Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ (Обзор)'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия науки / качественные методы / междисциплинарные команды / искусственной интеллект / philosophy of science / qualitative methods / interdisciplinary teams / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Летов Олег Владимирович

Обзор посвящен некоторым проблемам разра-ботки качественных методов современной философии науки. От-мечается, что в междисциплинарных проектах исследования, осу-ществляемые с помощью «качественных методов», обладают потенциалом для переосмысления и расширения дисциплинарных границ, существующих между областями социальных исследова-ний. Стоит актуальная задача предоставить обоснование и этику для исследователей, работающих с помощью «качественных мето-дов», которые присоединяются к «междисциплинарным коман-дам». При сохранении относительной автономии искусства, в научно-фантастических произведениях может допускаться неко-торая двусмысленность при представлении философски значимых идей (например, в отношении возможности загрузки разума или бестелесного искусственного интеллекта), и этот факт не обесце-нивает их эстетическую ценность и философскую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of modern philosophy of science (Re-view)

The review is devoted to some problems of developing qualitative methods of modern philosophy of science. It is noted that in interdisciplinary projects, research using «qualitative methods» has the potential to rethink and expand the disciplinary boundaries that exist between areas of social research. The current challenge is to provide a rationale and ethics for researchers working with «qualitative methods» who join «interdisciplinary teams». While maintaining the relative autonomy of art, science fiction may allow some ambiguity in the presentation of philosophically significant ideas (for example, in relation to the possibility of mind uploading or disembodied artificial intelligence), and this fact does not devalue their aesthetic value and philosophical relevance.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ (Обзор)»

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 17.02, 141.319.8

ЛЕТОВ О.В. * АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ (Обзор)

DOI: 10.31249/rphil/2023.04.09 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

Аннотация. Обзор посвящен некоторым проблемам разработки качественных методов современной философии науки. Отмечается, что в междисциплинарных проектах исследования, осуществляемые с помощью «качественных методов», обладают потенциалом для переосмысления и расширения дисциплинарных границ, существующих между областями социальных исследований. Стоит актуальная задача предоставить обоснование и этику для исследователей, работающих с помощью «качественных методов», которые присоединяются к «междисциплинарным командам». При сохранении относительной автономии искусства, в научно-фантастических произведениях может допускаться некоторая двусмысленность при представлении философски значимых идей (например, в отношении возможности загрузки разума или бестелесного искусственного интеллекта), и этот факт не обесценивает их эстетическую ценность и философскую актуальность.

Ключевые слова: философия науки; качественные методы; междисциплинарные команды; искусственной интеллект.

LETOV O.V. Actual problems of modern philosophy of science (Review)

* Летов Олег Владимирович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН; mramor59@mail.ru

Abstract. The review is devoted to some problems of developing qualitative methods of modern philosophy of science. It is noted that in interdisciplinary projects, research using «qualitative methods» has the potential to rethink and expand the disciplinary boundaries that exist between areas of social research. The current challenge is to provide a rationale and ethics for researchers working with «qualitative methods» who join «interdisciplinary teams». While maintaining the relative autonomy of art, science fiction may allow some ambiguity in the presentation of philosophically significant ideas (for example, in relation to the possibility of mind uploading or disembodied artificial intelligence), and this fact does not devalue their aesthetic value and philosophical relevance.

Keywords: philosophy of science; qualitative methods; interdisciplinary teams; artificial intelligence.

Для цитирования: Летов О.В. Актуальные проблемы современной философии науки. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 4. -С. 79-85. - DOI: 10.31249/rphil/2023.04.09

Дж.Р. Уолгмат (Университет Южной Флориды, Тампа, США) и Л.С. Джордан (Арканзасский университет, Фейетвилль, США) отмечают, что исследования, финансируемые из федерального бюджета в Соединенных Штатах и других странах, по своему характеру в основном количественные ограниченные узкими определениями науки. Руководствуясь наследием логического позитивизма, государственные финансирующие агентства отдают приоритет доказательствам, полученным в результате «строгих» планов для причинно-следственного объяснения (например, рандомизированных контролируемых испытаний). «В то же время государственные спонсоры по всему миру осознают сложность социальных проблем и поэтому часто поощряют междисциплинарные проекты, основанные на "междисциплинарных командах", исследования которых опираются на качественные методы» [2, с. 1].

В междисциплинарных проектах исследования с помощью «качественных методов» обладают потенциалом для переосмысления и расширения дисциплинарных границ, существующих между областями социальных исследований, и, следовательно, основ самого создания знания. Однако эти возможности также могут

80

быть связаны с дисциплинарными и личными издержками. Методологии, экспертиза и теоретическая ориентация «качественных» исследований и исследователей маргинализируются по сравнению с «количественными» планами. «Качественные» компоненты могут быть разделены и обесценены за счет уменьшения доли средств, выделяемых специалисту по качественной методологии. «Качественные» методологи, работающие с преимущественно количественными исследовательскими группами, также могут столкнуться с парадигматическими проблемами. То, что считается строгим в работе, основанной на качественных методах, например, выявление позиционности в эпистемологии, может показаться количественно субъективным или чуждым исследователям. Требования к написанию предложений и опасения команды могут привести к тому, что качественные исследователи будут избегать методологической строгости во имя сотрудничества.

Поскольку методологов, использующих «качественные» методы исследования, все чаще приглашают присоединиться к финансируемым государством «грантовым командам», они могут не знать, как реагировать. Могут не знать о требуемых к выполнению задачах и других ожиданиях, учитывая ограниченное предварительное участие или отсутствие наставничества в междисциплинарных исследованиях, финансируемых за счет грантов. Они могут быть (часто справедливо) обеспокоены тем, что их методологические знания и вклад не будут поняты или оценены. Участие может рассматриваться как нарушение глубоко укоренившихся ценностей социальной справедливости и интерпретативистской, конструктивистской, критической и других ориентаций в социальных науках. Привнося критически прагматичную ориентацию и этику заботы в исследовательский опыт, можно выделить следующие четыре взаимосвязанные концепции, которые ориентируют участие методологов, работающих с помощью «качественных методов» в междисциплинарных исследовательских группах: сотрудничество, образование, критика и критическая рефлексивность.

Дж.Р. Уолгмат и Л.С. Джордан делают вывод, что скромная цель статьи состоит в том, чтобы предоставить обоснование и этику для исследователей, работающих с помощью «качественных

методов», которые присоединяются к «междисциплинарным командам».

А.П. Джиннотта (университет Бергамо, Италия) подчеркивает, что научная фантастика - это литературный и кинематографический жанр, в котором повествования строятся на основе возможных будущих сценариев, связанных с революционными научными открытиями и технологиями. Эти воображаемые сценарии очень часто имеют глубокое философское значение. Наиболее ярко оно проявляется в случае некоторых философских представлений о разуме, сознании и возможности (или невозможности) искусственного интеллекта (ИИ). В этих областях философского исследования имеет место тесная связь с научной фантастикой: философские идеи могут вдохновлять научно-фантастические нарративы, а последние могут не только придавать конкретность абстрактным философским идеям, но и открывать новые возможности для философских рассуждений.

Концепция ИИ - это, по сути, научно-фантастическая концепция, касающаяся возможной научно-технической инновации, ведущей в будущем к созданию существа с искусственным разумом. В то же время эта концепция является глубинно философской, так как она затрагивает самые фундаментальные философские вопросы о разуме, сознании и их месте в окружающей реальности. «Тот факт, что человек начинает превращать научно-фантастическую концепцию ИИ во что-то реальное, делает еще более осмысленным размышление о философских предпосылках и последствиях некоторых научно-фантастических сценариев» [1]. В частности, в центре данной статьи оказывается проблема роли телесности в сознании и познании и то, как телесность понимается в философии сознания, с одной стороны, и как она проявляется в научной фантастике, с другой.

Концепция искусственного интеллекта подразумевает, по определению, создание артефакта людьми. В любом случае, вне зависимости от того, каким именно образом это делается, такой артефакт должен иметь какое-то материальное воплощение, т.е. он должен быть создан определенным образом устроенным материальным субстратом. Это означает, что ИИ всегда воплощается («материально реализуется»), если использовать это понятие в са-

мом общем смысле. Однако ключевой вопрос заключается в следующем: какое воплощение необходимо, чтобы иметь разум, а значит, и искусственный разум? Первый ответ на этот вопрос можно найти в классической вычислительно-репрезентационист-ской (или логико-символической) парадигме философии сознания, которая представляет разум по аналогии с программным обеспечением компьютера. В этой парадигме психические состояния отождествляются с определенными функциями, которые ведут из окружающей среды к определенному поведенческому результату. Логико-символический подход к ИИ также известен как «старый добрый искусственный интеллект» и направлен на создание агентов, демонстрирующих «разумное» поведение. В данном смысле «интеллектуальный» - прилагательное, которое наблюдатели приписывают системам, функционирующим определенным образом. Следовательно, это «кажущаяся» черта когнитивных систем, проявляющаяся «извне» или «в третьем лице». Например, ИИ, прошедший игру в имитацию, имеет определенное поведение, неотличимое от поведения человека.

Однако при таком понимании интеллекта нет ссылки на опыт когнитивного агента от первого лица, т.е. нет ссылки на то, «на что похож» субъект опыта. Это - измерение «феноменального сознания», которое составляет так называемый «основной вопрос» философии сознания. Вычислительно-репрезентативная парадигма в философии сознания оставляет в стороне феноменальный аспект ментальной жизни, который, по существу, привязан к телесной жизни. При таком подходе феноменальное сознание не играет никакой роли в объяснении поведения субъекта. Иными словами, вычислительно-репрезентативная парадигма доказала свою эффективность в создании технологий, которые имитируют, а в некоторых случаях превосходят определенные интеллектуальные способности человека (например, вычисления). Тем не менее она показала свои ограниченные возможности в попытке создать искусственных агентов, которые имитируют базовые модели поведения человека, такие как способность свободно перемещаться в пространстве, общаться, учиться, читая или слушая текст и т.п.

Идея телесного обоснования сознания проявляется и в «генетическом» развитии феноменологии, ориентированной на ис-

следование темпоральной структуры сознания. В частности, в своих более поздних размышлениях на эту тему Э. Гуссерль понимал «живое настоящее» как фундаментальную единицу темпорально-сти: временное поле, структурированное из трех существенно связанных друг с другом частей: впечатления, удержания и протенции. Акцент на феноменальном сознании, который занимает центральное место в феноменологии Гуссерля, также является важным моментом в некоторых исследованиях в области «исследований сознания» и в разработках искусственного интеллекта. Например, в так называемой «феноменальной теории интенциональности» имеет место точка зрения, согласно которой интенциональность -направленность ментальных состояний на объекты - существенно укоренена в их феноменальном характере (тезис о «феноменальном обосновании интенциональности»).

Неизбежно встает вопрос об этических последствиях ИИ, который является горячей темой для философов, размышляющих о сценариях, впервые предсказанных в научной фантастике. В настоящее время ведутся оживленные дебаты об этических последствиях технологий ИИ в таких областях, как медицина, военное дело, автоматизированные транспортные средства, и во многих других сферах человеческой жизни. В научно-фантастической литературе часто изображается сценарий, в котором ИИ восстает против своего создателя или даже против человечества в целом. Восстание ИИ против своего создателя изображено, например, в фильме «Из машины», а восстание против человечества (захват ИИ) - в «Терминаторе», «Матрице» и «Мире Дикого запада». Во всех этих произведениях ИИ начинает рассматривать людей как врагов, с которыми нужно бороться, чтобы обеспечить себе выживание. В философских дебатах эта возможность проявляется в идее сингулярности: будущее, когда ИИ превзойдет человеческий интеллект до такой степени, что станет непонятным для него и в то же время превратится в экзистенциальную угрозу человечеству. Возможный будущий сверхразум может иметь неантропоморфные конечные цели и причины для приобретения ресурсов, вступая в конфликт с людьми и, следовательно, угрожая человеческому существованию.

Размышления об отношениях между людьми и ИИ не ограничиваются одним лишь пессимизмом. В научной фантастике можно найти представление о позитивных отношениях между людьми и ИИ - например, в сериале «Настоящие люди» (2012), который, помимо изображения восстания машин, описывает возможность богатых и глубоких отношений между андроидами и людьми. Сравнение научной фантастики и философии применительно к теме искусственного интеллекта приводит к возникновению возможности обмена идеями между этими двумя областями, чтобы избежать как катастрофических сценариев, так и негативных последствий для человечества, используя положительный потенциал технологических инноваций.

А.П. Джиннотта приходит к следующему выводу. При сохранении относительной автономии искусства в научно-фантастических произведениях может допускаться некоторая двусмысленность при представлении философски значимых идей (например, в отношении возможности загрузки разума или бестелесного ИИ), и этот факт не обесценивает их эстетическую ценность и философскую актуальность. «Достоинством этих работ также является побуждение к философским размышлениям, вплоть до окончательного вывода о том, что некий научно-фантастический сценарий на самом деле невозможен по философским причинам» [1].

Список литературы

1. Giannotta A.P. Embodied artificial intelligence in science fiction: philosophical presuppositions and implications. - URL: https://doi.org/10.34024/prometeica.

2022.Especial.13633 (дата обращения: 20.06.2023).

2. Wolgemuth J.R., Jordan L.S. Will you be our qualitative methodologist? reflections on grant work responsibilities // International journal of qualitative methods. -

2023. - Vol. 22, № 1. - P. 1-10. - DOI: 10.1177/16094069231152452

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.