АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ
С.А. Климин, магистрант О.Н. Валькович, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11334
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам развития корпоративной культуры в организациях сферы услуг. Авторами рассмотрены основные причины, по которым руководители организаций сферы услуг сталкиваются с трудностями при развитии организационной культуры. Определены основные направления возможного развития корпоративной культуры и предложены возможные пути устранения проблем развития корпоративной культуры в организациях сферы услуг.
Ключевые слова: организационная культура, сфера услуг, управление персоналом, корпоративный дух.
Процесс формирования организационной культуры в организациях сферы услуг сопровождается появлением проблем, препятствующих закреплению ценностей, поведенческих стереотипов и внутригруп-повых норм. Данные проблемы носят системный характер, поэтому требуют всестороннего анализа, так как задача их устранения является сложной и многоступенчатой.
Для исследования сущности и степени негативного влияния проблемы необходимо определить этап формирования организационной культуры, на котором она возникает, так как зачастую метод ее устранения опирается на специфику источника возникновения [1]. Магурой М.И., автором многочисленных публикаций, посвященных актуальным проблемам менеджмента и управления человеческими ресурсами, рассматривает процесс формирования организационной культуры в пяти этапах, что отображено на рисунке 1.
Корень всех существующих проблем в развитии организационной культуры в сфере услуг, может лежать в ошибочной постановке миссии, основных целей и ценностей [3]. Изначально руководитель (руководство) организации закладывает в миссию ключевые убеждения и ценности, свойственные ее философии. Проблема на начальном этапе формирования организационной культуры и корпоративного духа в организациях сферы услуг может заключаться в том, что данные ценности и нормы формируются исключительно для удовлетворения потребностей клиентов. При этом руководители, имея собственные взгляды на роль персонала в функционировании организации, игнорируют необходимость учета желаний сотрудников и важность организационного климата внутри трудового коллектива, в результате чего возникает недопонимание в вертикальных коммуникациях (особенно это характерно для малых организаций сферы услуг).
1. Выработка миссии организации, определение стратегии, основных целей и ценностей (приоритетоЕ: принципов; подходов: норм и желательных образцов поведения)
а.
2. Исследование сложившейся организационной культуры Определение степени соответствия сложившейся организационной культуры выработанной руководством стратегии развития организации. Выявление позитивных и негативных
ценностей ^
3. Разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения
4. Целенаправленные воздействия на организационную культуру1 с целью ликвидировать
негативные последствия
5. Оценка успешности воздействий на организационную культуру и внесение необходи-
мых корректив
Рис. 1. Этапы формирования организационной культуры
На этапе исследования сложившейся организационной культуры в организациях сферы услуг возникает основная проблема в расхождении ключевых идей выработанной долгосрочной стратегии развития и устоявшихся ценностей. Подобный диссонанс не только вызывает вполне обоснованный вопрос о смысле существования организации, но и заставляет задуматься о ее дальнейших перспективах. Кроме того, ввиду отсутствия единых взглядов на внутреннюю среду предприятия, вызванного характерной для сферы услуг высокой текучестью кадров, происходит разрушение комплексности системы ценностей, в результате чего каждый член организации по-разному воспринимает их характер и значение [5].
Сфера услуг, в отличие, например, от сферы государственной службы, имеет большой потенциал и множество различных направлений для разработки организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие и закрепление желательных ценностей и образцов поведения [2]. В связи с этим существует угроза ошибочной расстановки приоритетов. В современных организациях сферы услуг во многих случаях наиболее проблемные позиции организационной культуры либо не видны руководителям, либо специально игнорируются из-за необходимости крупных финансовых вложений. Данная про-
блема носит глобальный характер в сфере услуг, однако каждая организация субъективно подходит к ее решению.
Воздействия, оказываемые на организационную культуру с целью устранить негативные ценности, могут иметь катастрофические последствия для организации. Во-первых, если на начальных этапах формирования организационной культуры и корпоративного духа были допущены организационные ошибки, любые вносимые изменения могут иметь обратную направленность, в результате пострадают позитивные ценности, принципы и нормы. Во-вторых, подобные воздействия зачастую не воспринимаются частью сотрудников в силу личных убеждений и взглядов, в связи с чем сотрудники одной организации работают разобщенно, что иногда приводит к конфликтным ситуациям, негативно влияющим на организацию в целом. В этом аспекте наиболее уязвимыми являются организации именно сферы услуг, так как зачастую организационная дисциплина в подобных организациях находится на низком уровне [4].
При оценке успешности воздействий на организационную культуру необходимо рассматривать мнение не только руководства, но и сотрудников организации, непосредственных участников сложившегося трудового коллектива. Проблема на данном этапе заключается в субъективности
оценки влияния проведенных мероприятий и внесенных изменений. Руководители организаций сферы услуг, не принимающие активное участие в ежедневной жизни предприятия внутри коллектива и рассматривающие подобные изменения лишь с финансовой точки зрения, не имеют возможности объективно оценить степень их успешности.
Устранение перечисленных проблем в современных условиях является сложным и многозадачным процессом. Прежде всего необходимо наладить коммуникации между руководителями и обычными сотрудниками, что даст возможность совместить взгляды на организационную культуру и корпоративный дух, сформированные с различных ракурсов. Кроме того, существует целый комплекс методов поддержки организационной культуры, направленных на ее развитие, которые бу-
дут рассмотрены в практической части данной работы.
В условиях высокой динамичности сферы услуг большое значение имеет предотвращение проблем формирования организационной культуры и корпоративного духа. Отлаженная система превентивных мер позволит сохранить не только финансовые средства, но и драгоценное время.
Таким образом, система формирования организационной культуры и корпоративного духа в организациях сферы услуг имеет актуальные на сегодняшний день проблемы, касающиеся ошибочной постановки миссии, несоответствия стратегии и ценностей, неточно расставленных приоритетов, негативного влияния изменений и неверной оценки воздействий. Однако данные проблемы могут быть успешно решены при обоснованно выбранном под-
ходе.
Библиографический список
1. Одегов, Ю.Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата: в 2 ч. Ч. 1 / Ю.Г. Одегов, С.А. Карташов, М.Г. Лабаджян. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 202 с.
2. Одегов, Ю.Г. Экономика персонала / Ю.Г. Одегов, Г. Г. Руденко. - Ч. 1: Теория. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 1056 с.
3. Скляревская, В.А. Экономика труда: учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2017. - 304 с.
4. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика. - М., 2016. - С. 35.
5. Теплова, Л.Е. Теория и методология управления развитием организационной культуры потребительской кооперации. - Белгород, 2017. - 33 с.
ACTUAL PROBLEMS OF CORPORATE CULTURE DEVELOPMENT IN
SERVICE ORGANIZATIONS
S.A. Klimin, Graduate Student
I.T. Valkovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to current problems of development of corporate culture in service sector organizations. The main reasons why the leaders of service industry organizations are faced with difficulties in developing an organizational culture are considered in stages. The main directions of possible development of corporate culture in service sector organizations are determined. Possible ways of eliminating the problems of developing a corporate culture in service sector organizations are proposed.
Keywords: organizational culture, service sector, personnel management, corporate spirit.