ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
УДК 656.25
Л. Ф. Казанская, Ю. А. Беленцов, Ш. Ш. Ризакулов
ТЕХНИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОМПАНИИ
Дата поступления: 06.07.2018 Решение о публикации: 13.09.2018
Аннотация
Цель: Проанализировать возможность повышения безопасности движения в национальной железнодорожной компании за счет внедрения технического аудита, выявить отличительные признаки между техническим аудитом и ревизорской проверкой, сформулировать цели технического аудита, дать его классификацию, определить возможные случаи проведения различных видов аудита организации, разработать алгоритм данного процесса. Методы: Использованы методы обобщения, группировки, сравнительного анализа, синтеза, системного подхода, постановки проблем, изучения литературных источников и нормативно-законодательных документов, результатов деятельности, изучения и обобщения опыта. Результаты: Рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением безопасности движения в национальной компании Узбекистана. Показаны приоритетные направления при проведении технического аудита системы управления безопасностью движения. Предложен алгоритм процесса аудита, и разработана схема процесса управления программой технического аудита. Практическая значимость: Актуальность темы связана с ее перспективностью в области обеспечения безопасных железнодорожных перевозок. Сделан вывод о том, что внедрение технического аудита позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности в железнодорожной национальной компании.
Ключевые слова: Безопасность движения, технический аудит, система управления, аудитор.
*Liliya F. Kazanskaya, D. Eng. Sci., professor, yalifa@inbox.ru; Yuriy A. Belentsov, D. Eng. Sci., professor, belents@mail.ru; Sherzod Sh. Rizakulov, postgraduate student, sherzod_piter@mail. ru (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) TECHNICAL AUDIT AS OPERATION SECURITY CONTROL FACTOR IN THE NATIONAL RAILWAY COMPANY
Summary
Objective: To analyze the possibility of improving operation security in the national railway company by means of technical audit. To detect distinctive features between technical audit and audit check, to state the objectives of technical audit, to give classification of the latter, to determine the possible cases of conducting different types of audit, to develop auditing process algorithm for an organization. Methods: The methods of generalization, grouping, comparative analysis, synthesis, system approach, target setting were used, as well as studying of literature sources and normative legislative documents, performance results and generalization of the lessons learnt. Results: The problems connected with providing operation security in the national company of Uzbekistan were studied. The priority areas selected when conducting technical audit of operation security management system were shown. An auditing process algorithm was introduced and the mechanism of technical audit program control was developed. Practical importance: Topicality of the given study is connected with availability of the latter in the sphere of safe railroading control. It was concluded that technical audit implementation would make it possible to fully and in an unbiased manner establish the immediate causes of accident rate occurrence in the railway national company.
Keywords: Traffic security, technical audit, management system, auditor.
Введение
На железнодорожном транспорте осуществляется многоступенчатый контроль за обеспечением безопасности движения (БД). Практика показывает, что, несмотря на глубокую проверку руководителя и ревизорского аппарата, к сожалению, случаются нарушения, потому что далеко не все руководители, организующие производственные процессы, активно участвуют в выявлении недостатков в обеспечении безопасных перевозок. Многие из них не уделяют должного внимания и свои непосредственные обязанности по предупреждению нарушений безопасности движения, в том числе за счет реализации контрольных функций, в полной мере не выполняют. В результате сохраняется потенциальная возможность нарушений [1]. В 2009 г. в ОАО «РЖД» был принят стандарт по внедрению технического аудита, целью которого является достижение большего уровня безопасности движения в ОАО «РЖД» на основе систематизированного и последовательного анализа и оценки деятельности структурных подразделений по обеспечению безопасности движения [2]. Однако в ряде железнодорожных компаний, как, например, национальной компании Узбекистана (АО «УТЙ»), данный вопрос нуждается в детальной проработке.
Постановка задачи
Технический аудит системы управления безопасностью движения -независимая экспертиза, осуществляемая путем проведения плановых, вне-
плановых, комплексных и тематических проверок, направленная на достижение большего уровня технического обслуживания и эксплуатационной деятельности структурной деятельности организаций, раннее выявление проблем, поиск их коренных причин, предотвращение проблем, определение рисков и управление ими [3].
В табл. 1 приведены отличительные признаки между понятиями «ревизорская проверка» и «технический аудит» при обеспечении БД.
ТАБЛИЦА 1. Отличия ревизорских проверок и технических аудитов по БД
Отличительные признаки Ревизорская проверка Технический аудит
Целевые Контроль и анализ состояния БД, а также анализ нормативных документов по вопросам БД, предупреждение и ликвидации последствий нарушений БД Проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе хозяйственной деятельности, а также предлагает корректирующие и предупреждающие действия по БД
Правовые Административное право: на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов Гражданское право: на основе хозяйственных договоров
Объективные Все то, что нарушает действующее законодательство и учетную политику предприятия Определения мероприятий по повышению БД и определения целесообразности контроля и проверок
Управленческие Связи вертикальные, в порядке административного назначения и принуждения Связи горизонтальные, вертикальные и добровольные
Практические задачи Направлена на нахождение виновного Основное предназначение сводится к поиску прямых и косвенных причин возникновения несоответствий
Результаты Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения Аудиторское заключение и перечень предупреждающих и корректирующих мер
Приоритетными направлениями при проведении технического аудита системы управления БД являются:
• анализ и оценка системы обеспечения БД;
• анализ и оценка эффективности действующей системы управления рисками;
• ранжирование процессов в соответствии с рисками нарушений БД, выделение процессов и услуг с высокими рисками нарушения БД;
• оценка результативности применяемых предупреждающих действий по снижению рисков;
• оценка результативности корректирующих действий, принимаемых руководителем процесса;
• предоставление аудиторских рекомендаций по повышению эффективности и результативности внутренних процессов.
При техническом аудите системы управления БД проверяют соответствие выполняемых процессов, связанных с обеспечением БД, требованиям нормативных документов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу проверяемых подразделений по обеспечению БД [4]. По цели осуществляемых проверок технический аудит системы управления БД подразделяют на аудит видов деятельности (обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности с целью выявления возможностей их улучшения) и аудит процессов, связанных с обеспечением БД [5, 6]. Технические аудиты системы управления БД подразделяются на плановые, внеплановые или повторные.
Плановые технические аудиты системы управления БД проводятся в соответствии с утвержденным графиком.
Внеплановые технические аудиты системы управления БД назначают в следующих случаях:
1) при снижении качества услуг, предоставляемых структурными подразделениями;
2) при получении многочисленных претензий от потребителей услуг железнодорожного транспорта;
3) по необходимости, с целью совершенствования документов системы управления БД и корпоративной интегрированной системы менеджмента качества, вызванной как «внутренними» (изменение целей в области обеспечения безопасности и качества, структуры управления и т. п.), так и «внешними» причинами (изменение требований потребителей и рынка, требований органов государственного надзора и т. п.);
4) при отрицательных результатах технических аудитов;
5) при получении оперативных данных по опасным отказам технических средств и опасных отступлений от норм содержания;
6) на основании проведенного расследования допущенных случаев нарушений БД;
7) по распоряжению руководителя АО «УТЙ», руководителя структурного подразделения;
8) по заявкам руководителей подразделений АО «УТЙ».
Повторный технический аудит системы управления БД может быть
назначен с целью проверки устранения причин несоответствий, выявленных по результатам предыдущих аудитов, а также выполнения требуемых корректирующих и предупреждающих мероприятий (их мониторинга с указанием
статуса выполнения). Повторные аудиты системы управления БД могут быть осуществлены в рамках проведения плановых или внеплановых аудитов системы управления БД.
Варианты решения поставленных задач
Процесс проведения аудита организации может быть также представлен в виде алгоритма (табл. 2).
Если несоответствие разрешается на уровне предприятия, то решение принимается как один из нормативных документов линейного предприятия и рекомендуется к использованию другими предприятиями в таких же ситуациях. Этот документ, по согласованию с заместителем начальника регионального железнодорожного узла (РЖУ) АО «УТЙ», высылается также для сведения причастным организациям (в соответствии с процедурой взаимодействия с заинтересованными сторонами) для того, чтобы они могли иметь представление о том, как будут действовать линейные предприятия в аналогичных ситуациях.
Если на уровне линейного предприятия несоответствие не разрешается (в силу отсутствия, например, полномочий, зафиксированных в действующих нормативных документах, или из-за несогласованных действий сторонней организации), то оно передается на вышестоящий уровень (уровень РЖУ) и может быть разрешено или же, в частности, при отсутствии полномочий вынесено на уровень дороги [7].
Результаты исследования
Контроль качества аудиторских услуг является важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов [8]. Он производится со стороны представителей руководства АО «УТЙ».
Во время технического аудита персонал, несущий контрольные функции, должен:
1) осуществлять контроль хода аудита с тем, чтобы установить:
• обладают ли аудиторы необходимыми умениями и компетентностью для исполнения порученных им заданий;
• понимают ли аудиторы указания по проведению аудита;
• выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;
2) устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников и установить уровень консультаций, являющихся целесообразными.
Схема (алгоритм) процесса
Операция процесса
Ответственный исполнитель
Выход(ы) из операции
1. Составление и утверждение плана аудиторской проверки
Ведущий аудитор, представитель руководства по СУ
Утвержденный план аудиторской проверки
2. Подготовка к аудиту
Ведущий аудитор
Ознакомление с документацией, распределение обязанностей
3. Уведомление руководителя подразделения о проведении аудита
Ведущий аудитор
1. Уведомление
2. План аудиторской проверки
3. Опросный лист
4. Проведение аудиторской проверки (сбор объективных свидетельств)
Ведущий аудитор
Свидетельства аудита
5. Выявлены несоответствия?
Аудитор
Принятие решения о степени соответствия
6. Возможна коррекция?
Аудитор
Принятие решения об устранении несоответствия
7. Проведение коррекции
Руководитель подразделения
Коррекция
8. Регистрация несоответствий
Аудитор
Протокол о несоответствии
9. Обобщение
результатов
аудита
Ведущий аудитор
Информация по результатам проверки
10. Составление отчета об аудиторской проверке и представление его на утверждение
Ведущий аудитор
Отчет об аудиторской проверке
Окончание табл. 2
Схема (алгоритм) процесса Операция процесса Ответственный исполнитель Выход(ы) из операции
11. Требуется доработка отчета? Представитель руководства по СУ Принятие решения о необходимости доработки отчета
12. Доработка отчета Ведущий аудитор Доработанный отчет
13. Утверждение отчета Представитель руководства по СУ Утвержденный отчет
14. Регистрация результатов и рассылка отчета заинтересованным лицам Представитель руководства по СУ 1. Журнал регистрации аудитов СУ 2. Копии отчетов
15. Разработка корректирующих действий Руководитель подразделения План корректирующих действий
16. Проверка реализации корректирующих действий Ведущий аудитор Отметка в журнале регистрации аудитов СУ
Работа, исполняемая каждым аудитором, должна подлежать проверке персоналом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетентности, на предмет следующего:
• была ли работа проведена в соответствии с программой аудита;
• были ли исполненные работы и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;
• были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах;
• были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
• соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
Необходимо своевременно проверять:
• общий план и программу технического аудита;
• оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств контроля и поправки, если таковые имеются, внесенные в общий план и программу технического аудита в результате такой оценки;
• документальное отражение аудиторских доказательств, полученных благодаря проверкам по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций.
Обсуждение результатов
Процесс проверки работы по техническому аудиту может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы персонал, не участвующий в аудите иным образом, выполнил определенные дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
Организация процесса технического аудита может быть представлена в соответствии с рисунком.
Схема процесса управления программой технического аудита
Процесс подготовки и проведения аудита реализуется согласно управленческому циклу Дёминга (РОСЛ). Сам технический аудит также может совершенствоваться исходя из практики его проведения.
Заключение
Технический аудит позволяет на основе частных оценок выявлять узкие места и причины их появления; на основе общих оценок - рейтинги предприятий, отделений, служб и дорог по обеспечению БД и качества производственных процессов. Внедрение технического аудита дает возможность более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте республики Узбекистан, а также формировать новую систему управления с учетом организации безопасных перевозок [9-11].
Библиографический список
1. Медведев Е. Н. Автоматизация обработки документов по учету, анализу и статистика браков и аварий в поездной и маневровой работе на станциях и отделениях : отчет о научно-исследовательской работе / Е. Н. Медведев. - СПб. : ПГУПС, 1995. - 23 с.
2. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах ОАО «РЖД» в 2014 году. - Утв. Вице-президентом ОАО «РЖД» Ш. Н. Шайдуллином от 21.02.2015 г. -М. : ОАО «РЖД», 2015. - 509 с.
3. Александровская Л. Н. Безопасность и надежность технических систем / Л. Н. Александровская, В. И. Круглов, А. Г. Кузнецов и др. - М. : Университетская книга, Логос, 2008. - 376 с.
4. Балалаев С. В. Безопасность движения на железных дорогах : учеб. пособие : в 2 ч. - Ч. 1. Основы безопасности / С. В. Балалаев, И. Е. Кологривая. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2013. - 112 с.
5. Вырков С. А. Доказательство безопасности движения поездов - что и как доказать? / С. А. Вырков // Междунар. науч.-практич. конференция «Развитие инфраструктуры и логистических технологий в транспортных системах». - СПб. : ПГУПС, 2015. -С. 272-282.
6. Красковский А. Е. Безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / А. Е. Красковский, С. Я. Ройтман. - СПб. : ПГУПС, 2013. - 48 с.
7. Раматов А. Ж. Комплексная программа развития и модернизации железнодорожной отрасли на 2015-2019 годы : докл. на заседании Кабинета Министров / А. Ж. Рама-тов. - Ташкент : Нац. компания Узбекистана (АО «УТЙ»), 2014. - 81 с.
8. Тишанин А. Г. Развитие системы менеджмента безопасности / А. Г. Тишанин // Железнодорожный транспорт. - 2011. - № 11. - С. 9-13.
9. Казанская Л. Ф. Оптимизация критериев эффективного управления безопасностью движения в железнодорожной компании / Л. Ф. Казанская // Учен. зап. Междунар. банковск. ин-та. - 2017. - № 22. - С. 146-158.
10. Казанская Л. Ф. Направления повышения экономической эффективности управления движением в железнодорожной компании / Л. Ф. Казанская, Ш. Ш. Ризакулов, В. М. Артимович // Учен. зап. Междунар. банковск. ин-та. - 2017. - № 22. - С. 115-130.
11. Казанская Л. Ф. Построение системы управления безопасностью движения в железнодорожной компании с учетом экономических факторов / Л. Ф. Казанская, Ш. Ш. Ри-закулов // Бюл. результатов науч. исследований. - 2017. - Вып. 4 (25). - С. 15-25.
References
1. Medvedev E. N. Avtomatizatsiya obrabotky dokumentovpo uchetu, analizu i statistiky brakov i avariy v poezdnoy i manevrovoy rabote na stantsiyakh i otdeleniyakh [Document processing automatization on registering, analysis and statistics of faults and breakdowns in train and shunting operations at stations and districts]. Otchet o nauchno-issledovatelskoy rabote [Research report]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 1995, 23 p. (In Russian)
2. Analiz sostoyaniya bezopasnosty dvizheniya na zheleznykh dorogakh OAO "RZhD" v 2014 gody [The analysis of traffic security state on OAO "RZhD" railroads in 2014] (ut-verzhden Vitse-prezidentom OAO "RZhD" Sh. N. Shaidullinym ot 21.02.2015 [approved by Sh. N. Shainullin, the vice-president of OAO "RZhD" dated 21.02.2015)]. Moscow, OAO "RZhD" Publ., 2015, 509 p. (In Russian)
3. Aleksandrovskaya L. N., Kruglov V. I., Kuznetsov A. G. et al. Bezopasnost i nadezh-nost tekhnicheskykh system [Safety and reliability of engineering systems]. Moscow, Univer-sitetskaya kniga [University book] Publ., Logos Publ., 2008, 376 p. (In Russian)
4. Balalayev S. V. & Kologrivaya I. E. Bezopasnost dvizheniya na zheleznykh dorogakh. V 2 ch. Ch. 1. Osnovy bezopasnosty [Traffic safety on railroads. In 2 pt. Pt. 1. Safety fundamentals]]. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2013, 112 p. (In Russian)
5. Vyrkov S. A. Dokazatelstvo bezopasnosty dvizheniya poezdov - shto i kak dokazat? [Proving of train operation security - what and how to prove?]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Razvitiye infrastruktury i logisticheskikh tekhnologiy v trans-portnykh sistemakh" [The International research and training conference "The development of infrastructure and logistic technologies in transport systems"]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2015, pp. 272-282. (In Russian)
6. Kraskovskiy A. E. & Roitman S. Y. Bezopasnost dvizheniya poezdov na zheleznodoro-zhnom transporte [Train operation security]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2013, 48 p. (In Russian)
7. Ramatov A. Zh. Kompleksnaya programma razvitiya i modernizatsii zheleznodoro-zhnoy otrasly na 2015-2019 gody [An integrated program of development and modernization of the railroad industry for 2015-2019]. Doklad na zasedanii Kabineta Ministrov [Report at the Cabinet meeting]. Tashkent, Joint stock company O'zbekiston Temir Yollari Publ., 2014, 81 p. (In Russian)
8. Tishanyn A. G. Razvitiye sistemy menedzhmenta bezopasnosty [The development of safety management system]. Zheleznodorozhniy transport [Railway transport], 2011, no. 11, pp. 9-13. (In Russian)
9. Kazanskaya L. F. Optimizatsiya kriteriyev effektivnogo upravleniya bezopasnostyu dvizheniya v zheleznodorozhnoy kompanii [Effective management criteria optimization of operation safety in the railway company]. Uchen. Zap. Mezhdunar. bankovskogo in-ta [Proceedings of the International Banking Institute], 2017, no. 21, pp. 146-158. (In Russian)
10. Kazanskaya L. F., Rizakulov Sh. Sh. & Artimovich V. M. Napravleniya povysheniya ekonomicheskoy effektivnosty upravleniya dvizheniyem v zheleznodorozhnoy kompanii [Operation security in the railway company: directions of economic efficiency improvement]. Uchen. Zap. Mezhdunar. bankovskogo in-ta [Proceedings of the International Banking Institute], 2017, no. 22, pp. 115-130. (In Russian)
11. Kazanskaya L. F. & Rizakulov Sh. Sh. Postroyeniye sistemy upravleniya bezopas-nostyu dvizheniya v zheleznodorozhnoy kompanii s uchetom ekonomicheskykh faktorov [Building of operation security management system in the railway company with regard to economic factors]. Byulleten rezultatov nauchnykh issledovaniy [Scientific research bulletin], 2017, issue 4 (25), pp. 15-25. (In Russian)
*КАЗАНСКАЯ Лилия Фаатовна - д-р техн. наук, профессор, yalifa@inbox.ru; БЕЛЕНЦОВ Юрий Алексеевич - д-р техн. наук, профессор, belents@mail.ru; РИЗАКУЛОВ Шерзод Шермурато-вич - аспирант, sherzod_piter@mail.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).