Научная статья на тему 'Актуальные тенденции деловой прессы'

Актуальные тенденции деловой прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1846
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / КОММУНИКАЦИЯ / БИЗНЕС-АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голова Ксения Вячеславовна

В статье речь идет о современном состоянии деловой прессы и о западных тенденциях в этой области. Деловые издания рассматриваются с функциональной и коммуникативной точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные тенденции деловой прессы»

Ксения Вячеславовна Голова

Челябинский государственный университет

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ

В статье речь идет о современном состоянии деловой прессы и о западных тенденциях в этой области. Деловые издания рассматриваются с функциональной и коммуникативной точек зрения.

Ключевые слова: деловая пресса, коммуникация, бизнес-аудитория.

Одним из наиболее успешно развивающихся секторов печатного рынка на сегодняшний день является деловая пресса. Ее упрочившееся положение обусловлено, в первую очередь, наличием соответствующей аудитории (бизнес-элиты), которая заинтересована в получении актуальной и достоверной информации в той или иной области экономического пространства. То есть, как верно отмечает исследователь А. В. Вырковский, «все деловые СМИ предназначены для обеспечения аудитории необходимой ей информацией о происходящем в мире бизнеса/финансов. Задача делового издания - дать информацию, задача читателя - принять ее к сведению, последовать (или не последовать) совету журналиста, оценить ситуацию на рынке, проанализировать существующие тенденции» [2. С. 60].

Вообще, деловые издания являются необходимым элементом рыночной экономики. Они выполняют специфическую коммуникативную функцию, обеспечивая бизнес-коммуникации в бизнес-сообществе. Это во многом определяется самой функциональной сущностью таких изданий, которую вслед за экспертами в данной области можно сформулировать следующим образом: «бизнес-журнал, прежде всего - нужный журнал. (Иначе его главный, очень занятой, читатель не стал тратить бы на него деньги и время.) Тут есть сведения, необходимые для принятия оперативных решений, анализ, важный для стратегии, корректировки вкладов, есть и прогнозы развития финансовой сферы и различных отраслей, наконец, есть реклама. Такие издания помогают начать дело и успешно его вести» [1. С. 30].

Итак, деловая сфера нуждается в надежных информационных источниках, каковыми и являются деловые журналы. У этой категории изданий есть как свои преимущества, так и свои недостатки. Среди последних можно назвать явление «нишевизации», проявляющаяся в целенаправленном сужении потенциальной

аудитории. Многие деловые издания ориентируются, в первую очередь, на тех, кто в той или иной мере присчастен к принятию решений. А это весьма ограниченная категория платежеспособного населения, которая подходит к средствам массовой информации с сугубо утилитарных позиций. Поскольку многие деловые издания изначально позиционируют себя как «нишевые», результатом является заведомое сужение реальной аудитории.

Для Запада этот процесс вполне закономерен. Например, научный руководитель ИД «Экономическая газета» Ю. В. Якутин в одном из своих интервью рассказывает об опыте европейских деловых изданий. Он говорит о журналах, выходящих тиражом от 600 до 1200 экземпляров. Это так называемые нишевые издания, они весьма дороги (около 2000 долларов за экземпляр), однако достаточно востребованы вследствие эксклюзивности информации, которая печатается на их страницах. Ю. В. Якутин формулирует и требования к подобным изданиям: «Я знаю СМИ, у которых максимум 30 подписчиков, при этом они получают миллионный доход в долларовом исчислении. Но информацию в таком СМИ никак нельзя искажать. Несколько ошибок - и журнал перестают воспринимать как надежный источник информации. Такое издание должно быть действительно элитным» [5. С. 10].

В России ситуация обстоит иначе, что связано как с особенностями менталитета, так и с экономической ситуацией в стране. Эксклюзивная бизнес-информация в основном предоставляется подписчикам специализированных электронных изданий, например, таких, как «РосБизнесКонсалтинг».

Наиболее демократической нишей считается сектор деловых газет, не сдает свои позиции и рынок деловых журналов как регионального, так и государственного значения. Однако войти в этот поток новым изданиям достаточно сложно, так как круг подписчиков и покупателей уже почти сложился.

По меткому замечанию Г. С. Мельник и С. М. Виноградовой, «журналы оказываются самой непредсказуемой частью рынка. Ни в одном регионе никто не назовет их точного числа. Статистика не ведется, так как уследить за частым появлением и закрытием изданий нереально даже в рамках одного города» [3. С. 124]. Среди повсеместных недостатков региональных журналов обычно отмечаются нерегулярный выход, чрезмерно высокие тиражи, кадровые проблемы. Зачастую, делая ставку на рекламодателя, журналы превращаются в инструменты PR и публикуются с единственной целью - получения прибыли от рекламы. Неудивительно, что такие издания подменяют информационную функцию журналистики рекламной функцией, что низводит их до уровня красочно оформленных рекламных буклетов. Кроме того, подобные «квазиделовые» журналы совершенно не учитывают специфики своего читателя. Все эти тактические ошибки зачастую оканчиваются провалом: издания закрываются из-за недостатка финансирования, ведь рекламодатель знает толк в стоимости рекламы в тех или иных изданий. К великому сожалению рекламодателей, большинство потребителей относятся к рекламе с подозрением и недоверием. По словам исследователей этой области, «очевидно, что снижение влияния рекламы вызвано скептицизмом по отношению к ней самой» [4. С. 425].

Закономерно, что от делового журнала рекламодатель ждет не столько качественной полиграфии и стильных иллюстраций, сколько качественной аналитики, в которой реклама его товаров или услуг будет подана ненавязчиво, как бы мимоходом. Такая реклама уже претендует на серьезное прочтение аудиторией, которая представляет для нее поток потенциальных клиентов. Без учета этих особенностей в поведении потребителей деловое издание не может рассчитывать на успех. Его главные задачи - информировать об изменениях в экономической сфере, предоставлять читателям мнения экспертов об этих изменениях и помогать осмыслить ситуацию для выбора наиболее оптимальной стратегии собственного экономического поведения.

Не вызывает сомнений тот факт, что основная функция деловой прессы - быть надежным источником информации, однако это требование диктует и строгие профессиональные стандарты. Если принять во внимание последствия, к которым могут привести ложные све-

дения в случае использования их для принятия важных решений, то становится ясно, что эти стандарты отличаются весьма жесткой формой. То есть деловые издания и по характеру информации, которой они оперируют, и по характеру аудитории непременно должны соответствовать критериям качественной прессы. Читатели деловой журналистики составляют ее мотивированную аудиторию, активно или потенциально вовлеченную в деловую сферу, а также проявляющую мотивированный интерес к событиям, явлениям и проблемам в сфере промышленности, банковского дела, экономики, малого предпринимательства и т. д. Главная особенность здесь в том, что материалы деловой журналистики могут способствовать принятию важных решений в деловой сфере. И в том случае, если издание выполняет свои основные функции (а, значит, учитывает интересы и потребности аудитории, отвечает за актуальность, достоверность и качественный уровень материалов, поддерживает контакт с читателями и т. д.), у него действительно есть шансы на «выживание» в жестких конкурентных условиях. Кроме того, большую роль в подготовке качественных бизнес-материалов играет профессиональный фактор: журналисты деловых изданий должны иметь общие экономические знания и специализироваться в какой-либо определенной области. Это, бесспорно, поможет им предвидеть те или иные события в деловой сфере, понять их сущность и грамотно объяснить их последствия своим читателям.

Итак, деловая пресса в России еще не вполне сформировалась: ее рынок подвержен многочисленным изменениям. Однако уже вполне ясно, что слепое копирование западных моделей функционирования бизнес-изданий не всегда оправдано, и без учета национального своеобразия отечественной журналистики оно вряд ли принесет свои плоды.

Список литературы

1. Бочаров, А. Журнальная периодика России [Текст] / А. Бочаров, М. Шостак, Л. Калашникова. - М. : Весть, 1996. - 186 с.

2. Вырковский, А. В. Деловые журналы США и России : прошлое и настоящее [Текст] / А. В. Вырковский. - М. : МедиаМир, 2009. -160 с.

3. Мельник, Г. С. Деловая журналистика [Текст] : учеб пособие / Г. С. Мельник, С. М. Михайлова. - СПб. : Питер, 2010. - 304 с.

4. Энджел, Д. Поведение потребителей 5. Якутин, Ю. В. Экономический и соци-[Текст] : пер. с англ. / Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, альный прогресс государства зависит от нрав-П. Миниард. - СПб. : Питер. - 800 с. ственного состояния общества [Текст] // Жур-

налист. - 2010. - № 6. - С. 10-13.

Марина Викторовна Загидуллина

Челябинский государственный университет

БУДУЩЕЕ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЖУРНАЛИСТ БУДУЩЕГО: ОБЗОР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МНЕНИЙ

Статья представляет собой попытку анализа современных дебатов об изменениях в профессиональной сфере журналистики. Автор утверждает, что сквозь некоторую растерянность оценки этих изменений исследователи ведущих школ журналистики Европы и Америки и их коллеги-практики уже сформулировали «социальный заказ» журналистам будущего.

Ключевые слова: журналистика, прогнозирование, современные масс-медиа.

Материалом статьи послужили тексты дискуссий, статей, докладов на конференциях и семинарах, обнаруженные в англоязычном Интернете за последние несколько лет. Активность дебатов вокруг изменений в профессиональной сфере журналистики на западе намного превосходит «плотность» той же темы в России1. В то же время и на западе, и в России мы наблюдаем неизбежное и даже привычное дистанцирование интересов ученых и практиков к этой теме. В статье сделана попытка сохранения некоего баланса между двумя этими векторами анализа поля профессиональной деятельности журналистов.

Общей темой размышлений о будущем журналистики является Интернет и его экспансия в сферу СМИ. Далеко в прошлом остались размышления о том, что Интернет представляет собой лишь новую форму старого содержания, сегодня уже совершенно очевидно, что интернет-пространство переструктурирует не только информационные потоки, но и саму ментальность, способ оперирования информационными базами. По мнению Зои Смит, «если вы не поймете, почему вы - как журналист, редактор, программа или организация - просто обязаны глубоко вникать в суть веб-платформы, то вы рискуете быть проигнорированным все большим числом молодых людей, для которых телевидение перестало быть хоть сколько-нибудь релевантным медиа. В своей книге "Взращенные цифрой"... посвященной исследованию привычек молодых людей от 11 до 30 лет, Дон Тапскотт показывает, что 74 процента "пе1;-поколения" Великобритании в

случае принудительного выбора предпочли бы остаться без телевизора, а не без Интернета»2.

Важной точкой споров является проблема вытеснения традиционных СМИ интернет-изданиями. Здесь любопытно, что мы можем наблюдать конфликт между распространенным и «алармистски» раздутым утверждением о полном перемещении аудитории в Интернет и более сдержанными оценками ситуации, скептически оценивающими тезис о «смерти газет». С этой точки зрения интересна позиция Тома Розенстьеля, директора исследовательского центра Пеу по принципам качественной журналистики. Он считает, что стихийно сложившемуся и особо ничем не подтвержденному мнению о «победе Интернета» в журналистике следует противопоставить взвешенный исследовательский подход, и предлагает опровержение пяти главных мифов о современном состоянии журналистики3.

1. Традиционные СМИ теряют аудиторию. Возражая на это утверждение, Розенстьель указывает, что из 25 самых популярных сайтов Америки только два не являются электронным аналогом «обычных» СМИ или их «агрегато-ром» (как Google или Yahoo). Поэтому суть кризиса традиционных СМИ не в аудитории, а в прибыли (как заставить платить за электронный контент).

2. Интернет-новости вытеснят все, как только доходы от рекламы достигнут высоких показателей. По мнению Т. Розенстьеля, такие надежды неуместны. В 2010 году в США веб-реклама превысила обороты печатной рекламы, достигнув $ 26 млрд. Но лишь одна пятая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.