Вестник МГТУ, том 13, №1, 2010 г.
стр.171-177
УДК 658.5 : 639.2 (045)
Генезис форм организации промышленного рыболовства
И.Н. Бреславец
Экономический факультет МГТУ, кафедра финансов, бухгалтерского учета и управления экономическими системами
Аннотация. В статье рассматривается развитие форм организации промысла, анализ изменения организационных форм в зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов. Особый акцент сделан на влияние таких факторов, как поиск сырьевой базы и структура рыбопромыслового флота.
Abstract. The paper considers the historical aspect of the fishery organization forms. The changing of organization forms according to internal and external factors has been analyzed. The special attention has been paid to such factors as search of resources' base and fishery fleet structure.
Ключевые слова: организация производства, формы организации промысла Key words: organization of manufacture, fishery organization forms
1. Введение
Эффективная деятельность предприятия возможна тогда, когда она соответствует своему времени, т.е. существующим законам, закономерностям и механизмам их реализации.
Организация производства - динамично развивающаяся и изменяющаяся сложная система, способная адаптироваться к существующим экономическим условиям, зависящим от общественнополитических формаций и научно-технического прогресса.
Каждая действующая производственная система должна периодически или непрерывно меняться. Преобразования могут быть связаны с техническими, технологическими, организационными изменениями, освоением выпуска качественно новой продукции. Результатом развития предприятия (производственной системы) является обеспечение его конкурентоспособности. Мероприятия по рациональной организации производства не требуют крупных дополнительных капиталовложений, значительно повышают производительность труда, сокращают непроизводительные потери.
Организация производства в современных условиях является активным фактором технического прогресса, который способствует лучшему использованию техники и обуславливает изменения в технике и технологии производства. Основная цель работ по организации производства в современных условиях состоит в снижении издержек производства и повышении конкурентоспособности продукции в целях получения намеченной прибыли.
2. Периоды развития форм и методов промышленного рыболовства в зависимости от факторов сырьевой базы и структуры рыбопромыслового флота
Главной целью развития промышленного рыболовства является достижение устойчивого функционирования на основе рационального использования водных биологических ресурсов. Основными факторами, определяющими развитие промышленного рыболовства, помимо состояния сырьевой базы, являются состояние промыслового флота, международные условия рыболовства за пределами исключительной экономической зоны России, спрос на рыбную продукцию, объемы внешнеэкономической деятельности, цены на материально-технические ресурсы (в особенности на топливо).
Поскольку определяющими факторами в системе организации промышленного рыболовства являются наличие сырьевой базы и структура рыбопромыслового флота, представляется логичным провести исследование форм и методов промышленного рыболовства в динамике развития этих факторов.
Первый период развития отечественного рыболовства в открытом море и зарождение промысловой океанологии связаны с "Экспедицией для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана" (1898-1909 гг.), когда под руководством Николая Михайловича Книповича были проведены исследования общих океанологических закономерностей Баренцева моря. Н.М. Книповичу принадлежит научное обоснование принципа изучения объекта промысла (рыбы) в связи с условиями окружающей среды и их изменчивостью в пространстве и времени (Алексеев, 2002).
171
Бреславец И.Н. Генезис форм организации промышленного рыболовства
Исследование проводилось небольшой группой ученых на отлично по тому времени оборудованном судне "Андрей Первозванный". Это было первое в России научно-исследовательское и первое в мире научно-промысловое судно, построенное на верфи "Бремер Вулкан" в Германии в 1899 г.
Прибрежный лов не удовлетворял потребностям рыболовства в России, надо было выходить в открытое море, а поморские промысловые суда не соответствовали современным требованиям безопасности мореплавания. Поморы выходили в море на ненадежных беспалубных суденышках, шняках, елах, карбасах. Ловили рыбу на крючковую снасть яруса и поддевы. Формой производственных отношений был покрут. Вербовщики, хозяева судов, владельцы рыболовной снасти нанимали поморов для промысла. Покрученники, добывая рыбу для хозяев, имели свой пай в улове.
С развитием капитализма появились вольные артели. Однако это не решало проблем промысла. У Лофотенских островов ловили рыбу 30 тыс. норвежцев, на Мурмане промышляло чуть больше 4 тыс. рыбаков. У норвежцев были хорошие суда, усовершенствованные орудия лова и четкая система промысла; у русских поморов - шняки и елы, дедовские яруса и полная неразбериха в организации дела (Киселёв, Краснобаев, 1973).
Рыбная промышленность России носила кустарный характер. Только отдельные русские предприниматели воспользовались результатами Мурманской экспедиции Н.М. Книповича, тогда как англичане, немцы и норвежцы организовали в Баренцевом море крупномасштабный траловый промысел.
Океанологические и биологические исследования Баренцева моря, выполненные
Н.М. Книповичем и ЛЛ. Брейтфусом, положили начало научно-промысловым исследованиям в других морях и океанах России уже после революции.
К концу 20-х, началу 30-х годов ХХ века в промысле произошли принципиальные перемены: изменилась величина уловов, орудия и техника лова, условия и рынки сбыта, организация промысла, начался следующий период в развитии промышленного рыболовства (Алексеева, 2002).
По разработанным отечественным проектам на судоверфях страны были построены траулеры со стальным корпусом, по своему техническому уровню не уступающие прогрессивным зарубежным аналогам. Интенсивно развивался и сейнерный флот. Предназначенные для лова рыбы кошельковым неводом и кольцевой сетью сейнеры получили распространение почти во всех морях. Начало развития обрабатывающего флота относится к периоду 30-х годов. Были построены первые рефрижераторные плавбазы "Комсомолец Арктики", "Пищевая индустрия", создавались другие типы судов: на Тихом океане появились китобойная флотилия "Алеут", краболовные, крабоконсервные суда, флотилии сейнеров. Рост тралового флота сопровождался развитием берегового хозяйства и созданием современной материально-технической базы рыбного хозяйства (Быстров, 1987).
В 1938 г. наркомом пищевой промышленности А.И. Микояном подписан приказа о создании в Мурманске первой в стране Северной промысловой разведки. В распоряжение промысловой разведки было выделено семь траулеров треста "Мурманрыба" и звено гидросамолетов. На основе тесной взаимосвязи передовых научных достижений с практикой ведения промысла зародилось специфичное научное направление - промысловая разведка. В 1935-1938 гг. мурманскими рыбаками совместно с научными работниками ПИНРО (Ю.Ю. Марти, Б.П. Мантейфель, К.А. Лямин и др.) было обнаружено скопление сельди в северо-восточной части Атлантики, а также в Баренцевом море (Сторожев, 1987).
В годы Великой Отечественной войны многие рыболовные суда превратились в боевые корабли. Вместе с тем промысловые суда не прекращали своей непосредственной работы. Война приостановила развитие советского промыслового флота. Множество рыболовных судов было потоплено, сотни траулеров и сейнеров за годы войны пришли в полную негодность. В первые послевоенные годы траловый флот пополнялся за счет поступающих по импорту и репарациям тралботов и малых траулеров преимущественно деревянной и композитной конструкции. Началось строительство отечественных композитных малых траулеров пр. 365 и 365-бис. Однако в дальнейшем эти суда уже не могли удовлетворять возросшие требования рыбной промышленности. Всего два года после окончания войны потребовалось для того, что бы общая добыча рыбы превысила довоенный уровень (Нецветаев, 1992).
Перед рыбной промышленностью в послевоенный период стоял выбор: восстановить довоенные, хорошо зарекомендовавшие себя типы судов, либо взять курс на широкое освоение морского промышленного рыболовства. Выбор был сделан в пользу качественно нового флота. За 10 послевоенных лет в Советском Союзе был создан первоклассный флот, включающий добывающие, приемно-перерабатывающие и транспортные суда. Непрерывно велись работы по созданию принципиально новых промысловых судов и внедрению прогрессивных форм организации промысла (Студенецкий, Соколов, 1972).
По рекомендации ученых ТИНРО в 1948 г. был проведен первый опытный лов тунцов в Тихом океане. Изучив японский опыт, наши исследователи осваивали океанические районы, пропагандируя лов
172
Вестник МГТУ, том 13, №1, 2010 г.
стр.171-177
тунца среди отечественных рыбаков. От восточного побережья Японии и южных Курильских островов суда уходили все дальше в открытые воды.
В 1947 г. наши суда начали работать в Гренландском и Норвежском морях, научные экспедиции приступили к изучению районов промысла в западной части Атлантики. Для организации и осуществления промысла сельди были созданы в 1949 г. управление "Мурмансельдь" и Управление экспедиционного промысла сельди в Калининграде. В состав первой сельдяной экспедиции вошли добывающие суда и плавбазы "Тунгус" и "Онега" (Быстров, 1987; Студенецкий, Соколов, 1972).
Рыбообрабатывающая плавбаза "Тунгус" была переоборудована из грузового транспорта водоизмещением 17 тыс. т. Экипаж состоял из 162 человек (100 рыбообработчиков). Плавбаза принимала сельдь для обработки (посол и укладка в бочки) и обеспечивала промысловые суда всем необходимым (промысловое вооружение, топливо, вода, продовольствие, тара, ремонт и пр.) для успешного ведения промысла. На борту ПБ "Тунгус" находился штаб экспедиции (Кавалеров, 1983).
Опыт первой сельдяной экспедиции позволил также выявить наиболее эффективную схему руководства и организации работы флотилии совместно с плавбазами, отработать приемы успешной разгрузки промысловых судов, наладить снабжение их в открытом море, обеспечить качественную переработку рыбы на плавбазе. Как показала экспедиция, наиболее приспособленным судном для промысла сельди в открытом океане был логгер. На нем можно было вести кошельковый, дрифтерный и траловый лов. Значение экспедиции заключается в том, что она явилась практической реализацией принципиально новой, экспедиционной формы организации промысла.
Эффективность последующих экспедиций многократно возросла в связи со стремительным развитием промыслового флота, пополнившимся средними рыболовными траулерами СРТ. Эти суда с двигателем мощностью 300-400 л.с. успешно вели промысел дрифтерными сетями, тралами на Севере, на Западе и на Дальнем Востоке.
С 1952 г. мурманские рыбаки освоили глубинный лов сельди, что позволило перейти от сезонного к круглогодичному промыслу. В 1960 году сельдяной флот добывал 1001,4 тыс. центнеров рыбы. Это стало возможно благодаря росту флота и возросшему мастерству рыбаков. Флот управления "Мурмансельдь" насчитывал 166 судов типа СРТ, 25 - типа СРТР, 10 плавбаз и 3 танкера, СРТМ "Волгодонск" (Рыбохозяйственный..., 2003).
В Советском Союзе непрерывно велись работы по созданию принципиально новых промысловых судов и внедрению новых форм организации промысла. По заданиям Минрыбхоза СССР впервые были созданы БМРТ, траулер-консервный завод, универсальная плавбаза, транспортный рефрижератор-снабженец, крилево-рыбный траулер и т.д.
Предшественниками крупнотоннажных добывающих судов были рыболовные траулеры бортового траления посольно-свежьевые: РТ отечественной постройки, БРТ типа "Кремль" бельгийской постройки (1950-1952 гг.), РТ шведской постройки (1952 г.); посольно-рефрижераторные: РТ финской постройки I-IV серий (1947-1957 гг.), РТ польской постройки I-III серий (1952-1960 гг.), РТ типа "Пионер" английской постройки (1956-1958 гг.). Эти довольно крупные для своего времени суда эксплуатировались главным образом в Баренцевом море на добыче донных рыб.
К началу 50-х годов бортовая схема траления стала тормозом на пути развития промысла. Идея создания траулера с кормовым тралением принадлежит капитану Мурманского тралового флота К.А. Патону, который еще в 1946 г. выступил предложением построить ахтертраулер, т. е. траулер с кормовым тралением. Для проверки этой идеи в Мурманске был построен малый рыболовный траулер "Новатор". На основе опыта его эксплуатации институт "Гипрорыбфлот" совместно с мурманскими специалистами разработали техническое задание на проектирование принципиально нового траулера с кормовым тралением - БМРТ типа "Пушкин". Судно, спроектированное и построенное в ФРГ по техническому заданию Минрыбхоза введено в эксплуатацию в 1955 г. Появление больших морозильных рыболовных траулеров кормового траления этой серии ("Некрасов", "Добролюбов", "Чехов" и др.) с двигателями мощностью 2000-2400 л.с. привело к коренным изменениям в рыболовстве: флот начал работать на значительном удалении от портов базирования, вырабатывая мороженую продукцию (разделанную и неразделанную рыбу) и кормовую муку. Существенно улучшились условия работы и быта рыбаков, производительность труда (Студенецкий, Соколов, 1972).
В условиях послевоенного развития океанического промысла и экспедиционной формы работы флота большую роль в повышении производительности промыслового флота и в обеспечении вывоза рыбной продукции с промысла сыграли транспортные рефрижераторные суда типов "Кустанай", "Светлогорск" и "Яна", приобретенные в 1955-1958 гг., специализированные приемно-транспортные рефрижераторы типа "Актюбинск" отечественной постройки (1956-1958 гг.) и модифицированные ТР типа "Сибирь" (1963-1971 гг.) (Студенецкий, Соколов, 1972).
173
Бреславец И.Н. Генезис форм организации промышленного рыболовства
Появление крупных автономных траулеров позволило советским рыбакам осваивать Мировой океан. В 50-х годах стало очевидно, что в условиях увеличивающейся интенсивности промысла и роста добывающего флота необходимо изыскивать новые районы рыболовства с большими сырьевыми ресурсами, причем новые районы и объекты лова должны были обеспечивать уровень, превышающий ранее достигнутый. Выход флота в океан поставил новые технические и организационные задачи. Были выработаны методы проведения грузовых и снабженческих операций в открытом море, создана система управления флотом, организована работа промысловой разведки в открытых районах Мирового океана.
По структуре промысловая разведка разделилась на оперативную и перспективную. Цель перспективной разведки заключалась в увеличении вылова всех добывающих предприятий бассейна на основе прироста разведанных запасов. Главной задачей перспективной разведки было обнаружение новых районов и объектов промысла, причем не просто скоплений рыбы, а тех, которые экономически выгодно эксплуатировать при данном уровне развития техники. Задачи оперативной промысловой разведки заключались в определении условий промысла, уточнении закономерностей распределения рыбы в зависимости от условий внешней среды и составлении краткосрочного прогноза, ориентации промыслового флота на скопления, обеспечивающие максимальные уловы, составлении рекомендаций по перемещению флота из одного района в другой, прицельной наводке на косяки рыбы.
В 60-70-е гг. научно-поисковые экспедиции ТИНРО работали во всех зонах Тихого и Индийского океанов, достигая берегов Антарктиды. Работы ТИНРО в области промышленного рыболовства в конце 60 - начале 80-х гг. шли главным образом в направлении развития и внедрения методов крупномасштабного тралового промысла. Были достигнуты впечатляющие успехи и учеными, и производственниками. Заслугой тинровцев является освоение светолова и других способов ведения промысла. Создавались новые и осваивались известные в мировой практике способы поиска рыбных скоплений. Промысловая гидроакустика как дисциплина также возникла в этот период. Основным направлением деятельности отдела экономических исследований было планирование сбалансированного развития рыбной промышленности тихоокеанского бассейна.
За сравнительно короткий период учеными ПИНРО и АтлантНИРО были изучены и подвергнуты промышленной эксплуатации обширные районы Атлантики: от Нью-Йорка до северовосточного побережья Канады и Гренландии. Помимо традиционных объектов лова окуня и камбаловых, здесь стали добывать в значительных объемах сельдь, скумбрию, налима, хека, мойву. Впервые в мировой практике поисковые суда Северного бассейна начали освоение больших глубин в северной части Атлантики, увенчавшееся успешным промыслом макруруса и палтуса. Сделаны открытия запасов хека и бесуго на Патагонском шельфе. При активном участии северных поисковиков осваивались рыбные ресурсы у берегов Африки, в Юго-Западной Атлантике, в антарктической части Атлантического и Индийского океанов. Широкомасштабным промыслом в Баренцевом море охвачены нетрадиционные объекты - сайка, мойва, креветка (Сторожев, 1987).
В 1971-1975 гг. флот пополнился судами различного назначения и класса. Наиболее устаревшие физически и морально суда СРТ (300-400 л.с.) списывались. Вступали в строй новые, более совершенные суда: супер "Атлантик" (мощностью 3880 л.с.) и "Атлантик" (мощностью 2300 л.с.), имеющие современное промысловое оборудование, морозильные установки, хорошие тягово-скоростные характеристики; сейнеры-траулеры (мощностью 1320 л.с. проекта 503), оснащенные для работы как кошельковым неводом, так и тралом, имеющие хорошую тяговую характеристику и маневренные качества; морозильные траулеры проекта 502Э с кормовой схемой траления и оборудованием для кошелькового промысла (Студенецкий, Соколов, 1972).
Таким образом, период в развитии отечественного рыболовства 50-70 гг. можно охарактеризовать как период индустриализации промышленного рыболовства. Это время строительства новых добывающих, перерабатывающих, транспортно-рефрижераторных и научно-исследовательских судов, создания и совершенствования современных методов исследования и добычи водных биологических ресурсов, становления оперативного и перспективного прогнозирования условий промысла, новых форм эффективной организации добычи рыбы.
Введение многими государствами двухсотмильных экономических зон потребовало изыскания новых форм эффективной организации добычи рыбы и их транспортировки из отдаленных районов. Были приняты конкретные меры по упорядочению расстановки флота, ускорению ремонта судов, улучшению организационной работы.
С введением 200-мильных рыболовных зон возросло значение среднетоннажного флота. В связи с переориентацией добывающих судов на промысел в зоне СССР, а также на организацию пелагического кошелькового лова в открытых частях Мирового океана возникла необходимость развития и совершенствования этой категории судов. Появился качественно новый тип судов СРТМ-800-1000. В отличие от предшествующих типов траулеров и сейнеров, суда были оснащены морозильными
174
Вестник МГТУ, том 13, №1, 2010 г.
стр.171-177
установками и рефрижераторными трюмами, что позволяло выпускать готовую продукцию вне зависимости от наличия приемных мощностей в районе промысла. Это имело большое значение при сложившейся диспропорции между добывающим и обрабатывающим судами. Суда СРТМ имели неограниченный район плавания и большую автономность, что давало возможность работать в любых районах Мирового океана (Романов, Егоров, 2008).
В 80-х годах в промышленном рыболовстве началась экономическая реформа, внедрение новых форм организации труда. Сложилась структура Всесоюзных рыбопромышленных объединений (ВРПО). В систему Министерства рыбного хозяйства СССР вошли пять объединений для координации деятельности флотов, предприятий и организаций всех бассейнов. В 1988 году все ВРПО были преобразованы в Бассейновые производственные рыбохозяйственные объединения (БПО). Это была последняя директивная реорганизация отрасли советского периода. Трудовые коллективы требовали самостоятельности, внедрения арендного подряда на отдельном судне. Обстановка в отрасли была напряженной, как и во всей экономике страны.
3. Основные формы организации рыболовства в СССР
В советском океаническом промышленном рыболовстве были приняты две основные формы организации промысла: автономная и экспедиционная.
При автономной схеме добывающие суда после промысловой работы сдавали рыбу-сырец, полуфабрикат или выработанную ими готовую продукцию непосредственно на береговые предприятия. При экспедиционной схеме организации промысла добывающие суда сдавали в море рыбу-сырец, полуфабрикат или выработанную ими готовую продукцию обрабатывающим или транспортным судам для последующей обработки и транспортировки на берег.
В годы становления океанического экспедиционного промысла практиковался в основном метод индивидуального поиска и выбора места лова каждым судном. Однако впоследствии появился коллективный, групповой метод поиска рыбных концентраций. Суть метода заключалась в том, что поиск рыбных концентраций и выбор места лова осуществлялся либо сразу всем отрядом, либо группами по два-три судна. Наиболее прогрессивной зарекомендовала себя последняя форма, которая получила название звеньевой.
В советском океаническом и морском промышленном рыболовстве непосредственное руководство действиями судов, сгруппированных для ведения промысла в оперативные объединения, осуществлялось флагманами соответствующих объединений судов. Понятие "флагман"
распространялось на начальников экспедиций, флотилий, отрядов, групп, колонн и других объединений судов. Флагманы являлись ответственными представителями рыбохозяйственных организаций на промысле, все их распоряжения являлись обязательными для капитанов судов, входящих в состав возглавляемых флагманами объединений. Флагман принимал меры к обеспечению безопасности плавания судов, организовал и регулировал снабженческо-хозяйственную деятельность в своем объединении судов.
В промышленном рыболовстве была создана четкая система организации научно-поискового обслуживания добывающего флота. В составе бассейновых главных управлений рыбной промышленности были созданы специальные управления промысловых разведок, имеющие свой специализированный флот. Бассейновая промысловая разведка работала под методическим руководством соответствующего бассейнового института и одновременно являлась его материальной базой для проведения морских экспедиционных работ. Министерство рыбного хозяйства СССР устанавливало в Мировом океане зоны действия для бассейновых научно-исследовательских институтов рыбного хозяйства и океанографии и соответствующих бассейновых промразведок. Бассейновый институт и промысловая разведка составляли комплекс, осуществляющий функции научно-поискового обслуживания добывающего флота.
При руководстве работой добывающего флота стремились уменьшить затраты времени, не связанные непосредственно с ловом рыбы. Этого добивались за счет эффективной работы оперативных поисковых судов, которые обнаруживали скопление рыбы в районах действия добывающих судов и оказывали помощь при их облове.
Практиковались следующие формы организации: оперативные поисковые суда сводились в один отряд под руководством капитана-флагмана, который подчинялся старшему флагману района; оперативные поисковые суда раскреплялись по отрядам добывающих судов и входили в их состав, подчиняясь капитану-флагману отряда; оперативные поисковые суда объединялись в одну группу вместе с научно-поисковыми судами, работающими в данном районе, руководил такой группой судов ответственный представитель бассейновой промразведки или бассейнового научно-исследовательского института.
175
Бреславец И.Н. Генезис форм организации промышленного рыболовства
Обеспечивалось единое централизованное руководство поисковыми работами, создавались условия для решения значительных оперативных задач малыми средствами, обеспечивался постоянный контроль всей акватории района промысла, повышалось качество научно-поисковой информации, поступающей на добывающие суда. Руководители флотилий и отрядов получали возможность более эффективно маневрировать добывающими судами в зависимости от распределения рыбных концентраций по акватории промысла. Руководство промразведки в данном районе располагало результатами работы научных и научно-поисковых судов, а также гидрометеорологической информацией. После анализа и обработки первичной информации на флагманском судне промразведки группой специалистов вырабатывался краткосрочный прогноз промысловой обстановки, который доводился до капитанов добывающих судов. Прогноз промысловой обстановки содержал рекомендации по расстановке добывающих судов по квадратам промыслового района и особенностям работы с орудиями лова, в зависимости от предполагаемого объекта добычи.
Экспедиционная форма промысла позволяла координировать работу специализированных судов и обеспечивать их своевременной и достоверной научно-поисковой информацией. Она предусматривала организацию ремонтно-технической базы и материально-технического снабжения флотилий в отдаленных районах промысла.
Это позволило отечественному промышленному рыболовству, несмотря на введение 200мильных зон не только не снизить, но и увеличить (с 9,6 млн т в 1981 г. до 11,3 млн т в 1989 г.) вылов водных биоресурсов.
4. Промышленное рыболовство во время перехода страны к рыночным отношениям
Период перемен в стране отрицательно сказался как на финансировании науки, проведении полноценных ресурсных исследований в конвенционных, открытых районах Мирового океана и в ИЭЗ других государств, так и на экономическом положении рыбодобывающих предприятий. 90-е гг. характеризовались наличием значительного числа физически изношенных и морально устаревших судов. В составе добывающего флота доля судов, отработавших нормативный срок службы, составляла 64 %, обрабатывающего и транспортного рефрижераторного - 57 %, вспомогательного - 34 %. В группе добывающих судов наиболее остро стояла проблема обновления маломерного флота. Пополнение обрабатывающих судов осуществлялось лишь до 1995 года. Период 90-х годов характеризовался списанием обрабатывающихся судов. Их численность сократилась на 61 %. В условиях формирующейся рыночной экономики ни одна из форм экспедиционного промысла, основанная на использовании специализированных обрабатывающих судов, не оказалась конкурентоспособной по сравнению с работой добывающих судов, оснащенных соответствующим оборудованием для добычи и переработки рыбы, хранения и доставки продукции в порт, или перегрузки на транспортные рефрижераторы. Из эксплуатации было выведено около 50 % крупнотоннажных транспортных рефрижераторов водоизмещением от 3,3 тыс. т (типа "Сибирь") до 10850 тыс. т (типа "Охотское море"), осуществлявших ранее до 90 % перевозок рыбной продукции из районов промысла. Поступившие специализированные транспортные рефрижераторы имели водоизмещение не более 3 тыс. т. Численность научноисследовательских судов сократилась в 1,9 раза. Из эксплуатации были выведены все крупнотоннажные суда, обеспечивающие научные исследования в районах Мирового океана (Рыбохозяйственный..., 2003).
В 1991 г. вылов водных биоресурсов составлял 9,2 млн т, в 1992 - 5,5 млн т, в 1993 - 4,3 млн т, в 1994 - 3,7 млн т (Дворянков, 2000).
Раздробление и дезинтеграция рыбохозяйственного комплекса привели к передислокации отечественного промысла в основном в собственную 200-мильную зону, в ближайшие от портов базирования районы промысла в исключительных экономических зонах иностранных государств на основе межправительственных соглашений и на коммерческой основе и уменьшению вылова водных биоресурсов.
Возможности эффективной работы рыбопромысловых судов в ИЭЗ России, конвенционной и открытой части Мирового океана не исчерпаны. Для возвращения наших судов в традиционные районы добычи водных биоресурсов необходим системный подход, включающий адаптацию организации промысла к существующим экономическим условиям, зависящим от общественно-политической формации и развития научно-технического прогресса.
5. Заключение
В настоящее время в связи с разукрупнением предприятий, децентрализацией управления промыслом, отсутствием социальных ориентиров в экономике (во главу угла поставлена прибыль, сиюминутная выгода), отсутствия поддержки государством промышленного рыболовства использование
176
Вестник МГТУ, том 13, №1, 2010 г.
стр.171-177
экспедиционной формы промысла не представляется возможным. Ликвидирована промысловая разведка. Изменились формы организации и взаимосвязи науки и промысла.
Однако эволюционный путь развития предопределяет, что вслед за спадом возможно и повышение промысловой активности, в том числе и в открытых районах Мирового океана. Для новых условий потребуются и современные формы организации промысла, при выборе которых необходимо учитывать историю их становления и развития, современное состояние и возможность использования международного опыта. Будущее во многом зависит от того, насколько усвоено прошлое.
Рассмотрев развитие форм организации промысла, можно сделать вывод, что отечественное промышленное рыболовство прошло в своем становлении и развитии путь от кустарного промысла до высокоорганизованного индустриального промышленного рыболовства, соответственно содержанию менялись и формы промысла.
Литература
Алексеев А.П. К истории промысловой океанологии в России. Всероссийская научная конференция: Исторический опыт научно-промысловых исследований в России. М., ВНИРО, c.19-21, 2002. Алексеева Я.И. Беломорское рыболовство с XVIII в. по 1920-е годы. Всероссийская научная конференция: Исторический опыт научно-промысловых исследований в России. М., ВНИРО, c.22-27, 2002.
Быстров Ю.Н. Промысловый флот за годы Советской власти. Рыбное хозяйство, № 9, c.3-5, 1987. Дворянков В.А. Рыболовство России накануне перемен. М., Международные отношения, с.184, 2000. Кавалеров С.И. Сельдяная экспедиция в Северную Атлантику. Рыбное хозяйство, № 8, c.11-13, 1983. Киселев А.А., Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота. Мурманск, Мурманское книжное изд-во, 304 с., 1973.
Нецветаев И.Ф. Этапы развития рыбной промышленности Севера. Мурманск, Мурманское книжное изд-во, c.273, 1992.
Романов В.А., Егоров Э.О. Оптимизация использования и развитие производственного потенциала рыбопромыслового флота. Рыбные ресурсы, № 3, c.13-14, 2008.
Рыбохозяйственный комплекс России в 2002 году (Белая книга). М-во сел. хоз-ва РФ, Федер. агентство по рыболовству, ФГУП "ВНИЭРХ". М, ВНИЭРХ, 55 с., 2003.
Сторожев Г.А. Управлению "Севрыбпромразведка" - 50 лет. Рыбное хозяйство, № 12, c.30-32, 1987. Студенецкий С.А., Соколов Б.Г. Рыбная промышленность Западного бассейна. Рыбное хозяйство, № 12, c.9-11, 1972.
177