Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реформирования юридической службы в Вооруженных силах Российской Федерации'

Актуальные проблемы реформирования юридической службы в Вооруженных силах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИСТ / LAWYER / РЕФОРМА / REFORM / АНАЛИЗ / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Марина Геннадьевна

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, возникшие в ходе реформирования структуры юридической службы в Вооруженных силах Российской Федерации. Автор приводит анализ положительных и отрицательных результатов проведённой реструктуризации юридической службы при переходе Вооруженных сил Российской Федерации к «новому облику».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problematic issues that arose during the reform of the structure of the legal service in the Armed forces of the Russian Federation. The author gives the analysis of positive and negative results of restructuring of the legal service during the transition of the Armed forces of the Russian Federation to the «new look».

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реформирования юридической службы в Вооруженных силах Российской Федерации»

«Кто торгует, тот всегда горюет». «Без ума торговать, долги наживать». «Менять - не пенять». «Мать при сыне не наследница».

В целом юридические пословицы и поговорки в области семейного права выполняют важную социальную функцию, которая напрямую связана с воспитанием и формированием у индивидов традиционных социальных ценностей, поддержания нравственных устоев, сохранением правопорядка в обществе и вообще с вопросом связи поколений и наследия предков.

Именно юридические пословицы и поговорки о семье и браке можно рассматривать как один из источников права обычных норм в области семейного законодательства, который представляет собой важный инструмент поддержания традиционных ценностей в российском обществе.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014, № 35, ст. 4811.

2. Абрамзон Т.Е. К вопросу о русском счастье (поэзия века) // LIBRI MAGISTRI. Том.1. Литературный процесс: историческое и современное измерение. Сборник статей. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. Магнитогорск. 2015. С.116-133.

3. Даль Владимир. Толковый словарь живого русского языка: Т. 1-4. М. 1981. Т.2. И-О. - 779 с.

4. Даль Владимир. Толковый словарь живого русского языка: Т. 1-4. М. 1981. Т.З.П. - 555 с.

5. Доклад: Духовные основы традиционной русской семьи // http://works.tarefer.ru/74/100048/index.html (дата обращения 10.01.2016).

6. Иллюстров И.И. Юридические пословицы и поговорки русского народа. Изд. 3-е. М. 2011. - 89 с.

7. Лупарев Г.П. Юридические пословицы и поговорки народов мира. М. 2008. - 286 с.

8. Морошкин Ф. О постепенном образовании законодательства. М.1832.

9. Мудрое слово Древней Руси (XI-XVII вв.) / Сб. М. 1989.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. докт.филол.наук.проф. Н.Ю.Шведовой. 16-е изд.испр. М. 1984. - 1030с.

11. Сидоров А.И. Юридические пословицы и поговорки в правовой практике русского народа // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 3. 2012. С.187-198.

12. Снегирев И. Новый сборник русских пословиц и притчей, служащий дополнением к собранию русских народных пословиц и притчей, изданных в 1848г. М. 1957.

13. Снегирев И. Русские пословицы и притчи. М. 1848.

14. Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.). М. 1981. -1540 с.

15. Теория государства и права: учебник для вузов / Отв. ред. В.Д.Перевалов. М. 2004. - 670 с.

16. Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т.2. Н-П. / Под ред. Проф. Д.Н.Ушакова. М. 2001. - 966 с.

17. Чернов В.И. Философия и фольклор. Саратов. 1964. - 200 с.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОИ

О U

СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Полякова Марина Геннадьевна

Магистр кафедры конституционного права ЮЗГУ, г. Курск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, возникшие в ходе реформирования структуры юридической службы в Вооруженных силах Российской Федерации. Автор приводит анализ положительных и отрицательных результатов проведённой реструктуризации юридической службы при переходе Вооруженных сил Российской Федерации к «новому облику».

ABSTRACT

This article discusses the problematic issues that arose during the reform of the structure of the legal service in the Armed forces of the Russian Federation. The author gives the analysis of positive and negative results of restructuring of the legal service during the transition of the Armed forces of the Russian Federation to the «new look».

Ключевые слова: юрист, реформа, анализ.

Keywords: lawyer, reform, analysis.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны является правовое обеспечение её военной системы. Специалисты юридической службы Вооруженных сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) решают задачи по повышению и укреплению обороноспособности государства, предотвращению опасностей и угроз жизненно важным интересам общества и государства.

Военная юстиция, как неотъемлемая и в то же время

спе-циальная часть общегосударственной юстиции, берёт своё начало со времён царствования Петра I. Датой появления первой военно-юридической школы в России считается 11 (22) апреля 1719 года. Это учреждение являлось логическим продолжением формирования в стране регулярной армии и флота. Развитие Вооружённых сил России привело к острой необходимости появления военных специалистов таких узких специальностей как войсковые фискалы, ауди-

торы и прокуроры. Создана эта школа была по инициативе императора Петра Великого, который являлся реформатором во многих областях российской жизни. В 1719 году своим особым указом он повелел набрать человек 20 грамотных юнкеров в Военную коллегию для изучения аудиторских дел.

В Российской империи военных юристов готовила Александровская военно-юридическая академия в Санкт-Петербурге. Основано это учебное заведение было в 1866 году в качестве офицерских классов при Аудиторском училище. В 1867 году произошло переформирование этих классов в Военно-юридическую академию. С 1908 года это учебное заведение носило название в честь императора Александра III. В эту академию принимали офицеров всех родов войск в чине до капитана, которые в строю прослужили до этого не менее четырёх лет. В советские времена подготовка военных юристов велась в Военно-юридической академии Рабоче-крестьянской Красной Армии, расположенной в Москве. Она являлась высшим военным учебным заведением Вооружённых сил СССР в период с 1939 по 1956 год. В ней готовили офицеров для военных трибуналов и военных прокуратур. В 1956 году Военно-юридическую академию упразднили. Подготовку офицеров-юристов с этого времени вели на военно-юридическом факультете при Военно-политической академии имени В. И. Ленина.

В 1974 году произошло слияние военно-юридического факультета и Военного института иностранных языков. Это привело к образованию Военного института, в котором готовились кадры для работы в правоохранительных органах и спецслужбах Советского Союза. В 1994 году учебное заведение получило статус университета. Он стал называться Военным университетом Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ).

I июля 2007 года директивой Министра обороны Российской Федерации на основе юридических подразделений Управления делами МО РФ сформировано Главное правовое управление Министерства обороны Российской Федерации.

II сентября 2007 года приказом №355 Министра обороны Российской Федерации утверждено Положение о Главном правовом управлении МО РФ.

В декабре 2011 года решением руководства Министерства обороны Российской Федерации Главное правовое управление МО РФ переименовано в Правовой департамент МО РФ.

История становления и развития Российского государства, его армии и флота, неоспоримо показывает потребность в юристах военного профиля. Профессор А. М. Добровольский век назад писал: «Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывается здесь воздействие особой природой военной службы. Определяющими моментами в этом отношении являются: во-первых, особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых, особенность взаимных отношений составляющих ее элементов (дисциплина, воинский порядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновения ее единым духом, и в-третьих, - существо военной службы, как службы государственной вообще». Приведенное высказывание не потеряло своей актуальности и в настоящее время.

[1, с.3]

Военные юристы — это военнослужащие (офицеры), имеющие юридическое образование и ведающие вопросами применения норм права к правоотношениям, складывающимся в вооружённых силах (то есть военного права и общеправовых норм). Работают в военных судах, органах военной прокуратуры и военного следствия, юрисконсультами, а также преподают в военных ВУЗах.

Судьи военных судов занимаются рассмотрением уголовных и гражданских дел, жалоб граждан на действия должностных лиц. До 1992 года военные суды носили название военных трибуналов. [2, с.417]

В военной прокуратуре военные юристы занимаются расследованием уголовных дел, осуществляют надзор за органами ФСБ, пограничными войсками, органами МВД. Следят за соблюдением законности во всех организациях, имеющих воинские формирования. [2, с.426-428]

Спектр решения различных вопросов юрисконсультами крайне многогранен, в числе которых проблемы международно-правового характера. Специфика работы военных юристов, в отличие от гражданских, заключается в том, что им приходится работать в условиях локальных вооружённых и международных конфликтов.

В 2008 году взяла старт очередная реформа Вооруженных Сил Российской Федерации (Приказ Министра обороны РФ от 13 октября 2008 г. № 520 «Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации»). Одним из элементов изменения перспективного облика ВС РФ явилось высвобождение воинских должностей в ходе оптимизации структуры и состава ВС РФ. При этом отработаны мероприятия по разработке новых штатов органов военного управления, соединений и воинских частей - то есть фактически решены задачи по сокращению воинских должностей, которые, по мнению авторов военной реформы, можно безболезненно ликвидировать или заменить на должности гражданского персонала. Согласно общим требованиям по оптимизации штатной численности воинских должностей в структурах ВС РФ (указания Министра обороны РФ от 21 февраля 2008 г. № 205/2/97) подлежало максимальной замене на должности гражданского персонала должности офицеров, в том числе:

- в органах военного управления, обеспечивающих повседневную деятельность войск (тыловые, финансово-экономические, кадровые органы и др.);

- в подразделениях юридической, экологической и медицинской служб;

- в боевых и специальных войсках, обеспечивающих повседневную деятельность воинских частей и подразделений (тыловые, финансово-экономические, кадровые органы, подразделения юридической, экологической и медицинской служб);

- в воинских частях и подразделениях тылового и технического обеспечения;

- в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;

- в военных комиссариатах и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.

Принимая и воплощая в жизнь вышеизложенное решение, инициаторы реформирования ВС РФ стремились к достижению в кратчайшие сроки максимального эффекта экономии финансовых средств за счёт многократного сни-

жения затрат на содержание офицерского корпуса. Учитывая невозможность полноценного существования Вооружённых сил РФ в современных условиях без правового (юридического) обеспечения, в ходе реформирования было принято и осуществлено решение о количественном качественном изменении структуры юридической службы ВС РФ - взамен существовавшей созданы департамент претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны РФ и правовой департамент МО РФ. В свою очередь вновь созданные департаменты включают в свой состав 4 региональных (по числу военных округов) управления правового обеспечения МО РФ с филиалами в административных центрах субъектов РФ. Подавляющее большинство должностей в этих структурах штатными нормативами предназначено для гражданских лиц. Должности юридических работников (юрисконсультов) для организации правовой работы в органах военного управления, военных учреждениях, организациях, соединениях и частях по итогам реформирования не предусматриваются. Анализируя за прошедший после реструктуризации период полноты и качества выполнения задач в повседневной деятельности и мероприятий общегосударственного масштаба военными учреждениями и частями, статистики правонарушений с участием военнослужащих и должностных лиц МО РФ, можно сформировать положительные и отрицательные аспекты проведённых реформ.

К положительным можно отнести следующие:

- экономия финансовых и материальных средств за счёт уменьшения количества должностей и замещения имеющихся должностей гражданским персоналом (более низкая заработная плата; отсутствие необходимости исполнения социальных гарантий и льгот перед военнослужащим и членами его семьи; отсутствие необходимости предоставления служебного либо постоянного жилья и т.п.);

- отсутствие подчинённости перед руководством военных учреждений, организаций, соединений и частей (возросшая независимость в принятии правовых решений);

- упрощение процедуры приёма на работу и увольнения с работы гражданина на должность работника юридической службы МО РФ по сравнению с юристом-военнослужащим.

К отрицательным можно отнести следующие:

- труднодоступность и, зачастую, невозможность получения квалифицированной юридической помощи военнослужащим, должностным лицам и гражданскому персоналу МО РФ, проходящих службу (работающих) в военных учреждениях, организациях, соединениях и частях, удалённых от региональных управлений правового обеспечения МО РФ;

- невозможность оперативного (пошагового) юридического сопровождения служебной, общественной и правовой деятельности руководства военных учреждений, организаций, соединений и частей при взаимодействии с внешними организациями и структурами из-за отсутствия штатных должностей юрисконсультов;

- отсутствие в военных учреждениях, организациях, соединениях и частях системной профессиональной работы по профилактике преступлений и правонарушений и снижения уровня правовой безграмотности из-за отсутствия штатных должностей юрисконсультов;

- невозможность привлечения к работе юриста из числа гражданского персонала в условиях локальных конфликтов и военного времени (призыв по мобилизации, увольнение

по собственному желанию, увольнение по другим статьям Трудового кодекса РФ);

- невозможность перемещения (перевода) юриста из числа гражданского персонала из одной местности в другую (к новому месту работы) без его согласия - место работы является существенным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ), оно не подлежит изменению без согласия работника (ст. 72 ТК РФ);

- трудно прогнозируемая текучесть кадров юридической службы из числа гражданского персонала (в отличие от юристов - военнослужащих, у которых срок контракта известен, сроки перевода регулируются) и отсутствие преемственности;

- трудности комплектования юридических должностей МО РФ гражданскими кадрами из-за невысокой заработной платы, а также ограничений в правах в случаях работы со сведениями, составляющими государственную тайну (укомплектование должностей специалистами, не имеющего опыта работы на должностях юридической службы);

- возможность комплектования юридических должностей МО РФ гражданскими кадрами, при отсутствии у них военного образования либо военной подготовки (незнание особенностей военных взаимоотношений, военных педагогики и психологии, организационных проблем; невозможность оценивать ситуацию с тактической, оперативной, технической точек зрения; некомпетентность в правилах обращения с вооружением, военной техникой и материальными ресурсами МО РФ; отсутствие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; незнание требований руководящих документов МО РФ; отсутствие представления о средствах и методах ведения войны, предполагаемом ущербе противнику);

- выполнение в военных учреждениях, организациях, соединениях и частях военнослужащими (как правило - офицерами без юридического образования) несвойственных им задач по правовому обеспечению (в дополнение к основной должности) из-за отсутствия штатных должностей юрисконсультов;

- отсутствие стимула к карьерному росту у гражданских кадров на юридических должностях МО РФ;

- увеличение роста преступлений с участием военнослужащих, должностных лиц и гражданского персонала МО РФ (основная масса - финансово-имущественного характера, коррупционной направленности, превышение должностных полномочий, преступления против военной службы) и, как следствие, возросший ущерб государству (статистика Главной военной прокуратуры РФ);

- утрачивание грамотных и опытных специалистов военно-юридической направленности в ходе сокращения должностей;

- многократно возросший (количественно) объём задач, возложенный на правовой департамент МО РФ при значительном кадровом сокращении.

У специалистов в области юриспруденции впереди ещё огромный объём работы по изучению полноты, качества и, в итоге целесообразности проведённых реформ. Но даже данные нашего вышеизложенного неглубокого анализа результатов реформирования юридической системы ВС РФ наглядно показывают дисбаланс положительных и отрицательных факторов - с большим перевесом чаша весов склонена в отрицательную сторону. Да и основной положительный фактор - экономия финансовых и материальных

средств за счёт уменьшения количества должностей и замещения имеющихся должностей гражданским персоналом (являющийся основной идеей авторов военной реформы), - можно отнести к категории «положительный» условно. Большая доля вероятности того, что достигнутый от сокращения должностей так называемый «экономический эффект», может быть многократно меньше ущерба, нанесённого государству финансово-имущественными преступлениями, коррупцией, безграмотной хозяйственно-договорной деятельностью. Кроме того, в актив ущерба логично занести финансовые затраты, связанные с организацией и проведением самой реформы.

Очевидность результатов реформ юридической системы ВС РФ побудило руководство РФ и командование ВС РФ к продолжению работы по оптимизации структуры юридической службы в изменённом формате. На учебно-методическом сборе сотрудников юридической службы ВС РФ выступил с докладом директор Правового департамента МО РФ Олег Безбабнов: «Ранее были сокращены юридические должности центральных органов военного управления, воинских формирований и организаций армии и флота, что привело к отсутствию системной работы в войсковом звене по правовому обеспечению и соблюдению законности в повседневной деятельности. Сейчас решением Коллегии Минобороны, в штаты главных командований видов и командований родов войск, некоторых центральных органов военных управлений, воинских частей и учреждений введены должности специалистов юридического профиля. Это позитивно повлияло на оперативность принятия решений,

укрепление законности и правопорядка».

Реформа - это крайне сложный и многогранный процесс, направленный на достижение более высокой ступени в развитии общества. Готовность общества к реформам обуславливается достаточно сложным комплексом факторов и составляющих, среди которых хотелось бы отметить определяющие: достаточный (на каждом этапе реформы) уровень развития финансово-экономической системы государства; наличие политической воли руководства страны; выработка планомерного, согласованного и последовательного алгоритма действий всеми субъектами государства; готовность разных слоёв общества к проведению и принятию реформы; верховенство закона в общественном строе; прогнозирование и мониторинг внешней и внутренней политической обстановки; сведение к минимуму кризисных и стрессовых ситуаций. Рассмотренная в настоящей статье реформа юридической системы ВС РФ изначально не могла быть успешно исполненной, так как преследовала всего лишь одну абстрагированную цель - снизить расходы на содержание. Закономерный исход такой реформы - сворачивание и возвращение к виду, близкому к дореформенному.

Список литературы:

1. Добровольский А. М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. СПб.: типография Бенке, 1913. - 107 с.

2. Стрекозов В. Г., Кудашкин А. В. Военное право. Учебник. - М.: За права военнослужащих, 2004. - 640 с.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Сёмик Алла Анатольевна

Доктор исторических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор Кубанского социально-экономического института,

г.Краснодар

LEGAL REGULATION AUTHORITY REPRESENTATIVE ORGAN OF THE

MUNICIPAL FORMATION

Syomik Alla

The Doctor of the history sciences, candidate of the psychological sciences, assistant professor, professor Kubanskogo social-

economic institute, g.Krasnodar

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности правового регулирования полномочий органов местного самоуправления с акцентом на представительном органе муниципального образования, как в наибольшей степени отражающем интересы населения. Отмечается, что действующее законодательство нуждается в более чётких формулировках указанных полномочий.

ABSTRACT

Particularities of the legal regulation authority organ of the local home rule open in article. It Is Noted that acting legislation needs for more precise wordings specified authority

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, представительный орган, полномочия, государство, закон.

Keywords: municipal formation, organs of the local home rule, representative organ, authorities, state, law.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации тября 2003 г. [1] местное самоуправление определяется, как местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 ок- форма осуществления народом своей власти, которая обе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.