Научная статья на тему 'Актуальные проблемы стратегического менеджмента'

Актуальные проблемы стратегического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
134
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтанюк М. А.

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития современного стратегического менеджмента. В работе продемонстрированы главные проблемы, как в целом стратегического менеджмента, так и отдельных его инструментов с которыми может столкнуться организация при проведении стратегического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы стратегического менеджмента»

Менеджмент

33

торговли. В сравнении с другими странами государственное регулирование внешней экономики Китая имеет свою специфику, заключающуюся в эффективности использования общих инструментов и методов управления, новейших форм реформирования законодательной и институциональной базы с учетом главных стратегических целей государства. Успех Китая обусловлен его экспансией на внешних рынках. Правительство Китая сумело использовать неравномерность экономического развития различных стран с учетом своих интересов, что позволяет осуществлять широкое всестороннее многоуровневое участие страны в глобализации экономики.

Китайская модель государственного регулирования экономики отличается спецификой разработки конкретных мер экономической политики, предполагает ее поэтапность, вторичность политического реформирования относительно экономического, приоритетность модернизации и внешнеэкономической экспансии. Все это осуществляется на фоне поддержки населением и со стороны иностранных инвесторов проводимой экономической политики. Правительство Китая активно проводила поэтапную модернизацию экономических функций правительства, международного взаимодействия, бизнес-процессов в госсекторе. Китай реализует новые реформы в сельском хозяйстве и торговле.

Список литературы:

1. Экономика Китая: анализ состояния и перспективы развития: [сб. ст.: пер. с кит.] / гл. ред. Чэнь Цзягуй. - М.: Наука, 2009. - 372 с.

2. China statistical yearbook 2013 [Electronic resource] / National Bureau of Statistics of China. - Beijing: China Statistics Press. - Mode of access: www.stats. gov.cn/tjsj/ndsj/2013/indexeh.htm (Date of access: 27.01.2015).

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© Ковтанюк М.А.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития современного стратегического менеджмента. В работе продемонстрированы главные проблемы, как в целом стратегического менеджмента, так и отдельных его инструментов с которыми может столкнуться организация при проведении стратегического анализа.

Ключевые слова: стратегия, планирование, стратегические решения, стратегический менеджмент.

Студент кафедры Теории и технологии в менеджменте.

34 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Стратегия организации - это основной план действий, который находит наиважнейшие проблем и ресурсы для того, чтобы достичь поставленной цели. Он формулирует первостепенные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения.

Известно, что каждая компания принимает стратегические решения. Возможно, руководитель компании не всегда осознает, что осуществляет стратегическое управление компанией, поскольку имеет поверхностное представление о данном понятии. А ведь стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления тех самых стратегических решений, которые принимает каждая компания ежегодно.

Как мы видим, в создание стратегии, стратегического планирования и управления лежат стратегические решения, т.е. те решения, которые имеют весомое значение для управления организацией. Они влекут (при условии их реализации) долговременные и труднопреодолимые последствия для нее.

Из практики мы знаем, что установление границ стратегических решений - нелегкая задача, но в целом известно, какого характера решения относятся к стратегическим. Именно из совокупности таких решений образуется комплексная стратегия предприятия, то есть взаимосвязанная, систематизированная совокупность долгосрочных стратегических решений.

Стратегическое планирование - это деятельность, направленная на формирование, обсуждение, принятие стратеги организации, следствием которого является стратегический план. Осуществление данного плана, включая и систему стратегического планирования, венчает система стратегического управления. Стратегическое управление - это система управления компанией, которая базируется на координации текущих и стратегических решений.

Главной составляющей стратегического решения является стратегический выбор, который опирается на соотношение собственных ресурсов предприятия с возможностями и опасностями извне.

Стратегические решения имеют несколько отличительных особенностей. Стратегические решения направлены на перспективные цели и возможности. Так же они носят инновационный характер и обладают субъективной оценкой. Но самое главное, пожалуй, это необратимость и высокая степень риска принимаемого решения.

Принимая стратегические решения, руководители организации не всегда задумываются о другой стороне медали, а ведь там все не так безоблачно, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, стратегический менеджмент обходится довольно недёшево, так как требует, огромных усилий, неограниченного времени, большого укомплектованного кадрового штата и, конечно огромных финансовых вливаний. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, что полностью отличается от разработки долгосрочных планов, которые обязательны для исполнения в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким, он должен реагировать на изменения внутри и вне ор-

Менеджмент

35

ганизации, а для этого требуются большие усилия и большие затраты. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат. Но даже при наличии всех этих составляющих, может оказаться, что понесенные затраты себя не оправдали. Это обычная практика не только на малых, но и на крупных предприятиях.

Во-вторых, стратегический менеджмент не дает четкого представления о будущем организации. В стратегическом управление желаемое будущее предприятия формируется не по средствам детального описания его внутренних и внешних положений. Оно формируется в виде качественных положений о том, в каком состояние должно находиться предприятие в будущем, какое место занимать на рынке, на каком уровне должна быть культура в организации и т.д. Смысл всех этих положений заключается в том, чтобы определить, сможет ли предприятие выжить в будущем в конкурентной борьбе. В основном стратегический менеджмент прорабатывает по шаговую систему достижения поставленной цели. Особенность этой системы заключается в том, что все они обязательны к исполнению, так как из стратегии нельзя взять отдельные части. Она не делима.

В-третьих, стратегический менеджмент имеет свой набор инструментов, а так же механизмов разработки и реализации стратегии. Но есть один нюанс, набор инструментов есть, а как пользоваться, им мало кто знает. И зачем в таком случаи они нужны, если пользы от них никакой? Но польза есть и довольно весомая, главное знать, где и какие инструменты необходимо применять. Например, такой инструмент как SNW-анализ представляет собой анализ слабых и сильных сторон организации. С помощью этого анализа можно тщательно изучить все стороны потенциальных конкурентов и быть готовым отражать их удары.

В-четвертых, самый сложный и проблемный процесс - это реализация стратегии. В процессе осуществления стратегического управления весьма часто существенный упор делается на стратегическое планирование. На самом же деле важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание систем мотивации и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п. Реализация включает в себя полный набор управленческих действий, связанных с внедрением выбранной стратегии, поддержкой ее выполнения и достижением поставленных целей. Для того чтобы стратегию притворить в жизнь необходимо собрать все оставшиеся силы и направить на ее осуществление, а так же не стоит забывать, что это требует немалого запаса ресурсов. Очень сложно будет сочетать новую стратегию и текущую операционную деятельность.

36 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

В-пятых, очень серьезны последствия выбранной стратегии, так как они не обратимы. В большинстве случаев они приводит к уничтожению организации. Чтобы это предотвратить государство вливает огромные финансовые средства в организации как финансового, так и реального сектора, но эта деятельность, направленная на устранение симптомов, а не причин, в результате которых они возникли. Для того чтобы деятельность государства была не напрасно, необходимо согласовать интересы, возможности и ответственность всех лиц, которые учувствуют в деятельности каждой организации. При отсутствии согласия данная мера неэффективна. Отсюда следует, сверхзадачей менеджмента является достижение такого согласия.

Проблемы стратегического управления в основном зарождаются вследствие действия большого количества внешних факторов. Поэтому, чтобы правильно выбрать стратегию, важно понять, какие экономические, политические, технические и социальные факторы будут оказывать влияние на организацию в будущем.

Таким образом, неполадки в системе управления в конечном итоге могут привести к кризису управления корпоративными организациями реального, финансового и информационного секторов, что и может стать основной предпосылкой мирового социально-экономического кризиса. Поэтому для предотвращения экономической катастрофы требуется коренное изменение системы управления предприятиями и микроклимата между организациями и обществом.

Список литературы:

1. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. - М.: Юнити, 2005.

2. Беседин А.Л. Реструктуризация предприятия с позиции системного подхода: концептуальные модели, стратегические решения, бизнес-процессы и бизнес-единицы // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 8-2.

3. Высоцкая М.И., Тарасова Н.Е. Маркетинг банковских инноваций как важнейшая составляющая стратегии коммерческого банка // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 40, №. 3.

4. Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект // Журнал исследований социальной политики. -2015.

5. Лапыгин Ю., Лапыгин Д. Стратегический менеджмент. - Litres, 2015.

6. Тарасова Н.Е., Мальсагов И.Г., Загорская А.А. Экономика в современной России: проблемы роста и перспективы развития // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - №. 25.

7. Тарасова Н.Е., Герасименко П.А.Тенденции развития инновационного менеджмента в России // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.