Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
УДК 342.724.3.437 https://doi.org/10.33619/2414-2948/91/78
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В МИРЕ И В КЫРГЫЗСТАНЕ
©Сабырова Э. C., ORCID: 0009-0007-6768-5672, канд. пед. наук, Бишкекский государственный университет им. акад. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан ©Алымбаева Б. Б., Лаборатория воспитания, социализации и внешкольного дополнительного образования, г. Бишкек, Кыргызстан
CURRENT PROBLEMS OF SOCIAL EDUCATION IN THE WORLD AND IN KYRGYZSTAN
©Sabyrova E., ORCID: 0009-0007-6768-5672, PhD.,
Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan ©Alymbaeva B., Laboratory of education, socialization and out-of-school additional education, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. Исследуются основные вызовы, с которыми сталкиваются страны в области социального воспитания. Авторы обсуждают международные тенденции, такие как детская безнадзорность, насилие, интернет-зависимость и социальное неравенство, а также уникальные проблемы, связанные с социальным воспитанием в Кыргызстане, такие как недостаточное качество образования, ранний брак и детский труд. Авторы, предлагают ряд рекомендаций и подходов для решения данных проблем. В частности, выделяют необходимость улучшения качества образования, проведения профилактики наркомании и алкоголизма, развития толерантности и межэтнического взаимодействия, борьбы с бедностью и социальным неравенством, а также активного вовлечения молодежи в принятие решений. Социальное воспитание играет важную роль в формировании личности и общества. Оно направлено на развитие социальных навыков, ценностей и моральных принципов у молодого поколения. Однако, в современном мире и в Кыргызстане существуют ряд актуальных проблем, которые оказывают влияние на эффективность социального воспитания. Актуальные проблемы социального воспитания являются глобальными вызовами, которые требуют внимания и решения как на международном уровне, так и в контексте конкретных стран, включая Кыргызстан. В мире проблемы социального воспитания включают увеличение детской безнадзорности, насилие и жестокости, отсутствие межличностных навыков, рост интернет-зависимости, дискриминация и социальное неравенство, а также индивидуализм и потеря коллективных ценностей. В Кыргызстане дополнительные проблемы включают недостаточное качество образования, ранний брак и детский труд, наркоманию и алкоголизм, этнические и религиозные различие, а также бедность и социальное неравенство. Решение данных проблем требует совместных усилий общества, правительства, образовательных институтов и других заинтересованных сторон. Важно разрабатывать и внедрять эффективные программы и политики, улучшать качество образования, предоставлять доступные услуги, проводить профилактику и реабилитацию, развивать толерантность и межкультурное взаимодействие, а также бороться с бедностью и социальным неравенством. В данной статье рассмотрены некоторые из этих проблем и предложены возможные пути их решения.
Abstract. This article explores the main challenges faced by countries in the field of social
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
education. The authors discuss international trends such as child neglect, violence, internet addiction, and social inequality, as well as unique issues related to social education in Kyrgyzstan, such as inadequate education, early marriage, and child labor. The authors offer a number of recommendations and approaches for solving these problems. In particular, he highlights the need to improve the quality of education, prevent drug addiction and alcoholism, develop tolerance and interethnic interaction, fight poverty and social inequality, and actively involve young people in decision-making. Social education plays an important role in shaping the individual and society. It aims to develop the social skills, values and moral principles of the younger generation. However, in the modern world and in Kyrgyzstan there are a number of urgent problems that affect the effectiveness of social education. Actual problems of social education are global challenges that require attention and solutions both at the international level and in the context of specific countries, including Kyrgyzstan. In the world of social education problems include an increase in child neglect, violence and cruelty, a lack of interpersonal skills, an increase in Internet addiction, discrimination and social inequality, as well as individualism and the loss of collective values. In Kyrgyzstan, additional problems include insufficient quality of education, early marriage and child labour, drug and alcohol abuse, ethnic and religious differences, and poverty and social inequality. Solving these problems requires the joint efforts of society, government, educational institutions and other stakeholders. It is important to develop and implement effective programs and policies, improve the quality of education, provide affordable services, carry out prevention and rehabilitation, develop tolerance and intercultural interaction, and fight poverty and social inequality. In this article, we will look at some of these problems and suggest possible solutions to them.
Ключевые слова: мир, Кыргызстан, актуальные проблемы, социальное воспитание, социальное-неравенство, межкультурное взаимодействие, качество образования.
Keywords: world, Kyrgyzstan, topical issues, social education, social inequality, intercultural interaction, quality of education.
Социальное воспитание осуществляется через различные институты, такие как семья, школа, общественные организации и государственные программы. Оно имеет важное значение для формирования гражданского общества, поддержания социальной стабильности и развития индивидуального потенциала каждого человека. Социальное воспитание направлено на развитие у человека социальной компетентности, эмоциональной интеллектуальности, межличностных навыков, ответственности, толерантности, уважения к другим и способности к конструктивному взаимодействию.
Социальное воспитание - процесс формирования и развития социальных навыков, ценностей, норм и поведения у индивида, осуществляемый с целью интеграции его в общество и формирования активной гражданской позиции [1].
Основные задачи социального воспитания включают:
-Формирование социальных навыков: включает в себя развитие коммуникационных навыков, умение работать в коллективе, решать конфликты, проявлять эмпатию и сотрудничать с другими людьми.
-Формирование ценностей и норм поведения: направлено на развитие у человека понимания социальных ценностей, таких как справедливость, толерантность, уважение к разнообразию, доброта и ответственность. Также включает формирование норм поведения,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
этических принципов и правил общения.
-Развитие гражданской и социальной ответственности: ориентация на формирование у человека осознанного гражданского поведения, активного участия в жизни общества, участия в деятельности общественных организаций, помощи другим и внесения вклада в улучшение общественной среды.
Обеспечение процесса адаптации индивида к социуму, формирование у него навыков и знаний, необходимых для успешного функционирования в обществе. Социальное воспитание осуществляется через различные институты, такие как семья, школа, общественные организации и государственные программы. Оно имеет важное значение для формирования гражданского общества, поддержания социальной стабильности и развития индивидуального потенциала каждого человека [4].
Одной из основных проблем социального воспитания является недостаток координации и сотрудничества между семьей, школой и обществом. Возникает проблема разобщения и непонимания между различными институтами воспитания, что затрудняет эффективное формирование ценностей и навыков у детей и молодежи. Для решения этой проблемы необходимо укреплять партнерские отношения между семьями, школами, государством и общественными организациями. Важно организовывать совместные мероприятия, тренинги и обучающие программы для родителей, учителей и молодежи, с целью развития взаимодействия и понимания между всеми сторонами.
Средства массовой информации тоже влияет на социальной воспитание, такие как телевидение, интернет и социальные сети, играют огромную роль в формировании мировоззрения и ценностей молодого поколения. Однако, нерегулируемое и неконтролируемое использование средств массовой информации может приводить к негативному влиянию на социальное воспитание. Реклама, насилие и неподходящие содержания могут искажать представление о ценностях, этике и морали. Для решения этой проблемы необходимо усилить контроль над содержанием.
Социальное неравенство является серьезной проблемой, как в мире в целом, так и в Кыргызстане. Неравномерное распределение ресурсов и возможностей создает преграды для социального воспитания. Дети и молодежь из малообеспеченных семей имеют меньше доступа к качественному образованию, здравоохранению и культурным возможностям. Это ограничивает их развитие и подрывает социальное воспитание. Для решения этой проблемы необходимо принять комплексные меры, направленные на сокращение социального неравенства, включая повышение доступности образования и социальных услуг, создание программ поддержки малообеспеченных семей и развитие инклюзивных подходов в образовании. Неблагоприятная социальная среда, такая как насилие, агрессия, алкоголизм и наркомания, оказывает негативное влияние на социальное воспитание молодежи. Дети и подростки, выросшие в таких условиях, могут быть подвержены социальным проблемам и травмам, что затрудняет их адаптацию и развитие. Для преодоления этой проблемы необходимо активно работать по предотвращению и устранению негативной социальной среды. Это включает проведение просветительской работы, создание безопасных пространств и обеспечение доступа к социальным услугам, направленным на поддержку молодежи [5].
В мире существует ряд актуальных проблем, которые оказывают влияние на эффективность социального воспитания. Некоторые из них включают:
1. Распад семейных ценностей: распад семейных ценностей и изменения в структуре семей оказывают негативное влияние на социальное воспитание детей. Растущее количество
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
разводов, одиноких родителей и дезинтеграция семейных связей приводят к нестабильности в жизни детей и молодежи, что затрудняет их нормальное развитие и формирование социальных навыков.
2. Влияние технологий и социальных сетей: развитие информационных и коммуникационных технологий, а также популярность социальных сетей создают новые вызовы для социального воспитания. Постоянное присутствие виртуального мира может приводить к изоляции, снижению эмпатии и затруднению в формировании навыков личного общения и социальной адаптации.
3. Рост насилия и конфликтов: распространение насилия и конфликтов в различных формах, включая школьное насилие, буллинг, экстремизм и терроризм, создают угрозу для социального воспитания. Молодые люди могут подвергаться воздействию насильственных и агрессивных образцов поведения, что оказывает отрицательное влияние на их развитие и формирование позитивных ценностей.
4. Социальное неравенство: неравномерное распределение ресурсов, доступа к образованию и возможностям оказывает негативное влияние на социальное воспитание. Дети и молодежь, выросшие в неблагоприятных условиях, сталкиваются с ограниченными возможностями для своего развития, образования и самореализации, что затрудняет их социальную адаптацию и успех в жизни.
5. Культурные различия и миграция: В условиях мировой миграции и культурного разнообразия возникают вызовы в социальном воспитании.
6. Индивидуализм и потеря коллективных ценностей: Рост индивидуализма и приоритета личных интересов над коллективными ценностями становятся проблемой для социального воспитания. Отсутствие солидарности, ответственности и уважения к обществу может привести к разрыву связей и ослаблению социальной координации и сотрудничества.
7. Глобальные вызовы: Современный мир сталкивается с глобальными вызовами, такими как изменение климата, миграция, беженство, бедность и другие социальные проблемы. Эти вызовы имеют непосредственное отражение на социальном воспитании, требуя подготовки молодежи к активной гражданской позиции, справедливости и устойчивому развитию.
Решение данных проблем требует совместных усилий общества, правительственных органов, образовательных институтов и других заинтересованных сторон. Необходимо разрабатывать и внедрять эффективные программы и политики, которые сфокусированы на формировании ценностей, социальных навыков и эмоционального интеллекта у детей и молодежи. Также укрепление сотрудничества между институтами, обеспечение доступности образования и социальных услуг, а также развитие толерантности, межкультурного понимания и гражданского сознания.
Борьба с проблемами социального воспитания в мире требует постоянного анализа и приспособления к меняющимся условиям, а также активного вовлечения всех участников процесса в достижении общей цели — формирования гармоничного и устойчивого общества [2].
В Кыргызстане также существуют ряд проблем, связанных с социальным воспитанием. Некоторые из них включают:
Недостаточное качество образования: несмотря на улучшение образовательной системы в последние годы, качество образования в Кыргызстане остается низким. Недостаточная подготовка учителей, устаревшие методы преподавания и недостаточное финансирование образовательных учреждений оказывают отрицательное влияние на
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
социальное воспитание детей и молодежи.
Ранний брак и детская работа: В Кыргызстане наблюдается высокий уровень ранних браков и детского труда. Это ограничивает возможности детей для получения образования и нормального социального развития, а также влияет на их здоровье и благополучие.
Наркомания и алкоголизм: злоупотребление наркотиками и алкоголем является серьезной проблемой в Кыргызстане. Молодежь сталкивается с риском зависимости и негативными последствиями для своего физического и психического здоровья. Это оказывает отрицательное влияние на социальное воспитание и возможности молодежи для успешной адаптации и развития.
Этнические и религиозные различия: В Кыргызстане существуют этнические и религиозные различия, которые могут создавать проблемы в социальном воспитании. Недостаток толерантности, непонимание и предубеждения могут привести к социальным конфликтам и затруднениям в формировании гармоничного общества.
Бедность и социальное неравенство: высокий уровень бедности и социального неравенства оказывает негативное влияние на социальное воспитание детей и молодежи. Ограниченный доступ к образованию, здравоохранению, культурным возможностям и социальным услугам создает преграды для их развития и возможностей для самореализации.
Для решения этих проблем важно с осмысленные усилия общества и государства. Некоторые подходы и меры, которые могут быть предприняты, включают:
-Улучшение качества образования: необходимо улучшить качество образования в Кыргызстане путем обновления учебных программ, обеспечения профессиональной подготовки учителей, внедрения современных методов обучения и улучшения финансирования образовательных учреждений.
-Предоставление доступных и качественных услуг: государство должно обеспечить доступность и качество социальных услуг, включая здравоохранение, детскую защиту, психологическую поддержку и реабилитацию, чтобы дети и молодежь могли получить необходимую помощь и поддержку.
-Профилактика наркомании и алкоголизма: необходимо проводить информационные кампании о вреде наркотиков и алкоголя, организовывать программы профилактики и реабилитации для лиц, страдающих от зависимости, а также обеспечить доступность лечения и поддержки для тех, кто нуждается в помощи.
Необходимо проводить образовательные программы, которые способствуют толерантности, взаимопониманию и уважению к различиям. Также важно поддерживать диалог и сотрудничество между различными этническими и религиозными группами, чтобы создать гармоничное и многонациональное общество. Государственные программы и меры должны быть направлены на снижение уровня бедности и социального неравенства. Это может включать создание рабочих мест, поддержку малообеспеченных семей, предоставление социальных пособий и программ поддержки для само занятых и предпринимательства.
Важно активно вовлекать молодежь в процесс принятия решений и разработки политик, которые касаются их будущего и социального воспитания. Поддерживание молодежных и студенческих организаций, проведение молодежных форумов, конференций и тренингов по различным аспектам социального воспитания [3].
Важно создать сеть поддержки для детей и молодежи, которая включает психологическую, социальную и правовую помощь. Необходимо разработать механизмы, которые позволят молодым людям обратиться за помощью и получить необходимую
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №6. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
поддержку в случае необходимости. Поддержка развития независимых организаций гражданского общества, которые занимаются социальным воспитанием, может способствовать созданию платформ для диалога, обмена опытом и взаимодействия между различными заинтересованными сторонами. Необходимо проводить систематический мониторинг и оценку эффективности программ и мер, принимаемых в области социального воспитания. Это поможет выявить проблемные области, корректировать стратегии и достичь более эффективных результатов. Решение проблем социального воспитания в Кыргызстане требует комплексного и многомерного подхода. Это должна быть совместная работа государства, общественных организаций, образовательных институтов, родителей и молодежи. Только через совместные усилия и плодотворное сотрудничество можно достичь позитивных изменений в области социального воспитания и обеспечить благополучное будущее для детей и молодежи в Кыргызстане [6].
Актуальные проблемы социального воспитания в мире и в Кыргызстане требуют серьезного внимания и совместных усилий. Координация между семьей, школой и обществом, контроль за использованием средств массовой информации, борьба социального неравенства и создание благоприятной социальной среды являются ключевыми факторами в успешном социальном воспитании. Путем улучшения сотрудничества, внедрения эффективных программ и политики, мы можем создать благоприятные условии для развития молодежи и общества в целом. Необходимо уделить особое внимание образованию, созданию возможностей для самореализации и развития навыков социальной адаптации у молодежи. Важно также развивать сознательность и ответственность в обществе, поддерживать диалог между поколениями и способствовать развитию толерантности и уважения к различиям.
Кроме того, государственные и общественные организации должны активно сотрудничать для реализации программ и проектов, направленных на социальное воспитание. Формирование партнерских отношений, обмен опытом и ресурсами, а также создание платформ для обсуждения и разработки новых подходов помогут эффективно решать актуальные проблемы. В целом, актуальные проблемы социального воспитания в мире и в Кыргызстане требуют комплексного подхода и усилий со стороны всех заинтересованных сторон. Только путем совместной работы мы сможем создать благоприятные условия для развития молодежи, формирования ценностей и преодоления социальных вызовов.
Список литературы:
1. Беляев В. И., Салтанов Е. Н. Социальная педагогика: методология, теория, история. М.: Изд-во РГСУ, 2004.
2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2007.
3. Давыдов С. А. Социология: конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. 160 с.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Воспитание и социализация младших школьников: научные сообщения // Педагогика. 2009. №5. С. 7-27
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2008.
6. Умарбекова А. А. Повышение качества образования учащихся совместными усилиями сельской начальной школы и семьи: дисс. ... канд. пед. наук. Бишкек, 2016.
References:
1. Belyaev, V. I., & Saltanov, E. N. (2004). Sotsial'naya pedagogika: metodologiya, teoriya,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №6. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/91
ictoriya. Moscow. (in Russian).
2. Vasilkova, Yu. V., & Vasilkova, T. A. (2007). Sotsialnaya pedagogika. Moscow. (in Russian).
3. Davydov, S. A. (2008). Sotsiologiya: konspekt lektsii. Moscow. (in Russian).
4. Danilyuk, A. Ya., & Kondakov, A. M. (2009). Vospitanie i sotsializatsiya mladshikh shkol'nikov: nauchnye soobshcheniya. Pedagogika, (5), 7-27. (in Russian).
5. Slactenin, V. A., Isaev, I. F., & Shiyanov, E. N. (2008). Pedagogika. Moscow. (in Russian).
6. Umarbekova, A. A. (2016). Povyshenie kachestva obrazovaniya uchashchikhsya sovmestnymi usiliyami sel'skoi nachal'noi shkoly i sem'i: dis. ... kand. ped. nauk. Bishkek. (in Kyrgyz).
Работа поступила в редакцию 23.04.2023 г.
Принята к публикации 30.04.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Сабырова Э. С., Алымбаева Б. Б. Актуальные проблемы социального воспитания в мире и в Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №6. С. 615-621. https://doi.org/10.33619/2414-2948/91/78
Cite as (APA):
Sabyrova, E., & Alymbaeva, B. (2023). Current Problems of Social Education in the World and in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 9(6), 615-621. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/91/78
® I