УДК 33 ББК 65
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
БАШЛАМ АБДУЛ-ХАЛИМОВИЧ МУЗЫКАЕВ,
аспирант Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, главный инспектор
Контрольно-счетной палаты Московской области E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Аргументируется прямая взаимосвязь формирования региональной политики субъекта Российской Федерации от основных социально-экономических направлений, определенных курсом федеральных органов государственной власти. Проводимая политика укрепления финансово-экономической стабильности в стране в целом прямо пропорционально связана с экономикой регионов и их развитием. Отмечается так же, что региональная политика субъектов Российской Федерации неразрывно связана с общими национальными интересами государства.
Ключевые слова: региональная экономика, субъект Российской Федерации, региональная политика, взаимосвязь, взаимозависимость, интересы государства, экономическая политика.
Annotation. The paper argued a direct relationship for regional policy of the Russian Federation on the main socio-economic trends, determining the course of the federal authorities. Policies to strengthen financial and economic stability in the country as a whole is connected directly proportional to the region's economy and development. It is noted also that the regional policy of the Russian Federation is inextricably linked to the overall national interests of the state.
Keywords: regional economy, a subject of the Russian Federation, regional policy, interconnection, interdependence, the interests of the state economic policy.
Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем, в том числе и к вопросу формирования и реализации региональной социально-экономической политики. По вопросам формирования и реализации региональной политики на уровне центральной власти, на уровне Российской Федерации (далее - Федерация) имеется достаточно большое количество специальных исследований. Однако, несмотря на повышенный интерес к региональной проблематике, определенного мнения относительно содержания социально-экономической политики на уровне субъекта Федерации в России так и не выработано. Это объясняется тем, что практика их самостоятельности всегда рассматривалась через призму государственных интересов и государственного финансово-экономического контроля. Естественно, что при этом основное внимание уделялось региональной экономической политике федерального центра, в то время как политика регионов практически полностью находилась в зависимости от
первой. Именно по этой причине редко использовалось понятие «экономическая политика регионов» [2, с. 122].
Интерес к проблемам взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации обусловлен рядом объективных причин, таких как: процесс формирования федеративного государства; экономические предпосылки развития Федерации и субъектов; смена социальной парадигмы; институциональные преобразования, обусловленные развитием в стране рыночных отношений; необходимость согласования интересов государства, субъектов Федерации, различных субъектов собственности, сохранения окружающей среды, исторических и географических особенностей регионов. Важно отметить составную часть экономической политики государства - региональную политику, которая охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил [5, с. 15-16].
№ 1 / 2013
— Вестник Академии экономической безопасности МВД России
41
ф-
Важно отметить то, что региональная политика федерального правительства осуществляется во имя общих национальных целей развития страны. Политика, проводимая государственной властью на уровне субъекта Федерации, направлена на рационализацию использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечение самостоятельности региона в целях повышения его конкурентоспособности, саморазвития и повышения социального статуса.
В начале 90-х годов объемы межбюджетного выравнивания определялись путем индивидуальных переговоров регионов и центра. Во время переговорного процесса позиция центра по отношению к регионам была неоднозначна, что вызвало недовольство региональных элит. В 1992-1993 гг. проходит так называемый областной парад суверенитетов. Области требуют, чтобы их экономические права были уравнены с правами краев и республик. В субъектах Федерации усиливаются сепаратистские настроения. В этих условиях спешно разрабатывается и принимается Конституция РФ. Принятие Конституции позволило субъектам Федерации на законодательном уровне самостоятельно решить многие региональные проблемы, в том числе, разрабатывать и проводить самостоятельную социально-экономическую политику.
Экономическая политика каждого региона формируется как составная часть экономической политики Федерации, в то же время она обладает относительной самостоятельностью. В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с их свободой выбора и конкуренцией нет прежней патерналистской заботы государства о своих регионах. Перед региональной властью встала проблема сочетания противоречивых аспектов рыночного хозяйства: свободного рынка с его саморегулированием и самонастройкой и необходимость государственного регулирования и администрирования экономических и социальных процессов в регионе.
Существует несколько подходов к определению этапов становления и развития региональной экономической политики. Сторонники одного подхода выделяют этапы, которые совпадают со временем президентства Б.Н. Ельцина и В.В. Путина [3, с. 38-44]. Сторонники второго подхода связывают этапы региональной экономической политики с изменением стратегии, проводимой кабинетом министров РФ [4, с. 77-82].
В настоящее время, когда регионы обрели большую экономическую самостоятельность, экономическая политика регионов становится мощным фактором его социально-экономического развития. Более того, как утверждают регионалисты, от степени ее разработанности и наличия соответствующих механизмов осуществления зависит динамика развития каждого региона и его конкурентоспособность [1, с. 148].
Для анализа экономики регионов рассматривается валовой внутренний продукт и его основные компоненты (в том числе, конечное потребление), доходы населения (с учетом их покупательной способности), национальное богатство, сосредоточенное на территории региона (в том, числе потребительское имущество)
и т.д. При этом для межрегиональных сопоставлений уровней развития, благосостояния и эффективности эти показатели даются в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого [6, с. 109].
У регионов страны различный потенциал саморазвития, неодинаковая ментальность людей, резко дифференцированные показатели уровня развития инфраструктуры, разная плотность населения, различный уровень квалификации рабочих и управленцев. Наблюдается также неодинаковая покупательная способность доходов населения, различный уровень бедных семей и одиночек, различия в демографическом потенциале и структуре населения, специализации и структуре хозяйства. Как следствие этих особенностей перед регионами встают проблемы сбыта товаров и предоставления услуг, риска предпринимательской деятельности, неплатежей и бюджетных расходов, возникают специфические проблемы, что требует от местной власти выработки самостоятельной социально-экономической политики.
На сегодняшний день совершенствуется система управления развитием региона, меняются организационные формы проведения региональной политики. Наряду со старыми организационными формами региональной политики (целевые программы, финансовые региональные фонды, свободные экономические зоны и т.д.) появляются новые организационные формы региональной социально-экономической политики (кластеры, сетевые структуры управления координационного типа, региональные логистические центры и т.д.).
Таким образом, повышение эффективности социально-экономической политики на уровне субъекта Федерации возможно, если региональная элита будет выявлять, развивать и защищать региональный интерес, направленный на выполнение регионом его исторической миссии, изменение статуса региона, достижение экономической самодостаточности и саморазвития. Экономический интерес субъектов и объектов политического процесса может быть одним из инструментов региональной политики по решению проблем социально-экономических преобразований в регионе.
Литература
1. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульщико-ва. М.: РАГС. 2006.
2. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000.
3. Государственное регулирование экономики / Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.
4. Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. 2005.
5. Региональная экономика: Учебное пособие / Ппод ред. М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. Экон. акад., 2000.
6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
42
Вестник Академии экономической безопасности МВД России —
№ 1 /2013