УДК 613.1-574
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
© 2012 Н.В.Зайцева, И В. Май, П.З. Шур
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, г. Пермь
Поступила в редакцию 09.10.2012
Проблемы неудовлетворительного качества среды обитания и ухудшение ряда показателей здоровья населения, ассоциированных с загрязнением атмосферного воздуха, питьевых вод, почв и пр. являются актуальными для всех стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Основными составляющими решения сложных задач по охране здоровья граждан стран СНГ в условиях существующих и перспективных экологических опасностей и угроз являются: совершенствование законодательной и методической базы Содружества и отдельных государств, реализация согласованной политики, последовательное внедрение методологии оценки и управлениями рисками здоровью населения, в том числе в сфере нормирования воздействия промышленных объектов на среду обитания.
Ключевые слова: здоровье населения, качество среды обитания, проблемы, пути решения
Ключевой целью развития мирового сообщества в целом и стран СНГ, в том числе, является создание благоприятной среды, которая позволила бы людям вести долгую, здоровую, творческую жизнь, а государствам обеспечить развитие человеческого потенциала. Несомненно, стоит задача достичь уровня стран с высоким развитием человеческого потенциала, что требует решения целого комплекса экономических, экологических, социальных проблем. По данным ООН индексы развития человеческого потенциала в странах СНГ позволяют отнести их к странам с высоким (Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Украина, Армения) или средним развитием человеческого потенциала (Молдавия, Киргизия и пр.) (табл. 1). С момента создания в 1992 г. СНГ его члены прошли сложный экономический и демографический путь, достигнув мировых тенденций стабильного роста показателей валового внутреннего продукта и численности населения только в последние 5 лет [1, 9]. Достичь экономических позитивов странам Содружества в целом удалось раньше, чем справиться с демографическими проблемами (табл.
Зайцева Нина Владимировна, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, директор. E-mail: [email protected]
Май Ирина Владиславовна, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора. E-mail: [email protected]
Шур Павел Залманович, доктор медицинских наук, заведующий отделом проблем анализа рисков. E-mail: [email protected]
2, 3). Валовые национальные продукты, несмотря на экономический кризис, выросли в 1,1-3,5 раза. Наиболее значительные успехи достигнуты в Азербайджане, Армении, Беларуси. Страны азиатской части Содружества традиционно имеют лучшие показатели в части роста населения, тогда как Беларусь, Молдавия, Украина до настоящего времени имеют отрицательные показатели естественного прироста с выраженной тенденцией к старению общества [2, 9].
При общем экономическом росте остаются тревожными тенденции к продолжению загрязнения окружающей среды. От стационарных источников и автотранспорта, численность которого в последние годы растет высокими темпами, в атмосферный воздух СНГ ежегодно выбрасывается порядка 45 млн. тонн вредных химических веществ более полутысячи наименований, в том числе чрезвычайно и высоко опасные. Наибольшие массы выбросов приходятся на урбанизированные территории, где проживает почти 150 млн. человек. В последние годы в странах СНГ повышенный уровень загрязнения атмосферы1 регистрировался из столиц в Москве (до 5,8) и Киеве (6,9), высокий и очень высокий уровень отмечен более чем в 50 городах, в том числе: Кишиневе (до 8,5), Алма-Аты - до 9,2, Ереване, Баку и т.п. Повсеместно в столицах, крупных и
1 По показателю индекса загрязнения атмосферы за год (ИЗА до 5 - отсутствие загрязнения;. 5-7 повышенный уровень, от 7 до 13 высокий, выше 13 - очень высокий )
средних городах стран СНГ регистрируются хлористому водороду, формальдегиду и т.п. превышения гигиенических нормативов по пы- Кратность превышения гигиенических нормати-ли, оксидам углерода и азота, бенз(а)пирену, вов достигает в отдельных случаях 10-15ПДК.
Таблица 1. Индекс развития человеческого потенциала стран СНГ на фоне показателей ряда государств мира (ПРООН, 2010, 2011)
Уровень человеческого развития* Страна 2010 2011 Прирост 2010-2011
очень высокий Норвегия 0,938 0,943 0,005
США 0,902 0,910 0,008
Германия 0,885 0,905 0,020
Япония 0,884 0,901 0,017
высокий Болгария 0,743 0,771 0,028
Беларусь 0,732 0,756 0,024
Российская Федерация 0,719 0,755 0,036
Казахстан 0,714 0,745 0,031
Грузия 0,698 0,733 0,035
Украина 0,710 0,729 0,019
Армения 0,695 0,716 0,021
Азербайджан 0,713 0,700 -0,013
средний Китай 0,663 0,687 0,024
Туркменистан 0,669 0,686 0,017
Республика Молдова 0,623 0,653 0,030
Узбекистан 0,617 0,641 0,024
Кыргызстан 0,598 0,615 0,017
Таджикистан 0,580 0,607 0,027
низкий Кения 0,470 0,509 0,039
Примечание: * - по классификации ПРООН
Таблица 2. Динамика валового внутреннего продукта стран содружества,
1992-2011 гг. (млрд. руб.)
Государство 1992 1995 2000 2006 2007 2008 2009 2010 2011 % к 1992
Азербайджан 9,183 5,001 7,035 17,815 22,278 24,684 26,979 28,328 29,356 319,7
Армения 2,087 2,144 2,753 5,547 6,310 6,746 5,783 5,838 6,127 293,6
Белоруссия 26,293 19,221 26,103 40,814 44,833 49,897 49,997 53,797 55,848 212,4
Казахстан 42,346 30,850 34,880 63,236 68,864 71,136 71,990 77,029 82,074 193,8
Киргизия 2,434 1,555 2,043 2,536 2,753 2,984 3,070 3,028 3,184 130,8
Молдавия 3,550 2,390 2,123 3,132 3,228 3,478 3,270 3,497 3,643 102,6
Россия 684,17 523,68 567,37 826,28 896,80 943,87 870,11 905,22 939,33 137,3
Таджикистан 2,473 1,426 1,428 2,467 2,640 2,846 3,071 3,187 3,387 137,0
Украина 113,33 65,777 59,536 92,430 99,732 101,82 86,756 90,400 94,740 83,6
Таблица 3. Динамика численности население стран содружества, 1992-2011 гг. (млн. чел.)
Страна 1992 1995 2000 2006 2007 2008 2009 2010 2011 % к 1992
Азербайджан 7,40 7,70 8,00 8,60 8,60 8,80 8,90 9,00 9,10 123,0
Армения 3,40 3,30 3,10 3,20 3,20 3,20 3,20 3,30 3,30 97,1
Белоруссия 10,20 10,30 10,00 9,70 9,70 9,70 9,70 9,50 9,50 93,1
Казахстан 16,40 16,00 14,90 15,20 15,40 15,60 16,01 16,21 16,41 100,1
Киргизия 4,50 4,60 4,87 5,02 5,05 5,06 5,09 5,16 5,22 116,0
Молдавия 3,70 3,70 3,64 3,59 3,58 3,57 3,57 3,56 3,56 96,2
Россия 148,51 148,46 146,89 142,75 142,22 142,01 141,90 141,91 142,90 96,2
Таджикистан 5,51 5,63 6,13 6,92 7,06 7,22 7,37 7,53 7,62 138,3
Украина 52,10 51,70 49,40 46,90 46,60 46,40 46,10 46,00 45,80 87,9
В целом в зонах высокого и очень высокого загрязнения атмосферы стран СНГ проживает более 90 млн. человек. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха создает угрозы для здоровья населения. Такие приоритетные примеси как бенз(а)пирен, оксиды азота и серы, пыли, особенно мелко дисперсные формируют случаи дополнительной смертности и болезней органов дыхания, кровообращения, онкологических заболеваний, болезней иммунной и эндокринной системы, центральной нервной системы, репродуктивной сферы и т.д. [7].
Продолжается законодательно запрещенный сброс загрязненных сточных вод в водные объекты, в том числе в источники хозяйственно-питьевого водопользования населения. При сокращении на 15% в сравнении с 1995 г., сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод составил в 2011 г. порядка 38 млрд. м3 (рис. 1). При этом наибольшие объемы приходятся на территории с высокой плотностью проживания населения, а именно эти территории испытывают высокие потребности в качественных источниках питьевого водоснабжения.
50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
■ Россия 1 Белоруссия
1 Украина ■ Армения
□ Казахстан в Молдавия
■ Азербайджан □ Киргизия
■ Таджикистан
Рис. 1. Динамика сброса загрязненных сточных вод в природные водные объекты
Неудовлетворительное состояние водоисточников является одной из причин ухудшения качества питьевых вод по химическим и микробиологическим показателям и объектов рекреации. По данным социально-гигиенического мониторинга, производственного контроля и контрольно-надзорных мероприятий, доля проб природных вод в местах водопользования населения, не соответствующих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, составила в Российской Федерации на 2010 г. порядка 23%, Молдавии - около 21%, Белоруссии - около 8%. Наиболее часто регистрируются превышения ПДК по фенолам, нефтепродуктам. На ряде территорий отмечаются повышенные уровни соединений тяжелых металлов (железа, меди, марганца), что, как правило,
отражает сочетание неблагоприятных природных условий водоснабжения и техногенного загрязнения водоисточников. Доля проб с превышением нормативов по микробиологическим показателям в 2010 г. составила в России более 18%, в Молдавии - 43%, в Белоруссии - 8%, вКазахстане - 4,5%. Санитарно-химические и микробиологические показатели качества воды, не соответствующие гигиеническим и санитарным нормативам, могут являться причиной нарушений здоровья в виде заболеваний желудочно-кишечного тракта, почек, крови, вызывать поражения нервной системы. Практически во всех странах СНГ систематически регистрируются нарушение санитарных норм по микробиологическим показателям питьевых вод (рис. 2). Как следствие создаются прямые угрозы вспышек острых кишечных инфекций, дизентерии, гепатитов и т.п.
Кыргызстан Российская Федерация Северо-Кавказский ФО Дальневосточный ФО Северо-Западный ФО Приволжский ФО Сибирский ФО Центральный ФО Ур;
Рис. 2. Процент нестандартных проб питьевых вод по микробиологическим показателям
Актуальной проблемой остается водоснабжение сельского населения стран СНГ. Доля нестандартных проб воды по микробиологическим показателям в Украине, России, Белоруссии, Казахстане в 3-5 раз превышает таковую для систем централизованного водоснабжения [4, 6, 10]. Около 20% сельского населения Кыргызстана напрямую пользуются для хозяйственно-питьевых нужд водой из рек и ирригационных каналов без надлежащей водоподготовки со всеми вытекающими отсюда последствиями. По данным европейских экспертов в результате лечения болезней, переносимых водой, ежегодные потери Кыргызской Республики в национальном масштабе равны около 125 млн. долларов США [4, 10, 11].
Вместе с тем за последние годы в странах СНГ наблюдается частичное восстановление благоприятных трендов роста по ряду показателей здоровья населения, которые определены ВОЗ как индикаторные в отношении состояния окружающей среды: увеличилась цифра ожидаемой продолжительности жизни при рождении, например, в Армении и Азербайджане, где ожидаемая продолжительность жизни в последние
0000
5000
годы устойчиво превышает 70 лет. Имеются резервы для дальнейшего роста у России, Казахстана, Молдавии, Украины, Киргизии (табл. 2), учитывая, что развитые страны Европы достигли на сегодня уровня ожидаемой продолжительности жизни в 80,5 лет. В целом преждевременная смертность населения в возрасте до 65 лет
В результате ряда государственных усилий, прежде всего в социальной сфере, в том числе в сфере здравоохранения, уровень младенческой смертности в странах СНГ сократился за последние 20 лет более, чем в 2 раза, достигнув показателя 11,7 сл./1000 родившихся. Однако это значение выше средних величин, характерных для младенческой смертности стран европейского союза (4,2 сл./1000). Проблема наиболее актуальна для стран азиатской части Содружества, особенно Казахстана и Кыргызстана, где уровень показателя остается высоким, составляя до 15-20 сл./1000.
Частота злокачественных новообразований у населения в странах СНГ стабильно находится на высоком уровне, достигая величин 488 случаев на 100 тысяч населения при 270,0 сл./100 тысяч в странах ЕС. В России, Украине, Беларуси этот показатель составляет в последние годы более 300 сл. на 100 тысяч населения. Негативные тенденции к росту отмечены в Армении. Тревожит рост появления злокачественных новообразований у лиц молодого возраста. Факторами риска в объектах среды обитания являются: бенз(а)пирен, бензол, хром, никель, кадмий, свинец, формальдегид и ряд других.
Распространенность острых кишечных инфекций продолжает оставаться высокой в ряде стран СНГ, достигая в Таджикистане более 800 случаев на 100 тысяч населения. Отсутствует положительная динамика острых кишечных инфекций в Молдове, Белоруссии, Кыргызстане. Заболеваемость населения гепатитом А в странах СНГ имеет благоприятные тенденции к снижению, но, составляя в 2010 г. порядка 26 сл./1000 в среднем в 7 раз превышает уровень, достигнутый странами европейского сообщества. Ситуация в Кыргызстане, где частота гепатита А составляет
сокращает ожидаемую продолжительность жизни граждан СНГ на 10 лет, что более чем в 2 раза выше, чем в странах европейского сообщества. Наиболее остро проблемы стоят перед Россией и Казахстаном, что требует незамедлительных и решительных мер по улучшению ситуации.
до 180-200 сл./1000 и Таджикистане - 140 сл./1000, является крайне напряженной.
Острой проблемой, ассоциированной с показателями качества окружающей среды, остается распространенность эндокринной патологии, которая в Украине, Российской Федерации, Казахстане и Кыргыстане достигает более 10 сл./1000 населения и остается в последние годы на одном уровне. Важной причиной повышенного уровня заболеваемости щитовидной железы у детей является природный йодный дефицит, усугубляемый, по данным многих исследователей [1, 3] загрязнением среды обитания тяжелыми металлами (хромом, медью, свинцом) и реактивной органикой.
Сложившаяся санитарно-гигиеническая ситуация в странах СНГ осложняется появлением принципиально новых вызовов и угроз, к которым относятся изменение климата, развитие новых видов производств с выбросами в окружающую среду химических примесей с опасными или неизученными свойствами, создание на-номатериалов и производств, сопровождающихся поступлением наночастиц в среду обитания, увеличение разнообразия и повышение уровня физических воздействий на население, прежде всего шума и электромагнитных полей. Последствия новых угроз уже проявляются. Так, глобальное увеличение среднегодовой температуры на 0,4 град. Цельсия с 1992 г. создает разнообразные по своей природе угрозы для здоровья: от повышения опасности смерти при возникновении экстремальных погодных условий до увеличения распространения инфекционных болезней. В условиях Сибири увеличивается количество таежного клеща, что влечет за собой рост распространенности энцефалита и болезни Лайма. Снижение качества питьевой воды р. Амударья имеет следствием ежегодный прирост кишечных
Таблица 2. Показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении
Год Азербай бай-джан Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Молдавия Россия Таджикистан Украина
1993 69,5 70,2 69,2 66,4 66,8 67,6 65,1 61,9 68,3
1995 69,1 71,2 68,6 64,7 65,5 65,9 64,7 68,0 66,9
2000 71,8 73,2 69,0 65,8 67,8 67,8 65,4 71,6 67,9
2005 72,4 73,5 68,8 65,9 67,7 67,8 65,4 73,7 67,3
2009 73,5 73,7 70,6 68,7 68,8 69,4 68,8 72,8 69,7
2010 73,6 74,1 71,2 70,0 70,0 71,4 66,3 66,0 68,6
+ к 1993 г. 4,1 3,88 1,98 3,65 3,26 3,75 1,15 4,12 0,26
заболеваний на 8-10%. В условиях Узбекистана дефицит водных ресурсов, связанный с глобальным потеплением может повысится к 2050 г. в 22,5 раза. Зарегистрирован рост смертности населения в условиях аномально стабильного антициклона в городах Среднего Урала и г. Москвы по всем крупным классам причин смерти.
При ежегодном попадании в среду обитания до 2,5 тысяч новых химических веществ крайне недостаточны знания о токсикологических свойствах многих веществ; отсутствуют данные о дисперсности пылей основных промышленных производств, и как следствие нормирование выбросов происходит без учета опасности воздействия мелких фракций; производство, использование и утилизация новых видов наноматериалов опережает оценку их безопасности для здоровья. В России в условиях шумового загрязнения выше 75 дБ в настоящее время живет 35 млн. человек, или 30% городского населения страны, воздушные трассы более 300 аэропортов проходят над населенными пунктами. В Украине и Беларуси акустический дискомфорт испытывают до 40% городских жителей. В Таджикистане 60-80% населения Душанбе, Худжанда, Курган-Тюбе подвержены недопустимому шумовому воздействию, достигающему 80-85 дБА. Ситуация типичная для всех стран СНГ и требует решения.
В целом загрязнение объектов окружающей среды в условиях действующей модели управления ее качеством создает нарастание угроз здоровью населения и требует безотлагательного реагирования. Существующие проблемы стран СНГ не являются уникальными для мира и могут быть решены путем разработки и реализации системы мер по направлениям, которые определены мировым сообществом в качестве приоритетных векторов приложения сил на уровне государств в рамках программ «РИО + 20», «Цели развития тысячелетии» (ООН) и «Перспективы окружающей среды до 2050 г.» (ОСЭР) [1, 5, 10, 11]. К таким приоритетным направлениям относятся достижение устойчивого развития; предотвращение изменения климата; обеспечение населения чистой питьевой водой; снижение влияния загрязнения на здоровье населения. Ряд мер в указанных направлениях уже предпринимается на уровне стран СНГ. Так, в России Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны, утверждены и рекомендованы для внедрения в практику методические рекомендации по оценке риска и ущерба от климатических изменений, влияющих на повышение уровня заболеваемости и смертности в группах населения повышенного риска, в Украине разработана Концепция Национальной программы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
техногенного и природного характера на период с 2012 по 2016 гг.», в Белоруссии действует Национальная программа смягчения последствий изменения климата и т.п.
С целью предупреждения негативного воздействия уже существующих и новых химических веществ на здоровье населения в ежегодно в России разрабатывается ПДК примерно для 50 соединений; ведется Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, в котором на текущий момент представлены данные о физико-химической, токсикологической и экотоксикологической опасности более чем 4000 химических веществ и около 2000 химических смесей. Накоплен значительный массив информации по оценке опасности химической продукции, прошедшей государственную регистрацию в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам. В части оценки безопасности наномате-риалов подготовлено и утверждено порядка 50 методических разработок, в том числе по методам определения наночастиц в объектах окружающей среды и живых организмах и оценке опасности наночастиц и наноматериалов. Совместными усилиями ряда ведомств РФ ведется разработка пакета нормативных документов по техническому регулированию обращения химической продукции.
В соответствии с Целями развития тысячелетия устойчивый доступ к чистой питьевой воде к 2015 г. должно иметь не менее 89% населения планеты и не менее 75% должно быть обеспечено санитарными техническими устройствами. Для достижения Целей в странах СНГ только за последние годы принят ряд значимых государственных нормативных актов, в том числе модельный закон СНГ № 3607 от 16.05.2011 г. «О стратегической экологической оценке», федеральный закон Российской Федерации № 07.12.2011 № 426-ФЗ «О водоснабжении и водо-отведении», Приказ Минрегионразвития № 223 от 17.05.2011 «О реализации плана мероприятий ... в целях реализации федеральной целевой программы «Чистая вода на 2011-2017 гг.», Водная стратегия Беларуси на период до 2020 г.» и пр.
С целью снижения воздействия загрязнения атмосферного приняты 4 государственных Закона, более 40 Постановлений Правительства и Указов Президентов стран СНГ, в том числе Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества от 6 апреля 2010 г. №11-18 «О Рекомендациях по гармонизации законодательства государств членов ЕврАзЭС в области охраны атмосферного воздуха (на основе сравнительно-правового анализа национального законодательства)», Постановление Правительства Республики Казахстан
от 1 ноября 2011 г. №1270 «Об утверждении норм шумовых и иных акустических воздействий искусственного происхождения», закон Республики Таджикистан от 25 марта 2011 г. №707 «Об экологическом мониторинге» и пр.
Дальнейшее развитие государственного управления в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения требует новых методических подходов, которые определяют стратегию и приоритеты действий, направленных на максимальное экономически оправданное снижение негативного воздействия. В большинстве стран мира и международных организаций решение этих вопросов связывают с разработкой и внедрением в государственное законодательство концепции оценки риска здоровью и экологического риска, которая позволяет использовать надежные количественные критерии принятия управленческих решений. Законодательные основы оценки и управления рисками здоровью в странах СНГ базируются на признанных мировым сообществом принципах и находятся в процессе постоянного развития. Понятие оценки риска присутствует в законодательстве Республики Казахстан, Республики Таджикистан. Определение безопасности, как отсутствие недопустимого риска жизни и здоровью граждан, зафиксировано в Законе «О техническом регулировании» Российской Федерации, используется в ряде технических регламентов Таможенного союза и отдельных государств СНГ.
За период 2009-2012 гг. в Российской Федерации создана система нормативно-методических документов в сфере анализа риска здоровью риска здоровью, включающая методы оценки риска физических, биологических факторов, факторов образа жизни, оценки потенциальной опасности нанотехнологий. Предложены подходы к прогнозу риска совокупности нарушений здоровья (интегральный риск), приводящих к сокращению ожидаемой продолжительности жизни населения под воздействием факторов окружающей среды. Эти результаты крайне важны для ранжирования приоритетов снижения экологической нагрузки в условиях недопустимого риска для здоровья и уточнения экономической целесообразности природоохранных проектов. Оценка риска является высокоэффективным инструментом и информационной основой для принятия решений планировочного и организационного характера и позволяет избежать неверных действий при формировании планов пространственного развития территорий, генеральных планов городов, схем размещения производительных сил. Вместе с тем в области анализа риска здоровью при воздействии факторов окружающей среды необходима дальнейшая нормативно-правовая поддержка, касающаяся законодательного закрепления допустимых
уровней риска здоровью, либо порядка установления этих уровней; межведомственной гармонизации экологической и санитарно-гигиенической нормативной базы; включение показателей риска здоровью в перечень целевых показателей социально-экономического развития территорий.
Масштабы экологических вызовов делают экологическую политику важнейшей составляющей совершенствований социального характера в государствах содружества и диктуют необходимость консолидации действий в сфере сохранения здоровья населения и стабилизации качества окружающей среды. С учетом Целей развития тысячелетия, концепции устойчивого развития в рамках Яю+20, деятельности стран Межпарламентской ассамблеи СНГ, Таможенного союза, ОСЭР, вступления России в ВТО и др. целесообразными являются следующие меры, направленные на успешное решение комплекса проблем, связанных с состоянием среды обитания и здоровьем населения:
- консолидация усилий в выработке согласованных позиций и решений по сохранению здоровья населения и улучшения качества окружающей среды;
- развитие международной правовой базы, в том числе принятие модельных законодательных актов и рекомендаций, направленные на защиту здоровья населения и окружающей среды в условиях глобализации экономики и развивающихся рыночных отношений;
- модернизация правовой базы санитарного законодательства и ее гармонизация с международными стандартами, руководствами, документами ВОЗ и требованиями ВТО;
- совершенствование комплексного научно-методического обеспечения анализа риска здоровью при изолированном и сочетанном воздействии факторов различной природы (химических веществ, шума, электромагнитных излучений, радиации, инфекций и др.) с учетом внедрения наилучших достижимых технологий и оценкой остаточных рисков для здоровья;
- усиление роли государства и гражданского общества в регулировании экологической безопасности в отношении среды обитания и здоровья населения;
- развитие и гармонизация правовой базы и нормативно-методического обеспечения в отношении новых угроз здоровью населения (новые химические вещества, наноматериалы, новые виды физических и др. воздействий);
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доклад о развитии человека 2010. реальное богатство народов: пути к развитию человека. ПРООН. -М., Изд. Мир, 2010. 427 с.
2. Европейская база данных ЗДВ (ОТА^В). Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения. Электронный ресурс http://data.euro.who.int/hfadb/. Обновлено: январь 2012 г.
3. Зайцева, Н.В. Актуальные вопросы оценки и коррекции йоддефицитных состояний у детей экологически неблагополучных территорий в рамках социально-гигиенического мониторинга / Н.В. Зайцева, О.В. Долгих, МА. Землянова // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2001. № 2-3. С. 21-25.
4. Национальный диалог по отраслевой политике финансирования городского и сельского водоснабжения и водоотведения в Кыргызской Республике. Финальный отчет специальной рабочей группы по реализации Программы действий по охране окружающей среды в Центральной и Восточной Европе (СРГ ПДООС).
5. Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 16 международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. //Комитет по экономическим,
социальным и культурным правам. Сорок четвертая сессия. Женева, 3-21 мая 2010 г.
6. Рабочий семинар по Протоколу по проблемам воды и здоровья (Алматы, 26-27 октября 2011 г.).
7. Рыжаков, С.А. Макроэкономический анализ потерь здоровья, вероятно обусловленных эмиссиями загрязняющих веществ в атмосферный воздух / СА. Рыжаков, Н.В. Зайцева, И.В. Май и др. // Пермский мед. журнал. 2009. №3. С. 47-49.
8. Современное состояние окружающей среды в странах Центральной Азии. Электронный ресурс: http://www.ecoportal.kz/rpdoos/sovrem_sost.php. Дата обращения 05.05.2012
9. Центральная База Статистических Данных Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс http://www.gks.ru/dbscripts/ Cbsd/DBInet.cgi., дата обращения 05.05.2012
10. 3rd Stakeholder Meeting and 4th Steering Committee Meeting on the SDC-UNECE project «Setting targets and target dates under the Protocol on Water and Health in Moldova».
11. Keeping Track of Our Changing Environment: From Rio to Rio+20 (1992-2012) United Nations Environment Programme, Nairobi. Published October 2011 ISBN: 978-92-807-3190-3 Job Number: DEW/1234/NA
ACTUAL PROBLEMS OF INHABITANCY STATE AND HEALTH OF THE POPULATION IN COMMONWEALTHS OF INDEPENDENT STATES
© 2012 N.V. Zaytseva, I.V. May, P.Z. Shur
Federal Scientific Center of Medical-preventive Technologies of Management Risks to the
Population Health, Perm
Problems of unsatisfactory quality of inhabitancy and deterioration of a number of population health indicators, associated with pollution of atmospheric air, drinking waters, soils and so forth are actual for all countries of the Commonwealth of Independent States (CIS). The main components of solution the complex challenges on health protection of citizens in CIS countries in the conditions of existing and perspective ecological dangers and threats are: improvement of legislative and methodical base of Commonwealth and separate states, realization the coordinated policy, consecutive introduction of methodology of assessment and managements of risks to population health, including in the sphere of rationing the influence of industrial facilities on inhabitancy.
Key words: population health, quality of inhabitancy, problem, solution
Nina Zaytseva, Academician of RAMS, Doctor of Medicine, Professor, Director. E-mail: [email protected] Irina May, Doctor of Biology, Professor, Deputy Director. E-mail: [email protected]
Pavel Shur, Doctor of Medicine, Chief of the Risk Analysis Problems Department. E-mail: [email protected]