• БЕЗОПАСНОСТЬ
Актуальные проблемы совершенствования системы управления безопасностью железнодорожного транспорта
Д. А. СКОРОХОДОВ, докт. техн. наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем транспорта РАН, А. Л. СТАРИЧЕНКОВ, канд. техн. наук, доцент, зав. лаб. «Проблемы безопасности транспортных систем» Института проблем транспорта РАН
Транспортная проблематика является одной из приоритетных в числе современных макроэкономических проблем. В условиях усиления интеграционных процессов возрастает роль комплексного развития транспортной инфраструктуры и отдельных видов транспорта, а также его взаимосвязи с другими отраслями экономики и социальной сферой.
Структурные преобразования в экономике приводят к увеличению спроса на все виды транспортных услуг, необходимости улучшения транспортной инфраструктуры. Предприятия могут нормально функционировать только при условии быстрой и качественной доставки товаров. Для России, учитывая ее геополитическое положение, развитие транспортной инфраструктуры — не просто экономическая задача, но задача обеспечения единства страны.
В сферу ответственности государства при управлении транспортом, в первую очередь, входят:
• проведение структурных преобразований;
• выработка эффективной тарифно-ценовой политики;
• развитие системы управления безопасностью;
• совершенствование правовых основ транспортной деятельности;
• обеспечение интеграции транспортной системы страны в мировую транспортную систему.
Реализация принципа устойчивого развития транспортной системы предполагает системное решение комплекса проблем.
В России ведущим видом транспорта является железнодорожный. В обозримом будущем железнодорожным перевозкам не будет альтернативы в плане экономической эффективности и экологической безопасности при транс-
портировке значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния, а также по обеспечению пассажирских перевозок. Проводимые в настоящее время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы и процессы его функционирования.
Актуальность проблемы совершенствования системы управления безопасностью железнодорожных перевозок пассажиров и грузов определяют три обстоятельства:
• принятие закона «О техническом регулировании»;
• реформирование железнодорожного транспорта;
• необходимость обеспечения нормативных значений показателей безопасности перевозок при минимальном объеме затрат.
В соответствии с вышеуказанным, система управления безопасностью должна выполнять ряд новых функций, а именно:
• нормирование показателей безопасности перевозок в целом, движения поездов и отдельных технологических процессов, влияющих на безопасность перевозок, а также показателей безопасности функционирования технических средств и персонала;
• оценка фактических значений показателей безопасности;
• прогнозирование изменений показателей безопасности функционирования технических средств.
Изменение функциональной структуры системы управления безопасностью обусловливает необходимость расширения функций структурных составляющих действующей системы управления. В связи с этим важнейшей является проблема нормирования показателей безопасности перевозок и гармонизированных с ними показателей безопасности функционирования технических средств. Без нормативных значений показателей безопасности и показателей рисков принципиально невозможно управление безопасностью перевозок. Государство должно в технических регламентах прежде всего установить нормативные значения рисков наиболее важных видов потерь, например, здоровья пассажиров и экологического ущерба.
Эффективное управление безопасностью не может осуществляться без автоматизации исполнения ряда важных функций. АСУ должны автоматизировать расчет показателей безопасности движения поездов и функционирования технических средств, а также пооперационный контроль текущего содержания пути. На сегодня сложилось несколько основных направлений автоматизации задач обеспечения безопасности движения:
• использование диагностических комплексов для мониторинга состояния технических средств, учета и анализа их сбоев и отказов;
• анализ статистики и условий возникновения случаев брака, крушений и аварий;
• автоматизация маневровой и поездной работы с целью предотвращения возникновения аварий и случаев брака.
БЕЗОПАСНОСТЬ •
Целью создания подобных систем является недопущение случаев нарушения безопасности движения — крушений, аварий, особых случаев брака и случаев брака в поездной и маневровой работе.
В рамках автоматизации разрабатывается и внедряется на сети железных дорог ряд автоматизированных систем и программных комплексов:
1. Автоматизированная система ведения базы данных техническо-распорядительных актов станций (АС ТРА)
Система предназначена для автоматизации процесса заполнения и корректировки ТРА станций, систематизации данных ТРА, обеспечения возможности обработки и организации доступа к данным для широкого круга пользователей. Система позволяет вести в электронном виде схематические и масштабные планы станций, текстовые приложения ТРА, выполняет автоматизированный расчет норм закрепления вагонов тормозными башмаками, содержит справочно-ана-литическую подсистему, которая позволяет получать статистические отчеты и выборки по данным ТРА станций. В 2004 году система сдана в промышленную эксплуатацию на сети железных дорог. Для пользователей сетевого уровня системы в ГВЦ ОАО «РЖД» установлен централизованный сервер системы, который содержит объединенную базу данных ТРА станций всех железных дорог.
2. Автоматизированная информационная система ревизора движения (АИС ДНЧ)
Система разрабатывается с целью автоматизации и эффективной организации работы ревизора хозяйства перевозок по вопросам безопасности движения и охраны труда. Основным назначением системы является организация сбора и систематизация информации о результатах ревизорских проверок и технических ревизий железнодорожных станций по безопасности движения и охране труда, их анализ и определение профилактических мероприятий по предотвращению случаев брака в поездной и маневровой работе и случаев производственного травматизма на станциях. Система позволяет вести планы и отчеты по работе ревизоров движения, выполнять контроль выполнения должностных нормативов работы ревизоров. В 2005 году система внедрена в опытную эксплуатацию.
3. Автоматизированная система ведения актов комиссионных месячных осмотров станций (АС КМО)
Система предназначена для автоматизации формирования данных о результатах комиссионных месячных осмотров станции, формирования и контроля исполнения мероприятий по устранению выявленных неисправностей технических устройств станции. Система позволяет формировать в электронном виде акт комиссионного месячного осмотра станции на основе Классификатора типовых неисправностей технических устройств станции, выявляемых при проведении осмотров. В журнале фиксируются отметки об устранении выявленных неисправностей. На основании журнала начальники станций, дежурные по станции, диспетчеры предприятий могут осуществлять оперативный анализ состояния работ по устранению неисправностей и контроль своевременности их проведения. Система прошла опытную эксплуатацию на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги и была внедрена в 2005 г
4. Автоматизированная система ведения реестра нормативных актов по безопасности движения и охране труда
Система обеспечивает централизованное хранение нормативных актов, действующих в хозяйстве перевозок, оперативное обновление базы данных нормативных документов, а также удобный доступ пользователей служб и отделов перевозок к содержанию документов для просмотра и печати. Целью разработки системы является создание и постоянное обновление базы данных с возможностями быстрого поиска требуемых документов, составления проектов новых документов, не противоречащих документам более высокого уровня, отмены устаревших требований в действующих документах, а также доступа к текстам этих документов. В настоящее время система установлена на сервере ВНИИАС. К системе подключены руководители отделов и главных специалистов ЦД и ЦУП ОАО «РЖД», руководители служб и отделов перевозок, станций, ревизоры хозяйства перевозок, инженеры по охране труда.
5. Автоматизированная система анализа, статистической обработки и геоиформационного представления данных по безопасности движения МАСУ БД (АСОГ БД)
Система обеспечивает оперативное информирование специалистов, рабо-
тающих в области повышения безопасности движения и совершенствования качества перевозочного процесса, сведениями о расследованных случаях и причинах возникновения нарушений безопасности движения. Система предназначена для геоинформационного представления данных по заданным критериям о нарушениях безопасности движения, опасных отказах технических средств и нарушениях норм их содержания, ошибках персонала хозяйства перевозок железных дорог, а также для расширения аналитических возможностей программного обеспечения сетевого уровня МАСУ БД. Система эффективно используется с 2003 года в департаменте управления перевозками ОАО «РЖД».
Основными принципами построения указанных автоматизированных систем являются:
• организация структурного сбора данных для анализа состояния безопасности;
• оптимизация технологического порядка работы на станции;
• использование современных информационных технологий;
• обеспечение взаимосвязи и интеграции разрабатываемых систем с существующими информационными ресурсами отрасли;
• обеспечение широкого доступа к данным разных категорий пользователей.
Разработанные системы охватывают большинство вопросов профилактики нарушения безопасности движения. Комплексный подход к обеспечению безопасности на станции ориентирован, прежде всего, на строгое соблюдение технологии работы станции согласно нормативным актам, принятым в отрасли. Многосторонний сбор данных с использованием перечисленных автоматизированных систем позволяет контролировать текущее состояние безопасности на станциях и своевременно предпринимать адекватные меры по предотвращению нарушения безопасности.
Важнейшими средствами решения проблем обеспечения безопасности железнодорожного транспорта, помимо разработанных и создаваемых АСУ, должны стать методы общей теории безопасности транспортных систем, включая методы теории риска и теории катастроф. В связи с этим необходимо развивать современные технологии обеспечения безопасности, в том числе страхование.