Таким образом, «Роскосмос» - полноценно-функционирующая государственная организация, однако она имеет ряд институциональных и инфраструктурных проблем, которые снижают предельную эффективность направляемого денежного потока и реализации пакета программ. К ним относятся:
• Контроль качества выпускаемой продукции
• Сложная организационная структура
• Мошенничество внутри предприятия при реализации программ
Данные проблемы сильно влияют на окончательный результат работы предприятия. Например, снижение контроля за качеством выпуска конечного продукта (космических ракет, двигателей и т. п.) существенно увеличило количество аварий при запуске космических аппаратов («Протон-М») и их функционировании в космическом пространстве («Фобос-грунт»). Преобразование в структуре Федерального космического агентства были во многом связаны с чередой неудач при реализации данных проектов. Также в последние годы была повышена доля аварийных, неудачных и частично успешных запусков ракет (см. рис).
Доля неудачных запусков, %
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Ряд проблем создает масштабная организационная структура «Роскосмоса». Большое количество предприятий повышает трансакционные издержки и время передачи информации, а также увеличивает количество работающего персонала и затраты на его обеспечение. Экономически эффективным является объединение предприятий и структурирование производственных процедур для получения эффекта «синергии» при совместном труде.
Главной проблемой, которая определяет и усугубляет другие, является мошенничество внутри «Роскосмоса». Например, при создании системы «ГЛОАНАСС». [7] Оно снижает количество денег, идущих напрямую реализацию всех программ и это отрицательно влияет на качество запусков и полноценную интеграцию производственных комплексов, так как это мешает выполнению мошеннических схем.
«Роскосмос» - перспективная организация, которая имеет мощную техническую и человеческую базу. Однако оно имеет ряд проблем, подлежащих скорому решению. Реорганизация вполне способна решить их часть, однако для полного и комплексного преобразования требуются тщательные проверки, например, Счетной палатой РФ, а после упрощения структуры и различных процедур.
Список использованной литературы:
1. http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/ - исполнение Федерального бюджета РФ
2. http://www.roscosmos.ru/115/ - Космические программы «Роскосмоса»
3. http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-
rf/yi/doc/%D0%9E%D 1%82%D 1%87%D0%B5%D 1 %82_%D0%B7%D0%B0_2013_%D0%B3%D0%BE%D0% B4.rar - исполнение Федерального бюджета РФ в 2013 г.
4. http://tass.ru/kosmos/1851187 - «Роскосмос: проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы урежут на 10%», статья ТАСС
5. http://tass.ru/kosmos/1647020
6. http://www.interfax.ru/russia/431904
7. http://www.rg.ru/2013/06/17/glonass-site.html - «Мошенничество крупного формата», статья Российской газеты.
© В. А. Федоров, 2015
УДК 332.1
Цой Ирина Валерьевна
ассистент кафедры финансов и кредита СКФ МГЭИ
г. Минеральные Воды, РФ E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы толкования понятия «конкурентоспособность региональной экономики». Проанализированы существующие мнения по данной проблематике. Выявлено, что методологические аспекты понятия «конкурентоспособность региона», основывающиеся на «производительности потребления региональных ресурсов», дают возможность лишь установить в настоящий момент времени качество применения этих ресурсов и возможность с их помощью обеспечивать положительную динамику валового регионального продукта (ВРП).
Ключевые слова
Конкурентоспособность, конкурентное пространство, региональная экономика, валовый
региональный продукт.
Вопросы, связанные с оценкой и управлением конкурентоспособности экономики региона на сегодняшний день весьма сложны и противоречивы. Основная проблема заключается в том, что данный процесс еще пока не получил достаточного развития. Во-первых, отсутствует единое понимание в отношении такой категории как конкурентоспособность региона. Во-вторых, несмотря на немалое количество теоретических разработок, на практике можно наблюдать отсутствие внимания органов власти к процессу экономического соперничества субъектов. И, в результате, отсутствие заинтересованности в решении проблем обеспечения экономических возможностей региона выдерживать конкуренцию в борьбе за перераспределяемые ресурсы.
Сегодня конкурентоспособность выступает экстрамодной идеей. При всем этом, концепция конкурентоспособности по сей день не имеет своего четкого понимания. Она трактуется по-разному, и имеется множество дефиниций, которые могут привести к определенным трудностям в восприятии.
Сформировавшаяся в сегодняшней России обстановка не соответствует условиям достаточного уровня государственных социальных гарантий, централизованно организованных перераспределительных процессов выравнивания экономического совершенствования регионов. В целях стимулирования экономического роста необходимо перейти от малоэффективного экономического выравнивания к разработке условий, стимулирующих субъекты к мобилизации имеющихся ресурсов.
Необходимость в управлении конкурентоспособностью и его целесообразность обоснована при оценке деятельности таких объектов как товар, предприятие, отрасль. Методологическая база для управления конкурентоспособностью экономики региона находится пока только на начальных этапах образования. В нее должны войти методы оценки, анализа, прогнозирования конкурентоспособности, а также критериальные показатели, позволяющие получить необходимое основание для выполнения управленческих и контрольных функций.
На сегодняшний день, несмотря на существующий принцип самостоятельности бюджетов, что предполагает использование собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, о полной самостоятельности субъектов говорить еще рано. Экономика многих субъектов страны поддерживается за счет помощи центра. В 2014 г. объем дотаций на выравнивание бюджетов субъектов РФ составил 439 млрд. руб. Среди них самые большие объемы средств были выделены Республике Якутия (51 млрд. руб.), Республике Дагестан (43 млрд.), Камчатскому краю (31 млрд.). Ставропольский край на выравнивание бюджетной обеспеченности получил 12 млрд. [2].
Принято считать, что регионам необходимо в полной мере использовать имеющийся ресурсный потенциал территории, а также привлекать для реализации этой цели как внутренний, так и внешний капитал.
Немаловажно определить те факторы, которые будут способствовать уверенному социально-экономическому положению территории в конкуренции с другими. Это служит причиной необходимости исследования проблем конкурентоспособности региональной экономики на современном этапе. Быстрота изменений происходящих в мировой экономике и модификация факторов, оказывающих влияние на экономический рост с производственных на инновационные, требуют корректировки понятия «конкурентоспособность региона», исходя из следующего:
1. В соответствии с мировыми тенденциями особое значение для развития конкурентоспособности региона приобретают инновационные, интеллектуальные и инвестиционные ресурсы;
2. Наличие у субъекта региональных ресурсов, степень их разработанности, способность территории наращивать свой потенциал, используя наукоемкие и высокотехнологичные производства;
3. Динамика экономического потенциала должна быть на том уровне, который бы обеспечивал стабильный рост ВРП и повышал уровень жизни населения;
Укрепление экономического положения территории состоит в формировании механизма управления конкурентоспособностью региона. Механизм управления ресурсной базой развития региона должен быть направлен на объединение усилий органов регионального управления и методов рыночного перераспределения ресурсов. Это будет способствовать реализации регионообразующих экономических проектов. Основные функции механизма управления заключаются в следующем:
• регулярный мониторинг качества источников ресурсов региона;
• поиск способов оптимизации ресурсного потенциала территории;
• анализ возможных альтернатив использования доли ресурсной базы;
• планирование и прогнозирование будущего состояния ресурсной базы развития;
• информационная поддержка общерегиональных проектов развития;
• доступ к информации независимых субъектов хозяйствования.
Список использованной литературы:
1. Болдырева, Любовь Валентиновна. Модернизация региональной финансовой системы в посткризисной экономике : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.10 / Болдырева Любовь Валентиновна;.- Ростов-на-Дону, 2011.- 210 с.
2. http://www.aif.ru
3. http://www.gks.ru
© И В. Цой, 2015
УДК 33
Чекменева Татьяна Николаевна
студентка 4 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве
Российской Федерации» г. Москва, РФ, Е-шай: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ КАК ОСОБЫЙ ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация
В данной статье раскрывается понятие государственного аудита в качестве внешнего финансового контроля государства. Проведена связь управленческого звена с объектом управления в результате финансовой деятельности в государстве.
Ключевые слова
Финансовый контроль, государственный аудит, внешний и внутренний контроль.