Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чимитдоржиев Жан Жанович, Золотова Яна Владимировна, Мешкова Галина Владимировна, Макушкин Сергей Анатольевич, Аралова Елена Викторовна

В статье освещена актуальная проблематика социальных аспектов и тенденций развития управления в современных организациях. Раскрыты сущность понятий «организация» и «управление» как социальных феноменов. Управление современными организациями рассмотрено с позиции системного и системно-деятельностного подходов. Показано, что в социальном управлении ведущими компонентами управления выступают люди как субъекты социальных групп и организаций. Информатизация сферы производства и общественных отношений сегодня оказывает огромное влияние на развитие организации и системы социального управления. Раскрыта сущность информационного управления и его роли в современных организациях. Отмечено, что информационное управление может носить манипулятивный характер, что приводит к рискам информационных противоречий и к угрозе информационной безопасности объектов управления. Раскрыты преимущества информатизации и цифровизации процессов управления современными организациями. Показано, что наблюдается переход от традиционной управленческой парадигмы к инновационному типу публичного управления, который предъявляет новые требования к личности субъекта управления. Отмечена роль информационной и правовой компетенций субъекта управления в современных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чимитдоржиев Жан Жанович, Золотова Яна Владимировна, Мешкова Галина Владимировна, Макушкин Сергей Анатольевич, Аралова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF MANAGEMENT IN MODERN ORGANIZATIONS: SOCIAL ASPECTS AND MAIN DEVELOPMENT TRENDS

The article highlights the current issues of social aspects and trends in the development of management in modern organizations. The essence of the concepts of «organization» and «management» as social phenomena are revealed. The management of modern organizations is considered from the standpoint of system and system-activity approaches. It is shown that in social management the leading components of management are people as subjects of social groups and organizations. Informatization of the sphere of production and social relations today has a huge impact on the development of the organization and the system of social management. The essence of information management and its role in modern organizations is revealed. It is noted that information management can be manipulative, which leads to the risks of information contradictions and a threat to the information security of control objects. The advantages of informatization and digitalization of management processes in modern organizations are revealed. It is shown that there is a transition from the traditional management paradigm to an innovative type of public administration, which imposes new requirements on the personality of the subject of management. The role of informational and legal competences of the subject of management in modern organizations is noted.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Актуальные проблемы управления в современных организациях: социальные аспекты и основные тенденции развития

Чимитдоржиев Жан Жанович,

кандидат медицинских наук, доцент, Дальневосточный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Дальневосточная государственная академия физической культуры E-mail: jeanjean@mail.ru

Золотова Яна Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и таможенное дело» ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» E-mail: rozohka@mail.ru

Мешкова Галина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационного предпринимательства, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана E-mail: gvmeshkova@bmstu.ru

Макушкин Сергей Анатольевич,

кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный социальный университет E-mail: S_makin2009@mail.ru

Аралова Елена Викторовна,

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии, литературы и непрерывного казачьего образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» E-mail: arlenk@yandex.ru

та сущность информационного управления и его роли в современных организациях. Отмечено, что информационное управление может носить манипулятивный характер, что приводит к рискам информационных противоречий и к угрозе информационной безопасности объектов управления. Раскрыты преимущества информатизации и цифрови-зации процессов управления современными организациями. Показано, что наблюдается переход от традиционной управленческой парадигмы к инновационному типу публичного управления, который предъявляет новые требования к личности субъекта управления. Отмечена роль информационной и правовой компетенций субъекта управления в современных организациях.

Ключевые слова: организация, система управления, субъект управления, объект управления, информационное управление, публичное управление.

В статье освещена актуальная проблематика социальных аспектов и тенденций развития управления в современных организациях. Раскрыты сущность понятий «организация» и «управление» как социальных феноменов. Управление современными организациями рассмотрено с позиции системного и системно-деятельностного подходов. Показано, что в социальном управлении ведущими компонентами управления выступают люди как субъекты социальных групп и организаций. Информатизация сферы производства и общественных отношений сегодня оказывает огромное влияние на развитие организации и системы социального управления. Раскры-

205

Социальные аспекты проблем и тенденций развития системы управления в современных организациях являются предметом научных дискуссий в силу их высокой теоретической и практической значимости для решения приоритетных задач развития организаций как части социальной системы и общества в целом. Управление в современных организациях как предмет исследования рассматривается с позиции системного подхода, который позволяет анализировать функционально-динамические особенности организации как социальной системы, многофакторную природу внешнего влияния на систему управления организации, а также комплекс внутренних структурных элементов, входящих в организацию и оказывающих влияние на специфику развития системы управления. Анализ современных проблем и перспектив развития современной организации предполагает понимание того, что «организация - это специфический и достаточно сложный социальный объект, который в наиболее концентрированном виде фокусирует в себе многие свойства социальных систем, а также наиболее отчетливо отражает проблемные ситуации, имеющие как научное, так и прикладное значение» [7, с. 161].

Междисциплинарный характер понятия управления заключается в том, что оно используется в различных дисциплинах научного знания, в самом общем виде обозначая функцию поддержания определенной структуры и режима деятельности, реализацию программ и целей, которая присуща организованным системам разного вида, в частности биологическим, техническим, социальным и др. В отличие от других видов организованных систем, в социальном управлении ведущими компонентами управления выступают люди как субъекты социальных групп и организаций, либо организационные социальные общности в целом. Ведущими категориями социального управления являются «организация», «субъект и объект управления», которые исследуются как управляющая и управляемая системы (подсистемы)

организации, в комплексе взаимосвязей, образующих систему управления организации. Организация с этих позиций понимается как «социальное образование, которое неизбежно возникает в виде коллективного субъекта целе-достижения в процессе и по поводу совместной деятельности [7, с. 164]. При этом социальные субъекты находятся в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать как субъектами, так и объектами процесса управления. Субъектом управления социальными системами в общем случае выступают «структурно-обозначенные объединения людей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность» [4, с. 56]. Объектом управления в организации выступают «отдельные люди или социальные группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления» [4, с. 56].

С позиции системно-деятельностного подхода современное понятие «управление» отражает процесс координации различных деятельностей субъектов и объектов управления с учетом их целей и задач, условий выполнения, типов принятия решений, способов и этапов реализации этих решений, а также стиля управленческой деятельности в организации [7; 8]. Основной целью управления с этих позиций является «заранее обозначенное, запрограммированное состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет решить нужную задачу» [4, с. 56]. Важными функциями управления функционированием любой организации являются функции планирования, принятия управленческих решений и контроль их выполнения на основе анализа необходимой информации [7; 8]. С другой стороны, учитывая социальную природу организации, следует отметить, что достижение ее целей связано «во-первых, с определенным ограничением свободы людей, участвующих в совместной деятельности; во-вторых, в переориентации их изначальной активности в определенное

206

социально приемлемое русло; в-третьих, в контроле за использованием заданных форм проявления этой активности; наконец, в закреплении и воспроизводстве работающих образцов поведения и деятельности в создаваемой или функционирующей организации» [7, с. 162].

Одним из ведущих факторов, определяющих развития современной организации, является ее функционирование в условиях информационного общества и информатизации общественных отношений. Информационное общество представляет «систему связей и отношений между индивидами, основанную на обмене информацией в социальной и экономической деятельности» [6, с. 114], а информатизация отражает процесс использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации, в котором интегрированы социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы. Поэтому управление современными организациями предполагает высокий уровень информационного обеспечения, развитые информационные и телекоммуникационные технологии информационного обмена и информационной обратной связи.

Ведущие тенденции развития управления современными организациями определяются информатизацией и циф-ровизацией процессов управления, автоматизацией процессов принятия решений, которые позволяют повысить эффективность управления организацией. За последние десятилетия цифровые системы управления и системы сбора и анализа данных прочно закрепились в организациях бизнес-среды и органов власти. Преимущества данных процессов заключаются в том, что «цифровизация позволяет снизить риски в управлении и нивелировать неполноту информации при принятии решений. При соблюдении норм информационной безопасности цифровизация способна обеспечить рост эффективности всех управленческих процессов» [3, с. 23]. Итак, внедрение и использование современных информационных технологий

в управленческой деятельности обеспечивает информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях, сопровождает информационную поддержку развития современной организации.

Переход к построению информационного общества привел к формированию нового вида управления в современной организации - к информационному управлению, которое понимается как «процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный характер и объекту управления предоставляется определяемая субъектом управления информация о ситуации (информационная картина)» [4, с. 57]. В свою очередь, информационное управление можно рассматривать как разновидность мотивационного управления, которое является составной частью общего процесса управления в организации, «обеспечивающее осознание и выбор способов преобразования воздействий внешней и внутренней среды на основе оценивания ситуации, целепо-лагания, принятия решений, ожидания и корректировки соответствующих результатов деятельности на уровне индивидов, организации социальных систем посредством согласования их ценностных ориентаций, норм и интересов» [4, с. 57-58].

Информационное управление «может носить манипулятивный характер и осуществляться с применением средств и методов информационно-психологического воздействия» [4, с. 56]. В свою очередь, манипулятивный характер информационного управления обуславливает риски информационных противоречий и угроз информационной безопасности объектов управления в современной организации. В современных организациях, функционирующих в информационном обществе, управление социальными системами реализуется «с помощью комплексных организационных технологий информационно-психологического воздействия» [4, с. 100]. Информационно-психологическое воздействие, в свою

207

очередь, понимается как деятельность, осуществляемая с «использованием разнообразных специфических способов и средств, скоординированных во времени, пространстве и реализуемых как отдельными лицами, так и различными социальными организациями» [4, с. 100].

Другим перспективным направлением системы управления в современных организациях является переход от традиционной управленческой парадигмы к инновационному типу публичного управления, которое предъявляет новые требования к личности субъекта управления. В настоящее время существуют многочисленные модели управленческой деятельности и личности руководителя, в основу которой положены свойства, качества, функции и компетенции субъекта управления. В информационном обществе на передний план выходят информационные компетенции субъекта управления, которые позволяют успешно реализовывать цели информационно-психологического воздействия на сознание объектов управления, образующих информационно-коммуникационную систему организации. Субъект управленческой деятельности, который «производит знания-решения в конкретных ситуациях на основе поиска и анализа информации, обладает возможностями оказывать существенное (а иногда и определяющее) влияние на протекающие процессы и других субъектов (участников) коммуникации» [4, с. 79].

Отдельного внимания в вопросах эффективного управления современными организациями заслуживает проблема правовой компетентности субъекта управления. Правовая компетентность, по мнению Т. Парсонса, выступает «исходным источником легитимизации социального управления, обеспечивая разведение управленческих и исполнительских ролей» [5, с 33]. Правовую компетентность определяют как «инте-гративное свойство личности, позволяющее эффективно разрешать проблемно-правовые ситуации в профессиональной деятельности» [1, с. 72], как «сложная интегративная характеристика лично-

сти, отражающая уровень правовой осведомленности, осознанное восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами» [2, с. 165]. Несмотря на то, что к определению правовой компетентности субъектов управления существуют различные точки зрения, общим является ее понимание как многомерного профессионально-личностного образования, которое наряду с информационной компетентностью позволяет успешно разрешать проблемы управления современными организациями в правовом и публичном поле.

Развитие института публичного управления, которое нашло свое воплощение в организациях органов власти, бизнес-среды, в общественных организациях отвечает современным вызовам. Развитие институтов публичного управления современной организацией актуализировали вопросы ее анализа как открытой системы. Под организацией как открытой системой понимается «такая ее идеально-типическая модель, в которой организация описывается не только, как обменивающаяся ресурсами и продуктами с окружением, но которая проявляет себя как пластичная образование, активно реагирующее на изменения окружения и синхронно с ним меняющая свои свойства» [7, с. 170]. Отличие публичного управления от других концепций управления заключается в том, что основывается на «самодиагностике проблемы; самоформулировании; самоопределении лучшего варианта политики; самоопределении проблемы; самовыдвижении решения проблемы; самопринятии плана действий; самоконтроле и самооценке; предусматривает привлечение архетипов демократии [3, с. 2627]. Таким образом, публичное управление следует рассматривать как естественный этап развития системы управления в современных организациях.

Итак, актуальными тенденциями развития системы управления в современных организациях выступают информационное и публичное управление, кото-

208

рые отвечают современным вызовам информационного общества. Широкое применение современных информационных технологий в управленческой деятельности обеспечивает информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений и развития современной организации. В свою очередь, информационное управление может носить манипулятивный характер, что приводит к рискам информационных противоречий и к угрозе информационной безопасности объектов управления в современных организациях.

Литература

1. Агамиров А. К. Самопроектирование как эффективный способ формирования профессионально-правовой компетентности будущих специалистов неюридического профиля // Вестник Тамбовского университета. -Тамбов, 2008. - № 12 (68). - С. 72-76.

2. Жигулин А. А. Структурно-содержательная характеристика правовой компетентности современного специалиста-неюриста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Новосибирск 2011. - № 18. - С. 55-60.

3. Муковнин М.А. Информационное обеспечение публичного управления в условиях цифровизации: дис. ... кандидата экономических наук. -Курск, 2021. - 201 с.

4. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003. - 388 с.

5. Парсонс Т.П. Система современных обществ /Пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

6. Пидоймо Л.П., Бутурлакина Е.В. Сущность категорий «информационное общество», «информационная экономика» // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - № 4. -С. 112-118.

7. Тощенко Ж.Т. Социология управления. Учебник. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. - 300 с.

8. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие для студентов и курсантов учреждений высшего образования по специальности «Государственное управление и право».-Минск: Академия МВД, 2019. - 311 с.

ACTUAL PROBLEMS OF MANAGEMENT IN MODERN ORGANIZATIONS: SOCIAL ASPECTS AND MAIN DEVELOPMENT TRENDS

Chimitdorzhiev Zh. Zh., Zolotova Ya.V., Meshkova G.V., Makushkin S.A., Aralova E.V.

Far Eastern Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Khabarovsk State University of Economics and Law Russia; Bauman Moscow State Technical University; Russian State Social University; K.G. Razumovcky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University)

The article highlights the current issues of social aspects and trends in the development of management in modern organizations. The essence of the concepts of «organization» and «management» as social phenomena are revealed. The management of modern organizations is considered from the standpoint of system and system-activity approaches. It is shown that in social management the leading components of management are people as subjects of social groups and organizations. Informatization of the sphere of production and social relations today has a huge impact on the development of the organization and the system of social management. The essence of information management and its role in modern organizations is revealed. It is noted that information management can be manipulative, which leads to the risks of information contradictions and a threat to the information security of control objects. The advantages of informatization and digitalization of management processes in modern organizations are revealed. It is shown that there is a transition from the traditional management paradigm to an innovative type of public administration, which imposes new requirements on the personality of the subject of management. The role of informational and legal competences of the subject of management in modern organizations is noted.

Keywords: organization, management system, subject of management, object of management, information management, public administration.

209

References

1. Agamirov A.K. Self-projecting as an effective way to form professional and legal competence of future non-legal specialists // Bulletin of the Tambov University. - Tambov, 2008. - No. 12 (68). - P. 72-76.

2. Zhigulin A.A. Structural and content characteristics of the legal competence of a modern specialist-non-lawyer // Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application. - Novosibirsk 2011. -No. 18. - P. 55-60.

3. Mukovnin M.A. Information support of public administration in the context of digitaliza-tion: dis. ... candidate of economic sciences. - Kursk, 2021. - 201 p.

4. Manoilo A.V. State information policy in special conditions: Monograph. - M.: MEPhI, 2003. - 388 p.

5. Parsons T.P. The system of modern societies / Per. from English. L.A. Sedova, A.D. Kovalev. Ed. M.S. Kovaleva. - M.: Aspect Press, 1998. - 270 p.

6. Pidoimo L.P., Buturlakina E.V. The essence of the categories "information society", "information economy" // Modern economy: problems and solutions. - 2010. - No. 4. -P. 112-118.

7. Toshchenko Zh.T. Sociology of management. Textbook. - M.: Center for Social Forecasting and Marketing, 2011. - 300 p.

8. Urbanovich A.A. Psychology of management: a textbook for students and cadets of institutions of higher education in the specialty «Public Administration and Law». -Minsk: Academy of the Ministry of Internal Affairs, 2019. - 311 p.

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.