Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития перспективных направлений экологического образования и воспитания'

Актуальные проблемы развития перспективных направлений экологического образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ИСКУССТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЭКОЛОГО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гвоздкова Ирина Александровна, Фролова Надежда Валерьевна, Коскина Алена Олеговна

В статье обсуждается необходимость развития системы экологического образования и воспитания, интегрированного на всех уровнях и направлениях общего и профессионального образования в России и мире. Особое внимание уделяется проблемам формирования экологической культуры у подрастающего поколения и необходимости применения в указанном процессе нестандартных подходов, основанных на использовании наиболее актуальных для данной категории искусства, таких как музыка, кино, литература, живопись, архитектура и др. Делается вывод о необходимости совершенствования системы эколого-ориентированной подготовки профессиональных кадров для эффективной реализации перспективных направлений экологического образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гвоздкова Ирина Александровна, Фролова Надежда Валерьевна, Коскина Алена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING

The article discusses the need for the development of environmental education and training, integrated into all levels and areas of general and vocational education in Russia and the world. Particular attention is given to the formation of ecological culture of the younger generation and young people and the need to use in the process of innovative approaches based on the use of the most popular in this category of people arts such as music, cinema, literature, painting, architecture, etc. The conclusion need to improve environmental oriented professional training for effective implementation of promising areas of environmental education.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития перспективных направлений экологического образования и воспитания»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается необходимость развития системы экологического образования и воспитания, интегрированного на всех уровнях и направлениях общего и профессионального образования в России и мире. Особое внимание уделяется проблемам формирования экологической культуры у подрастающего поколения и необходимости применения в указанном процессе нестандартных подходов, основанных на использовании наиболее актуальных для данной категории искусства, таких как музыка, кино, литература, живопись, архитектура и др. Делается вывод о необходимости совершенствования системы эколого-ориентированной подготовки профессиональных кадров для эффективной реализации перспективных направлений экологического образования и воспитания.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологизация искусства, экологические дисциплины, эколого ориентированная подготовка кадров, экологическая культура.

ACTUAL PROBLEMS OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING

Abstract. The article discusses the need for the development of environmental education and training, integrated into all levels and areas of general and vocational education in Russia and the world. Particular attention is given to the formation of ecological culture of the younger generation and young people and the need to use in the process of innovative approaches based on the use of the most popular in this category of people arts such as music, cinema, literature, painting, architecture, etc. The conclusion need to improve environmental - oriented professional training for effective implementation ofpromising areas of environmental education.

Keywords: environmental education, environmental training, greening art, temperament, sotsiotipy, ecological disciplines, eco-oriented training, ecological culture.

Одним из перспективных направлений развития системы экологического образования и воспитания является интегрирование экологических дисциплин во все уровни и направления общего и профессионального образования. Поэтому следует включить дисциплину «Экология» в состав обязательных учебных предметов, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Наибольшая эффективность образовательного процесса экологической направленности будет достигаться при его ориентации на подрастающее поколение - наиболее мобильную и активную часть общества. В связи с этим при разработке учебных программ экологических дисциплин следует учитывать особенности восприятия информации и получения знаний у молодежи. Для эффективной передачи знаний необходимо, в первую очередь, заинтересовывать аудиторию. Одним из способов привлечения внимания к экологическим проблемам являются различные виды искусства, позволяющие в своеобразной и оригинальной форме пропагандировать в обществе эколого ориентированные идеи и взгляды. Например, живопись, архитектура, литература, музыка и кино могут наглядно и визуально продемонстрировать, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными и как человеческая деятельность влияет на окружающую среду.

Освещение вопросов, связанных с экологическим воспитанием и образованием, в современном искусстве имеет исключительно большое значение для формирования и развития личности в гармонии с окружающей средой. Воздействие общества на природу приобретает глобальный характер, достигая глубинных естественных связей. В настоящую эпоху все больше пропагандируется удовлетворение постоянно растущих потребностей отдельного человека любыми способами, все ин-

© Гвоздкова И.А., Фролова Н.В., Коскина А.О., 2014

И.А. Гвоздкова Н.В. Фролова А.О. Коскина

Irina Gvozdkova Nadezhda Frolova Alena Koskina

тенсивнее развивается чисто потребительское отношение людей к природе и существенно увеличивается антропогенная нагрузка на окружающую среду.

Одними из первых тревогу о дальнейшей судьбе природы стали проявлять поэты, художники и музыканты. К. МакМахона стал превращать не пользующуюся спросом дешевую масляную живопись в произведения искусства с экологической символикой [2; 3]. По мнению автора, образ печального монстра в каждой картине символизирует тот экологический урон, который наносится окружающей среде антропогенной деятельностью. Нарастающими темпами развивается экологическое направление и в современной архитектуре. Одним из примеров эколого-архитектурного решения может служить дом-раковина вокруг столетней ели в Японии [4]. При строительстве здания использовалась хвойная древесина, а также японское вишневое дерево, интерьеры соответствуют концепции «экологически разумного здания».

В XX в. экологизация искусства была продемонстрирована в работах известного австрийского художника и архитектора Ф. Хундертвассера [5]. До конца жизни архитектор остался верен таким своим эколого-ориентированным взглядам. Особое внимание уделяется экологической проблематике и в лирике. Например, элементы экологического сознания появляются в творчестве Ф.И. Тютчева (стихотворения «Не то, что мните вы, природа...» (1836), «Певучесть есть в морских волнах...» (1865)) и Р.И. Рождественского («Не навреди!» (1940), «Леса топорщатся, и степь клубится» (1948)). С точки зрения биологических связей свой экологический взгляд выразил Н.А. Заболоцкий (стихотворение «Столбцов», поэмы «Безумный волк» и «Торжество земледелия» (1929)). Стоит также отметить стихотворения любимого детского автора С.Я. Маршака, в которых нередко прослеживается экологическая тематика («Война с Днепром» (1968) и др.) Можно сделать вывод, что и в начале ХХ в. многие поэты были обеспокоены экологическими проблемами, и в современной поэзии различные природные катаклизмы «вдохновили» поэтов на создание стихотворений в форме призыва, который может обратить внимание на загрязнение окружающей среды. Например, М. Львовский («Угрозы для природы» (2012), «Окурки» (2007)) говорит о необходимости задуматься над ужасными последствиями потребительского отношения к природе на примере катастрофы Чернобыля, разливе нефти и т.д. и о том, как это отразится на самом человеке. Особенно поражают стихотворения В.М. Башунова, охватывающие различные стороны взаимодействия между человеком и природой (например, «Природа» (1997), «Искус» (1997)). В.М. Башунов затрагивает тему «экологии души» современного человека, «сверставшего в рубли и пустившего с молотка материнское наследство, выпавшее из гармоничного круга природного мира».

В последнее время в кинематографе все чаще стали обращаться к жанру современного экологического кино - edutainment, которое, являясь формой развлечения, призвано еще и обучать зрителя. Снимаются короткометражные и полнометражные картины экологического содержания, сочетающие в себе элементы документального и игрового кино, интересный сюжет и хорошую музыку. Один из самых громких экологических фильмов - «Неудобная правда». В этом фильме Э. Гор доступным языком разъясняет научную и политическую сторону глобального потепления и к чему сегодняшнее положение вещей может привести в будущем, если не ограничить рост выбросов в атмосферу парниковых газов в результате деятельности человека. Другим примером является документальный фильм «Дом» (2009), ставший результатом совместного творчества всемирно известного фотографа дикой природы Я. Артюса - Бертрана и культового режиссера Л. Бессона. Живописные виды Земли с высоты птичьего полета сопровождаются рассказом об экологической катастрофе, угрожающей планете. Следует отметить и такие картины экологической направленности, как «Мусорные мечты» (2009), «Одиннадцатый час» (2007), «Жажда мира» (2011), «Навстречу вечности» (2010) и др. Проблема продолжает затрагиваться и в мультипликационных фильмах, таких как «ВАЛЛ-И» (2008), «Лоракс» (2012), «Шапокляк» (1974) и др. Все эти работы объединяет одна цель - не только развлечь зрителя,

но и заставить его задуматься об окружающем мире и нашем к нему отношении. Известно, что кинематограф составляет значительную часть современной культуры и оказывает большое влияние на восприятие мира.

Значительное место в экологическом воспитании и образовании может занять музыка. Скрипичные концерты «Времена года» итальянского композитора А. Вивальди (около 1725 г.) и произведения из одноименного фортепианного цикла П. И. Чайковского (конец 1875-1876) как нельзя лучше отразили всю красоту и хрупкость природы.

Самыми первыми современными «зелеными» в музыкальной среде можно считать американских хиппи и советских бардов. Хиппи пропагандировали естественность, любовь к миру и гуманное отношение к природе. Подспорьем для них была музыка различных стилей и жанров. В середине ХХ в. наиболее популярной не только в «зеленой» субкультуре, но и в остальном мире стала британская рок-группа «The Beatles». Экологическая тематика затронута музыкантами в песнях разных лет «Mother Nature's Son», «Imagine», «Blackbird» и др.

А первыми «зелеными» в СССР были барды, которые восхваляли природу, пели о ее красотах, хрупком величии и о дарах человеку. Это, например, отражено в песнях Ю. Визбора «Домбай-ский вальс» (1962), «Родные края» (1970) и др. Спокойствие и величие природы воспевается в легендарном произведении «Беловежская пуща» выдающегося композитора А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова(1975).

И сейчас тема экологии проявляется в массовой музыке. Наиболее высокий вклад в это внесла зарубежная эстрада. Одними из самых главных экологических поп-хитов можно считать «Earth Song» («Песня Земли») и «Heal the World» («Исцели мир») М. Джексона [6].

К сожалению, по радио и музыкальным телевизионным каналам все чаще звучат бессмысленные и бездушные хиты. Но есть исполнители, которые считают долгом обратиться к слушателям через свою музыку, заявив о нашем потребительском отношении к природе. Например, известный клип на песню «Ready to Fall» (2006) группы «Rise Against», где идет речь о глобальном потеплении, исчезновении биологических видов, вырубке лесов и т.д. В современной России также существует экологический рок. Был создан проект «Рок чистой воды», способствующий сотрудничеству музыкантов и экологов. Лидером и автором этой идеи стал солист свердловской группы «ЧАЙФ» В. Шахрин [7].

Таким образом, практически во всех областях искусства все большее отражение находит «экологическое прозрение» человечества. Люди начинают осознавать свою сопричастность к ухудшению состояния окружающей среды. А это, в свою очередь, создает предпосылки для глубоких изменений как в организации общественной жизни, так и в душе каждого человека. На данный момент в различных сферах искусства часто акцентируется внимание на вопросах, касающихся взаимодействий человека со средой обитания: экономии и рациональном использовании природных благ, снижении выбросов парниковых газов, переработке отходов, очистке сточных вод. Следовательно, искусство становится сейчас мощной составляющей экологического образования и воспитания.

Следует отметить, что в настоящий момент в стране и мире не существует действенных механизмов, способных реализовывать перспективные учебные программы экологического образования и воспитания, основывающиеся на индивидуальном восприятии информации людьми в зависимости от их социально-психологических особенностей. Профессор Я.Д. Вишняков считает, что «одно из главных препятствий на пути перехода от порочной и катастрофической парадигмы развития цивилизации «безудержного роста потребления» к парадигме развития цивилизации «риска и знаний» - недостаточное понимание социоэкологических и эколого-экономических аспектов устойчивого развития как лицами, принимающими решения, так и большинством специалистов и населением» [1]. Поэтому необходимо совершенствовать систему эколого-ориентированной подготовки профессиональных кадров, которые будут в должной степени компетентны при воплощении подобных программ.

Необходимо создать определенную систему всеобщего комплексного экологического образования, которое будет включать в себя этапы дошкольного экологического воспитания (кружки, секции), обязательное изучение дисциплины «Экология» в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях и в вузах, а также профессиональную экологическую подготовку педагогических и научных кадров. Полезным может стать зарубежный опыт экологического образования в тех странах, в которых природоохранная деятельность является важнейшим аспектом жизни общества. Экологическое образование формирует этические, гражданские и правовые представления человека. Ярким примером может служить внедрение в школьную программу обучающих уроков по утилизации и переработке отходов в США [8]. В рамках данной программы предполагается, что квалифицированные специалисты расскажут школьникам о жизненном цикле каждого предмета потребления, а также проведут экскурсии на свалках металлолома и других промышленных отходов, где можно будет увидеть механизм рассортировки материалов. Очевидна необходимость стимулирования процессов экологического образования и воспитания в РФ. Действенными механизмами в этой сфере могут стать увеличение бюджетных мест в вузах на направления подготовки бакалавров и магистров 022000 -Экология и природопользование, государственная поддержка зарубежных стажировок студентов-экологов, выделение им грантов, а также выделение грантов преподавателям и работникам высшей школы РФ, осуществляющим подготовку будущих экологов.

Библиографический список

1. Вишняков Я.Д. Экологическое образование. // Экология и промышленность России. - № 5. - 2012. - С. 7477.

2. Коскина А.О., Гвоздкова И.А. Роль живописи и архитектуры в экологическом воспитании и образовании // Материалы 28-й Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления». - Вып. 2. - М.: ИД ГУУ, 2013. - С. 241-243.

3. FacePla.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/content-info/photo-mnu/1947-eco-pictures-by-christopher-mcmahon

4. Ecology.md [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecology.md/section.php?section=ecoset&id= 6737

5. Фринденсрайх Хундертвассер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hundertwasser.ru/

6. FacePla.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/content-info/1295-eco-music

7. Ecovoice.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecovoice.ru/blog/eco/1539.html

8. GreenEvolution.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://greenevolution.ru/2013/09/16/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.