Научная статья на тему 'Актуальные проблемы закупочной логистики в гостиничном бизнесе'

Актуальные проблемы закупочной логистики в гостиничном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1261
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ / СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симакова З. Л., Штейнберг А. И.

Данная тема актуальна в настоящее время из-за своей распространенности и мало освещённости. Целью является сформировать проблемы и их решения. В рамках данной статьи были изучены различные источники информации о закупочной деятельности для гостиниц, проанализированы полученные от отлей сведения и проведен опрос сотрудников после чего были сформированы основные проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы закупочной логистики в гостиничном бизнесе»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

эффективную систему организации процесса закупки, соответствующую общей стратегии предприятия. Зачастую высшее руководство не придает особого значения процессу закупок, в то время как на их долю приходится 60-80 % общих затрат.

Управление цепями поставок является важным процессом для эффективной работы любого бизнеса в мире. Управление цепью поставок может применяться для успеха компании и удовлетворенности клиентов, а также в социальных условиях страны для удовлетворения потребностей медицинских миссий, оказания помощи при бедствиях и управления ими, а также многих других типов чрезвычайных ситуаций, когда требуется перемещение товаров и услуг.

Как и во всех других отраслях, на воздушном транспорте роль управления цепями поставок первостепенна и неотъемлема для ведения бизнеса. И когда мы применяем общие концепции и понимание управления цепями поставок для авиационной отрасли, то приходим к выводу, что только эффективность цепи поставок - это то, что служит всем элементам процесса снабжения и помогает бизнесу расти. Список использованной литературы:

1. Метельская M. Н. Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок авиационно-технических изделий авиакомпаний // Молодой ученый. — 2018. — №43. — С. 251-253. — URL https://moluch.ru/archive/229/53310 (Дата обращения 18.012019)

2. Baqar Raza. «Supply Chain Management for Aviation MRO Industry» — URL https://www.academia.edu/13707147 (Дата обращения 18.012019)

3. Rob Britton. «Lessons Learned from the Airline Industry: How Procurement Can Benefit Mature Industries» — 2015.17.11 — URL// https://www.spendmatters.com (Дата обращения 18.012019)

4. Steven Brand. «4-must-know-aerospace-supply-chain-management-issues» Sep 21, 2017 — URL https://www.cmtc.com (Дата обращения 18.012019)

© Савина Е.Ю., Паристова Л.П., 2019

УДК: 338.2

З.Л. Симакова

ст. преподаватель СПБПУ, г. Санкт-Петербург, РФ Email: [email protected] А.И. Штейнберг студентка СПБПУ, г. Санкт-Петербург, РФ Email : nastya-kotoko 1995@ yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация

Данная тема актуальна в настоящее время из-за своей распространенности и мало освещённости. Целью является сформировать проблемы и их решения. В рамках данной статьи были изучены различные источники информации о закупочной деятельности для гостиниц, проанализированы полученные от отлей сведения и проведен опрос сотрудников после чего были сформированы основные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова:

Управление закупками, сокращение затрат, гостиничный бизнес

Keywords:

Procurement management, cost reduction, hotel business

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

Одной из главных задач при организации работы гостиниц является правильная организация службы снабжения. Доля материальных затрат в данной сфере колеблется от 10 до 50% от общего объема затрат. По некоторым данным сокращение затрат на приобретение сырья, материалов, товарно-материальных ценностей на 5% в конечном счете приводит к повышению рентабельности до 35% в цепи поставок [1]. Таким образом, построение рациональной системы закупок позволит сократить бюджет закупок и общие затраты организации. В рамках данной статьи рассматриваются особенности закупочной деятельности для гостиниц, формулируются основные проблемы и пути решения.

Одной из отличительных особенностей закупочной деятельности для гостиниц является широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, товарно-материальных ценностей. В каждой из групп присутствуют свои специфические критерии для выбора поставщиков, что требует от менеджеров по закупкам особого внимания.

Продовольственные товары, в свою очередь, делятся на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: фрукты, овощи, молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные и безалкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские и хлебобулочные изделия, мясные и рыбные изделия, яичные, пищевые жиры. Особенностью закупок для данной группы товаров является постоянство и регулярность, т.е. заказывать данные товары нужно каждый день, они не должны заканчиваться и должны всегда быть свежими, иначе работа в отеле может быть нарушена.

Среди непродовольственных товаров, закупаемых для нужд гостиниц, можно выделить следующие основные товарные группы: трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж и др.); бытовые химические товары (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.); стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары); керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); электротовары и бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия). Особенностью закупок для данной группы товаров является долгое время использования, большие затраты, а также постоянством и регулярности они не отличаются, т.е. заказывать данные товары можно по мере необходимости, так как они долго хранятся и используются, но иногда их нужно чинить, реставрировать и правильно утилизировать [2].

В результате анализа деятельности нескольких гостиниц и различных источников были выделены следующие проблемы, возникающие в закупочной логистике, в результате управления материальными потоками:

1. Небольшой срок хранения определенных видов сырья, который нивелирует принцип закупки соотношение цена-качество;

2. Слишком широкая номенклатура закупаемых товаров и материалов: от продуктов питания и напитков, парфюмерно-косметических продуктов до постельных принадлежностей;

3. Проблемы с качеством поставляемых товарно-материальных ценностей при закупках в результате тендеров;

4. Несоответствие данных по ТМЦ в информационной системе и печатной номенклатуре;

5. Сложности в правильной организации менеджмента по снабжению, если ресторан имеет отдельное юридическое лицо;

6. Несогласованный график работы отдела закупок, кладовщика с поставками товаров (поставка в выходные и праздничные дни, особенно актуально при поставках алкогольной продукции, которая требует строгого учета);

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

7. Отсутствие унифицированных форм и регламента сбора заявок от разных подразделений, что приводит к задержкам закупок, несогласованности закупок и увеличения затрат при единичных закупках;

8. Неправильный расчет размера партии поставки в следствии чего не хватает складских площадей. Это приводит к хаотичному размещению товаров на складе и проблемам к их поиску в дальнейшем.

Все эти проблемы ведут к издержкам, проблемам в работе не только с клиентами и гостями отеля, но и с сотрудниками самого отеля, к переработкам сотрудников, которые в большинстве случаев не оплачиваются и к ухудшению репутации отеля. Для устранения вышеуказанных проблем зачастую используют следующие решения:

1. Принимаются на работу дополнительные сотрудники отдела закупок. В этом случае, товарные категории делятся между различными сотрудниками. Однако, это приводит к дополнительным расходам подразделения.

2. Используются различные электронные торговые площадки (b2b-center.ru, СБИС и т.д.) и программы (1С разного вида, Market Basket и т.д.), которые облегчают поиск поставщиков и гарантируют наименьшую цену. Негативным моментом использования тендеров является зачастую недобросовестность поставщиков (срыв сроков поставок, отказ от заключения договора (условия договора не устраивают), поставка просроченной продукции и т.д.). Одни из вариантов снижения рисков в данном случае -использование механизма финансового обеспечения контракта.

3. Проведение АВС анализа для выделения группы самых затратных товаров. Это позволит проводить тщательный анализ поставщиков для группы А (например, с применением интегрированной рейтинговой оценки [3]) и упрощенный анализ для товаров группы С. Применение XYZ анализа позволит определить стабильность потребления тех или иных товаров, что позволит снизить уровень товарных запасов и определить рациональный объем закупок [4].

4. Некоторые организации вводят определенные суммы единовременного или годового объема закупок у конкретного поставщика при которой вводится необходимость закупок только путем размещения тендеров. Для товаров ниже установленной суммы закупка осуществляется любым способом (сотрудники могут купить товар в обычном розничном магазине, заказать что-то в интернет-магазине). Сумма варьируется в зависимости различных параметров, например, от размеров гостиницы, номерного фонда, наличия ресторана/кафе, пункта питания, запросов клиентов и гостей отелей, сезона (на лето всегда выделяется больше средств, как и в предновогоднее время).

Таким образом, в данной статье были сформулированы основные проблемы, возникающие при снабжении гостиниц и проанализированы возможные пути решения. Данные мероприятия позволят оптимизировать закупочную деятельность, сократить затраты на закупку, повысить эффективность работы и посещаемость гостиницы, ее репутацию, избежать переработок и конфликтов.

Список использованной литературы:

1. Мазунина О. Особенности многокритериальной оптимизации закупок с учетом возможности проведения торгов // Логистика. 2011. N 2. С. 58- 63.

2. Энциклопедия экономиста / Товароведение. Режим доступа. URL: www.Grandars.ru. (дата обращения: 15.03.2019).

3. Дуболазов В., Симакова З. Оперативное управление поставкой материалов при динамичной интенсивности их потребления // Логистика. 2017. № 4 (125). С. 46-49.

4. Интегрированная оценка поставщиков / З.Л. Симакова, А.А. Бузов. // Неделя науки СПбПУ материалы научно-практической конференции. Инженерно-экономический институт СПбПУ. С.В. Широкова (отв. ред.), А.А. Коваленко (отв. ред.). 2015.

© Симакова З.Л., Штейнберг А.И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.