Научная статья на тему 'Влияние трансфертной политики на социально-экономическое развитие регионов'

Влияние трансфертной политики на социально-экономическое развитие регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / FEDERAL RELATIONS / BUDGET / FISCAL STIMULUS / INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Андрей Павлович, Булигенова Диана Александровна

В статье рассматриваются проблемы федеративных отношений в России, связанные с обеспечением социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации. Дана оценка эффективности бюджетного стимулирования социальноэкономического развития субъектов путем анализа основных показателей исполнения федерального бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFER POLICY INFLUENCE ON SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

The article deals with the problem of federal relations in Russia linked with the socioeconomic development of Russian Federation’ subjects. The effectiveness’ evaluation of fiscal stimulus on socioeconomic development of subjects is performed by analyzing the main performance indicators of Russian Federation’ federal budget and the consolidated budgets of Russian Federation’ subjects.

Текст научной работы на тему «Влияние трансфертной политики на социально-экономическое развитие регионов»

УдК 332.1:338.1

Баранов А.П., Булигенова Д.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: a.p.baranov87@gmail.com

ВЛИЯНИЕ ТРАНСФЕРТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

В статье рассматриваются проблемы федеративных отношений в России, связанные с обеспечением социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Дана оценка эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития субъектов путем анализа основных показателей исполнения федерального бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: федеративные отношения, бюджет, бюджетное стимулирование, межбюджетные трансферты.

В настоящее время федеративные отношения в России трансформируются, развитие федеративной государственности еще не закончено. На этом пути государство сталкивается со множеством проблем. В частности, поиск путей децентрализации полномочий, выбор направления изменения степени участия субъектов Федерации в реализации государственной региональной политики. Проблема децентрализации полномочий связана с расширением ответственности органов власти субъектов федерации при решении социально-экономических вопросов. Трудность решения этой проблемы связана с различием уровня социально-экономического развития субъектов федерации и невозможностью ряда регионов самостоятельно обеспечить требуемый уровень развития своей экономики.

Высокая степень различия уровней развития регионов может привести к разрушению экономического и политического единства страны, а децентрализация власти - к тому, что богатые регионы, естественно, будут стремиться к экономической изоляции от бедных регионов и обладанию большими правами по сравнению с ними. Поэтому реформирование федеративных отношений должно быть связано с решением проблемы согласования формального равенства между субъектами с высокой степенью дифференциации уровней их социально-экономического развития и выработкой механизмов решения данной проблемы.

Основной задачей для сокращения различий между уровнем социально-экономического развития субъектов федерации является переход к инновационной модели развития регионов при сохранении единства экономического и право-

вого пространства страны. Для этого необходимо выявить и оценить потенциал развития каждого отдельного субъекта федерации.

Расширение объема полномочий региона должно быть обеспечено развитием собственной экономики и одновременной интеграцией с экономиками других регионов, а не получением субсидий от федерального центра. При этом расширение регионами своих полномочий может преследовать различные цели, в результате чего возникает неопределенность целей и механизмов децентрализации полномочий органов государственной власти. Для того чтобы избежать этого, необходимо установить конкретные цели децентрализации, установить критерии эффективности деятельности государственных органов региональной власти.

Сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации должно быть достигнуто путем создания регионам условий, позволяющих им иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития экономики регионов и повышения их конкурентоспособности, а также сокращение дифференциации уровня социально-экономического развития регионов и качестве жизни населения.

В связи с этим, особое внимание для решения проблемы обеспечения социально-экономического развития субъектов Российской Федерации необходимо уделять вопросам эффективности использования такого экономического инструмента как бюджетное стимулирование. Для того, чтобы государственные органы власти субъектов федерации были заинтересованы в увеличении доходов своих бюджетов и эффективном расходовании

Региональная экономика

бюджетных средств, необходимо установить зависимость объема межбюджетных трансфертов от результатов их деятельности.

На сегодняшний день в стране наблюдается увеличение числа субъектов, нуждающихся в финансовой помощи из федерального бюджета, так как растет объем их полномочий но не хватает средств для их исполнения.

Средства бюджетного стимулирования -межбюджетные трансферты доводят до регионов через бюджеты субъектов федерации и через бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Для оценки эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития субъектов можно проследить динамику таких показателей, как доля безвозмездных перечислений в расходах федерального бюджета, доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов федерации, провести сравнение динамики данных показателей с динамикой ВВП и ВРП как индикаторов состояния экономики страны [1].

В таблице 1 приведены основные показатели исполнения федерального бюджета Российской Федерации.

Расходы федерального бюджета росли на протяжении всего рассматриваемого периода на фоне роста экономики страны.

Однако, из таблицы видно, что в последние годы наблюдалось снижение показателя отношения объема расходов федерального бюджета к объему ВВП в сравнении с 2009 годом, что обусловлено как уменьшением антикризисных программ, так и ежегодным ростом объемов ВВП.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом снижение данного показателя составило 0,7 процентных пункта и связано, в значительной степени, с уменьшением объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам в 2013 году, как и в предыдущие годы, занимают большой удельный вес в расходах федерального бюджета и также растут в период с 2009 по 2013 год вместе с расходами федерального бюджета, но наблюдается снижение их доли в расходах.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдалось снижение доли расходов федерального бюджета на безвозмездные перечисления бюджетам на 1,2 процентных пункта, что в основном обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

ВВП, млрд. руб. 38807 46309 55967 62218 66755

прирост, в % к предыдущему году - 19,3 20,9 11,2 7,3

Расходы федерального бюджета Российской Федерации, млрд. руб. 9660 10117 10926 12895 13343

прирост, в % к предыдущему году - 4,7 8,0 18,0 3,5

в % к ВВП 24,9 21,8 19,5 20,7 20,0

в т.ч. безвозмездные перечисления бюджетам, всего, млрд. руб. 3593 4136 4017 4488 4468

прирост, в % к предыдущему году - 15,1 -2,9 11,7 -0,4

доля в расходах, % 37,2 40,9 36,7 34,8 33,5

в % к ВВП 9,3 8,9 7,2 7,2 6,7

в т.ч. межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, млрд. руб. 1480 1378 1470 1440 1488

прирост, в % к предыдущему году - -6.9 6.7 -2.0 3.3

доля в расходах, % 15,3 13,6 13,5 11,2 11,2

в % к ВВП 3,8 3,0 2,6 2,3 2,2

в т.ч. межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, млрд. руб. 2113 2758 2547 3048 2980

прирост, в % к предыдущему году - 30.5 -7.7 19.7 -2.2

доля в расходах, % 21,9 27,3 23,3 23,6 22,3

в % к ВВП 5,4 6,0 4,6 4,9 4,5

Таблица 1. Основные показатели исполнения федерального бюджета

Баранов А.П., Булигенова Д.А.

Объем межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации занимает значительную долю (в 2013 году - 22,3%) в расходах федерального бюджета. Снижение объема межбюджетных трансфертов, направляемых в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в 2013 году (4,5%) по сравнению с 2009 годом (5,4%) привело к снижению их доли к объему ВВП. Это связано в первую очередь с уменьшением объемов ассигнований федерального бюджета, передаваемых в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их сбалансированности.

Сохраняется устойчивая зависимость формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от поступлений бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Соотношение объемов финансовой помощи федерального бюджета и доходов субъектов федерации, их экономического роста можно проследить по показателям, представленным в таблице 2.

В 2013 году доходы бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 1,2% к уровню 2012 года, т.е. на 101 млрд. рублей и составили 8 165млрд. рублей. Фактически полученные доходы превысили плановые показатели на 7% (на 536,0 млрд. рублей). Рост поступления доходов наблюдался в 55 регионах, в 28 регионах - снижение [5].

В период с 2009 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов федерации ежемесячно прирастали, однако темпы прироста резко снизились в 2012 году. По отношению

Влияние трансфертной политики...

к ВРП, доля доходов консолидированных бюджетов в нем также снижается. Динамика доходов консолидированных бюджетов совпадает с динамикой ВРП.

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов федерации также равномерно снижается. Таким образом, наблюдается тесная связь между объемом и динамикой безвозмездных поступлений и ВРП.

Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечислены в 2013 году в объеме 1 515 млрд. рублей, что составляет 18,6% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом сохраняется высокая зависимость отдельных региональных бюджетов от помощи из федерального бюджета.

Доходная часть 6 регионов более чем на 2/3 формируется за счет безвозмездных поступлений: Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика.

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что в последние годы происходит снижение степени влияния объемов межбюджетных трансфертов на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. При снижении доли безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов федерации и в ВРП, наблюдается рост региональных экономик.

Чрезмерное вмешательство государства в экономику через трансфертную политику может оказывать отрицательное влияние на стимулирование социально-экономического развития регионов. Субъекты федерации становятся заинтересованы в повышении дефицита бюджета, им невыгодно инвестировать бюджетные

Таблица 2. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

ВРП, млрд. руб. 32007 37688 45392 49920 -

прирост, в % к предыдущему году - 17,7 20,4 10,0 -

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, млрд. руб. 5927 6537 7644 8064 8165

прирост, в % к предыдущему году - 10,3 16,9 5,5 1,3

в % к ВРП 18,5 17,3 16,8 16,2 -

в т.ч. безвозмездные поступления, млрд. руб. 1487 1399 1644 1624 1515

прирост, в % к предыдущему году - -5,9 17,5 -1,2 -6,7

доля в доходах, % 25,1 21,4 21,5 20,1 18,6

в % к ВРП 4,6 3,7 3,6 3,3 -

региональная экономика

деньги в новые проекты и программы развития. Отсутствие эффективного стимулирования социально-экономического развития регионов ведет к централизации бюджетных потоков. Поэтому для оценки влияния межбюджетных трансфертов на социально-экономическое разви-

тие регионов и выработки эффективной трансфертной политики необходимо отслеживать динамику и соотношение показателей объема предоставленной финансовой помощи, ВВП (ВРП), доходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов федерации.

10.12.2014

Список литературы:

1. Национальные счета [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

2. Информация об исполнении Федерального бюджета РФ [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/

3. Информация об исполнении консолидированного бюджета РФ [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/konsolidirovannogo-byudzheta-rf/

4. Отчетность об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/otchetnost-ob-ispolnenii-byudzheto v-gosudarstvennykh-vnebyudzhetnykh-fondov

5. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/budget/ federal_budget/index.php

Сведения об авторах:

Баранов Андрей Павлович, аспирант факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета

Булигенова Диана Александровна, аспирант факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, е-mail: a.p.baranov87@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.