Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития сырьевой и технологической базы производства пищевой рыбной продукции'

Актуальные проблемы развития сырьевой и технологической базы производства пищевой рыбной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлемин А. В., Будченко И. С., Степанов В. П.

Рассмотрены актуальные проблемы развития основной сырьевой базы комплекса океанического рыболовства и технологической базы производства пищевой рыбной продукции. Проведен анализ состояния и путей развития рыбопромыслового флота и производственно-технологического оборудования обработки рыбного сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития сырьевой и технологической базы производства пищевой рыбной продукции»

338.439.4(06)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЫРЬЕВОЙ X ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРОИЗВОДСТВА ПИЩЕВОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

А.В. ШЛЕМИН, И.С. БУДЧЕНКО, В.П. СТЕПАНОВ

Калининградский государственный технический университет,

236000, г. Калининград, Советский пр-т, 1; тел.: 8906-219-98-86, электронная почта: [email protected]

Рассмотрены актуальные проблемы развития основной сырьевой базы комплекса океанического рыболовства и технологической базы производства пищевой рыбной продукции. Проведен анализ состояния и путей развития рыбопромыслового флота и производственно-технологического оборудования обработки рыбного сырья.

Ключевые слова: сырьевая база, океаническое рыболовство, производственно-технологический комплекс, рыбообработка, пищевая рыбная продукция.

Одно из основных направлений развития пищевых технологий - создание принципиально новых, сбалансированных по составу продуктов, соответствующих концепции здорового питания человека. Этатенденция характерна и для рыбной отрасли России.

Известно, что уровень потребления рыбы и продуктов ее переработки является одним из важных показателей качества жизни населения. В дореформенный период рыбное хозяйство страны занимало первое место в мире. Объем добычи рыбы обеспечивал производство и потребление пищевых рыбных продуктов в количестве, близком к медицинским нормам - 23 кг на человека в год. Резкое ухудшение технико-экономических показателей рыбохозяйственного комплекса в период 1991-2007 гг. привело к снижению объема выпуска пищевой рыбной продукции (ПРП) и, соответственно, к снижению вклада отрасли в программу обеспечения рациональной структуры питания населения страны. Так, удельный вес ПРП в структуре продукции пищевой промышленности составил в 2006 г. всего 7,4% [1], а душевое потребление ПРП составило 11,8 кг в год вместо 20,3 кг в 1990 г.

Основными причинами сложившегося положения являются целый ряд факторов, к которым в первую очередь следует отнести резкое сокращение сырьевой базы отрасли, а также значительное моральное старение и физический износ производственно-технологического оборудования. За период с 1991 по 2006 гг. показатель улова рыбы и морепродуктов снизился на 62% [2], а износ основных производственных фондов в отрасли в настоящее время приблизился к 60%.

Основными составляющими сырьевой базы отрасли являются:

океаническое рыболовство, обеспечивающее лов рыбы и морепродуктов в открытой части Мирового океана, в экономических зонах иностранных государств и в собственной экономической зоне России;

рыболовство во внутренних водоемах страны, обеспечивающее вылов и производство рыбы в прибрежных морских водоемах, пресноводных водоемах и в структурах товарного рыбоводства.

Несмотря на то, что в ряде стран товарное рыбоводство, в частности аквакультура, в последние годы развивается достаточно быстро [3,4], в России это направление не нашло еще широкого распространения как существенная часть сырьевой базы отрасли [5].

Основной составляющей сырьевой базы отрасли в настоящее время является океаническое рыболовство -около 93% общих ресурсов (табл. 1)[5]. Ни одна страна мира не может не придавать значения живым ресурсам Мирового океана как источнику сырья для производства полноценной пищевой и кормовой продукции. Око -ло 20% всего животного белка, используемого в питании, обеспечивает добыча рыбы и морепродуктов.

Для анализа состояния и перспектив развития основной сырьевой базы отрасли целесообразно рассмотреть обобщенную структурно-технологическую схему комплекса океанического рыболовства (рисунок). Основные производственно-технологические операции комплекса: 1 - прогнозирование перспективных водных биологических ресурсов (ВБР); 2 - оперативная промразведка; 3 - добыча ВБР в открытых мор-

Тавлица 1

Направление рыболовства Вылов рыбы, тыс т

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего 4052 3687 3290 3306 2554 3214

Океаническое рыболовство* 3742 92,3 3436 93,2 3036 92,3 3057 92,5 2725 92,3 2990 93

Внутренние водоемы* 310 7,7 251/6,8 254 7,7 249 7,5 229 7,7 224/7,0

^Числитель - тыс. т, знаменатель - %.

2006

3299

3079/93,3

220/6,7

ских и океанических промысловых районах; 4 - добыча ВБР в прибрежных районах; 5 - переработка ВБР в морских районах; 6 - переработка ВБР на береговых предприятиях; 7 — транспортирование ВБР из морских районов на берег; 8 - реализация продукции; 9 - поставки на экспорт; 10 — поставки на внутренний рынок. Операции 1 и 2 выполняются научно-исследовательскими и поисковыми судами, а операции 3-5, 7 -добывающими, перерабатывающими и транспортными судами. Рассматривая состояние и перспективы развития океанического рыболовства, следует учитывать, что в настоящее время основу рыбопромыслового флота, насчитывающего более 3000 судов различного назначения, составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 68% и подходит к критическим отметкам.

Анализ тенденций изменения количественного и возрастного состава рыбопромыслового флота за 1992-2006 гг. показывает, что пополнение флота в этот период происходило в основном за счет приобретения и постановки на промысел бывших в употреблении иностранных судов, срок службы у 50% которых превышает 15 и более лет. При этом уменьшение числа судов значительно превосходило их пополнение. Так, за период 2003-2007 гг. на флот поступило 357 судов, в основном бывших в эксплуатации, за этот период списано 842 судна [6]. Поэтому количество крупных и средних судов, находящихся на промысле, постоянно сокращается (табл. 2) [5].

Таблица 2

Тип судна

2001г.

2006 г.

Крупные и большие суда

Средние суда

Малые и маломерные суда

189

585

347

139

507

688

Сокращение количества и времени нахождения на лову больших, крупных и средних судов значительно влияет на общий объем вылова ВБР, так как именно эти суда могут работать в открытых морских и океанических промысловых районах. При годовом объеме вылова ВБР в 2006 г. около 3,2 млн т долевой вклад трех основных групп судов ориентировочно составил: для крупнотоннажных судов - 46%, для среднетоннажных

- 38%, для малотоннажных - 16%.

Таким образом, несмотря на рост количества малотоннажных судов тенденции к количественному сокращению крупнотоннажных и среднетоннажных добывающих судов приведут в перспективе к общему снижению сырьевой базы отрасли.

Отечественный промысловый флот имеет в последние годы не только серьезные проблемы в количественном и структурном составах, но и в основных технико-эксплуатационных показателях, что характерно для судов постройки 1970-1980-х гг., составляющих основную производственную базу промыслового флота. Современные зарубежные добывающие суда по

сравнению с действующими отечественными имеют следующие отличительные характеристики [5, 7]: более высокая мощность и экономичность главных двигательных установок; меньшие габариты и водоизмещение при одинаковой промысловой эффективности;

повышенная производительность морозильных агрегатов;

высокоэффективные рыбопоисковая аппаратура и промысловое оборудование;

применение систем автоматизированного управления процессами тралового лова;

высокоэффективное технологическое оборудование по переработке ВБР с применением вычислительной техники;

повышенная мощность судовых электростанций и, соответственно, повышенная энерговооруженность судового оборудования;

значительное сокращение экипажей за счет высокого уровня механизации и автоматизации.

Указанные особенности обеспечивают более высокие удельные показатели работы промыслового флота зарубежных стран по сравнению с отечественным. В качестве таких показателей в мировой практике в ряде случаев используются два вида коэффициентов: Кгввт -отношение годового вылова морепродуктов к валовому тоннажу флота; Ктв - удельный расход топлива на 1 т вылова.

Например, эти показатели на добыче трескового вида рыб составляют для Норвегии 4,1 и 200, для России

- 1,2 и 400 соответственно [5].

Кроме перечисленных характеристик, причинами низкой эффективности промыслового флота России являются также:

утрата за последний период традиционных промысловых районов в Мировом океане;

низкая эффективность прогнозирования перспективных ВБР и оперативной промразведки вследствие резкого сокращения и старения научно-исследовательских судов и судов промразведки;

экономическая сложность, а в ряде случаев и невозможность, организации промысловых экспедиций крупно- и среднетоннажных судов в отдаленные регионы океанического промысла из-за недостаточных собственных экономических ресурсов организаций-судов-ладельцев, образовавшихся в результате дезинтеграции крупных организаций [8]. Особенно остро эта проблема проявляется в последнее время в связи с ростом цен на топливо, доля стоимости топлива на промысловых судах уже составляет около 50% себестоимости продукции. По некоторым прогнозам это может привести к критической ситуации: цена 1 т рыбы станет равной цене 1 т топлива, т. е. добыча океанических ВБР для судовладельцев станет практически нерентабельной.

Анализ показывает, что если в ближайшее время не начнется процесс масштабного обновления и модернизации флота РФ, ток2015г. общий объем уловов сократится до 2 млн т, что приведет к резкому снижению душевого потребления и в определенной степени к потере продовольственной независимости страны по пищевой рыбной продукции.

Наряду с сырьевой проблемой важным фактором снижения технико-экономических показателей производства ПРП является крайне низкий уровень используемого в отрасли технологического оборудования. Особенно это относится к разделочно-филетировочно-му оборудованию, у которого физический износ достиг 60-70%. Анализ показывает, что страны с развитой рыбной промышленностью - Германия, Швеция, Норвегия, Корея и др. - в последние десятилетия широко используют рыборазделочно-филетировочное оборудование с высокой степенью автоматизации с применением электронных и вычислительных средств, в том числе систем технического зрения - «интеллектуальные» рыборазделочные комплексы. Использование таких комплексов на основе агрегатных модульных линий обеспечивает повышение производительности труда до 50%, увеличение выхода готовой продукции до 5-8%, а также высокую универсальность и производственную гибкость оборудования и, соответственно, возможность его адаптации к изменению сырьевой базы и конъюнктуры сбыта продукции [9-13]. Основные причины низкого технического и экономического уровня технологического обрабатывающего оборудования на промысловых судах и береговых рыбообрабатывающих предприятиях заключаются в следующем: практически полное отсутствие обновляемого оборудования в период с 1991 г. в связи с прекращением государственного финансирования рыбопромышленного комплекса;

использование оборудования, разработанного и изготовленного в основном в 1970-1980-х гг., которое не соответствовало даже тогдашним требованиям автоматизации технологических процессов обработки рыбы;

значительное сокращение с 1991 г. проектно-исследовательских и производственных мощностей в отрасли по разработке и промышленному производству технологического оборудования для рыбной промышленности;

недостаточное обеспечение инструментальными средствами автоматического контроля и измерений ряда информативных параметров технологических процессов изготовления и контроля качества ПРП, что затрудняет сертификацию готовой продукции.

Основные последствия технической отсталости рыбообрабатывающего оборудования, используемого на береговых предприятиях и промысловых судах [5]: невысокая доля в общем объеме производства ПРП продуктов повышенного спроса - филе, консервов и др.;

большая часть экспортной рыбной продукции поставляется без глубокой переработки, что в несколько раз снижает конечные цены реализации на мировых рынках; так, стоимость 1 т экспортной продукции из трески и пикши мурманских производителей в 2002 г. составляла 1800 дол. США, а норвежской - 5271 дол. США [8];

большой процент отходов и низкое качество разделки и филетирования рыбы;

низкая производительность труда при использовании действующего рыбообрабатывающего оборудования вследствие недостаточного уровня механизации и практически полного отсутствия автоматизации.

В отрасли существуют и другие проблемы, снижающие эффективность рыбохозяйственного комплекса. Например, малоэффективная структура планирования и управления, снижение уровня квалификации оперативно-технологического, эксплуатационного и производственного персонала, частичная дезорганизация береговой инфраструктуры обслуживания флота, малые мощности и невысокий технический уровень отраслевых судостроительных и машиностроительных предприятий, недостаточный уровень государственной финансовой поддержки. Изменение сложившейся ситуации в отрасли в лучшую сторону в определенной степени может произойти при реализации федеральной целевой программы развития рыбохозяйственного комплекса 2009-2013 гг. [14] при условии экономически обоснованного объема ее финансирования. Предварительная оценка показывает, что планируемый объем государственного финансирования программы -около 33 млрд р., а с учетом других источников инвестиций - 64 млрдр., - будет явно недостаточен для полного решения основных проблем отрасли. Так, по оценке ряда специалистов, основные инвестиции в отрасль должны ориентировочно составить:

на реализацию программы обновления состава промыслового флота при необходимости ввода в строй в течение 2009-2013 гг. не менее 200 новых судов при средней стоимости современного промыслового судна 10 млн дол. США - около 50 млрд р. [7, 15];

на реализацию проекта развития аквакультуры с целью достижения планируемого годового производства рыбы до 1,1 млн т - ориентировочно 40 млрд р. за 5-летний период;

на приобретение и оснащение рыбообрабатывающих предприятий современным разделочно-филетиро-вочным оборудованием (150-200 разделочно-филети-ровочных автоматизированных линий стоимостью 400-500 тыс. дол. США за комплект) - ориентировочно 1,5-2,5 млрд р.;

на восстановление и развитие береговой инфраструктуры по обслуживанию флота - ориентировочно 2-3 млрд р.

Общая сумма инвестиций на реализацию федеральной целевой программы развития отрасли на период 2009-2013 гг. может составить ориентировочно 90 млрд р., что значительно превышает планируемый объем финансирования программы.

На основании изложенного следует выделить два основных направления развития рыбохозяйственного комплекса РФ.

1. Необходимыми мероприятиями по развитию основной сырьевой базы отрасли должны являться:

существенное расширение и модернизация рыбопромыслового флота в течение 3-5 лет с привлечением значительных объемов инвестиций из федерального бюджета;

повышение эффективности прогнозирования перспективных ВБР и результатов оперативной промразведки путем увеличения состава и модернизации научно-исследовательских и поисковых судов и улучшения организации их использования;

интеграция экономически малоэффективных судовладельческих предприятий в смешанные государственно-кооперативные объединения [8];

частичная дотация государством расходов судовладельцев на обеспечение топливом промысловых судов, работающих в удаленных промысловых морских и океанических регионах;

оснащение действующих добывающих судов современной высокоэффективной рыбопоисковой аппаратурой, эффективным промысловым оборудованием и экономичными двигательными установками.

2. Основными мероприятиями по совершенствованию рыбообрабатывающего технологического оборудования должны являться:

прогнозирование перспективного рыбообрабатывающего оборудования с разработкой его технических параметров, соответствующих современному уровню, на основе результатов исследования номенклатуры ВБР и перспективного ассортимента выпускаемой пищевой рыбной продукции;

технико-экономическое обоснование проектирования и изготовления рыбообрабатывающего оборудования с привлечением отечественных проектно-конструкторских организаций и машиностроительных предприятий;

расширение проектно-конструкторской и опытно-производственной базы отрасли;

организация производства и внедрение на рыбообрабатывающих предприятиях современного разделоч-но-филетировочного оборудования, изготовленного на российских машиностроительных предприятиях по результатам отечественных НИОКР или по лицензиям зарубежных фирм.

Следует отметить, что реализация этого варианта модернизации рыбообрабатывающего оборудования с учетом фактического состояния нынешней проектно-конструкторской базы и общего состояния отраслевых и общеотраслевых предприятий отечественного машиностроения даже при мощной государственной поддержке может занять 10-15 лет, что практически неприемлемо в плане общей постановки задачи повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса и обеспечения рациональной структуры питания населения. Значительное сокращение времени модернизации рыбообрабатывающего оборудования до 3-5 лет и снижение одномоментных финансовых затрат может быть осуществлено путем закупки современного высокоэффективного оборудования производства передо-

вых зарубежных фирм на основе финансового лизинга, что также должно быть предусмотрено комплексной целевой программой развития отрасли [1, 14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Сиренко B.C. Факторы конкурентоспособности. Использование мирового опыта в российских условиях // Рыбное хоз-во. - 2007. -№6.- С. 4-13.

2. Рябова Т.Ф., Сидоров А.Н. Рыбоперерабатывающая отрасль: Статистикаразвития// Рыбнаяпром-сть.-2006.-№ 4.-С. 8.

3. Романов Е.А. Болыбов Ю.А. Выход из кризиса - восстановление отраслевой экономической науки // Рыбное хоз-во. -2007. -№ 6. - С. 24-27.

4. Студенцова Н.А., Мазкин A.B., Кисилева К.Н. Стратегия развития рыбной отрасли и рыбопереработки в XXI веке // Изв. вузов. Пищевая технология. - 2007. -№ 1. - С. 5-9.

5. Рыбохозяйственный комплекс России в 2006 году (Белая книга). - М.: ВНИЭРХ, 2007. - 152 с.

6. О мерах, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса: Докл. на заседании Правительства РФ 24 января 2008 г. руководителя Госкомрыболовства АА. Крайнего. - М.: Пресс-служба Правительства РФ, РИА «Fishnews», 2008.

7. Елисеев B.A., Бабич C.B. Роль российского рыбопромыслового судостроения в реорганизации региональных рыбопро-мышленныхкомплексов// Рыбноехоз-во. -2007.-№ 5.-С. 37-38.

8. Тарханова Л.Б. Укрупнение бизнеса и интеграция в рыбной отрасли как фактор повышения экономической эффективности использования морских биоресурсов // Рыбное хоз-во. - 2006. -№ 4. - С. 12-14.

9. Будченко И.С., Степанов В.П. Некоторые направления инновационной деятельности в повышении экономической эффективности рыбохозяйственного комплекса // Изв. КГТУ. - 2008. -№ 14. - С. 185-190.

10. Фатыхов Ю.А., Шлемин A.B., Агеев О.В. Современный подход к разработке ресурсосберегающего разделочно-филети-ровочного оборудования // Изв. вузов. Пищевая технология. -2007. -№ 3. - С. 91-94.

11. Пат. 2320178 РФ, МПК А22С 25/16. Устройство для фи-летирования рыбы / О.В. Агеев, А.В. Шлемин // БИПМ. - 27.03.2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пат. 2320177 РФ, МПК А22С 25/14. Устройство для обезглавливания рыбы / О.В. Агеев, А.В. Шлемин // БИПМ. -27.03.2008.

13. Федько А.С., Станкевич B.A. Новое оборудование для обработки гидробионтов. «Интеллектуальная» техника фирмы BAADER // Технологич. оборудование для рыбной пром-сти. -2003. -№ 2. - С. 2-4.

14. Концепция федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциаларыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» / Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 мая 2008 г. № 681-Р.

15. Романов B.A. Должна быть продлена // Рыбацкие новости. - 2008. - № 5-6 (587).

Поступила 10.11.08г.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RAW AND TECHNOLOGICAL BASE OF FOOD FISH PRODUCTION MANUFACTURE

A.V. SHLEMIN, I.S. BUDCHENKO, V.P. STEPANOV

Kaliningrad State Technical University,

1, Sovietsky pr., Kaliningrad, 236000; ph.: 8906-219-98-86, e-mail: [email protected]

Actual problems of development of the basic raw-material base of oceanic fishery complex and technological base of food fish production manufacture are considered. The analysis of a condition and ways of development of fishery fleet and industrial-process equipment processings of fish raw materials are also carried out.

Key words: raw-material base, oceanic fishery, industrial-technological complex, fish-processing, food fish production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.