Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНЗОРОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНЗОРОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕНЗУРА КОРРЕСПОНДЕНЦИИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ И ОБВИНЯЕМЫЕ / ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рысев Алексей Андреевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с несовершенством законодательства РФ в области обеспечения права лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на переписку, а также организации деятельности должностных лиц по ее цензуре. Затронуты актуальные проблемы, которые служат причинами написания жалоб гражданами в связи с изъятием входящей и исходящей корреспонденции. Целью исследования явилась разработка предложений для внесения изменений в действующее законодательство в сфере уголовно-исполнительной системы для устранения проблем в практической деятельности сотрудников оперативно-розыскной деятельности. В процессе исследования проводилось анкетирование действующих сотрудников учреждений и органов УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рысев Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS IN THE ACTIVITIES OF CENSORS OF PRE-TRIAL DETENTION CENTERS AND CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article examines the imperfection of the legislation of the Russian Federation in the field of ensuring the right of persons held in institutions of the penal system to correspondence, as well as the organization of the activities of officials to censor it. The actual problems that serve as the reasons for writing complaints by citizens in connection with the withdrawal of incoming and outgoing correspondence are touched upon. The purpose of the study was to develop proposals for making changes to the current legislation in the field of the penal enforcement system, to eliminate problems in the practical activities of operational investigative officers. In the course of the study, a questionnaire was used of current employees of institutions and bodies of the criminal justice system.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНЗОРОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 343.98

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/3(52)/150-157

А. А. Рысев

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНЗОРОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с несовершенством законодательства РФ в области обеспечения права лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на переписку, а также организации деятельности должностных лиц по ее цензуре. Затронуты актуальные проблемы, которые служат причинами написания жалоб гражданами в связи с изъятием входящей и исходящей корреспонденции. Целью исследования явилась разработка предложений для внесения изменений в действующее законодательство в сфере уголовно-исполнительной системы для устранения проблем в практической деятельности сотрудников оперативно-розыскной деятельности. В процессе исследования проводилось анкетирование действующих сотрудников учреждений и органов УИС.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; цензура корреспонденции; исправительные учреждения; следственные изоляторы; подозреваемые и обвиняемые; осужденные.

Для цитирования: Рысев А. А. Актуальные проблемы в деятельности цензоров следственных изоляторов и исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. 2022. № 3 (52). С. 150-157. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/3(52)/150-157.

A. A. Rysev

ACTUAL PROBLEMS IN THE ACTIVITIES OF CENSORS OF PRE-TRIAL DETENTION CENTERS AND CORRECTIONAL

INSTITUTIONS

The article examines the imperfection of the legislation of the Russian Federation in the field of ensuring the right of persons held in institutions of the penal system to correspondence, as well as the organization of the activities of officials to censor it. The actual problems that serve as the reasons for writing complaints by citizens in connection with the withdrawal of incoming and outgoing correspondence are touched upon. The purpose of the study was to develop proposals for making changes to the current legislation in the field of the penal enforcement system, to eliminate problems in the practical activities of operational investigative officers. In the course of the study, a questionnaire was used of current employees of institutions and bodies of the criminal justice system.

Keywords: operational search activity; censorship of correspondence; correctional institutions; pre-trial detention centers; suspects and accused; convicted.

For citation: Rysev A. A. Actual problems in the activities of censors of pre-trial detention centers and correctional institutions. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the

© Рысев А. А. 2022

© Rysev A. A., 2022

Kuzbass Institute], 2022, no. 3 (52), 3914/2022/3(52)/150-157.

Законодательство в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) предусматривает право лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и осужденных к лишению свободы, на переписку, которая подлежит обязательной цензуре, в связи с чем в оперативных подразделениях учреждений осуществляется отдельное направление деятельности по-обеспечению данной процедуры. Чаще всего функции цензуры входящей и исходящей корреспонденции от лиц, содержащихся под стражей и осужденных к лишению свободы, выполняют младшие инспекторы по проверке и доставке писем. В учреждениях с небольшим лимитом наполнения, где в штате оперативных подразделений отсутствуют должности младших инспекторов, данное направление деятельности приказом начальника учреждения возлагается на оперативного сотрудника.

В последнее время количество входящей и исходящей корреспонденции, направляемой указанной категорией граждан, растет. Согласно статистическим данным сервиса «ФСИН-письмо», только за первый квартал 2022 г. было доставлено 426921 письмо. За этот же период прошлого года было доставлено 398515 писем [6]. Очевиден рост, несмотря на снижение количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС, где по состоянию на 1 июня 2022 г. их количество насчитывает 466957 [3]. Это обусловлено прежде всего работой, проводимой всеми отделами и службами аппаратов управлений территориальных органов, а также подразделениями учреждений, направленной на реализацию решения Совета Безопасности Российской Федерации 2020 г. по исключению средств сотовой связи и их комплектующих на территории исправительных учреждений и следственных

p. 150-157. https://doi.org/10.53993/2078-

изоляторов, и ужесточением уголовно-исполнительного законодательства в сфере дисциплинарной практики в отношении осужденных за доставку, хранение и использование запрещенных предметов. Увеличение числа входящей и исходящей корреспонденции неразрывно связано с данным процессом, что повлекло за собой соответствующее увеличение нагрузки на оперативные подразделения учреждений. В данном исследовании будет идти речь о недостаточном нормативном урегулировании данной деятельности. Указанная проблема влечет за собой большое количество обращений в виде жалоб на деятельность администрации мест содержания под стражей УИС и исправительных учреждений со стороны спецконтингента и их родственников, обжалующих необоснованный отказ в доставке и отправке корреспонденции. Только за 1 квартал 2022 г. количество таких обращений выросло на 65 % и составило 227, тогда как за аналогичный период прошлого года поступило 137 (см. обзор ГОУ ФСИН России № исх-2-38044 от 10.06.2022 «О рассмотрении обращений, поступивших в ГОУ ФСИН России»). Причем из всех категорий основных вопросов, содержащихся в поступивших обращениях, исходя из критерия количества, вопрос цензуры корреспонденции оказался на втором месте после обеспечения личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Чаще всего обращения поступали в УФСИН России по Республике Мордовия (12), Республике Коми (11) и ГУФСИН России по Красноярскому краю. Увеличение объема поступивших жалоб в адрес администрации учреждений УИС существенно затрудняет работу отделов и служб, а также негативно сказывается на оперативной обстановке за счет накап-

ливающегося недовольства в среде осужденных.

Существенной причиной написания жалоб со стороны спецконтингента является не в полном объеме сформированный перечень информации, подлежащий изъятию, а также тот факт, что имеющийся список регламентирован нормативным правовым актом ограниченного распространения. Кроме того, организация деятельности должностных лиц по проверке и доставке писем в учреждениях также нуждается в дополнении и переработке.

Так, в соответствии с п. 88 приказа Минюста России от 14.10.2005 № 189 (ред. от 02.09.2021) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» письма и телеграммы, адресованные находящимся на свободе подозреваемым и обвиняемым, потерпевшим, свидетелям преступления, содержащие какие-либо сведения по уголовному делу, оскорбления, угрозы, призывы к расправе, совершению преступления или иного правонарушения, информацию об охране СИЗО, его сотрудниках, способах передачи запрещенных предметов и другие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело. На наш взгляд, не совсем верно законодатель ограничил круг лиц, которым запрещено отправлять письма с указанной информацией, отметив лишь субъектов уголовного процесса. Оскорбления, угрозы, призывы к расправе, совершению преступления или иного правонарушения, информация об охране СИЗО, его сотрудниках, способах передачи запре-

щенных предметов — недопустимость подобного рода информации должна также распространяться и на адресатов, не имеющих отношение к уголовному процессу, в том числе родственников и иных лиц. Вместе с тем информация, которая может негативно повлиять на оперативную обстановку в учреждении, в частности, о происшествиях на территории следственного изолятора, перемещениях подследственных по камерам, организации служебной деятельности должностных лиц и т. д., также должна подвергаться изъятию. Иная же информация, которая может статьи причиной осложнения обстановки в учреждении уголовно-исполнительной системы, подлежит изъятию, на наш взгляд, только после комиссионной оценки сотрудников, в состав которой должны входить представители оперативно-режимных служб. Председателем такой комиссии должен быть заместитель начальника учреждения, курирующий вопросы режима и оперативной работы. Представляется, на наш взгляд, что п. 88 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов должен быьт сформулирован следующим образом: письма и телеграммы, адресованные находящимся на свободе подозреваемым и обвиняемым, потерпевшим, свидетелям преступления и иным лицам, содержащие какие-либо сведения по уголовному делу, оскорбления, угрозы, призывы к расправе, совершению преступления или иного правонарушения, информацию об охране СИЗО, случившихся происшествиях, организации служебной деятельности, сведения о должностных лицах, способах передачи запрещенных предметов и другие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления или правонарушения, а также иным образом негативно повлиять на оперативную обстановку в учреждении, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или

иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются в случае необходимости лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело. Под передачей информации лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело «в случае необходимости» имеется в виду предварительное уведомление указанных субъектов, сопряженное с согласием на такую отправку, чтобы нивелировать увеличение нагрузки на орган предварительного расследования.

Интересным представляется мнение В. И. Руднева, что переписка лиц, содержащихся под стражей, не должна быть подвержена цензуре, поскольку такие граждане не являются виновными, вследствие чего на них не могут в полной мере распространяться ограничения в отношении осужденных, в частности цензура [5, с. 74]. Мы вынуждены не согласиться с этим, так как основной задачей СИЗО является осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу, а также обеспечение правопорядка и законности, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории. Данные задачи были изложены в приказе Минюста РФ от 25.01.1999 № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», утратившем силу, однако данные задачи по-прежнему актуальны, и их выполнение невозможно без контроля за перепиской подследственных.

П. 87 рассматриваемого ведомственного нормативного правового акта не закрепляет конкретного срока перевода письма, содержание которого составлено на иностранном языке, и лишь указывет, что срок может быть увеличен на время, необходимое для перевода.

Таким образом, законодатель ограничил право подозреваемых и обвиняемых, являющихся иностранными гражданами, на разумный срок осуществления переписки. Нельзя не согласиться с мнением А. А. Ашина и К. В. Капустина, что срок перевода корреспонденции на государственный язык РФ или государственный язык субъекта РФ должен составлять не более семи рабочих дней, как это регламентировано ч. 2 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ [1, с. 8].

Более сложная картина складывается из правоотношений в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы в части, касающейся переписки осужденных, с одной стороны, и цензуры корреспонденции конкретными должностными лицами исправительных учреждений — с другой. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими право осужденных на переписку, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст. 91), а также глава 11 приказа Минюста России от 16.12.2016 (ред. от 22.09.2021) № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Что касается информации, подлежащей изъятию при отправке или доставке корреспонденции, то, в отличие от Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, законодатель в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы вообще не предусмотрел такой перечень. Такой пробел в праве служит основной причиной для написания жалоб в связи с блокировкой входящих и исходящих писем осужденных.

Перечень информации, подлежащий изъятию, также дополнен приказом Минюста России от 16.08.2006 № 264-дсп «Об утверждении инструкции по цензуре корреспонденции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО УИС и осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в учреждениях УИС». Не совсем понятно, почему законодатель так разбросал дан-

ный перечень, и отсутствие возможности гражданам с ним ознакомиться подтверждает повод для написания жалоб. На наш взгляд, указанный перечень подлежит обязательному анализу, обобщению и закреплению в Правилах внутреннего распорядка. Кроме того, отмеченный список информации нуждается в дополнении, так как в последнее время на практике должностные лица сталкиваются с проблемой отправки и получения корреспонденции от так называемых нежелательных организаций, деятельность которых признана судом экстремистской, международных и иных организаций, которые в соответствии с законодательством РФ являются террористическим, а также некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного государства. Согласно данным, представленным на официальном сайте ФСБ РФ, по состоянию на 22 апреля 2022 г. в единый федеральный список организаций, в том числе международных и иностранных организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими, входит 39 таких групп [2]. Из информации, приведенной на официальном сайте Министерства юстиции РФ, следует, что на 24 июня 2022 г. в единый перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в Российской Федерации, входит 91 такая организация, а также 162 человека и организаций, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента [4].

В первом случае законодатель в части, касающейся получения лицами, содержащимися под стражей, а также осужденными к лишению свободы, литературы, которая внесена в федеральный список экстремистских материалов, урегулировал ведомственными нормативными правовыми актами запрет на их

доставку на территорию следственных изоляторов и исправительных учреждений. Однако получение писем от организаций, в том числе издающих такую литературу, и отправка писем в их адрес в настоящее время не регламентированы. Кроме того, законодательство, регулирующее деятельность уголовно-исполнительной системы, запрещает выдавать письма, которые содержат в себе призывы к экстремистской или террористической деятельности, поскольку они образуют состав преступления, но цензорам приходится блокировать письма, которые содержат обсуждения экстремистской и террористической деятельности с позиции одобрения (например, «Свидетели Иеговы»: деятельность организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» признана Верховным Судом Российской Федерации экстремистской и запрещена), хотя просто обсуждение законом не запрещено. Подобная ситуация складывается в отношении физических и юридических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Проблема нахождения указанных субъектов в контакте с подследственными и осужденными, в большей степени той категорией, уголовное дело которых связано с политической деятельностью, создает потенциальную угрозу обществу и государству, а также негативно отражается на оперативной обстановке в учреждении УИС. Указанные субъекты чаще всего пытаются повлиять на правосознание граждан, нивелировать достижение целей уголовного наказания, сущность меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам проведенного анкетирования практических работников следственных изоляторов и исправительных учреждений было установлено, что основной проблемой в деятельности по осуществлению цензуры корреспонденции является отсутствие правовых норм и последовательности законодательства в условиях постоянного изме-

нения складывающихся общественных отношений в части информации, направляемой в письмах в адрес спецконтингента. В качестиве наглядного примера рассмотрим ситуацию, когда в адрес подследственного или осужденного направляется письмо с информацией о событиях на Украине, полученная из неофициальных источников, где излагаются искаженные сведения. Складываются обстоятельства, при которых, с одной стороны, указанную в качестве примера информацию невозможно отнести к категории «о готовящемся или совершенном преступлении», с другой стороны, доставить ее в руки спецконтингента также нельзя, поскольку в условиях ограниченной возможности получения сведений в местах изоляции данные письма могут сформировать неправильное представление о каких-либо событиях, что, в свою очередь, может послужить причиной совершения противоправных действий. Блокировка таких писем служит причиной массовых недовольств в среде подследственных и осужденных, а также написанию многочисленных жалоб. Предлагается в данном случае внести изменения в ведомственные нормативные правовые акты, а именно — в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, воспитательных колоний и следственных изоляторов, включив туда правовую норму, устанавливающую конкретных субъектов, переписка с которыми запрещена. Кроме того, категорию подлежащей изъятию информации «о готовящемся или совершенном преступлении» следует изменить на «о готовящемся или совершенном правонарушении и преступлении». На наш взгляд, информация, не образующая состав преступления, но имеющая признаки администра-

тивного правонарушения, также должна блокироваться цензорами учреждений УИС.

Еще одной важной проблемой в организационном плане в деятельности должностных лиц, осуществляющих цензуру корреспонденции, является изъятие писем, в которых указана запрещенная информация. Данный процесс не урегулирован до конца законодательно, что в практической деятельности создает определенные трудности. Речь идет о сроках хранения изъятых писем и порядка уничтожения. На практике зачастую складывается ситуация, когда корреспонденцию негде хранить, но требуется, поскольку эти материалы необходимы при ведомственной проверке или осуществлении прокурорского надзора в рамках рассмотрения обращений граждан, направленных на обжалование действий должностных лиц по изъятию писем. Представляется, что срок хранения изъятой корреспонденции не должен превышать трех месяцев со дня составления акта об изъятии.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что нормативные правовые акты, закрепляющие право подозреваемых, обвиняемых и осужденных на переписку, а также регламентирующие деятельность должностных лиц по ее цензуре, не в полном объеме урегулированы, что затрудняет исполнение обязанностей и служит причиной многочисленных жалоб со стороны граждан. Перечень информации, подлежащий изъятию, должен быть переработан и дополнен таким образом, чтобы был исключен исчерпывающий характер, поскольку это необходимо в условиях развития общества, а также закреплен в правилах внутреннего распорядка, в зависимости

от вида исправительного учреждения. Литература

1. Ашин, А. А., Капустин, К. В. Правовое регулирование цензуры корреспонденции в учреждениях ФСИН России // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. — 2014. — № 2 (2). — С. 6-10.

2. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими // ФСБ России: официальный сайт. — URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.html (дата обращения: 22.06.2022).

3. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // ФСИН России: официальный сайт. — URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ (дата обращения: 02.06.2022).

4. Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Министерство юстиции РФ: официальный сайт. — URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (дата обращения: 24.06.2022).

5. Руднев, В. И. О реализации лицами, содержащимися под стражей, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений // Журнал российского права — 2006. — № 3. С. 72-77.

6. Специальные электронные системы // ФСИН-письмо: официальный сайт. — URL: https://fsin-pismo.ru/client/app/letter/create (дата обращения: 21.05.2022)

References

1. Ashin A. A., Kapustin K. V. Pravovoe regulirovanie cenzury korrespondencii v uchrezhdenijah FSIN Rossii [Legal regulation of censorship of correspondence in institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Penitenciarnoe pravo: ju-ridicheskaja teorija i pravoprimenitel'naja praktika [Penal Law: Legal theory and Law Enforcement Practice], 2014, no. 2 (2), p. 6-10.

2. Edinyj federal'nyj spisok organizacij, v tom chisle inostrannyh i mezhdunarodnyh or-ganizacij, priznannyh v sootvetstvii s zakonodatel'stvom Rossijskoj Federacii terroris-ticheskimi [Unified federal list of organizations, including foreign and international organizations, recognized in accordance with the legislation of the Russian Federation as terrorist]. The Federal Security Service of Russia: official website. URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.html (accessed 6/22/2022).

3. Kratkaja harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [Brief description of the penal system of the Russian Federation]. The Federal Penal Service of Russia: official website. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya% 20har-ka% 20UIS/ (accessed date: 6/2/2022).

4. Perechen' obshhestvennyh ob#edinenij i religioznyh organizacij, v otnoshenii kotoryh sudom prinjato vstupivshee v zakonnuju silu reshenie o likvidacii ili zaprete deja-tel'nosti po osnovanijam, predusmotrennym Federal'nym zakonom ot 25.07.2002 № 114-FZ "O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti" [List of public associations and religious organizations in respect of which the court made a decision that entered into force to liquidate or prohibit activities on the grounds provided for by the Federal Law of 25.07.2002 No. 114-FZ "On Countering Extremist Activities"]. Ministry of Justice of the Russian Federation: official website. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (accessed date: 6/24/2022).

5. Rudnev V. I. O realizacii licami, soderzhashhimisja pod strazhej, prava na tajnu perepiski, telefonnyh peregovorov, pochtovyh, telegrafnyh i inyh soobshhenij [On the exercise by persons in custody of the right to secrecy of correspondence, telephone

conversations, postal, telegraph and other messages]. Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law], 2006, no. 3, p. 72-77.

6. Special'nye jelektronnye sistemy [Special electronic systems]. FPS letter: official website. URL: https://fsin-pismo.ru/client/app/letter/create (accessed 5/21/2022).

Сведения об авторе

Алексей Андреевич Рысев: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой и физической подготовки. E-mail: alex_rysev@inbox.ru

Information about the author

Alexey A. Rysev: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Combat and Physical Training. E-mail: alex_rysev@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.