Научная статья на тему 'ФАНТАСТИКА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ФАНТАСТИКА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ / ЖАНРЫ ФАНТАСТИЧЕСКОГО / ВООБРАЖЕНИЕ / ТЕОРИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО / ТВОРЧЕСТВО / УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ТЕКСТА / THE FANTASTIC / GENRES OF THE FANTASTIC / IMAGINATION / THEORY OF CREATIVITY / THE PLEASURE OF THE TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Костикова Анна Анатольевна

Способность создавать перспективные проекции грядущего и альтернативные сценарии настоящего - одна из определяющих характеристик человеческого сознания. Современная литература развивает жанры фантастики, которые демонстрируют различные возможности человеческого воображения. Исследование воображения, воображающего сознания и творчества во многом опираются на это художественное представление. Например, с точки зрения Ролана Барта, подхватывающего как феноменологический философский, так и психологический интерес к удовольствию, рассматривает текст как конструируемое фантастическое. Как способ повествования фантастическое бросает вызов миметическим представлениям о смысле: его полисемическая структура основана на сложном сочетании правдоподобия и несоразмерности. Оно-то и является источником удовольствия от чтения текста для читателей. Однако это требует транс- и междисциплинарного подхода, обращения к методам разных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF THE FANTASTIC IN INTERDISCIPLINARY AND TRANSDISCIPLINARY RESEARCH

The ability to create prospective projections of the things to come and alternative scenarios of the present is one of the defi nitive characteristics of human conscious. Modern literature has developed a few genres of the fantastic which demonstrate potentialities of human imagination and which are of interest for scholars working within the terrain of imagination studies and creativity theory. The pleasure of the text, in terms of Roland Barthes, can be regarded as an approach to exploring the fantastic. The fantastic as a narrative mode defi es mimetic representations. Its polysemic structure is based on a complex combination of verisimilitude and non-verisimilitude which is a source of narrative pleasure for readers. This problem addresses methods of various disciplines and requires trans- and inter-disciplinary approaches.

Текст научной работы на тему «ФАНТАСТИКА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 4

А.А. Костикова

ФАНТАСТИКА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ

И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

Способность создавать перспективные проекции грядущего и альтернативные сценарии настоящего — одна из определяющих характеристик человеческого сознания. Современная литература развивает жанры фантастики, которые демонстрируют различные возможности человеческого воображения. Исследование воображения, воображающего сознания и творчества во многом опираются на это художественное представление. Например, с точки зрения Ролана Барта, подхватывающего как феноменологический философский, так и психологический интерес к удовольствию, рассматривает текст как конструируемое фантастическое. Как способ повествования фантастическое бросает вызов миметическим представлениям о смысле: его полисемическая структура основана на сложном сочетании правдоподобия и несоразмерности. Оно-то и является источником удовольствия от чтения текста для читателей. Однако это требует транс- и междисциплинарного подхода, обращения к методам разных дисциплин.

Ключевые слова: фантастическое; жанры фантастического; воображение; теория фантастического; творчество; удовольствие от текста.

История человеческой культуры характеризуется присутствием в ней проспективных проекций — человеку свойственно не только объяснять себя и окружающий мир, но и пытаться представить себе его дальнейшее развитие или некоторые превращенные характеристики, реализованные в альтернативной истории. Способность к воображению и способность творческого развития результата когнитивных практик были отмечены в древнейших философских трактатах всех цивилизационных центров культуры: в древней Индии — как потенциальная причастность всеобщему, в древнем Китае — как методология принятия политических решений, в древней Греции — как эвристическое начало в познании природы. Дальнейшим развитием философии эти способности были разведены.

Костикова Анна Анатольевна — кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии языка и коммуникации, философский факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: akostikova04@yandex.ru).

Литература Нового и Новейшего времени сформировала разнообразие жанров фантастики, исследование которых представляет интерес не только для литературоведов. Несомненно, однако, что способность к фантазии, воображению, творчеству требует изучения в ее разноплановых проявлениях — в конкретных художественных воплощениях и в аспекте научной рефлексии. Например, из актуальных направлений философии ни одно не лишено интереса к изучению воображения, от феноменологии Гуссерля, представлений о непрерывности у Бергсона до концептуализации «открытого произведения» У. Эко и новейших теорий мимесиса. Философские, психологические, социологические и филологические теории творчества, воображающего сознания, креативности — актуальная задача гуманитарных наук, новейшего трансдисциплинарного анализа.

Публикуемые организаторами конференции материалы представили разнообразие дисциплинарных языков и сюжетов, объединенных даже не общим объектом исследования, сложной и амбивалентной (вынесенной в название конференции) метафорой «текстологического удовольствия». Философская интерпретация известной работы Ролана Барта «Удовольствие от текста» (1973), действительно, может помочь с некоторыми «трудными» проблемами литературоведения. Вводя идею наслаждения от текста и одновременно релятивизируя ее (противопоставляя идее удовольствия), Барт подчеркивает ее аутентичность самому процессу чтения. Другими словами, с точки зрения Барта, именно медленный и сложный характер прочитывания смыслов, постоянное возвращение к их уточнению составляет суть литературного чтения. Художественная условность фантастического жанра подчеркивает полисемию и непрерывность этого процесса, множа источники эстетической эмоции. Комплексный интеллектуальный процесс соединения правдоподобного и неправдоподобного, сложный механизм нега-ции — залог привлекательности «легкого» фантастического жанра, в том числе и для развитого, «утонченного» читателя.

Уместно методологически уточнить ограничения, связанные с экстраполяцией философских идей на конкретный материал. В тех исследованиях, где «удовольствие» стало методологическим основанием выделения групп и установления их идентификации, как, например, в статье Б.Е. Степанова о некоторых субкультурах, о специфике рецепции ими медиатекстов, сама фантастика фактически отходит на второй план. В других статьях, как, например, в статье А.А. Зубова, «удовольствие» обозначено как механизм академической легитимации жанра фантастики в литературоведении. В обоих случаях «удовольствие» не специфицирует фантастику — постановка этой проблемы представляется вполне уместной и в отношении других объектов анализа. То же можно сказать о попытках

А.Д. Баженовой-Сорокиной и А.С. Ветушинского рассмотреть конституирующий инструмент «удовольствия» в фантастике на примере альтернативного «отвращения». Примеры из комиксов и видеоигр подобраны и проанализированы тщательно, хотя самую дихотомичность подразумеваемой авторами трактовки процессов смыслообразования и смысловосприятия можно оспорить: ни телесность, ни нормативность, ни удовольствие не выступают одним из смысловых полюсов биполярного мира.

Дискуссионный характер предложенных материалов лишь подтверждает необходимость дальнейшего научного сотрудничества представителей разных дисциплин.

Anna Kostikova

STUDIES OF THE FANTASTIC IN INTERDISCIPLINARY

AND TRANSDISCIPLINARY RESEARCH

Lomonosov Moscow State University

1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The ability to create prospective projections ofthe things to come and alternative scenarios of the present is one of the definitive characteristics of human conscious. Modern literature has developed a few genres of the fantastic which demonstrate potentialities of human imagination and which are of interest for scholars working within the terrain of imagination studies and creativity theory. The pleasure of the text, in terms of Roland Barthes, can be regarded as an approach to exploring the fantastic. The fantastic as a narrative mode defies mimetic representations. Its polysemic structure is based on a complex combination of verisimilitude and non-verisimilitude which is a source of narrative pleasure for readers. This problem addresses methods of various disciplines and requires trans- and inter-disciplinary approaches.

Key words: the fantastic; genres of the fantastic; imagination; theory of creativity; the pleasure of the text.

About the author: Anna Kostikova — PhD (in Philosophy), Associate Professor, head of the Department of Philosophy of Language and Communication, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University (e-mail: akostikova04@ yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.