СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии
при Правительстве Российской Федерации
Финансово-кредитная система современной России переживает нелегкие времена. За более чем десятилетний срок своего возрождения и формирования с начала 90-х годов XX столетия она пережила как периоды деловой активности, так и кризисы и спады. В литературе последних лет, посвященной тенденциям и перспективам развития финансовой и налоговой системе России, дается немало рецептов по формированию соответствующих структур по западному образцу. При этом как-то упускается из виду, что в России накоплен значительный исторический опыт функционирования финансово-кредитной системы, нуждающейся в серьезном изучении, осмыслении и использовании в настоящее время. История финансов России изучена еще недостаточно. Опыт становления и развития отечественной кредитно-финансовой системы используется слабо.
Дореволюционная Россия располагала развитой финансово-кредитной системой, сильными позициями русского рубля, использованием интеллектуальных сил общества. Среди финансовых деятелей можно встретить фигуры значительного масштаба, незаурядных, умных, образованных и талантливых людей. Одной из характерных особенностей российской финансовой системы являлись сильные позиции государства с активным вмешательством в хозяйственную жизнь.
Наше внимание привлек XVIII век, что вполне закономерно и естественно. XVIII век для России - это век модернизации всех сфер жизни с четко обозначенным вектором развития - европеизация. Как убедительно доказал А.Б. Каменский в своей фундаментальной монографии "От Петра I до Павла I" (М., 1999), процесс преобразований в XVIII веке шел практически непре-
рывно в течение столетия, сохраняя преемственность в направленности преобразований, в проблемах, стоящих перед властью, и методах их решения, хотя наиболее радикальными по масштабам, и долговечности институтов, созданных сознательно волей человека, были реформы Петра Великого. Одновременно с созданием внушительной Российской империи в XVIII веке происходит зарождение и становление финансово-кре-дитной системы и финансовой политики в современном значении этого понятия.
Денежное обращение
Конец XVII века ознаменован кризисным состоянием денежного обращения и монетного дела в целом. Подготовка реформы денежного обращения началась в 90-х годах XVII века и осуществлялась постепенно и без спешки. Большой трудностью при проведении реформы явилось преодоление недоверия широких кругов населения к медным монетам, так как были еще живы воспоминания о "медном бунте" 1662 года. Основными единицами будущей денежной системы стали серебряный рубль и медная копейка. Приняв данное положение, Петр I не спешил вводить их в обращение. Систему новых номиналов они пополнили последними в 1704 году, когда были отчеканены серебряный рубль и крупная круглая медная копейка. Тогда же отчеканили и серебряный алтын. При этом медные копейки выпускались параллельно с допетровскими серебряными проволочными, имели те же изображения, а также год чеканки, обозначенный славянскими буквами. Это упрочило положение медной копейки на рынке и обеспечило ей равную с се-
ребряными копейками покупательную способность. Сосуществование двух систем - новой и допетровской, представленной проволочной серебряной копейкой, было окончательно прекращено в 1718 году.
Новый рубль, до реформы существующий исключительно как счетная единица, весил около 28 г и содержал 25 - 26 г чистого серебра. Стопа, по которой чеканились медные монеты, изменялась неоднократно. В 1718 году была установлена самая выгодная для казны 40-рублевая стопа, поскольку пуд меди стоил в то время 5 руб. Но массовое появление фальшивых медных монет вынудило правительство уменьшить монетную стопу до 10 руб. монет из пуда меди.
Начиная денежную реформу, Петр I столкнулся с проблемами, характерными для XVIII века, а именно: нехваткой сырья для чеканки собственной монеты, вследствие недостаточного освоения недр и природных богатств страны. Первый серебряный рудник в России начал действовать в 1704 году и давал 15 пудов серебра. Поэтому в петровскую эпоху продолжали использовать традиционные источники сырья - покупку талеров, что заметно удешевляло производство. Проблема сырья для чеканки монет была разрешена во второй половине столетия, когда вошли в действие золотые и серебряные рудники Урала.
Другой важной проблемой для усовершенствования монетного дела в России стало наличие современного оборудования. Во время Великого посольства Петр I посетил монетный двор Англии, познакомился с великим ученым И. Ньютоном. Позднее по указу царя из Англии и Германии были привезены машины и станки, соответствующие новейшим технологиям монетного дела того времени. С тех пор монетное производство Российской империи находилось на высоком уровне.
Следующим необходимым шагом Петра I при реорганизации монетного дела в России стало увеличение числа монетных дворов. Если в XVII веке существовал всего один официальный монетный двор в Московском Кремле, то за восемь лет проведения денежной реформы (1698 - 1706) в Москве появилось шесть монетных дворов. С середины 20-х годов строятся монетные дворы в Петербурге и его окрестностях, а в середине 30-х годов активизируется работа монетного двора в Екатеринбурге.
Петр I ввел в обращение и золотые монеты -червонцы, двойные червонцы и двухрублевики. Червонец равнялся западноевропейскому дукату и весил 3,4 г, а двухрублевик соответствовал золотнику - около 4 г. В ходе реформы была уста-
новлена официальная проба для серебряных и золотых монет. Для серебряных монет крупного номинала - 70-я проба, для мелких номиналов -38-я, для золотых монет - 75-я проба. Значительное уменьшение серебра в монетах по сравнению с XVII веком (проба проволочных копеек - 80-85-я) увеличило доходы казны от чеканки монет.
Значение петровской денежной реформы исключительно велико. Была создана гибкая монетная система на основе единого денежного обращения, что способствовало развитию отечественной промышленности и торговли. В России впервые в истории мирового денежного хозяйства была введена десятичная монетная система. Денежную реформу отличал высокий уровень культуры и сохранение национальных традиций. Новая монетная система в дальнейшем изменялась мало и в главных своих чертах сохранилась до настоящего времени. Ее совершенствование выражалось в исчезновении и появлении новых номиналов, в приспособлении к изменениям внутреннего рынка. Национальные традиции денежного обращения настолько сильны, что алтын и появившиеся после 1726 года пятиалтынный (15 коп.) и двугривенный (20 коп.) просуществовали до 1990-х годов, а пятак, чеканенный до 1917 года в двух металлах - серебре и меди, - и по сей день.
Денежное обращение России в 1730 - 1760 годах было достаточно стабильным и устойчивым за исключением периода Семилетней войны (1757 -1763). В течение XVII века вес серебра, содержащегося в рубле, постепенно снижался и стабилизировался только в 60-х годах. Рубль стал содержать 18 г чистого серебра и сохранил этот вес до 1915 года. Размеры рубля и других монет зависели от количества в них лигатуры и толщины монетных кружков. В XVIII веке проба монет крупных номиналов почти не отличалась от пробы мелкой разменной монеты. Медеплавильная промышленность в этот период переживала подъем и была полностью обеспечена отечественным сырьем. Значительным районом по добыче и выплавке меди стал Урал. До конца XVIII века неоднократно проводилась массовая перечеканка медной монеты из-за изменения мойной стопы медных денег. Интенсивно шла чеканка фальшивых русских пятаков, что приводило к избытку медных денег, подрывая денежное обращение в стране. К тому де медные деньги были тяжелы и неудобны в обращении. Сто рублей медной монеты весили более 6 пудов, а 1 000 руб. - более 60 пудов. Для их перевозки требовалось несколько подвод, много дней и большая охрана. Поэтому крупный деятель в области финансов XVIII века, сенатор
П.И. Шувалов в конце 50-х годов предложил перейти на выпуск бумажных денег, но Сенат отверг это предложение.
Поиск удобных в обращении денежных знаков, а также фискальный расчет вызвали введение первых бумажных денег - ассигнаций - в 1769 году. Опыт их внедрения был поначалу чрезвычайно удачен, чему в немалой степени способствовало проходившее одновременно становление банковской системы. С момента своего появления ассигнации должны были беспрепятственно размениваться на медные деньги, которыми обеспечивался их выпуск. Обесценение бумажных ассигнаций приводило к обесцениванию медной монеты, что в свою очередь нарушало соотношение стоимости медных, серебряных и золотых монет.
Ассигнации первого образца выпускались достоинством в 25, 50, 75 и 100 руб. Они действовали до 1786 года, когда были изъяты из обращения из-за значительного количества подделок. Чаще всего 25-рублевые ассигнации "исправлялись" на 75-рублевые, которые вообще перестали выпускаться. В 1787 году начались выпуск ассигнаций нового образца и безудержная эмиссия. Ведение русско-турецкой войны и содержание пышного двора императрицы требовали неуклонного увеличения средств. К началу 90-х годов дефицит бюджета достигал уже 15 млн руб., что восполнялось увеличением выпуска ассигнаций, не обеспеченных звонкой монетой. Правительство наращивало денежную массу. К концу царствования Екатерины Великой в обращении находилось более 157 млн руб. Серебряный рубль приравнивался к четырем рублям медью, и в обращении появились две единицы: рубль серебряный и рубль ассигнационный. Павел I, обещавший прекратить эмиссию и начавший чеканить свои медные монеты по 16-рублевой стопе, не смог справиться с проблемой. В обращении уже находилось более 200 млн руб., что привело к резкому падению курса ассигнаций. Страна нуждалась в новой широкомасштабной денежной реформе.
Итак, мы видим, что в XVIII веке в денежном обращении России произошли значительные изменения. Была создана устойчивая денежная система, просуществовавшая ни один век. Основу ее составил рубль. Полностью утвердилась монополия государства на чеканку серебряной и золотой монеты. Во второй половине XVIII века было введено бумажное денежное обращение, оказавшее значительное влияние на последующее развитие финансовой и экономической политики российского государства.
Налоговая система
Основную статью доходов государственного бюджета - до 56% составляли прямые налоги, которыми облагались тяглые сословия. Расходы на войну и на реформы требовали большого количества средств и поставили бюджет в критическое состояние. Для устранения дефицита, составлявшего четверть дохода, постоянно увеличивались прежние и вводились новые налоги. Петр I специально привлекал людей, способных указать новые источники прибыли. Такие люди так и назывались - прибыльщики. Это особая финансовая должность, при которой главное назначение человека - "сидеть и чинить государю прибыли". Надо сказать, что прибыльщики зря свой хлеб не ели. Начиная с 1704 года устанавливалась бесконечная череда все новых налогов, вплоть до анекдотических - на цвет глаз, ульи, продажу огурцов и пр. Одним из самых известных и деятельных прибыльщиков той поры был А. Курбатов, дворовый человек графа Б.П. Шереметева, который после поездки в Италию предложил Петру I проект о введении платы за гербовую (орленую) бумагу. Этот сбор с 1699 года стал важным источником государственного бюджета. К новым налогам добавлялись казенные монополии: соляная, поташная, табачная, винная и др.
К концу правления Петра I многие мелочные сборы были упразднены, и с 1718 года была начата податная реформа, проходившая в несколько этапов. Суть реформы состояла в замене подворной системы сбора налогов новой податной единицей - "душой мужского пола". Первый этап реформы состоял в сборе сказок - документов описи населения, второй этап состоял в проверке этих сказок, то есть наличии населения. Эта акция выявила большое число беглых, борьба с которыми стала составлять центральную задачу финансовой политики, что превращало податную реформу в полицейскую акцию. Подушная подать обеспечивала 45% всех поступлений в бюджет государства. Всего в XVIII веке было проведено пять ревизий населения, вообще же их было десять (до 1858 года). Подушая подать не имела никакого экономического обоснования, так как человек платил только за то, что существует, и была неисчерпаемым источником дохода государственной казны. Тяжесть подушного налога, помимо размера, обусловливалась тем, что он основывался на принципе круговой поруки крестьянской и посадской общин, при котором население обязано было платить и за выбывших членов общества (умерших, беглых, рекрутов), малолетних, нетрудоспособных и т.д. Подушная подать, с од-
ной стороны, сковывала самостоятельность и предпринимательскую инициативу крестьян, а, с другой, - способствовала консервации отсталых форм социально-экономической жизни. Сохранение средневекового принципа раскладки податей "по животам и богатству" сдерживало процесс имущественной дифференциации в обществе и тормозило накопление капитала в руках купеческой верхушки.
Следствием податной реформы явилось также изменение социальной структуры общества. Теперь в подушный оклад попали бывшие однодворцы, несмотря на владение крепостными, а также черносошные крестьяне, население Сибири, народы Поволжья, ставшие в результате росчерка пера государственными крестьянами. Подушную подать были обязаны платить и горожане - мещане и посадский люд. Даже суть указа о единонаследии (1714) состояла не столько в стремлении заставить дворян служить, сколько в выполнении фискальной функции - не допустить раздробления недвижимого имущества, так как с мелких владений упадут доходы государства.
Налоговая политика в послепетровское время была более мягкой. Современники говорили и писали о непомерной тяжести подушной подати для населения (74 коп. для владельческих крестьян, 1 руб. 14 коп. для государственных и 1 руб. 20 коп. для посадских людей.). Не случайно уже в 1725 году Екатерина I снизила подушный оклад с 74 до 70 коп. Правительство Елизаветы Петровны пошло на облегчение налогового гнета в стране: были прощены недоимки и снижались налоговые платежи на 3 - 5 копеек в год. На протяжении почти двух веков подушная подать была главным элементом финансовой системы России. Для мещан она была отменена в 1863 году, для крестьян более чем через двадцать лет после отмены крепостного права, при Александре III, в середине 80-х годов XIX века благодаря стараниям либерального министра финансов Н.Х. Бунге,
Неэффективность подушной подати хорошо понимал П.И. Шувалов. Новизна его реформаторской деятельности состояла в стремлении перенести тяжесть налогообложения с прямых на косвенные налоги. При временных льготах в уплате подушной подати постоянно повышались цены на соль и другие продукты первой необходимости. К мерам общенационального масштаба относится знаменитая шуваловская реформа - отмена внутренних таможенных пошлин в стране в 1753 году. Этот налог периода удельной раздробленности наносил ущерб торговле, мешал формированию всероссийского рынка. Потери казны от сбора внутренних пошлин Шувалов предложил компен-
сировать протекционистскими мерами. По его инициативе в 1755 году был издан новый Таможенный устав, в котором правительство стремилось определить торговые права для всех слоев населения. Этим уставом и последующими указами была закреплена купеческая монополия на рынке. В то же время был введен новый таможенный тариф. В результате этого пошлины на импортные товары увеличились с 5 до 13 копеек с рубля, а поступления в государственную казну увеличились на 200 тыс. руб.
Вступившая на престол Екатерина II застала финансы в чрезвычайно запутанном состоянии. В это время Россия вела Семилетнюю войну и Сенат доложил императрице, что солдаты уже год не получали жалованье и нужно произвести неотложные платежи на 15 млн руб., между тем как казна пуста. Екатерина воспользовалась ситуацией для укрепления своего положения при дворе. Она распорядилась отпустить средства на ближайшие государственные нужды из императорского кабинета, предназначавшиеся на личные нужды царской семьи, снискав своим великодушием большую популярность.
Главным прямым налогом оставалась подушная подать, замененная у купцов гильдейским сбором. Правительство не решалось до бесконечности увеличивать этот прямой налог не только опасаясь выступлений крестьян, но и боясь недовольства помещиков. В соответствии с налоговой тенденцией XVIII века прямые налоги переставали играть главную роль. На первое место постепенно выдвигались налоги косвенные. К ним относился питейный сбор, дававший во второй половине века до 20% всех поступлений. Нелегальное производство и продажа вин жестоко карались властями. Подряды и откупа также являлись одним из способов взимания казенных сборов. В числе важных казенных статей можно указать горные сборы, поступавшие от металлургических заводов и эксплуатации монетной регалии государства. Единственным значимым источником дохода, исходившего не от податной части населения империи, можно назвать таможенные сборы. Поскольку таможенные уставы государства носили протекционистский характер, а таможенные тарифы на протяжении рассматриваемого века менялись шесть раз и всегда в сторону увеличения, то это значительно повышало суммы, поступающие в бюджет государства.
Соляной сбор - был типичным налогом для всех государств Европы XVIII века. Многие государства прибегали к поправке финансового положения путем поднятия налога на соль. Удачную реформу провела Екатерина Великая. Но ее ре-
форма состояла как раз в обратном - в уменьшении соляного налога. Она распорядилась уменьшить соляной налог, ассигновав на покрытие дефицита 300 тыс. руб. из кабинетских средств. Но уменьшение налога привело к увеличению потребления соли (особенно при рыбных промыслах), в результате доход от казенной соляной монополии даже увеличился.
Однако в конечном итоге и тяжесть косвенных налогов также ложилась на плечи податных сословий, прежде всего крестьянства. Все предпринятые меры не привели к коренному оздоровлению российских финансов.
Финансовая политика
Финансовая политика Российской империи в XVIII веке складывалась по мере проведения административных реформ государственного аппарата и усиления бюрократии, укрепления централизованного унитарного государства и наступательной внешней политики. Вслед за потребностями государства шло создание органов по управлению финансами, формирование бюджета, усовершенствование налоговой и создание кредитной системы.
В конце Северной войны Петр I приступил к реформе государственного аппарата. За образец была взята швейцарская система центральных учреждений, действовавших на принципах каме-рализма. Создание коллегий было одной из важнейших составных частей реформы. В 1717 году определились с названием коллегий и их компетенцией. Начался набор штата служащих. Финансовые функции обеспечивали три коллегии: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-кол-легия. В 1719 году был создан первый Регламент, определивший обязанности коллегий. Камер-кол-легия обеспечивала сбор доходов, руководила работой губернских и уездных финансовых учреждений; штатс-контор-коллегия распределяла средства, надзирала за их целевым использованием; ревизион-коллегия обеспечивала общий контроль за расходами и доходами. В отличие от приказов, каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию с четким разграничением их функций и подчинением разветвленной сети местных финансовых учреждений. Это способствовало усилению роли государства в управлении финансами и отечественной промышленностью. Созданные Петром Великим коллегии просуществовали до 1802 года - до проведения Александром I министерской реформы.
В последующие годы наблюдались значительные отступления от петровских идей и начина-
ний, что искажало и деформировало государственный аппарат и сделало настоятельной необходимостью проведение новой реформы финансового управления. Созданная коллегия экономии (1763) и проведенная секуляризация церковных земель (1764) сумели снять на какое-то время остроту финансовых проблем. Реорганизация центральных органов финансового управления была растянутой по времени и проводилась постепенно, что вообще было свойственно Екатерине II как политику и государственному деятелю. Постепенно все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената, при котором создаются новые учреждения - экспедиция о государственных доходах и казначейство. С проведением в 1775 году губернской реформы реорганизация органов финансового управления затронула и провинцию. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Учреждались должности губернских и уездных казначеев, которые были обязаны хранить собранные деньги. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму - 30 млн руб. При Павле I была учреждена должность государственного казначея и восстановлена камер-коллегия. Все это явилось переходным периодом для проведения более основательной министерской реформы начала XIX века.
В XVIII веке впервые возникает понятие "государственный бюджет" как общий финансовый закон, утверждаемый верховной властью страны. Лично Петр I прилагал немало усилий для налаживания строгого учета государственных доходов и расходов. Отличительной чертой финансовой жизни российского государства в XVIII веке было значительное возрастание бюджета империи. Если в 1680 году доходы государства не превышали 1,5 млн руб., то в 1724 году они составили 8,5 млн руб., то есть за 44 года увеличение произошло в шесть раз, но если учесть падение ценности рубля за это время, то реальное возрастание составит 3,5 раза. Кстати, Петр I не оставил наследникам государственного долга. При его преемниках, несмотря на роскошь и пышность двора, бюджет не рос так сильно - не было таких изнурительных войн. Между царствованием Петра и Екатерины II (40 лет) бюджет увеличился менее чем в два раза. Заметное увеличение бюджета наблюдается уже во второй половине XVIII века. Если во времена правления Елизаветы Петровны рост доходов государства составлял примерно 60 тыс. руб. в год, то при Екатерине II достиг 1,8 млн руб. в год. Подобное увеличение связано с повышением прямых
и косвенных налогов, ростом населения до 38 млн человек в конце века, а значит, ростом податных слоев, развитием товарно-денежных отношений, сдвигами в экономической жизни России.
Генерал-прокурор Сената А.А. Вяземский много трудился над составлением ведомостей о государственных доходах и расходах, разработкой соответствующих инструкций, упрощением существующих правил. Благодаря этой работе в 70-е годы появляются окладные книги доходов и расходов, а в 1781 году - первый бюджет Российской империи. Как любой бюджет он состоял из двух частей - доходной и расходной. Подобная роспись доходов и расходов в XVIII веке представляла собой государственную тайну, особенно это касалось статей расходов государства. Тем самым охранялись тайна содержания царского двора и лица, виновные в казнокрадстве. В зависимости от царствующих особ менялось и распределение расходов. Так, при Петре I основные суммы уходили на содержание армии и флота (до 90% бюджета в иные годы), далее происходит увеличение расходов на двор и разросшийся бюрократический аппарат. Но одно явление наблюдалось всегда - рост расходов постоянно опережал поступление доходов, поэтому хроническим явлением финансовой ситуации в России XVIII века был дефицит бюджета. В конце века к этому явлению добавляется еще рост государственного долга России. Поскольку повышать налоги с податного населения, равно как и посягать на доходы дворянства, было небезопасно, то правительство активно прибегало к внутренним и внешним займам, эмиссии ассигнаций, что в свою очередь не решало проблему, а приводило к усилению инфляции. Государственный долг к концу царствования Екатерины II составил три годовых бюджета государства, что свидетельствовало о финансово-экономическом кризисе и крахе финансовой системы, созданной великой императрицей.
Кредитные учреждения
Российская кредитная система начала зарождаться в первой половине XVIII века. Здесь, как и в экономике в целом, главным организатором кредитных учреждений и создателем законодательной основы выступало государство. Все появившиеся банки были казенными, в отличие от Европы, в которой банковско-кредитная сфера изначально была отдана частному капиталу.
До возникновения банков кредитные операции в России производились в виде ростовщических ссуд, причем в деревне ссуды приобрели натуральное выражение, то есть в рост давали
зерно, муку, сено, мед и пр. Велись кабальные записи. Главными заимодавцами выступали помещики и крупные монастыри. К услугам ростовщиков прибегали и в городе. Однако ростовщическая деятельность не стала самостоятельным видом предпринимательства, а была лишь дополнительным источником дохода. Попытка Петра I превратить городские ратуши в прообразы купеческих банков успехом не увенчалась. Правда, ему удалось создать первую регулярную биржу в России, которая действовала до Первой мировой войны, затем возродилась в 1921 году и просуществовала до 1930 года. Первая российская биржа была общей - товарно-сырьевой с элементами торговли фондами. Она создавалась по образцу Амстердамской. Видя отставание России в развитии рыночных отношений, Петр I попытался ввести в России элементы организации и техники западноевропейского биржевого дела: включение в оборот ценных бумаг, заключение фрахтов и сделок на крупные партии привозимого товара, а также проведение этих торгов регулярно в специально созданных для этого помещениях. Неподготовленность России к данному виду учреждений проявилась в том, что в течение почти целого столетия Петербургская биржа была единственной официально признанной. Вторая биржа возникла в 1796 году в Одессе.
Тем не менее государство, заинтересованное в развитии промышленности, оказывало предпринимателям разные виды помощи: предоставляло привилегии и льготы, освобождало от выплаты налогов и податей, выдавало ссуды промышленникам, вело борьбу с ростовщичеством. В связи с этим в 1733 году была учреждена Монетная контора - первый официальный кредитный орган. В тридцатые-сороковые годы появился еще ряд государственных учреждений, выдававших ссуды, но их скорее можно рассматривать как казенные ломбарды, нежели банки. В 1729 году был издан первый вексельный устав, что положило начало вексельному обращению в России. Разработка вексельного права была вызвана успехами развития внутренней и внешней торговли и отвечала стремлениям утвердить в России европейские торговые правила. В целях обеспечения больших гарантий вексельному обращению правительство предлагало прибегать при заключении договоров к услугам маклеров. О внимании правительства к этому вопросу говорят многочисленные указы Сената, регулирующие порядок работы маклеров. В развитии маклерской службы были заинтересованы и купцы. В целом услугами этих учреждений пользовались дворяне и влиятельные при дворе лица. Крестьяне такого права не имели.
На протяжении первой половины XVIII века, а нередко и позже кредит выражался в широко распространенной практике торгово-заемных операций, которыми активно занимались иностранные купцы и предприниматели всех национальностей. Они кредитовали своих русских торговых партнеров. Кредит предоставлялся ими как в товарной, так и в денежной форме с использованием архаичных и современных норм сделок, например, контрактов.
Несмотря на некоторый опыт кредитных операций, имевшийся в деятельности Монетной конторы, в России не было государственного кредитования частных торговых операций до 1754 года, когда по инициативе П.И. Шувалова были учреждены Дворянский и Купеческий, или Коммерческий банки, ставшие важным элементом в развивающейся экономико-финансовой системе страны. Банки давали кредиты под 6% годовых вместо 20% у ростовщиков. Первоначальный капитал Дворянского банка, выданный из казны, составил 750 тыс. руб. Помещикам предоставлялась ссуда, исходя не из доходности поместья или количества земли, а по количеству душ крепостных крестьян. Такое положение сохранялось до 1861 года, до отмены крепостного права. Средства Дворянского банка растаяли очень быстро, так как его клиенты не только не возвращали долги, но и не выплачивали проценты по ним. Проведенная в конце 70-х годов реорганизация банка не спасла положения, и в 1786 году Дворянский банк был реорганизован в Государственный Заемный банк, просуществовавший до 1860 года.
Организованный с незначительным капиталом в 500 тыс. руб. Купеческий банк предназначался для выдачи ссуд русским купцам сроком на шесть месяцев. Краткосрочность ссуд не побуждала купцов пользоваться услугами банка. Продление срока ссуды изменило ситуацию, капитал был быстро разобран. В целом деятельность первого коммерческого банка в России была узкой по видам операций и по сфере обслуживания. Петербургский купеческий банк фактически прекратил свою деятельность в 1770 году, хотя формально был ликвидирован в 1782 году, когда его пассивы были переданы Дворянскому банку. В пятидесятые годы П.И. Шувалов выступил создателем еще двух казенных банков - Медного и Артиллерийского, ставших в конечном счете инструментами расхищения государственной казны, и закрытые в 1763 году.
В эпоху Екатерины II продолжалось развитие банковского дела, хотя оно полностью находилось в руках государства. В 1769 году в связи с
началом выпуска ассигнаций были созданы Государственные Ассигнационные банки в Петербурге и Москве, обладавшие эмиссионным правом. Директором обоих банков с казенным капиталом в 500 тыс. руб. был назначен А.П. Шувалов, сын П.И. Шувалова. Контроль осуществлял генерал-прокурор Сената А.А. Вяземский. В 1786 году в связи с обменом ассигнаций старого образца на основе имеющихся банков был создан Государственный Ассигнационный банк, который осуществлял прием вкладов, учет и перевод векселей. Другим казенным банком эпохи Екатерины II был Государственный Заемный банк, созданный в рамках проектов изыскания способов покрытия бюджетного дефицита. Практические результаты деятельности банка не оправдали возложенных на него надежд, спрос на ссуды превышал возможности банка. Тем не менее он просуществовал до 1860 года.
К середине 80-х годов, благодаря проведению губернской реформы, в стране сложилась система небанковских кредитных учреждений: ссудные и сохранные кассы краткосрочного кредита, вдовья касса, приказы общественного призрения. Возможность получения кредитов благотворно сказалась на развитии торговли и предпринимательской деятельности. Первые кредиты получило в царствование Екатерины II и само государство: в 1769 году заем в Амстердаме, на следующий год - в Генуе. На погашение внешних займов шло до 5% государственного бюджета.
Во второй половине XVIII века в деловой жизни Петербурга и страны в целом заметную роль стали играть придворные банкиры. Во времена Екатерины II широкую известность приобрел голландец Иван Фредерике, глава банкирского дома "Велден, Векстер и Фредерике". Именно он выступил посредником русских заграничных займов у амстердамских банкиров. После смерти Фре-дерикса придворным банкиром стал Ричард Су-терланд, ссужавший деньги как правительству, так и знати, купцам и предпринимателям. Екатерина удостоила его баронского титула. В 1791 году Сутерланд разорился и покончил жизнь самоубийством. В целях упорядочения этой сферы деятельности Павел I в 17^ году организовал "Контору придворных банкиров и комиссионеров Воута, Ралля и К"". Контора придворных банкиров поддерживала отношения с кредиторами русского правительства и мела постоянные связи с европейскими банкирскими домами. При этом Павел I пытался ограничить частную деятельность придворных банкиров. Но из этой затеи ничего не вышло, все они имели собственные торговые или банкирские конторы и активно участвовали в де-
ловой жизни России. В целом институт придворных банкиров просуществовал до середины XIX века и продолжал играть значительную роль в экономической жизни страны, о чем свидетельствует деятельность последнего придворного банкира барона Л.А. Штиглица.
Система казенных кредитных учреждений XVIII века была тесно переплетена с особенностями российской государственности: самодержавием и крепостным правом. Именно их наличие сохраняло монополию государства в кредитном деле.
* * *
XVIII век в истории российской финансово-кредитной системы занимает немаловажное место. Именно в этот период происходит становление первых центральных органов по управлению финансами страны, зарождаются кредитные учреждения, происходят огромные изменения в области денежного обращения. В России, как и в других европейских странах, финансовая проблема была одной из важнейших. Характерной чертой почти всех стран было превышение расходов над доходами, наличие внешнего и внутреннего долга. Во всех странах финансовое положение ухудшалось в военное время и военные нужды стимулировали изменения в налоговых системах. Ана-
логи петровской подушной подати можно обнаружить во многих странах Европы, но в них подобное налогообложение было введено позже, чем в России. В числе важнейших статей дохода были косвенные налоги, которыми облагались предметы потребления - соль, алкоголь, табак. Высокими пошлинами облагались ввозимые из-за границы предметы роскоши - кофе, чай, шоколад. Среди других источников пополнения государственной казны в России не привилась практика продажи должностей и титулов, зато активно использовалась порча монеты и безудержный выпуск бумажных денег, не обеспеченных ценностью производимых товаров, торговых сделок и услуг, ценным металлом.
Таким образом, Россия в XVIII веке переживала модернизацию, как и большинство европейских государств. Правда, наличие крепостного права искажало, а нередко и меняло до неузнаваемости содержание некоторых сходных с другими странами процессов. Этим объясняются и противоречия финансовой системы Российской империи XVIII века. Сохранение и упрочение в XVIII веке института крепостничества и абсолютизма обернулось залогом нового, в том числе и финансового, кризиса, для разрешения которого в следующем столетии также понадобилось проведение радикальных реформ.