Научная статья на тему 'Актуальные проблемы внутрифирменного планирования'

Актуальные проблемы внутрифирменного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1049
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилипенко Андрей Викторович, Лазарева Оксана Сергеевна

В данной статье рассматривается актуальные проблемы развития внутрифирменного планирования на предприятия в России в условиях протекающего кризиса. Предлагается наметить основные направления изучения опыта планирования и прогнозирования на уровне экономики предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы внутрифирменного планирования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

как для самих аудиторов, так и для компании клиента. В целом, планирование аудита, как сложный и необходимый элемент аудиторской деятельности, для своего осуществления нуждается в наличии специальных знаний и навыков у аудитора, владение которыми позволяет максимально повысить эффективность проверки.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Федеральное правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. от 22.122011 № 1095) / Официальный сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс] // режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.04.2016).

2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Федеральное правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» (с изм. и доп. от 04.07.2003, 07.10.2004) / Официальный сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс] // режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.04.2016).

3. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите» (в ред. от 22.12.2011) / Официальный сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс] // режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.04.2016).

4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторская выборка» (в ред. от 07.10.2004 № 532) / Официальный сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс] // режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.04.2016).

5. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудиторским лицом» (в ред. от 19.11.2008 № 863) / Официальный сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс] // режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.04.2016).

6. Алтухова Н. В. Унификация процесса сбора аудиторских доказательств во время аудита разных участков бухгалтерского учета / Н. В. Алтухова // Universum: экономика и юриспруденция.. - №3 (14). - 2015

7. Бычкова С. М. Понятие существенности в аудите / С. М. Бычкова // Бухгалтерский учет. - № 5. - 2002.

8. Подольский В. И., Щербакова Н. С. Оценка и использование составляющих аудиторского риска / И. В. Подольский, Н. С. Щербакова // Аудиторские ведомости. - №3. - 2006.

9. Воронина Л. И. Теоретические и прикладные аспекты планирования внешнего аудита / Л. И. Воронина // Вестник финансового университета. - №5. - 2013.

© Пигарева В.С., 2016

УДК 338. 984

Пилипенко Андрей Викторович, старший преподаватель Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия Лазарева Оксана Сергеевна доцент, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Экономики и управления на предприятии» Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия

E-mail: r_pochta@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальные проблемы развития внутрифирменного планирования на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

предприятия в России в условиях протекающего кризиса. Предлагается наметить основные направления изучения опыта планирования и прогнозирования на уровне экономики предприятий

Ключевые слова

Внутрифирменное планирование, бизнес-планирование, преодоления кризиса в экономике России

Текущее развитие экономического кризиса в России несет в себе не только негативные явления, но и позволяет накапливать своего рода «драгоценный» опыт управления предприятиями. Ценность такого опыта помимо других «граней» состоит в реальной возможности испытания системы внутрифирменного планирования, в том числе бизнес - планирования на предприятии по различным параметрам.

В бизнесе задачи выживания, создания конкурентных преимуществ, обеспечения долгосрочного успешного функционирования и процветания всегда стояли и стоят особенно остро. Сегодняшние условия развития бизнеса можно назвать критическими, работать приходится в условиях неопределенности и нестабильности. Какие ситуации ждут компанию, какие факторы будут влиять на бизнес, обуславливать его развитие, какие результаты и в каком случае компания может получить, что необходимо предпринять сейчас, чтоб будущее у компании непременно было, да еще «светлое и результативное»?! Решение подобных вопросов зависит от своевременного и правильного применения принципов, методов, прочих инструментов стратегического и оперативного менеджмента, а также инструментов экономики. Прогнозирование и планирование это функции менеджмента, а также инструменты экономики. В борьбе за светлое будущее своей компании, своего бизнеса пренебрегать такими инструментами нельзя.

Планирование характеризуется системностью и комплексностью. Системность в данном случае предполагает, что планирование это некая система взаимосвязанных процессов, элементов, инструментов, которые в совокупности используются для достижения некой цели. В частности, говоря о внутрифирменном планировании, это стратегическое предвидение, обоснование, своевременная корректировка плана, его конкретизация, детальное описание деятельности хозяйствующего субъекта.

В зависимости от временных рамок планирования оно может определить как ближайшую, так и довольно отдалённую перспективу хозяйственной деятельности.

Комплексность планирования заключается в том, что в единую систему объединяются абсолютно все сферы, стороны, все составляющие хозяйствующего субъекта. Планирование взаимоувязывает вопросы ресурсного обеспечения организации и вопросы обеспечения результатов финансово- хозяйственной деятельности. Ресурсы рассматриваются в их взаимодействии, а результаты деятельности в их взаимозависимости, взаимообусловленности. Совокупность финансово - экономических ресурсов образует внутренний потенциал предприятия. Планирование внутреннего потенциала это сложный процесс, реализуемый в несколько этапов, которые образуют между собой прямую и обратную связь. Так, например, планируя и нормируя оборотные средства с целью обеспечения непрерывности, периодичности и ритмичности деятельности хозяйствующего субъекта, нельзя не учитывать обеспеченность основными производственными фондами. Необходимо учесть состояние, предельную мощность и прочие характеристики для оптимальной загрузки материально -технической базы. В то же время, планируя расширение, наращивание основных фондов, опираются на возможность их загрузки, т.е. обеспечение сырьем, спрос на продукцию. Так, планирование определяет, обосновывает целесообразность и возможность наращивания внутреннего экономического потенциала в соответствии с требуемыми рынком результатами финансово - хозяйственной деятельности.

Однако отношению к планированию и прогнозированию в РФ неоднозначное. Этому есть ряд абсолютно объективных причин. Несмотря на хорошую научную школу планирования и прогнозирования, методологическую базу наработанную в стране где экономика была полностью плановая на всех уровнях, несмотря на огромный методический инструментарий, включающий экономико - математические методы, прогнозирование заключалось лишь в переносе ранее выявленных и существующих в настоящее время тенденций, закономерностей, факторов на будущее. Эволюционный процесс развития экономических отношений игнорировался. Изменяющиеся потребности, спрос, возможности населения во внимание не брались.

В свою очередь планирование опиралось на прогнозирование. Характерен был в основном

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

нормативный метод планирования. Общество растет и развивается, а нормы оставались стационарными. Нормативный подход к планированию привел к образованию существенного дефицита различных товаров, в том числе относящихся к факторам производства. Что в результате сдерживало и рост и развитие производственных предприятий.

Негативный опыт нормативного планирования остался в прошлом, в последние годы в экономической литературе вновь заговорили о преимуществах планирования и прогнозирования на различных уровнях: предприятие, фирма, муниципалитет, государство как таковое. К тому же изучается зарубежный опыт и подходы к планированию и прогнозированию. В мировой практике прогнозирование осуществляется в двух формах:

1. Централизованное прогнозирование. Примерами стран его реализующими являются Швейцария, Канада.

2. Децентрализованное прогнозирование. Страны применяющие такую форму - США, Германия и другие.

И в том и другом случае особое внимание уделяется конъюнктурным прогнозам. Государственными службами и структурами могут быть аккумулированы данные о состоянии, тенденциях, закономерностях, о возможных изменениях состояния рынков отдельных товаров. При этом конъюнктурный прогноз определяет ожидаемый спрос, в том числе платежеспособный и ожидаемое предложение и даже возможную ценовую политику на данном рынке.

Течение кризиса в России позволило выявить следующие основные факты в отношении прогнозирования:

- рост ценности качественных прогнозов. Этот факт послужил основание для обсуждения вопроса о необходимость создания российского рейтингового агентства.

- уровень качества прогнозов в большей степени опирается на ранее сформировавшуюся репутацию, как правило, выражающуюся в успешно прогнозировавшихся ситуациях.

- появление значительного массива информации поведения субъектов рыночной среды ( различных зависимостей, корреляций,) в условиях падения большинства отраслей экономики.

В отношения планирования протекающий кризис выявил следующее:

- существенно актуализирован принцип гибкости т.е. значительно возросла актуальность связи планирования с внешним факторам деятельности субъектов экономики

- также как и в прогнозировании возросли требования к качеству планирования,

- существенно выросла зависимость качества планирования от его глубины ( сроков). Даже на государственном уроне признано уровне признано, что оптимальный срок планирования - 1 год.

- появилась возможность протестировать необходимость и экономическую эффективность организации планирования на каждом конкретном предприятии.

Безусловно, планирование если и не панацея успешного экономического роста и развития, то определенная карта, маршрут, выбранный и обоснованный, вариант развития бизнеса. Сегодня в литературе множество теоретических наработок и для индикативного и для директивного планирования как на микро, так и на макроуровне.

Планирование на любом уровне осуществляется поэтапно, и не сводится к расчету системы экономических показателей. Наряду с показателями в план обязательно включаются конкретные меры и мероприятия, которые необходимо выполнить, реализовать для достижения расчётных показателей. Однако внешняя среда непостоянна. И все внешние условия, и факторы объективно и субъективно меняются. Если объективные изменения еще можно спрогнозировать, то субъективные изменения учесть практически невозможно. С этой точки зрения планы должны не только контролироваться, но и иметь взаимность своевременной корректировки с минимальными негативными последствиями.

Конечно, чем сложнее производство, сложнее организационная структура предприятия, тем сложнее и организация планирования и разработанный план. Особые трудности могут возникнуть при конгломератном способе (форме) построения компании, когда в бизнес - портфель входят несвязанные виды деятельности, несвязанное производство (т.е. была выбрана стратегия несвязанной диверсификации).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

Предприниматели желают сегодня максимально задействовать свой экономический потенциал, свои резервы, ресурсы. На интуицию уже надеяться не приходится. Хотят предотвратить, избежать негативное развитие событий. Хотят получить максимальные финансовые и прочие результаты при рациональном, оптимально ведении хозяйственной деятельности. Организованное внутрифирменное планирование позволит решить также задачи, добиться поставленных целей.

Но и тут мы стакиваемся с объективными и субъективными проблемами:

- вопросы теории и практики прогнозирования сегодня в нашей стране проработаны недостаточно. Зарубежный опыт изучается, но не адаптирован, не внедрен;

- слабая информационная база, несмотря на массу информации, которая нас окружает выбрать своевременную, адекватную и точную практически невозможно. Часть информации вообще закрыта:

- «кадровый голод». Специалистов по прогнозированию как на макро, так и на микроуровнях нет. Значение теории математических методов не обуславливает их адаптацию и широкого применения на практике. Либо наоборот, планированием и прогнозированием занимаются работники, не знающие формализованных методов и приемов;

- для выполнения некоторых прогнозов и разработки планов требуются существенные затраты. Речь идет не только о финансовых, но и о временных, трудовых и прочих ресурсах;

- вероятностный характер прогнозов. Требуется не только построить прогноз, но и оценить вероятность его исполнения. В результате и планы могут носить не точный характер, но должны иметь возможность своевременной корректировки;

- разрыв между теоретиком, составляющим прогноз и план, и практиком, реализующим план. Хотя во внутрифирменный план входят меры и мероприятия по его реализации, по достижению цифр и результатов, заложенных в план, но эти меры и мероприятия, как правило, формирует опять же экономист - менеджер.

Составной частью внутрифирменного планирования является бизнес - планирование. В свою очередь бизнес - планирование может рассматриваться и как самостоятельное направление деятельности.

Являясь составляющей функции системы управления предприятием в её первой стадии, бизнес-планирование испытывает повышенное влияние следующих факторов:

- рост уровня неопределенности внешней среды,

- рост роли социальных процессов в планировании,

- смещения акцента интересов в сторону краткосрочного (оперативного) планирования при принятии управленческих решений,

-рост требований к качеству прогнозов и составленных на их основе планов.

В современных кризисных условиях одним из наиболее актуальным направлением развития большинства экономической систем стал поиск дополнительных резервов для целей повышения эффективности бизнеса.

Имея соблазн отказаться от всех видов планирования, кроме оперативного (аналогичный опыт управления бизнесом реализовывался в 90-е годы прошлого столетия, когда бизнес-планированию отводилось второстепенное значение), часть руководителей предприятий вынуждены оценивать экономическую эффективность расходов на организацию планирования. Альтернативой научным методам планирования и прогнозирования в этом случае выступает интуиция. Фактор экономической эффективности планирования стал иметь существенную, если не главенствующую роль при оценки функции планирования.

Организаторы планирования на предприятиях - сотрудники плановых служб и отделов на предприятии, вынуждены реагировать на появившиеся с течением кризиса вызовы. Реакция ответственных за организацию бизнес-планирования как процесса, прежде всего, направлена на повышение эффективности «отдачи» от понесенных затрат. В этом же направление действуют и собственники предприятия.

Проверку на актуальность в условиях кризиса проходят и принципы гибкости и непрерывности в бизнес-планирование.

На что же необходимо обратить внимание в части бизнес-планирования в сегодняшних условиях?

Первое, на что необходимо обратить внимание - это методы снижения уровня неопределенности при составлении прогнозов в бизнес-планирование. Снижение уровня неопределенности, как известно, ведет к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

снижению уровня рисков в деятельности предприятия. В условиях конкретного бизнеса, действия в этом направлении, существенно активизируются за счет расширения объёма информации поступающего из различных источников. По направлениям получения эти потоки «расширенной» информации можно характеризовать следующим образом:

- рост количества изучаемых мнений экспертов и аналитических материалов из внешней среды на макроуровне, мезоуровне и микроуровне. На макроуроне и мезоуровне - это всевозможные официальные и неофициальные прогнозы, высказывания представителей власти, действующих политиков, рейтинги различных агентств как отечественных так и зарубежных, анализ ситуации за время течения кризиса и т.п. На микроуровне - это мнение специалистов, менеджеров предприятий- аналогов, предприятий конкурентов по различным вопросам, связанной с оценкой, анализом и предпринимаемыми мерами. По получаемой информации можно проводить ревизию степени факторов влияния внешней среды на деятельность предприятия;

- рост направлений исследований внутренний среды предприятия. При этом могут быть исследованы такие направления поиска резервов повышения эффективности функционирования предприятия как например: дополнительные возможности использования персонала предприятия по неосновным специальностям, альтернативное использование помещений предприятия, повышения времени эксплуатации оборудования и т.п. Расширения количества применяемых методов планирования и прогнозирования, и, в частности, бизнес-планирования. Очевидно, что показатель полученный экспертным методом, будет более достоверным если будет проверен одним из статистическим методов или наоборот.

В целом изучение этой плоскости процесса бизнес-планирования существенно зависит от мотивировки и квалификации самого персонала подразделений осуществляющих функцию планирования на предприятии.

Вторая по значимости «грань» изучения процесса планирования бизнеса в условиях кризиса, который как уже отмечалось, фактически изучается руководством предприятий - экономическая эффективность самого процесса планирования, его доля в добавленной стоимости предприятия, повышение его отдачи как от инструмента управления. Эта плоскость изучения планирования не столь актуальная в условиях относительно стабильной среды, но с течением кризиса резко повышает свой статус. Здесь просматриваются такие основные тенденции развития:

1. Снижение затрат на процесс бизнес-планирования при одновременных попытках увеличения отдачи. В этой плоскости интерес вызывают такие детали:

- критерии оценки эффективности процесса планирования и прогнозирования в целом и в частности бизнес-планирования,

- используемые инструменты управления процессом эффективности бизнес-планирования,

- появившиеся в процессе течения кризиса виды взаимодействия с другими функциями предприятия, особенно с подразделениями финансово- экономического блока: бухгалтерий, подразделением по управлению персоналом и другими,

- пригодность используемых программных продуктов созданных как для бизнес-планирования, так и для анализа финансового - хозяйственной деятельности предприятия

- необходимость оценки качества используемых стандартов,

( требований),инструкций и шаблонов, методик расчетов и других инструментов используемых в технологии бизнес-планирования.

2. Оптимизация самого объема исследований в рамках процесса планирования и прогнозирования в части будущей отдачи от них, т.е. работа на «будущие» кризисы. Этот объем не должен приносить существенного прироста затрат и должен одновременно обеспечивать необходимый объем информации на конкретном предприятии.

Управление изучением этой плоскости процесса бизнес -планирования прерогатива руководителей плановых подразделений, топ-менеджеров, руководителей предприятий.

Особо отметим следующую ситуацию. Сегодняшний выпускник Вуза (будь то специалист, бакалавр, магистр) имеет достаточно скудные знания о планировании. Практического опыта по планированию и прогнозированию не имеет вообще. В компаниях, как правило, наставников в лице экономистов уже нет. Эпоха сменилась. Вот и имеем такое противоречие: знаем точно заниматься планами и прогнозами надо; но

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

не будем, потому что некому. Крупные компании, назовем их «наследники системы централизованного планирования» еще как то решают все эти проблемы. Программные продукты, используемые ими 1С, Парус, СААБ, Галактика позволяют встроить блок математических методов по составлению планов и прогнозов. Малый и средний же бизнес, экономя на всем, вообще лишены возможности внутрифирменного планирования. Вся экономика таких фирм сведена к банальному учету финансовых результатов хозяйственной деятельности. И полностью отсутствует экономист как «мозг организации», который бы определял, в каком направлении, с какими затратами и результатами фирме можно и нужно идти.

Проблемы внутрифирменного планирования обозначены. Но решать их надо не только в рамках одной, конкретной фирмы. Речь идет о взаимодействии государства, в лице определенных организаций, ведомств и частного сектора экономики. Одна из актуальных задач заключается в том, что необходимо наладить систему государственного прогнозирования, как минимум оценки возможных состояний конкретных рынков, определение тенденций и закономерностей развития рынков различных товаров на разных территориях страны. В настоящее же время оценка состояния этих рынков проводится на основе ретроспективного анализа, с минимальным учетом выявленных резервов.

В целом изучая текущее развитие процесса бизнес - планирования можно предположить, что, как и в других сферах деятельности, российская экономическая система, в результате выпавших на её долю испытаний, не только с достоинством их перенесёт, но и получит «драгоценный» опыт который позволит ей стать еще сильнее и востребование. Накопленный материал управления предприятием в условиях кризиса несомненно будет востребован, и те кто создаст соответствующие информационные базы получит дополнительный резерв для формирования конкурентных преимуществ.

Список использованной литературы:

1. Е.Гурвич, И. Прилепский. / Влияние финансовых санкций на российскую экономику/ Вопросы экономики, 2016. №1.;

2. А. Бузгалин, А.Колганов /Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века Вопросы экономики . 2016. №1

3. Пилипенко А.В., Лазарева О.С. Субъекты малого предпринимательства: понятие и классификация. / The Seventh International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. 2015. С. 47-52.

© Пилипенко А.В., Лазарева О.С, 2016

УДК 364.042

Прихожденко Анастасия Витальевна

Магистрант, НИ ТГУ, г. Томск, РФ E-mail: nancy.prikhozhdenko@gmail.com Ложникова Анна Владимировна Профессор, доктор экон. наук, НИ ТГУ, г. Томск, РФ

E-mail: tfg@mail.ru

РАСХОДЫ НА ПЕРСОНАЛ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В РБК-500: СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО?

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе исследования в контексте численности персонала и расходов на персонал была проанализирована информация о первых 100 компаниях рейтинга РБК-500. В результате был сформирован TOP всего из 20 российских компаний, не скрывающих от общественности реальные цифры своих расходов на персонал. Анализ абсолютных и относительных показателей, связанных с численностью персонала и расходами на него, а также выработки на одного сотрудника, выявляет разных лидеров рейтингов.

Ключевые слова

РБК-500, расходы на персонал, компания, численность персонала, выработка на одного сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.