МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070
В соответствии со ст. 318 КАС вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, которые принимают участие в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, при условии, что отмеченными лицами были исчерпаны другие способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
По результатам изучения кассационного представления прокурора судья, в соответствии с ч. 3 ст. 323 КАС, выносит определение: 1) об отказе в передаче представления прокурора для рассмотрения суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, либо 2) о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 327 КАС дела рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании, в котором принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, прокурор, иные лица, подавшие кассационную жалобу, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. В силу ч. 6 ст. 327 КАС первым дает объяснение лицо, подавшее кассационную жалобу или представление прокурора.
Исчерпывающий перечень полномочий суда кассационной инстанции по результатам рассмотрения представления прокурора приведен законодателем в ст. 329 КАС.
Следовательно, прокурорский надзор был и остается важнейшей гарантией охраны прав, свобод и интересов граждан, поддержания режима законности в государстве, одним из главных элементов правового государства, способствующего вынесению судами законных и обоснованных решений. Список использованной литературы:
1. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016).
3. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 937 с.
4. Басков И. А. Прокурорский надзор. Учебник для вузов / И. А. Басков. - М., 2007. - 512 с.
5. Волкова В. В. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 175 с.
6. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. - 4-е изд., нерераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 519 с.
7. Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 651 с.
8. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. - М.: Городец-издат, 2001. - 400 с.
© Чиж А.А., 2017
УДК 343
Шайхутдинова Л. Н.,
студентка Института Права БашГУ, г. Уфа Научный руководитель: Корнелюк О.В., к.ю.н., доц. кафедры уголовного права и процесса
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются существующие проблемы рассмотрения уголовного дела с участием
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
присяжных заседателей. Анализируются положительные и отрицательные аспекты судебного процесса с участием присяжных. Изучается реформирование института суда присяжных.
Ключевые слова Суд, присяжные, вердикт, оправдание, реформа.
В Конституции РФ закреплено право граждан на участие в отправлении правосудия. Одной из форм такого участия является рассмотрение уголовного дела судом присяжных. Суд присяжных - это институт судебной системы, который состоит из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права.
Статья 2 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года №113-Ф3 провозглашает, что граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей[1]. Существование данного правового института вызывает самые ожесточенные и неутихающие до настоящих дней споры.
Суд присяжных, несмотря на очевидные достоинства, имеет целый ряд проблем. Во-первых, самым явным и неприкрытым недостатком является то, что присяжные заседатели не обладают специальными знаниями в области права. Это обстоятельство мешает присяжным получить адекватное представление о рассматриваемом деле. Также у большинства присяжных отсутствует опыт участия в судебных процессах, поэтому они нередко обращаются за разъяснениями к председательствующему судье. Некоторые из заседателей, например, считают, что состояние алкогольного или наркотического опьянения - это смягчающее обстоятельство, а дача взятки не является преступлением. Но не только отсутствие правовых знаний и опыта отличает степень подготовки профессионального судьи и присяжных заседателей, здесь еще необходимо сделать акцент на том, что судья психологически более устойчив, чем любой из присяжных. Поскольку стороны в судебном процессе могут использовать различные уловки и ухищрения, которые воздействуют на сознание присутствующих в зале судебного заседания. Присяжные заседатели, являющиеся в основном домохозяйками и пенсионерами, оказываются под сильным психологическим давлением. Так, например, знаменитый адвокат Ф.Н. Плевако часто использовал религиозный настрой присяжных. В качестве яркого примера можно выделить дело «Отпускание грехов»: Плевако защищал попа, обвиняемого в прелюбодеянии и воровстве. По всем обстоятельствам дела, подсудимый не мог рассчитывать на благосклонность присяжных. Обвинитель убедительно описал всю глубину падения священника, погрязшего в грехах. Наконец, со своего места поднялся Плевако со своей речью: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?» Присяжные оправдали священнослужителя.
Во-вторых, присяжные заседатели не ограничены только лишь буквой закона, они также исходят из личного отношения к делу и его участникам. В связи с этим, мнение присяжных заседателей и судей нередко в корне противоречат друг другу. Наглядным примером является дело Веры Засулич 1878 года, в результате которого присяжные оправдали девушку, вызвав этим вердиктом возмущение юристов не только того времени, но и современности. Почему так происходит? Суд присяжных выражает интересы общества, и они не всегда совпадают с требованиями закона. Так в обществе могут превалировать различные негативные тенденции: дискриминация по половому признаку, национальности, возрасту, профессии и так далее. Также присяжные попадают под влияние личных симпатий и антипатий, например, ключевую роль в вынесении вердикта могут сыграть внешность участников процесса, их социальное положение, выразительность и убедительность речи. Все эти обстоятельства говорят о том, что мнение заседателей является субъективным, основан на эмоциях и настроениях. Да, стоит признать, судья тоже не защищен от каких-либо убеждений, но рассмотрение дела с участием присяжных увеличивает риск снижения объективности приговора суда во много раз. Так, в ноябре 2005 года в Верховном суде Республики Удмуртия суд присяжных оправдал двоих
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
подсудимых, обвиняемых в убийстве. В ходе судебного процесса обвиняемые Ичетовкин и Бармин отказались от своих показаний, данных на следствии, о том, что совершили убийство женщины. Зуев же, который в убийстве не участвовал всю вину взял на себя. Его речь произвела на суд присяжных такое сильное впечатление, что они оправдали в убийстве всех подсудимых[2]. В соответствии со статьей 348 УПК РФ оправдательный вердикт присяжных обязателен для председательствующего и влечет постановление оправдательного приговора. Такой вердикт может быть обжалован только по мотивам нарушения уголовно-процессуального закона.
Является ли данное положение недостатком? В какой-то мере, да, поскольку коллегия присяжных заседателей рассматривает сложные преступления, наказания за которые могут быть назначены даже в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни. В обществе широко известно имя предпринимателя Станислава Тюрина. Станислав Тюрин был оправдан судом присяжных в четвертый раз (ранее был оправдан в 2007 г., 2008 г., 2012 г.). Единственный раз в июне 2013 году в Ленинградском областном суде на основании вердикта присяжных его признали виновным в похищении и убийстве владельца «Кожевенного завода» Анатолия Голикова[3].
Другим минусом суда присяжных является то, что на вынесение решения влияет срок рассмотрения дела. Если длительность процесса затягивается, эффективность снижается, так как заседателям становится сложно не обсуждать обстоятельства дела с лицами, не входящими в состав суда, и не получать информацию, которая может искажать представление о деле и его участниках, вне судебного заседания, например, из средств массовой информации. В связи с этим необходимо задуматься об ограничении срока рассмотрения дел с участием суда присяжных.
Можно бесконечно искать достоинства и недостатки, положительные и отрицательные аспекты в рассмотрении особой категории уголовных дел коллегией присяжных заседателей. Но, безусловно, нельзя отрицать того, что институт присяжных заседателей нуждается в реформировании. Президент Российской Федерации 23 июня 2016 года подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей»[4]. Самым главным и интересным нововведением стало участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах. Все изменения, которые предусмотрены настоящим законом, имеют направление к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства.
На мой взгляд, данная реформа не решает существующих проблем. С одной стороны, районные суды расположены территориально ближе к участникам процесса, чем областные, и это сократит расходы на проезд и размещение присяжных. С другой стороны, некоторые районные суды просто не готовы к рассмотрению дела с участием присяжных, так как во многих из них нет, в частности, подходящих залов. Также, увеличится количество обвиняемых, желающих, чтобы их дела рассматривались с участием присяжных, и расходы, которые и так несоразмерно велики, тоже увеличатся.
В настоящее время, имеется проблема с формированием коллегии присяжных заседателей. И введение суда присяжных в районных судах приведет к увеличению дел, рассматриваемых присяжными, и соответственно, к еще большей нехватке присяжных и затягиванию сроков рассмотрения дел.
В соответствии с п. 5 ст. 343 УПК РФ если голоса присяжных разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ[5]. Если коллегия состоит из 8 человек, то для оправдания нужно 4 голоса присяжных заседателей. Если присяжных 6 человек, то в данном случае необходимо всего 3 голоса. Следовательно, судьбу подсудимых в районных судах будут решать всего трое присяжных заседателей.
Таким образом, институт суда присяжных нуждается в изменениях, при этом не исключено введение других форм участия граждан в отправлении правосудия, например, возможно возродить институт народных заседателей, существовавший в СССР. Для того чтобы решить существующие проблемы требуется совершенствование как самой системы судопроизводства, так и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения в целом.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года № 113-Ф3 (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34, ст. 3528.
2. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2007 г. по делу № 2-22/06 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Приговор Ленинградского областного суда от 10 июля 2013 г. по делу № 2-12/2013 // Официальный сайт Ленинского областного суда [Электронный ресурс]. URL:www.oblsud.lo.sudrf.ru (дата обращения: 15.05.2017).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» от 23 июня 2016 года № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26, ст. 3859.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52, ст. 4921.
© Шайхутдинова Л.Н., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
Автандилян М.Л.,
студентка 2 курса магистратуры направления «Психолого-педагогическое образование» Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация Научный руководитель: Ахмедова Э.М., старший преподаватель кафедры педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская федерация
Данилова Е.А.,
ассистент кафедры биологии, Ставропольский государственный медицинский университет
г. Ставрополь, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"Музыка - высшая форма человеческого познания "
О.Шпенглер
Аннотация
Главной задачей программы музыкально-эстетического образования является формирование у детей художественно-творческой познавательной активности, воображения, через совершенствование форм и методов музыкального обучения. Через музыку ученики осознают и осмысливают свой внутренний мир, а также, путем анализа своих переживаний и в процессе обсуждения выражают свою мировоззренческую позицию.
Ключевые слова
Музыкальное воспитание, музыка, развитие ребенка, познавательная активность
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе. Развитие музыкальных способностей оказывают влияние на общее развитие ребенка: развивается эмоциональная сфера, воображение, воля, фантазия.
Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:
а) слушания музыки,
б) творческой деятельности исполнительства,
в) познавательной деятельности,
г) общественно - полезной деятельности выражающейся в сознании и активной пропаганде музыкального искусства.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают закономерности музыкального языка. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно повысить уровень исполнительных навыков, развить индивидуальные способности детей. Учащиеся с высоким творческим (вокальным) задатками занимаются внеурочной (кружковой) деятельностью.
Хоровое пение является активной формой музыкального образования. Хоровое пение, как