Формальное разграничение полномочий при сотрудничестве государства с церковью было связано с несколькими причинами. Во-первых, у церкви имелся опыт испытать на себе государственные гонения, и поэтому были основания не позволять вчерашнему уничтожителю стать своей частью, и, тем более, самой быть частью государственной структуры. Во-вторых, существовала догматика, полностью разграничивающая сферы государства и церкви. В-тре-тьих, позиции самого духовенства были не столь прочны для того, чтобы пытаться более интенсивно воздействовать на государство. И, в-четвертых, отсутствие претензий на господство, как со стороны церкви, так и государства, обуславливается стремлением церкви сохранить чистоту своего учения не только в теории, но и на практике. Церковь осознает свою роль мудрого советника светской власти и, вместе с тем, важность не изменить своему назначению. Последнее является одной из наиболее веских причин.
«Так царь господствует над городами и областями и многими народами, руководствуя своими указаниями и военачальников, и градоначальников, и войска, и народы, и советы, — пишет Иоанн Златоуст; а предавший себя Богу и избравший монашескую жизнь властвует над гневом и завис-тию, и сребролюбием, и сладострастием и прочими пороками, постоянно имея в виду и заботясь, как бы не допустить душу подпасть под власть гнусных страстей и не предать разум в рабство этой тяжкой тирании, но всегда соблюдать ум выше всего, поставив над страстями страх Божий»1.
Последующая история отношений светской и духовной властей свидетельствует о постепенном нивелировании каждого из указанных детерминантов, сдерживающих отношения государства и церкви на разумной дистанции. Например, учение наиболее влиятельных апологетов периода слияния начинает допускать возможность проникновения государства вдела церкви.
Тенденции сближения духовной и императорской власти не могли не отразиться на изменении догматов об отношении императора к церкви. На правителя возлагается обязанность заботиться о земных нуждах церкви, помогать реализовывать поставленные духовенством общественные задачи. В данный период развивается учение о государственном покровительстве в борьбе с лжеучением и ересью.
Если с христианской церковью отношения строились в форме слияния, то с остальными религиозными объединениями вновь воссоздается форма отношений с государством в виде борьбы. Какие причины обусловили такое воссоздание? Можно предположить, что детерминанты были аналогичны тем, что и в начале первого столетия: усиление идеологии, носящей уже не только религиозный характер, но и провозглашающей государственное покровительство церкви, стремление государства подчинить себе религиозную сферу и т.д.
1 Златоуст И. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 1 Кн. 1. М., 2006. С. 262.
Как показывает история, представители как восточной, так и западной церкви, обосновав основные концептуальные положения отношений с властью, тем не менее стали на путь недопустимого сближения с государством. Для восточной патриархии это вылилось в частое подчинение, а затем попрание государством интересов церкви, а для Запада — в не менее страшный конфликт государства и папства, целью которого являлось сосредоточение и духовной, и светской власти в одних руках. Идеалы первых апологетов и последующих за ними богословов нивелировались желанием клира распространять свое влияние и укреплять положение при помощи государственного потенциала.
Изложенные факты и доводы подтверждают концепцию, согласно которой невмешательство государства в дела религиозных объединений и самостоятельность духовной сферы являются наиболее правильными ориентирами, позволяющими последним в мире духовной деградации и ломки общезначимых ценностей сохранить свой статус, а государству — обеспечить реализацию наиболее важных принципов свободы совести и вероисповедания.
Ивонина Е.В.*
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ОТ НОВЕЛЛ КРЕДИТНОГО ДЕЛА ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ К НОВОЙ ЭРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ДЕЛА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ (1758-1797 гг.)1
21 июля 1758 г. издается Указ 2 об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве двух самостоятельных банковских контор вексельного производства для обращения медных денег — Медный банк («Банковская контора обращения внутри России медных денег»). Именно в этих банках получили распространение операции трансферта. Основная задача Медного банка была в том, чтобы способствовать привлечению в казну серебряной монеты и поддержанию в обращении медной монеты в связи с начавшейся Семилетней войной (1756—1763). Банк выдавал ссуды под переводные векселя медной монетой из расчета 6% годовых и требовал от заемщика возвращения
* Ст. препод. кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Института (филиала) Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина в г. Кирове. E-mail: [email protected].
1 Продолжение. См.: Ивонина Е.В. Актуальные проблемы становления и правового регулирования банковской деятельности Российской империи (1729 г. — сер. XVIII в.)
2 Полн. собр. законов Российской Империи. Т. XV. № 10.863. С. 244—246.
ния ссуд на 75% серебряной монетой . Вместе с тем банк облегчил циркулирование медной монеты в стране через организацию векселепереводной (учетной) операции. Эта операция осуществлялась между Соляной Конторой в Санкт-Петербурге и 50 магистратами. Между последними было распределено для учета оборота по переводам на 2 млн руб. медных денег. Позднее, по Указу Петра III от 7 января 1762 г.2, Медному банку вместо 2 млн руб. был предоставлен капитал медными деньгами в 6 млн руб. Ссуды из банка получали многие представители «сановно-бюрократической верхушки, придворной и торговой знати. Самые большие суммы доставались П.П. Шувалову (свыше 473 тыс. руб.), М.И.Воронцову (164,5 тыс. руб.), генерал-прокурору А.И. Глебову (200 тыс. руб.), камергеру С.П. Ягужинскому (150 тыс. руб.), английскому купцу Гомму (300 тыс. руб.), откупщику таможенных сборов Н.Т. Шемякину (314 тыс. руб.) и проч.»3.
Медный банк, как и позднее учрежденный Артиллерийский, был создан по инициативе графа Шувалова с благороднейшей целью — избавить страну от недостатка денежных средств.
Медный банк представлял собой уже значительный шаг вперед по сравнению с Купеческим банком; здесь намечается уже зародыш операций трансферта (перевода) и текущих счетов. Условия для выдачи ссуд для дворянства были столь же либеральными, как и в Дворянском банке. Однако они имели и большое положительное отличие: теперь на кредит могли рассчитывать не только помещики, но и купцы, а также владельцы заводов и фабрик. Кстати, именно промышленникам удалось получить от этого предприятия максимальную выгоду. Так, екатеринбургские заводчики смогли взять кредит в размере практически всего уставного капитала банка, как уверяют историки, не без помощи Шувалова, умевшего из всего извлечь выгоду для себя. Деньги практически растворились в воздухе, и большую их часть государству так и не удалось вернуть. При Медном банке были открыты в Петербурге и Москве банковские конторы вексельного производства между городами, которые должны были заниматься переводными операциями. Но они так и не приступили к выполнению своих функций.
По прошествии пяти лет деятельности Медного банка, ознакомившись с его делами, Екатерина II пришла к выводу, что он «трехмиллионный капитал почти весь роздал заводчикам, кои, умножая заводских крестьян работы, платили им беспорядочно либо вовсе ничего, проматывая из казны взятые деньги в столицах»4. Это предопределило его ликвидацию.
1 Устав акционерных земельных банков с разъяснениями вопросов, возникших на практике при его применении. СПб., 1913. С. 135.
2 Полное собрание законов Российской Империи. Т. XV. № 11. 407. С. 886—889.
3 Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. М., 1994. С. 135.
4 Русский архив. СПб., 1865. С. 477.
10 марта 1760 года по проекту графа Шувалова был создан Артиллерийский банк 1 («Банк Артиллерийских и Инженерных корпусов»), основанный на средства, «образовавшиеся от передела старых, негодных медных пушек в монету. Банк преследовал цель улучшения денежного обращения и накопления в государственной казне серебра»2. Согласно замыслу Шувалова, банк должен был действовать по еще более хитрой схеме. Уставный капитал организации предполагалось формировать на средства, вырученные от переплавки старых медных пушек и их перечеканки в медные монеты. Все доходы банка, в свою очередь, должны были идти на нужды государственной артиллерии (отсюда, собственно, и произошло название банка), процессом руководил лично Шувалов, поэтому точно сказать, сколько денег и куда было потрачено, никто не может. Кроме того, сам Шувалов и стал наиболее активным заемщиком банка. Созданная специальная сенатская комиссия полагала, что медных денег было роздано на 3,2 млн руб., хотя эту цифр ряд исследователей считают заниженной3.
Банки обязаны были иметь постоянные сношения с казенными учреждениями в Петербурге и Москве, для того чтобы знать, сколько и когда следует им получать денег из других городов (деньги поступали в банк посредством вексельного перевода); принимать казенные и частные капиталы; вести главную бухгалтерскую книгу, в которой учитывались взносы и выдачи; удовлетворять деньгами по векселям не только одних купцов, но и помещиков, фабрикантов и заводчиков.
Оба банка работали по тому же принципу, что и Дворянский. Выдавались огромные кредиты, которые никто и не собирался возвращать. В результате к моменту своего закрытия в 1763 году оба банка растратили около трети государственного бюджета страны и были ликвидированы.
В истории российского банковского дела было еще множество различных курьезных случаев и историй великих махинаций, но таких безнаказанных вольностей, какие позволяли себе первые банкиры в XVIII веке, уже никогда не допускалось. Этот момент в истории банковского дела весьма знаменателен тем, что показывает, что поиском источников бесплатных кредитных ресурсов банки занимались всегда.
Неотъемлемым элементом развитой денежной и банковской системы является общегосударственный центр эмиссии бумажных денег. Предложения о выпуске бумажных денег «с целью облегчения денежного обращения в стране и замены ими медных (неудобных) денег выдвигались еще во времена правления Анны Иоанновны»4. Так, в 1738 г. советник Монетной Кан-
1 Полное собрание законов Российской Империи. Т. XV. № 11.037. С. 437.
2 Ламанский Е.И. Исторический очерк денежного обращения в России с 1650 по 1817г.// Сборник статистических сведений о России: в 2-х кн. СПб., 1854. Кн.П. С. 115.
3 Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. М., 1994. С. 136.
4 Андрюшин С.А. Банки Российской империи. Томск: ТГУ, 1996. С. 94.
целярии И.А. Шлаттер предложил выпустить бумажные билеты как крупного, так и мелкого достоинства (от 1000 руб. до 5 коп.) на 3,2 млн руб. В течение 5 лет бумажные деньги должны были ходить наравне с монетами, а затем их предлагалось постепенно обменять на медные копейки, чеканные по 10-рубле-вой стопе. Аналогичный проект был в это же время представлен и вице-прези-дентом Коммерц-коллегии И.И. Мелисио. Эти проекты были отвергнуты Сенатом по причине «незнакомого дела» и потому, что «билеты никакой внутренней доброты иметь не будут»1. Создание эмиссионного центра обсуждалось при Елизавете Петровне. Решение о выпуске бумажных денег принималось в 1762 г. Петром III2 вследствие огромного бюджетного дефицита. В этом же году по инициативе тайного секретаря Дм.В. Волкова было предложено учредить Государственный банк с правом выкупа «банкоцеттелей» 10-, 50-, 100-, 500- и 1000-рублевого достоинства на сумму 5 млн руб. Для этих целей был создан особый фонд из серебряных и медных монет поровну, что послужило гарантом обмена бумажных билетов на «ходячую» монету \ 25 мая 1762 года в Сенате был объявлен именной Указ № 11.550 «Об учреждении Государственного Банка»4, в котором говорилось «о изобретении легчайшего и надежнейшего средства хождение медных денег облегчить». Средство состояло в учреждении «знатного государственного банка», которому повелевалось «наделать как наискорее банковских билетов по пять миллионов рублей». Указом предусматривалось создание двух равных контор в Санкт-Петербурге и Москве. Но данный Указ впоследствии был отменен Екатериной II.
Новая эра в организации кредитного дела началась при Екатерине Великой. 4 марта 1763 года Екатерина II учреждает Коммерческий банк5, во времена царствования которой многие учреждения, доставшиеся ей в наследство от предшественников, прекратили свое существование. Результаты деятельности практически всех ранее созданных под крылом государства банков были неутешительны — казенные капиталы были розданы в первые же годы немногим приближенным чиновникам и царедворцам. Последние имели обыкновение не платить проценты и не возвращать ссуды в срок.
23 июля 1764 года Екатериной II вновь были открыты два казенных коммерческих банка: один — в Петербурге, другой — в Астрахани, для оказания содействия внешней торговлеб. Но и они просуществовали сравнительно
1 Гурьев А.Н. Денежное обращение в России в XIX столетии. Исторический очерк. СПб., 1903. С. 31.
2 Энциклопедия российской монархии. М.: ЭКСМО, 2003. С. 390.
3 Гурьев А.Н. Денежное обращение в России в XIX столетии. Исторический очерк. СПб., 1903. С. 32.
4 Полное собрание законов Российской Империи. Т. XV. № 11.550. С. 1021 — 1023.
5 Там же. Т. XVI. № 12.072. С. 599-600.
6 Там же. № 12.213. С. 845-847.
недолго. Петербургский банк был закрыт в 1782 г. вследствие истощения ресурсов, а в Астрахани после большого пожара превратился в 1767 г. в благотворительное учреждение.
Тем не менее вскоре к идее создания банков пришлось вернуться, в первую очередь по той причине, что обострившийся хронический дефицит государственного бюджета, вызванный войной с Турцией, привел к необходимости эмиссии бумажных денег (ассигнаций).
Дворянский банк не оправдал надежд дворянства. Когда в начале 1760-х гг., т.е. через несколько лет после его основания, все средства Дворянского банка были розданы и «заморожены», был разработан план организации Государственного банка с эмиссионными функциями, который должен был заменить существовавшие банки и взять на себя задачи кредитования землевладельцев.
В 1769 г. в России выпускаются в обращение бумажные ассигнации — первые бумажные деньги. В 1768 году граф Я.И. Сивере подал Екатерине II записку, в которой доказывал пользу и необходимость введения в России бумажных денег. Записка Сиверса открыла новые формы финансирования, которые, как нельзя, были кстати: началась первая Русско-турецкая война (1768—1774 гг.). Правительству срочно требовались деньги. Генерал-проку-рору Сената А.А. Вяземскому было поручено составить подробный план выпуска ассигнаций, который лег в основу Манифеста от 29 декабря 1768 г., опубликованного 1 февраля 1769 г., по которому в обращение вводились ассигнации.
Екатерина II делала то, от чего в свое время наотрез отказалась Елизавета: 29 декабря 1768 года был издан Манифест1 об учреждении Ассигнационного банка с капиталом в 1 млн руб. золотом и серебром. Обращение ассигнаций объявлялось делом обязательным.
Указом от 29 декабря 1768 г. учреждаются два ассигнационных государственных банка в Москве и Санкт-Петербурге2 для размена ассигнаций по курсу al pari, которые впоследствии слились в один — Ассигнационный банк 3. Их создание послужило толчком к оживлению кредитного дела в России. Ассигнации впредь должны были иметь хождение наравне с «ходячей» монетой и приниматься «во все государственные сборы за наличные деньги без малейшего затруднения». Первоначально ассигнационные билеты были только в крупных купюрах, что не давало возможности их использовать в розничном товарообороте. Для устранения этого недостатка с 1772 г. в
1 Полное собрание законов Российской Империи. Т. XVIII. № 13.219. С. 787—793.
2 Там же. Т. XVIII. № 13.219. С. 787-792.
J Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. XXII. № 16.479. С. 734-770.
России в каждой губернии стали учреждаться Разменные конторы, куда свозилась вся медная монета из казенных губернских учреждений в обмен на ассигнации. С 1772 по 1788 г. они учреждены были в 22 городах, но с 1788 г. их число сократилось до восьми. Например, 22 июня 1772 года Манифестом учреждаются Банковские конторы в Ярославле «и во всех тех местах, где более настоять будет нужда в обмене Государственных ассигнаций»1.16 июля 1773 года учреждаются Банковские конторы в Смоленске и Устюге2. 12 июля 1776 года в Тобольске учреждена Банковская контора для вымена государственных ассигнаций 3. 10 апреля 1779 года в городе Иркутске учреждена Банковская контора для вымена государственных ассигнаций4.
С 1785 г. происходит обмен прежде выпущенных ассигнаций на новые, лучшего качества. Для производства обмена старых ассигнаций всех номинаций на новые 23 декабря 1786 г. на базе двух существующих депозитных банков был создан в Санкт-Петербурге один Государственный Ассигнационный банк 5. Кроме простого обмена ассигнаций, Государственному Ассигнационному банку «было разрешено производить на свои билеты учет векселей, выписывать из-за границы золото и серебро, закупать внутри государства медь и выпускать ее за границу, завести в Санкт-Петербургский Монетный Двор и чеканить монету, открыть отделения внутри Империи»6.
Исторически бумажные деньги — дети нужды. Поэтому достаточно быстро появились теневые стороны в эмиссии бумажных денег, «которые могли нанести непоправимый ущерб деятельности Ассигнационного банка: неконтролируемый рост эмиссии со стороны государства; изготовление фальшивок вследствие низкого качества полиграфического исполнения купюр. В 1771 г. ассигнации 75-рублевого достоинства изымаются из обращения ввиду подделки 25-рубле-вых в 75-рублевые»7. В 1772 годуполучило огласкудело по обвинению в фальшивомонетничестве двух братьев Пушкиных8, один из которых ездил за границу и пытался оттуда ввезти штемпеля и литеры для изготовления фальшивых ассигнаций, но был задержан на границе. Это был не первый тревожный сигнал9. Уже к 1771 г. 25-рублевые билеты пытались переделывать в 75-рублевые10.
1 Полное собр. законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. XIX. № 13.833. С. 540—542.
2 Там же. № 14.012. С. 794.
3 Там же. Т. XX. № 14.483. С. 397-398.
4 Там же. № 14.861. С. 810-811.
5 Там же. Т. XXII. № 16.479. С. 734-770.
6 Иделъсон В.Р. Кредит, банки и биржи / Лекции, читанные студентам экономических отд. СПб-го политехнического ин-та Императора Петра Великого в 1913—1914 гг. СПб., 1914. С. 183.
7 Ламанскш Е.И. Исторический очерк денежного обращения в России с 1650 по 1817 г. // Сборник статистических сведений о России: В 2-х кн. СПб., 1854. Кн. II. С. 130.
г Полное собрание законов Российской Империи. Т. XIX. № 13.890. С. 604.
1 Осмнадцатый век: исторический сборник. Кн. 1. М., 1868. С. 69—73.
10 Деньги. Кредит. Банки. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М.: ТК«Велби», Изд-во «Проспект», 2006. С. 638.
Уже в начале 1774 года1 банку был разрешен выпуск ассигнаций на сумму до 20 млн руб. Однако первоначально правительство строго соблюдало принцип полного обеспечения бумажного обращения металлической монетой.
В 1787 г. беспрепятственный размен ассигнаций на «ходячую» монету был прекращен, что привело к падению курса ассигнационного рубля. К концу правления Екатерины II (ноябрь 1796 г.) «цена ассигнационного рубля составляла 68,5 коп. серебром при общей величине ассигнаций в обращении почти на 158 млн руб.»2.
Осуществление эмиссии бумажных денежных знаков специализированным банковским учреждением представляло собой формирование одного из важнейших элементов банковской системы первого уровня. Впоследствии он составляет прерогативу Центрального банка. Но, что характерно, формирование эмиссионного центра происходит задолго до переходного к капитализму периода.
Екатерина II стала инициатором предоставления дворянству дешевого и льготного кредита. Проект предусматривал увеличение капитала Дворянского банка до 2,5 млн руб., продление срока ссуд до 10—15 лет (вместо 8) и максимальный размер ссуды в 15—20 тыс. (вместо 10). Новым в проекте было то, что банк, наряду со ссудными операциями, должен был приступить к приему вкладов, по которым выплачивалось 6% годовых. Но вкладов не было, так как существовало опасение, что полученные вклады невозможно будет вернуть и что неоткуда будет брать средства для выплаты процентов вкладчикам. Однако правительство настаивало на расширении функций Дворянского банка за счетразвития пассивных операций. В 1770 г. был подписан Указ3, предписывающий банку прием частных вкладов. Новым, весьма действенным средством значительного увеличения капитала Дворянского банка стал выпуск в обращение бумажных денег (ассигнаций) в 1769 г. В 1786 г. и Дворянский банк был упразднен, капитал банка был передан вновь образованному Государственному Заемному банку4.
28 июня 1786 г., как мера против лихоимства и средство облегчения тяготы долгов и сохранения дворянских имений, вышел Манифест5, по которому в Санкт-Петербурге учреждался Государственный Заемный банк. 23 декабря 1786 г. был учрежден устав этого банка, по которому «ни казна, ни кто-либо из частных лиц при ссуде денег не взимал больше, как 5% со ста,
1 Полное собрание законов Российской Империи. Т. XIX. № 14.096. С. 889.
2 Мигулин П.П. Русский государственный кредит (1769—1899 гг.): В 3-х т. Харьков, 1899. Т. 1. С. 25-27.
3 Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. XIX. № 13.481. С. 85.
4 Там же. Т. XXII. № 16.481. С. 734-770.
5 Там же. № 16.408. С. 627-628.
и всяк корыстолюбец, изобличенный в гнусной лихве, да накажется лишением всего своего капитала, в лихвенный заем отданного, в пользу Приказов Общественного призрения».
Банк был создан для того, чтобы расширить кредит для дворянства. В отличие от других кредитных учреждений, Заемный банк с самого начала возник как учреждение долгосрочного кредита. «Этот банк принимал вклады и выдавал долгосрочные ссуды под залог помещичьих населенных имений, населенных горнозаводских имений, фабричных строений и приписанных к ним крестьян, а также казенных домов в Санкт-Петербурге»1.
Государственный Заемный банк принимал первоначально вклады: от частных лиц— под 5% годовых, причем проценты по вкладу начислялись лишь в том случае, кода вклад без какого-либо изъятия пролежит в банке не менее 6 месяцев; от казенных учреждений — из расчета 6% годовых, но при этом вклад должен находиться в банке не менее 1 года.
В 1758 г. с целью предотвращения значительного изъятия вкладов из Государственного Заемного банка Министерством финансов были приняты следующие меры: приостановлена регистрация новых акционерных обществ (АО), куда, как правило, происходил значительный отток капиталов из-за обещания более высоких дивидендов по акциям АО; была прекращена выдача ссуд под залог недвижимых имуществ (ссуды, как правило, не возвращались и проценты по ним платились нерегулярно); с 1 января 1859 г. министр финансов А.М. Княжевич предложил прибегнуть к отвердению (консолидации) вкладов на всю их сумму (256 млн руб.) посредством внутреннего займа.
Продолжая освещать период правления Екатерины II, уделяя особое внимание ее роли в становлении кредитной системы России, необходимо отметить, что в скором времени возник целый ряд государственных банков и других кредитных учреждений, которые в качестве источника средств для кредитования теперь уже использовали не только казенные ресурсы и добровольные пожертвования, но и средства вкладчиков, поскольку с 1770 г.2 приступили к осуществлению вкладных операций в неограниченном масштабе. Последовало прогрессивное реформирование банковской системы. Стало очевидно, что одними только государственными средствами расходов не покрыть. Тогда было принято решение пополнить банковский капитал за счет приема вкладов от тех дворян, которые располагали «лишними» средствами. Им предлагалась возможность вложить деньги в банк под 5% годовых \
1 Ламанский Е.И. Исторический очерк денежного обращения в России с 1650 по 1817 г. // Сб. статистических сведений о России: В 2-х кн. СПб., 1854. Кн. II. С. 139.
2 Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. XIX. № 13.481. С. 85.
J Там же. № 13.701. С. 381.
Российская кредитная система того времени и вплоть до середины XIX
в. характеризовалась двумя яркими отличительными чертами: монополией государства в кредитной сфере и специализацией кредитных учреждений, заключающейся, прежде всего, в ориентации на определенные сословия.
Развитие кредитного дела в России периода правления Екатерины II напрямую связано с возникновением разнообразных форм кредитных учреждений. Наряду с банками в 1772 г. в Петербурге и Москве при воспитательных домах организуется целая система кредитных учреждений, которую образуют новые специализированные кредитные учреждения.
По Манифесту от 20 ноября 1772 г.1 при Опекунском Совете Воспитательного дома «по проекту действительного советника И. И. Бецкого для благотворительных целей были учреждены Вдовья казна (своеобразный вид страхования жизни), Сохранные и Ссудные казны. Вдовья казна просуществовала до 1860 г. и была организована с целью поддержания женщин, оставшихся без состояния и без помощи в случае потери кормильца»2. Сохранная казна была организована с целью приема на безопасное хранение капиталов и документов. Сохранные казны, учрежденные при воспитательных домах в С.-Петербурге и Москве, просуществовавшие до 1888 и 1895 г., принимали вклады для приращения процентами на всякие сроки и до востребования от обществ в сумме не менее 100 руб., от частных лиц — не менее 25 руб. Взамен вкладчикам выдавались вкладные билеты, которые могли служить средством платежа. Казны выдавали ссуды под залог недвижимых населенных имений, каменных домов и государственных облигаций на срок от одного года до 8 лет, а с 1819 — до 12 лет. Прибыль от этих операций обращалась на содержание воспитательных домов. Они должны были служить местом, где «общее богатство, не выходя в чужеземные руки, оставаться будет в империи». Сохранная казна обязывала платить проценты только по срочным вкладам, по бессрочным же вкладам взимали с вкладчика 1%. Собранные вклады Сохранная казна обращала в ссуды под залог недвижимости: имений, фабрик и каменных домов. «По масштабам своих операций Сохранная казна вскоре догнала Заемный банк. В 1858 г. остаток ссудной задолженности Сохранным казнам составил 512,6 млн руб. при общей величине привлеченных вкладов на сумму 639,1 млн руб. серебром»3.
Ссудная казна была организована с целью «скорого и известного вспоможения впадшим в нечаянную нужду» в противовес существующему ростовщичеству (лихоимству). Ссудные казны в С.Петербурге и Москве, про-
1 Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. XIX. № 13.909. С. 631—718.
2 Печерин Я.И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. СПб., 1904. С. 18.
3 Бородаевскт,I С.В. Кредит. СПб., 1904. С. 194.
существовавшие до октября 1917 г., выдавали ссуды под залог золотых, серебряных вещей, а также под алмазы и жемчуг. Ссуда определялась в первом случае в размере не свыше 50% закладываемых вещей, во втором — не более 75%. Санкт-Петербургская Ссудная казна сверх вышеназванных закладываемых вещей принимала в залог также меха и шали. Ссуды выдавались в большинстве своем от 5 до 3000 руб., сроком от 3 до 12 месяцев, из 6% годовых и со взиманием их при выдаче ссуды Примечательно то, что Ссудные казны собственных капиталов не имели и никаких вкладов не принимали, а источником для выдачи ссуд служили капиталы Сохранных казен, причем Ссудные казны за свои заимствования уплачивали Сохранной казне 5%.
Сохранные и Ссудные казны функционировали при губернских депутатских собраниях в качестве губернских банков, но напоминали собой благотворительные организации, поскольку предоставляли ссуды под весьма низкие проценты, а в ряде случаев — и на весьма длительные сроки (вплоть до 36 лет).
Все эти учреждения действовали самостоятельно под общим руководством со стороны Опекунских советов, в которые входили влиятельные вельможи. Таким образом, кредитные операции соединились с филантропической деятельностью.
В 1775 г. во всех губернских городах России по Указу Екатерины II были учреждены Приказы Общественного Призрения, в ведение которых входило: попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, богадельнями (домами престарелых), больницами и домами для неизлечимо больных. Средства для финансирования этих мероприятий состояли из части доходов губернии, в которой учреждались Приказы Общественного призрения, а также из пожертвований граждан и казенных учреждений. Приказы Общественного призрения выступали в роли губернских банков и занимались выдачей ссуд под залог недвижимых имуществ губернии сначала до 1 года и не более 1 тыс. руб. в одни руки. Фактически эти Приказы получили характер долгосрочных ипотечных учреждений. От Сохранных казен они отличались тем, что могли выдавать ссуды под залог недвижимых имений лишь той губернии, в которой они сами находились.
Указанные кредитные учреждения все еще не могли удовлетворить всей потребности в долгосрочном кредите. Несмотря на то что история возникновения и задачи перечисленных кредитных учреждений были различны, фактически их операции в XIX в. имели одинаковый характер. Пассивные операции заключались в приеме вкладов, а активные — в предоставлении ссуд под залог имений.
1 Историческая справка о Ссудных казнах за все время их существования. СПб., 1912.
С. 29.
Дальнейшее развитие банковской системы в Российской империи происходило в условиях феодального общества не в зависимости от объемов выпуска товарной продукции, чугуна или холста, пушек или зерна, а в зависимости от расширения местного самоуправления. Его начало связано с Указом Екатерины II «О вольности дворянству» 1785 года 1 и Грамотой на право и выгоды городам Российской империи, опубликованной 21 мая 1785
г., введением городских выборных должностей.
Казенные банки не были в состоянии обеспечить стремительно возрастающие потребности промышленников и купцов в кредите. Именно благодаря мерам, принятым в 1785 г. Екатериной II, кроме государственных банков впоследствии были созданы неправительственные кредитные учреждения. В связи с этим в течение первой половины XIX в. в ряде городов России делались многочисленные попытки организовать частные коммерческие банки. В роли инициаторов чаще всего выступали купцы, выделявшие необходимые капиталы для создания банков.
Благодаря тому, что в начале XIX в. уровень ссудного процента в России был исключительно высоким, капиталы частных банков росли сравнительно быстро, и некоторые из них оказались настолько жизнеспособными, что сохранились и в пореформенное время.
Калинкин Ю.А*
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ: ИЗ ОПЫТА
ПРОШЛОГО
Судебная реформа, проводимая ныне в нашей стране, вызывает живейший интерес к истории становления и развития российского правосудия, опыту его предыдущих преобразований.
Самого пристального внимания в этом плане заслуживает российская судебная реформа 1864 года. Многое из того, что возрождается, создается в рамках нынешней реформы, впервые учреждалось в Судебных уставах от 20 ноября 1864 года.
Следует отметить прежде всего объективную обусловленность и принципиальную схожесть исторической и социально-экономической обстановки тех и теперешних радикальных перемен в судоустройстве и судопроизводстве.
1 Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. XXII. № 16.187. С. 344—384.
* Канд. юрид. наук, доцент, ректор Мордовского гуманитарного института. E-mail: [email protected].