Научная статья на тему 'Сущность и содержание региональной политики: теоретические аспекты'

Сущность и содержание региональной политики: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5294
736
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / РЕГИОН / REGIONAL POLICY / PRINCIPLES AND METHODS OF REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Витульева Татьяна Александровна

Статья посвящена теоретическим аспектам сущности и содержания политики на региональном уровне. Обозначены место и роль политики субъектов Российской Федерации в современных условиях. Рассмотрены различные подходы к определению термина «региональная политика», с точки зрения российских авторов. Выделены основные цели и задачи, объект и субъекты современной региональной политики, раскрыто содержание основных принципов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрены такие участники политики на уровне субъектов Федерации, как домохозяйства, бизнес, некоммерческие профессиональные и иные организации, принимающие активное участие в ее формировании и реализации, определена их роль. Описаны основные методы проведения региональной политики, которые классифицируются на косвенные и прямые. Автором сделаны выводы и предложены рекомендации по улучшению эффективности реализации региональной политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Витульева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and content of regional policy: theoretical aspects

The article is devoted to theoretical aspects of the essence and content of the policy at the regional level. The place and role in the policy of the subjects of the Russian Federation under modern conditions are designated. The the different approaches to the definition of the term "regional policy" are considered from the point of view of the Russian authors. The article highlights the main goals and objectives, objects and subjects of modern regional policy, the content of the basic principles is revealed in accordance with the legislation of the Russian Federation. The participants of the policy at the level of the Federation subjects have been considered, such as households, businesses, non-profit, professional and other organizations actively participating in its formation and implementation, their role is defined. The basic techniques of regional policy are described, they are classified as indirect and direct. The author has drawn conclusions and proposed recommendations for improving effeciency of the regional policy implementation in Russia.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание региональной политики: теоретические аспекты»

УДК 332.142

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© Витульева Татьяна Александровна, ассистент Улан-Баторского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, аспирант Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Е-mail: t-vituleva@mail.ru

Статья посвящена теоретическим аспектам сущности и содержания политики на региональном уровне. Обозначены место и роль политики субъектов Российской Федерации в современных условиях. Рассмотрены различные подходы к определению термина «региональная политика», с точки зрения российских авторов. Выделены основные цели и задачи, объект и субъекты современной региональной политики, раскрыто содержание основных принципов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрены такие участники политики на уровне субъектов Федерации, как домохозяйства, бизнес, некоммерческие профессиональные и иные организации, принимающие активное участие в ее формировании и реализации, определена их роль. Описаны основные методы проведения региональной политики, которые классифицируются на косвенные и прямые. Автором сделаны выводы и предложены рекомендации по улучшению эффективности реализации региональной политики в России.

Ключевые слова: региональная политика, принципы и методы региональной политики, регион.

ESSENCE AND CONTENT OF REGIONAL POLICY: THEORETICAL ASPECTS

Vituleva Tatyana A., assistant, Ulaanbaatar Branch, Plekhanov Russian University of Economics, Research Assistant, Buryat State University 24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article is devoted to theoretical aspects of the essence and content of the policy at the regional level. The place and role in the policy of the subjects of the Russian Federation under modern conditions are designated. The the different approaches to the definition of the term "regional policy" are considered from the point of view of the Russian authors. The article highlights the main goals and objectives, objects and subjects of modern regional policy, the content of the basic principles is revealed in accordance with the legislation of the Russian Federation. The participants of the policy at the level of the Federation subjects have been considered, such as households, businesses, non-profit, professional and other organizations actively participating in its formation and implementation, their role is defined. The basic techniques of regional policy are described, they are classified as indirect and direct. The author has drawn conclusions and proposed recommendations for improving effeciency of the regional policy implementation in Russia.

Keywords: regional policy, principles and methods of regional policy.

В современных условиях все большее значение приобретают вопросы, связанные с региональной политикой. Она является не последним компонентом политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Это независимая и обязательная часть правовой и политической основ общества и всего государства в целом.

Не требует освещения факт, что для России без учета территориальных интересов, особенностей и возможностей регионов не стоит регулировать неизбежные процессы социально-экономического развития страны. Для российского государства с его немалыми территориями и несоответствиями в природно-климатических условиях задача гарантии относительной равноценности экономического пространства всегда будет актуальна.

В условиях сложившихся рыночных отношений и экономической асимметрии в отношении центра и регионов, множащихся различий между ними, нецелесообразности введения преобразований без учета региональных специфик развития - наблюдается усиливающийся интерес ученых к политике субъектов Федерации. Особо важную роль в региональной экономике играет научная поддержка экономических изменений и, как следствие, создание слитного экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, а также формирование региональных рынков. Содержание региональной экономики содействует разработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.

Существует множество различных подходов к определению региональной политики. Так, Б. М. Штульберг и В. Г. Введенский обозначают ее следующим образом: «Региональная политика — это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального совершенствования субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера». Существо рассматриваемой политики сводится к тому, чтобы выгодно использовать в интересах всего общества территориальные предпосылки и факторы и сводить к минимуму негативное влияние неблагоприятных экономических и природных условий на социально-экономическое положение отдельных регионов [9]. Следует отметить, что в таком определении существенным недостатком является неполное раскрытие элементного состава названной политики.

По мнению В. Лексина и А. Швецова, региональная политика представляет собой систему действий и намерений, которая воплощает в жизнь интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. Она основывается на компромиссе между местными интересами самих регионов и региональными интересами государства [6]. Важно, что при обозначении этих позиций нельзя не учитывать необходимость взаимосвязанной реализации интересов страны и ее субъектов.

В характеристике региональной политики как термина, предложенного Н. П. Ивановым, важной составляющей выступают воспроизводимые в ней цели и интересы территории [3]. Л. М. Махова определяет содержание региональной политики с помощью сосредоточения набора экономических связей и стимулов [7].

В соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утвержденными указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г., под региональной политикой в России понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению и контролю над политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Это определение дает возможность оценить региональную политику как государственное управление территориального развития, направленное на изменение всех сфер сразу.

Для обозначения сущности региональной политики следует выявить ее основные компоненты, которые включают в себя цели и задачи, а также объект и предмет.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации (РФ) выступают:

- предоставление правовых, социально-экономических, бюджетно-финансовых и организационных принципов федерализма, разработка и создание единого экономического, финансового и правового пространства, а также обеспечение целостности Российского государства;

- разработка общих минимальных социальных стандартов и равной социальной зашиты, гарантирование социальных прав граждан, принятых Конституцией РФ, вне зависимости от экономических возможностей регионов, с помощью условного выравнивания условий социально-экономического развития регионов;

- приоритетное развитие регионов, которые имеют особо важное стратегическое и геополитическое значение для российского государства, предоставление государственной поддержки проблемным регионам и территориям с особыми географическими, национально-культурными, экономическими, финансовыми и природно-климатическими условиями;

- обеспечение гарантий для становления и развития местного самоуправления;

- ликвидация загрязнений окружающей среды и смягчение последствий возможного загрязнения.

На основании выдвинутых целей можно прийти к выводу, что важнейшей задачей региональной политики является обеспечение согласования общегосударственных интересов с региональными, а также общественных (в рамках регионов), коллективных и личных интересов людей [1].

Исследовать региональную политику стоит с точки зрения различных сфер, охватывающих как экономику, политику, так и социальное развитие и т. д. На основе своих целей и механизмов такая политика может быть экономической, демографической и др. Важным определяется тот факт, что такие политики в целом взаимосвязаны и могут иметь некоторые общие задачи.

Социально-экономическая система региона и конкретные субъекты хозяйствования выступают объектом региональной политики и играют важную роль в реализации и повышении конкурентных преимуществ территории, в том числе при решении ключевых социальных задач.

В качестве субъектов региональной политики признаются органы исполнительной власти центрального, местного уровня и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с социально-экономическим развитием региона.

Среди безусловных участников региональной политики, участвующих в ее реализации и формировании, можно выделить домохозяйства, бизнес, некоммерческие и профессиональные организации, а также иные общественные объединения.

В домохозяйствах обязательно доминируют социальные интересы, одновременно с ними присутствуют важные их характеристики — малая направленность и противоречивость. Это связано с тем, что обязательно ограничена ресурсная база для их реализации, так как преимущество одних интересов возможно только за счет ограничения удовлетворения других. Для некоммерческих организаций, профессиональных и иных общественных объединений будут также важны интересы, связанные с функционированием объектов социальной инфраструктуры, выражающие общие цели их сгруппированных членов.

Бизнес как участник региональной политики, организованный на территории субъекта РФ, может оказывать существенное влияние на его состояние и перспективы социально-экономического развития. Поэтому органам исполнительной власти следует оказывать различные виды поддержки, такие как субсидирование, смягчение налогового режима и т. д.

В связи с этим при составлении региональной политики важно определять интересы, приоритетные для разных групп ее участников. Региональные власти должны учитывать возможности всех субъектов, так как они оказывают или способны оказывать влияние на социально-экономическое развитие региона.

Для эффективного функционирования многогранной региональной политики от ее инициаторов и основных разработчиков — региональных органов власти и управления требуется точное определение принципов, на которых будут держаться связи между участниками политики субъектов Федерации.

В российских условиях, опираясь на положения Конституции РФ и федеральные законы, региональная политика должна основываться на следующих принципах:

- федерализме, дающем рациональное сочетание интересов Федерации, ее субъектов и территорий местного самоуправления, согласование приоритетов хозяйственной, культурной, финансовой, этнополитической, социальной и научно-технической политики, отношений собственности, использования земельных и других природных ресурсов;

- социально-экономической самостоятельности субъектов Федерации;

- изменение форм местного самоуправления;

- демократизации и децентрализации системы управления;

- триединстве уровней управления (федерального, регионального и местного) при сохранении центра, координирующего региональные интересы и интегрирующего их в интересы РФ;

- верховенстве федеральных законов во всех гранях сфер, отнесенных к исключительной компетенции федерального центра, а также к совместному и монолитному ведению центра и субъектов Федерации, в регулировании международных экономических и культурных связей;

- становлении национально-культурной автономии, соблюдении прав национальных меньшинств, коренных малочисленных народов [4].

При реализации утвержденных целей и определенных задач в рамках региональной политики применяются различные методы, среди которых выделяются прямые и косвенные.

В случае использования прямых методов реализации региональной политики государство выступает активным участником в капиталовложениях, которые направлены на совершенствование территориальной структуры хозяйства. В свою очередь, региональное развитие связано с административным, это является прямым участием государства в регулировании регионального развития, посредством которого происходит осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в т. ч. для поддержки проблемных регионов), посредством контрактной системы.

При косвенных методах проведения региональной политики государство стремится достичь создания соответствующего экономического «климата» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития, а также контроля над миграционными потоками через различные системы, такие как финансовая, налоговая и таможенная.

Методы косвенного регулирования регионального развития включают:

- создание фондов особого назначения развития регионов на различных уровнях, которые должны собирать финансовые ресурсы для решения региональных проблем различной степени;

- привлечение частных инвесторов в качестве гарантии решения задач и проблем политики субъектов;

- возмещение непредвиденных затрат хозяйствующим субъектам при размещении своих предприятий по районам с наличием той или иной доли риска;

- применение льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих приоритетное значение для улучшения отраслевой и территориальной структур экономики;

- применение возросших цен на экологически чистую продукцию; введение санкций по отношению к предприятиям, загрязняющим окружающую среду [2].

Для достижения поставленных целей государственной региональной политики также необходимы меры, которые носят и рекомендательный характер. К ним можно отнести подготовку мер политического, экономического и правового характера, которые будут обеспечивать независимость регионов; государственную поддержку отдельных районов и стимулирование их экономической активности. Важно создавать новые и совершенствовать существующие эффективные механизмы взаимодействия субъектов Федерации с федеральными органами власти в различных сферах, организовывать реализацию программ национального развития на разных уровнях Федерации, обеспечивать каждому гражданину России гарантированные конституционные права и свободы, защиту национальных прав личности во всех регионах и в зонах межнациональных конфликтов.

Формирование пространственной рациональной структуры экономики, справедливое территориальное и общее разделения труда, развитие эффективных и конкурентоспособных направлений специализации хозяйства и экономических связей республик и регионов, укрепление единого экономического пространства России также являются важными вопросами, обеспечение реализации которых носит приоритетный характер.

В соответствии со сложившимися геополитическими реалиями и их возрастающей ролью в реализации стратегических интересов в России важным становится не только формирование региональных и общероссийских рынков товаров, капитала и труда в рыночной инфраструктуре, но и государственная поддержка регионов с наименьшим или недостаточным экономическим потенциалом.

Особое значение при формировании государственной региональной политики необходимо уделять и внешнеэкономической деятельности, в рамках которой нужно учитывать разграничение полномочий между органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях; проводить координацию внешнеэкономических связей регионов с учетом общегосударственных интересов; способствовать плавному выравниванию условий внешнеэкономической деятельности обособленных регионов путем их государственной поддержки.

Важным моментом является и повышение экономического потенциала региона. Этого можно достичь не только с помощью развития экспортных отношений, за счет высокотехнологичных товаров, проведения политики импортозамещения, но и благодаря поддержке интересов отечественных экспортеров на внешних рынках, благодаря чему возможно закрепление их позиций на товарных мировых рынках. Значительную роль играют и меры протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке. Развитие инвестиционного климата и создание условий для эффективного привлечения иностранных капиталовложений также выступает приоритетным направлением в области реализации и повышения эффективности региональной политики [5].

В целом можно сказать, что эффект региональной политики определяется с помощью достижения баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью, а также интересами, складывающимися на региональном и национальном рынках. От проводимой в стране региональной политики зависит будущее России. В первую очередь современной политике регионов в рамках РФ необходимо внедрение разных экономических и социально-экономических реформ, а также комплексной «региональной» реформы. Такая реформа должна быть направлена на сохранение единого государства с точки зрения экономики, политики, социума и, значит, на выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, а также дальнейшее незамедлительное развитие региональных и общегосударственной экономик.

А. Е. Янтранов. Вопросы изменения институциональной среды для развития предпринимательства в Республике Бурятия

Литература

1. Алиев Б. Х., Гусейнов А. Г. Региональная политика как фактор эффективного реформирования экономики // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2011. — № 2, 26.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. — 4-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 495 с.

3. Иванов Н. П. Региональная экономическая политика: стратегия, инструментарий, эффективность (на материалах Ставропольского края): автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Волгоград, 2004. — С. 17.

4. Климанов В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. — М., 2004. — С. 44-95.

5. Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М.: Эдиториал УРСС, 2003. — С. 133-135.

6. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. — 1993. — № 9. — С. 51-52.

7. Махова Л. К. Приоритеты социально-экономической политики субъекта РФ в период рыночной трансформации (на примере Караваево-Черкесской республики): автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Ставрополь, 2005. — С. 13.

8. Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации: указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. — М.: Гелиос АРВ, 2000. — С. 17.

УДК 332(571.54)

ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

© Янтранов Александр Евгеньевич, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией региональной экономики научно-исследовательского центра Института экономики и управления Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: yantran@mail.ru

В статье кратко представлены видение проблем бизнеса в регионе, предложения по региональной экономической политике, которые направлены на стимулирование предпринимательской активности граждан, на формирование региональных институтов развития с целью обеспечения устойчивого роста в текущих сложных экономических обстоятельствах.

Ключевые слова: региональная экономика, стратегия развития, экономическая политика, бизнес, предпринимательство, региональные институты развития.

ISSUES OF CHANGES IN THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT FOR BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Yantranov Aleksandr E., PhD in Economics, head of the laboratory of regional economy, Research Center, Institute of Economics and Management, Buryat State University 24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article briefly presents a vision of the problems of business in the region, proposals on regional economic policy, which are aimed at strengthening the entrepreneurial activity of citizens, at the formation of regional institutions of development to ensure sustainable growth in the current hard economic circumstances.

Keywords: regional economy, development strategy, economic policy, business, entrepreneurship, regional institutions of development.

В последние годы вопросы развития и поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства в России ушли на второй план, уступая вопросам поддержки крупных государственных компаний, инфраструктурных проектов, предприятий военно-промышленного комплекса и сельского хозяйства. Такое смещение акцентов понятно, учитывая сложные геополитические события вокруг России.

Малый бизнес — это источник формирования новых крупных компаний, очаг инновационной деятельности, проводник быстрого решения социальных вопросов, связанных с занятостью, удобная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.