Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ИНСТИНКТИВНОСТЬ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЫСЛИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабырова Элзада Сыдыковна

Рассматривается понятие социального воспитания педагогической культуры. Проблема социального воспитания сейчас особо актуальна. В школьный период происходят важные изменения в жизни ребенка, а именно - приобретение нового социального статуса «школьник». Данный период наиболее сенситивен для развития социальных способностей человека. В школьном возрасте приобретается социальный опыт, начинают усваиваться нормы общения и поведения. В заключении автор делает вывод, что сущностным смыслом социализации является интеграция и автономизация личности в систему общественных отношений. Но в условиях семьи социальное воспитание реализуются не в полном объеме, в этом случае на помощь приходит учреждение дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The concept of social education of pedagogical culture is considered. The problem of social education is now particularly relevant. During the school period, important changes take place in the life of the child, namely, the acquisition of a new social status “schoolchild”. This period is the most sensitive for the development of human social abilities. At school age, he acquires social experience, begins to learn the norms of communication and behavior. In conclusion, the author concludes that the essential meaning of socialization is the integration and autonomation of the individual into the system of social relations. But in the conditions of a family, social education is not implemented in full, in this case, an institution of additional education comes to the rescue.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/56

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

©Сабырова Э. С., канд. пед. наук, Бишкекский государственный университет им. акад. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан

THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

©Sabyrova E., Ph.D., Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. Рассматривается понятие социального воспитания педагогической культуры. Проблема социального воспитания сейчас особо актуальна. В школьный период происходят важные изменения в жизни ребенка, а именно — приобретение нового социального статуса «школьник». Данный период наиболее сенситивен для развития социальных способностей человека. В школьном возрасте приобретается социальный опыт, начинают усваиваться нормы общения и поведения. В заключении автор делает вывод, что сущностным смыслом социализации является интеграция и автономизация личности в систему общественных отношений. Но в условиях семьи социальное воспитание реализуются не в полном объеме, в этом случае на помощь приходит учреждение дополнительного образования.

Abstract. The concept of social education of pedagogical culture is considered. The problem of social education is now particularly relevant. During the school period, important changes take place in the life of the child, namely, the acquisition of a new social status "schoolchild". This period is the most sensitive for the development of human social abilities. At school age, he acquires social experience, begins to learn the norms of communication and behavior. In conclusion, the author concludes that the essential meaning of socialization is the integration and autonomation of the individual into the system of social relations. But in the conditions of a family, social education is not implemented in full, in this case, an institution of additional education comes to the rescue.

Ключевые слова: социальная педагогика, воспитание, инстинктивность, подрастающее поколение, педагогические мысли, социальный опыт.

Keywords: social pedagogy, education, instinctiveness, rising generation, pedagogical thoughts, social experience.

Социальная педагогика как область науки в Кыргызстане делает первые шаги, впрочем, невозможно сказать, что ее становление началось c нуля, она имеет такие же большие и давнишние традиции, как и в других странах мира. 1-й раз представление «социальная педагогика» было использовано немецким ученым А. Дистервергом, а педагог и философ П. Г. Натори разместил книгу «Социальная педагогика» (1899 г.), в которой пытался определить сущность социальной педагогики и ее основные категории. C тех пор прошло больше ста лет, но до сох пор ведутся научные споры о том, что понимается под социальной педагогикой.

Воспитание — это целеустремленный и управляемый процесс улучшения индивида как личности; помощи человеку в усвоении и принятии им социально-ценностных позиций и

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 9. №3. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

взаимоотношений, которые сложились семье и в обществе, присвоении им правовых, политических, экономических, людских и бытовых отношений; направленное становление человека с учетом его личностных проблемных задачных задач и возможностей в соответствии с потребностями среды его жизнедеятельности и его самого; деятельность по передаче последующим поколениям социально-ценного навыка как нужного условия оптимального улучшения «всех сущностных сил» личности и особенно полной их реализации в процессе социализации, раньше всего в ее уникальности и неповторимости [3].

Смысл киргизского образования и социального воспитания — человек, формирующийся как целостная органичная этническая составляющая своего народа и личности, сущностью которой является красота ее взаимоотношений с миром, обществом, природой, самим собой. Можно так охарактеризовать сущность процесса социализации. Социализация — это перевоплощение индивида в уникальную личность с особой ментальностью в условиях определенных общественных отношений; реформирование на этой основе общества в сообщество.

Последний итог воспитания — осознанная потребность бескорыстного служения своему народу и прогрессу человечества, помощи ближнему; стремление развивать и обогащать национальную и мировую культуру; способствование духовному становлению нации - выход индивида на режим самообразования и самовоспитания, т. е. становление в финальном последствии личности активным субъектом культурно-исторического процесса. Следственно воспитание в тесном смысле слова можно уверенно определить, как организованный и основной компонент социализации. Сверхзадачей социальной педагогики является перевод личности из объекта социально-педагогической помощи в субъект этого процесса [1, с. 149].

Одним из важнейших вопросов для социальной педагогики является соотношение процессов (и представлений) «социализация» и «воспитание». Социализация — многогранный, беспрерывный процесс интегративного свойства, имеющий объективную природу: всякое общество и государство формируют систему общественных отношений, вырабатывают систему физических и духовных ценностей, механизмы социального воспитания, которыми и осуществляют регуляцию этих отношений, их воздействие на своих граждан и молодежь в процессе их социализации, так как заинтересованы в том, дабы они их приняли и руководствовались ими в своей жизнедеятельности, потому как этим определяется социальная стабильность государства, динамичность его экономики, историческая перспектива его улучшения. Известная формула «за кем молодежь, за тем и предстоящее» В. Ленина выражает сущность этой заинтересованности со стороны государства и общества. С иной стороны, молодежь, личность также заинтересована в преемственности социокультурного навыка, так как этим создаются условия для улучшения всех ее «сущностных сил», их самореализации, что удовлетворяет ее ключевые потребности и создаёт базис для ее социального роста, достижения успеха и т. д.

Социализация — это процесс вступления индивида в систему общественных отношений и становления его личностью с развитой индивидуальностью: личность — это социализированной индивид. Процесс социализации — это общественное явление объективного характера, продолжающийся в течение всей жизни человека. Он неравномерен, дискретен и даже в чем-то непредсказуем. Кризисные ситуации, переживаемые обществом, особенно требуют от личности кардинальных переоценок ценностей, пересмотра и видоизменения убеждений и определения своих гражданских позиций [1, с. 143].

Социальное воспитание — целеустремленно управляемый процесс социального улучшения, социального воспитания личности человека, помощь человеку в усвоении и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений, направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и, в соответствии с социальными потребностями среды, его жизнедеятельности [2].

Итогом социального воспитания будет являться социально сформированная личность, готовая к осознанной активности и самостоятельной творческой деятельности, способная ставить цели и решать социально важные задачи. В школьном возрасте не всегда имеет достаточно навыка реализации ролей, это приводит к задержке социализации и влияет на полновесное осуществление им собственных социальных ролей.

Основным институтом социализации является образовательное учреждение. Оно обеспечивает ученику систематическое социальное воспитание, которое непосредственно способствует усвоению социальных норм и ролей, но помимо того — образовательное учреждение обязано подготовить человека к жизни в обществе и в больше широком смысле. Ценность образовательных учреждений в вопросах социального воспитания в том, что они создают условия для образования полновесной личности ребенка, осуществляют помощь в усвоении и принятии нравственных норм, а также правовых, экономических, гражданских отношений.

Освоение научных трудов известных ученых, как прошлых лет, так и современных свидетельствует о том, что существует множество точек зрения на предмет социальной педагогики. Социализация включает три этапа: адаптацию, интеграцию и автономизацию. Адаптацию можно рассматривать как первый и нужный этап социализации. Впрочем, этого недостаточно, так как только через приспособление невозможно результативно осуществлять становление личности и социума. Сущностным смыслом социализации является интеграция и автономизация личности в систему общественных отношений, становление и реализация на этой основе всех ее «сущностных сил». Совершенствование человека, рост и становление его способности и потребности само реализоваться становятся основной целью человека и общества. Следственно высшим смыслом социализации становится автономизация личности, когда она становится активным субъектом культурно-исторического процесса. Все эти этапы взаимообусловлены, взаимосвязаны и взаимодействуют [2, с. 115].

В силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе — образованию собственной позиции, к проявлению своей неповторимой индивидуальности. Следствием этой склонности является становление и реформирование не только самой личности, но и общества. Ориентация автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в процессе которого происходит не только актуализация усвоенной системы ценностей, социальных связей и навыка, но и создание нового инновационного личного творческого навыка [3, с. 116].

Список литературы:

1. Беляев В. И., Салтанов Е. Н. Социальная педагогика: методология, теория, история. М.: Изд-во РГСУ, 2004.

2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2007.

3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2008.

References:

1. Belyaev, V. I., & Caltanov, E. N. (2004). Sotsial'naya pedagogika: metodologiya, teoriya, ictoriya. Moscow. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

2. Vasilkova, Yu. V., & Vasilkova, T. A. (2007). Sotsial'naya pedagogika. Moscow. (in Russian).

3. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., & Shiyanov, E. N. (2008). Pedagogika. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 19.02.2023 г. 26.02.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Сабырова Э. С. Теоретические основы социального воспитания школьников //

Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 428-431. https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/56

Cite as (APA):

Sabyrova, E. (2023). Theoretical Foundations of Social Education of Schoolchildren. Bulletin of Science and Practice, 9(3), 428-431. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.