является более предпочтительным с точки зрения народовластия как одной из основ конституционного строя России.
Согласно ч.2 ст.1 Закона Воронежской области от 19 июня 2003 г. № 31-ОЗ «Об Избирательной комиссии Воронежской области» в случае противоречия закона Воронежской области федеральному законодательству Избирательная комиссия Воронежской области применяет нормы федерального
законодательства.
Вывод. Избирательное законодательство в России постоянно развивается и совершенствуется. Роль федерального кодифицированного акта выполняет ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002 г.).
В отличие от ФЗ № 67, который объединил правовое регулирование выборов и референдумов, в субъектах Российской Федерации общественные отношения, складывающиеся в сфере выборов и референдумов, урегулированы отдельными законами.
Положительным опытом является принятие в субъектах Российской Федерации законов о наказах избирателей кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
© Сазонникова Е.В. , 2016
УДК.343.1
В.Л.Согоян
старший преподаватель, Академия Следственного комитета, г.Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗУМНОГО СРОКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПРИ ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Аннотация
В статье исследуются положения части 6 статьи 162 УПК РФ и обосновывается недопустимость подмены процедуры продления срока предварительного следствия, предусмотренной частями четвёртой,пятой и седьмой статьи 162 УПК РФ на более упрощённую - в порядке части шестой той же нормы закона.
Ключевые слова
Установление срока предварительного следствия, разумный срок.
Конституция Российской Федерации, признавая защиту прав и свобод человека обязанностью государства (статья 2), гарантирует их судебную защиту (часть 1 статьи 46). Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, как определил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 2014 г. № 28-П [1], является своевременность их защиты, а это означает, что рассмотрение и разрешение дела судом должно всегда осуществляться в разумный срок.
Термин «разумный срок» введён Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее - Конвенция), к которой Российская Федерация присоединилась в 1998 году. Пунктом 1 статьи 6 Конвенции предусмотрено право каждого при предъявлении ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.
При этом под "разумным сроком" Европейским судом по правам человека понимается период времени, позволяющий избежать чрезмерного, необоснованного промедления при расследовании и рассмотрении уголовного дела[2, 64].
В соответствии с ч.6 ст.162 УПК РФ (в редакции федерального закона от 20.04.2014 № 76-ФЗ) срок предварительного следствия при возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия вправе установить руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело.