Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды'

Актуальные проблемы развития личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
электронная образовательная среда / личностные качества / обучающиеся / вуз / ИКТ. / electronic educational environment / personal qualities / students / university / ICT.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник В. П.

Цель исследования – проанализировать актуальные проблемы развития личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды и определить возможные пути их разрешения. В статье обосновывается актуальность применения электронной образовательной среды как средства развития личностных качеств обучающихся: социальный заказ выдвигает требование к овладению обучающимися не только предметными компетенциями, но и развитыми личностными качествами (гибкость, мобильность, креативность, самостоятельность, мотивированность). Выделены и описаны основные проблемы, с которыми сталкивается педагог при развитии качеств личности обучающегося, а также представлена схема реализации электронной образовательной среды. Научная новизна состоит в комплексном подходе к рассмотрению актуальных проблем, с которыми сталкивается педагог при формировании и развитии личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды. В результате формулируется вывод о том, что для развития личностных качеств обучающихся в условиях вуза необходима специально разработанная электронная среда, которая будет строиться на соответствующих принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельник В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of personal qualities development of students using electronic educational environment

The purpose of the study is to analyze the actual problems of the development of personal qualities of students using an electronic educational environment and to determine possible ways to resolve them. The article substantiates the relevance of the use of the electronic educational environment as a means of developing students' personal qualities: the social order puts forward a requirement for students to master not only subject competencies, but also developed personal qualities (flexibility, mobility, creativity, independence, motivation). The main problems faced by a teacher in the development of personality traits of a student are highlighted and described, and a scheme for the implementation of an electronic educational environment is presented. The scientific novelty consists in a comprehensive approach to the consideration of topical problems faced by a teacher in the formation and development of personal qualities of students using an electronic educational environment. As a result, the conclusion is formulated that for the development of personal qualities of students in the conditions of a university, a specially developed electronic environment is needed, which will be based on appropriate principles.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды»

Actual problems of personal qualities development of students using electronic educational environment

Melnik Veronika Pavlovna, PhD of Pedagogical sciences, Lecturer, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow

The purpose of the study is to analyze the actual problems of the development of personal qualities of students using an electronic educational environment and to determine possible ways to resolve them. The article substantiates the relevance of the use of the electronic educational environment as a means of developing students' personal qualities: the social order puts forward a requirement for students to master not only subject competencies, but also developed personal qualities (flexibility, mobility, creativity, independence, motivation). The main problems faced by a teacher in the development of personality traits of a student are highlighted and described, and a scheme for the implementation of an electronic educational environment is presented. The scientific novelty consists in a comprehensive approach to the consideration of topical problems faced by a teacher in the formation and development of personal qualities of students using an electronic educational environment. As a result, the conclusion is formulated that for the development of personal qualities of students in the conditions of a university, a specially developed electronic environment is needed, which will be based on appropriate principles.

Keywords: electronic educational environment; personal qualities; students; university; ICT.

Цитировать: Мельник В.П. Актуальные проблемы развития личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 221-225. EDN: UODMHB . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.38

Мельник Вероника Павловна, кандидат педагогических наук, преподаватель, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Цель исследования – проанализировать актуальные проблемы развития личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды и определить возможные пути их разрешения. В статье обосновывается актуальность применения электронной образовательной среды как средства развития личностных качеств обучающихся: социальный заказ выдвигает требование к овладению обучающимися не только предметными компетенциями, но и развитыми личностными качествами (гибкость, мобильность, креативность, самостоятельность, мотивированность). Выделены и описаны основные проблемы, с которыми сталкивается педагог при развитии качеств личности обучающегося, а также представлена схема реализации электронной образовательной среды. Научная новизна состоит в комплексном подходе к рассмотрению актуальных проблем, с которыми сталкивается педагог при формировании и развитии личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды. В результате формулируется вывод о том, что для развития личностных качеств обучающихся в условиях вуза необходима специально разработанная электронная среда, которая будет строиться на соответствующих принципах.

Ключевые слова: электронная образовательная среда; личностные качества; обучающиеся; вуз; ИКТ.

УДК 37.01

5.8.1

Мельник В.П.

Актуальные проблемы развития личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды

Введение

В настоящее время социальный заказ к системе высшего образования заключается в подготовке специалиста, который не просто усваивает постоянно увеличивающийся объем знаний или ориентируется в огромных потоках поступающей информации, сколько профессионального работника, способного получать, обрабатывать и генерировать знания с учетом конкретных потребностей и запросов. Иными словами, современный выпускник вуза как будущий специалист должен обладать рядом личностных качеств, которые позволят ему успешно конкурировать на рынке труда. Данные качества могут быть эффективно сформированы и развиты с использованием возможностей, предоставляемых современными информационно-компьютерными технологиями (далее – ИКТ). Одним из средств ИКТ, позволяющих решить стоящие перед вузами проблемы подготовки конкурентоспособного выпускника, признается электронная образовательная среда (далее – ЭОС).

Актуальность рассмотрения проблемы развития личностных качеств обучающихся с использованием электронной образовательной среды обусловлена целым рядом факторов. С одной стороны, имеет место активная трансформация и модернизация всей системы образования, которая затрагивает пересмотр способов и средств организации образовательного процесса. С другой стороны, трансформации подвергается и перечень качеств личности, который востребован на современном высококонкурентном рынке труда. Кроме того, важность и целесообразность использования разнообразных цифровых технологий в процессе подготовки будущих специалистов, необходимость создания электронной образовательной среды в вузах не подвергаются сомнению. Но при этом приходится констатировать отсутствие комплексного подхода к разработке такой среды в условиях образовательного учреждения, а также системности проводимой работы в указанном направлении.

В результате перед вузами встает актуальная задача подготовить специалистов с высоким уровнем знаний, способных осуществлять разнообразную профессиональную деятельность в информационном обществе.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач: 1) рассмотреть подходы к определению содержания понятий «личностные качества» и «электронная образовательная среда»; 2) охарактеризовать основные направления реализации потенциала электронной образовательной среды в аспекте развития личностных качеств обучающихся.

Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач в работе был проведен анализ литературы, посвященный вопросам применения электронной образовательной среды для формирования и развития личностных качеств обучающихся.

В работе были использованы общенаучные методы: диалектический, анализ и синтез, индукция, дедукция, логический метод.

Теоретической базой исследования выступили нормативно-правовые документы, регулирующие систему образования в Российской Федерации; работы, посвященные вопросам развития личностных качеств обучающегося и применению электронной образовательной среды: И.А. Ашмаров [1], Н.Б. Сэкулич [5], С.В. Тарасов [6], В.Н. Филин, А.П. Парахонский [8] и др.

Основная часть

В настоящее время происходит кардинальный пересмотр всей системы образования, что обусловлено современными реалиями, изменениями содержания социального запроса и требованиями, предъявляемыми к специалистам на рынке труда. В связи с этим повышенное внимание уделяется подготовке личности будущего специалиста, который должен быть готов и способен продуктивно работать в различных обстоятельствах. Для этого важно формировать соответствующие качества личности студента. На наш взгляд, именно личностные качества следует рассматривать как фундамент, на базе которого происходит формирование и становление человека как личности и профессионала.

Исследователь И.А. Ашмаров выделяет три группы личностные качества по параметру их подверженности изменения извне:

1) неизменяемые личностные качества. В группу этих качеств автор относит: темперамент, здоровье, реакции;

2) слабо изменяемые личностные качества. К ним относятся: внушаемость, уровень эмоциональности, профессионализм, опыт, характер внимания, рискованность, параметры мышления;

3) хорошо изменяемые личностные качества: включают волю, ответственность, коммуникабельность [1].

Обобщив существующие подходы [1; 8; 9], выделим наиболее востребованные личностные качества обучающегося, которые будут способствовать его конкурентоспособности на рынке труда:

1) коммуникабельность личности, то есть способность и умение личности вступать в различные отношения (бытовые, профессиональные) в условиях социального взаимодействия и осуществлять эффективную коммуникацию в соответствии с принятыми правилами и нормами;

2) наличие развитого творческого мышления, индивидуальность;

3) ответственность, выражающаяся в умении ставить и решать задачи, принимать решения и нести за них ответственность;

4) гибкость, проявляющаяся в способности самостоятельно ориентироваться в социальной, политической и экономической обстановке адаптироваться к сложившейся ситуации;

5) автономность, что выражается в сформированном умении самостоятельно учиться и эффективно организовывать учебный процесс;

6) мотивация, представленная в стремлении обучающегося повысить качества своих профессиональных знаний и умений.

Выделенные выше качества личности, на наш взгляд, следует также дополнить владением специалистами ИКТ-компетенциями как ответа на активное распространение цифровых технологий. Н.Б. Сэкулич относит ИКТ-компетенции к личностным качествам, предлагая рассматривать их как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих с помощью информационно-коммуникационных средств и технологий самостоятельно находить, удерживать, обрабатывать, преобразовывать и публиковать образовательно-значимую информацию» [5, с. 307].

Данные качества личности студента как будущего специалиста могут быть успешно развиты в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе за счет использования различных приемов, методов и средств. Одним из таких средств выступает электронная образовательная среда. В современных условиях активной цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека возникает актуальная задача создания и внедрения в образовательный процесс электронной образовательной среды, которая выступит основой для перехода всей системы образования на качественно новый уровень. Благодаря использованию огромного потенциала современных информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе будут созданы необходимые условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях большого количества профессиональных задач находить успешные решения для социально-экономических проблем российского общества.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N1642 (ред. от 25.01.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в качестве приоритетной задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере образования признается «внедрение принципов цифровизации в деятельность системы образования, предполагающее работу по переводу услуг в электронный вид <…>, развитие различных цифровых инструментов и сервисов и создание условий для их использования в образовательных организациях, повышение квалификации педагогических работников в области цифровых технологий, искусственного интеллекта» [3]. Все это, по мнению разработчиков государственной программы, будет способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг и подготовке конкурентоспособных специалистов в разных областях знаний.

Далее обратимся к рассмотрению понятия ЭОС. Электронная образовательная среда представляет собой «совокупность цифровых образовательных ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации» [9].

На основе проанализированных работ [4; 6] под ЭОС будет пониматься совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий и средств, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ, формирование их профессиональных компетенций и развитие личностных качеств.

Выделяемые авторами компоненты и координаты будут приняты нами во внимание при разработке ЭОС, направленной на развитие личностных качеств студентов в условиях вуза.

Проведенный в работе анализ публикаций по теме работы [2; 6; 8; 9] позволил выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются учреждения образования при реализации электронной образовательной среды. Наиболее часто упоминаемыми оказались следующие:

1) недостаточный уровень информационно-коммуникативных компетенций как студентов, так и преподавателей;

2) отсутствие разработок по организации урочной и внеурочной практики по развитию личностных качеств с использованием электронной образовательной среды;

3) отсутствие системности при разработке и внедрении ЭОС в условиях образовательного учреждения.

Решение этих задач, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества подготовки конкурентоспособных выпускников вузов как будущих специалистов.

Создание в условиях вуза электронной образовательной среды можно представить в виде системы взаимосвязанных между собой блоков-этапов, каждый из которых имеет свои промежуточные цели и задачи [2]. Представляется возможным выделить следующие этапы.

1) Этап подготовки. На этом этапе происходит выработка принципов и разработка базовых требований, необходимых для создания в учреждении образования пространства, необходимого для развития личностных качеств обучающихся. На данном этапе происходит формирование и развитие мотивация студентов к активному участию в образовательном процессе, а также определение интересов и уточнение запросов всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, потенциальных работодателей). Основу создаваемой электронной образовательной среды должны составлять государственные образовательные стандарты и образовательные программы конкретных учебных заведений. Что касается преподавателей как непосредственных участников электронной образовательной среды, для них разрабатываются и подбираются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, краткосрочные курсы по знакомству с принципами и особенностями работы с внедряемой ЭОС.

По мнению исследователей В.Н. Филина, А.П. Парахонского, основными принципами организации ЭОС, нацеленные на развитие личностных качеств студентов, выступают следующие:

- учет опыта участников ЭОС, уровня имеющихся у них навыков работы с ЭОС. При отсутствии таковых важно организовать предварительную работу по знакомству студентов и преподавателей с базовыми параметрами и возможностями ЭОС;

- создание условий, которые будут способствовать самообразованию, саморазвитию и самовыражению обучающихся;

- вариативность учебного материала, то есть реализация индивидуального подхода;

- стимулирование студентов к самостоятельности в аспекте выбора способа и темпа работы с учебным материалом;

- обеспечение объективного контроля и оценки, как конечного, так и промежуточного результатов, а также самого процесса учения, способов учебной работы;

- создание условий для проведения рефлексии каждым обучающимся [8].

2) Этап проектирования, в рамках реализации которого происходит непосредственная разработка ЭОС и ее наполнение с учетом особенностей конкретного вуза. Данный этап также соотносится с отбором приемов и методов, определением режима реализации поставленных в учреждении образования целей. На этом этапе также определяется перечень средств информационного обеспечения ЭОС. В структуру информационного обеспечения ЭОС входят технические (компьютер, сервер, колонки, наушники, микрофон) и программные (электронные учебники, предметные обучающие системы, электронные тренажеры, электронные учебно-методические комплексы) средства обучения, педагогические технологии (методы и организационные формы процесса обучения), обеспечивающие профессиональное саморазвитие учителя начальных классов в цифровой образовательной среде.

Основными признаками ЭОС при ее реализации в условиях вуза выступают следующие:

- дифференцированность образовательного процесса, последовательности, объема, уровня, скорости изучения учебного материала;

- наличие свободного доступа к компьютерам, учебной информации, возможность получения своевременной помощи со стороны преподавателя;

- разработка программных педагогических средств и методических систем, средств контроля, которые обеспечат дифференцированность и индивидуализированность образовательного процесса;

- направленность ЭОС, учебного материала, методов и приемов работы с ним на развитие личностных качеств студентов, мотивирование их к самостоятельной исследовательской работе;

- постоянный и повсеместный характер. Иными словами, ориентация на развитие личностных качеств обучающихся должна прослеживаться во всех дисциплинах учебного плана [8].

3) Этап реализации ЭОС. При необходимости в среду могут вноситься изменения с учетом сложившихся обстоятельств, изменением требований, образовательных стандартов и учебных программ, открытием новых специальностей в вузе.

4) Аналитический этап соотносится с анализом проведенной работы, достигнутых результатов с последующим решением о продолжении реализации ЭОС в начальном виде или внесении в нее изменений, дополнений.

Этапы построения и реализации ЭОС, направленной на развитие личностных качеств обучающихся в условиях вуза, представлены на рисунке.

Рисунок - Этапы построения и реализации электронной образовательной среды в условиях вуза

На наш взгляд, предложенная схема реализации ЭОС в условиях вуза может быть успешно реализована в любом высшем учебном заведении вне зависимости от специализации и направления подготовки, где будет иметь своим результатом подготовку конкурентоспособного специалиста, способного успешно решать различные задачи профессионального характера.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что для развития личностных качеств обучающихся (гибкости, мобильности, креативности, самостоятельности) в условиях вуза необходима специально разработанная электронная среда, которая будет строиться на принципах индивидуального подхода к обучению, направленности учебно-воспитательной работы на развитие его способностей, качеств личности, создания условий для самообразования, саморазвития и самовыражения; стимулирования студентов к самостоятельности; объективного контроля и оценки.

Достижение продуктивных результатов в аспекте развития качеств личности обучающихся с использованием электронной образовательной среды возможно только при условии активного участия и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Литература:

1. Ашмаров И.А. Влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на результативность процесса профессионального становления и развития // Профессиональная ориентация. – 2014. – №1. - С. 13–31.

2. Лактионова Е.Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. – 2010. – № 128. – С. 40–54.

3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 25.01.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 24.04.2023).

4. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Ориентиры измерения качества образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2010. – № 3 (179). – С. 19–32.

5. Сэкулич Н.Б. Формирование ИКТ-компетенций студентов университета в условиях цифровой революции // Педагогический журнал. – 2017. – Том 7. – № 2А. – С. 302–314.

6. Тарасов С.В. Образовательная середа: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 3. – Т. 3. – С. 133–138.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 15.04.2023).

8. Филин В.Н., Парахонский А.П. Применение информационно-коммуникационных технологий для формирования и развития личностных качеств студентов // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. –2015. – № 4. – С. 222–226.

9. Instefjord E., Munthe E. Preparing Pre-service Teachers to Integrate Technology: An Analysis of the Emphasis on Digital Competence in Teacher Education Curricula // European Journal of Teacher Education. – 2016. – No. 39 (1). – P. 77–93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.