стоимость энергии, производимой при сжигании угля и газа» [3]. Согласно подсчетам аналитиков без субсидий стоимость солнечной энергии составит 7,2 цента за киловатт-час, а ветряной - 3,7 цента.
Среди других ВИЭ - растущее использование биотоплив. Но согласно подсчетам специалистов МЭА производство биотоплива является экономически оправданным только при цене на нефть, превышающей 70 долларов за баррель.
США остаются мировым лидером по финансированию исследований в области энергетики. При этом инвестиции частного сектора в исследования, связанные с энергетикой, остаются на стабильном уровне за счет того, что они направлены на получение скорейшей прибыли, а не на достижение долгосрочных целей устойчивого развития. Заинтересованность Правительства США в фундаментальных международных исследовательских программах довольно низкая, даже в рамках программ Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).
В настоящее время темпы роста использования альтернативных источников энергии в структуре национального энергетического баланса США составляет 1 - 2 % в год.
Энергетическая стратегия США нацелена на постепенное существенное изменение структуры американского энергетического бизнеса в рамках стимулирования энергоснабжения и большее использование альтернативных источников энергии, но практическая реализация такой стратегии потребует крупных инвестиционных ресурсов.
Учитывая положительный опыт использования ВИЭ в США, одной из стран-лидеров в энергетическом бизнесе, следует рассмотреть возможность применения практик стимулирования использования альтернативных источников энергии и в российском ТЭК.
Список использованной литературы:
1. Афанасьева М.В., Вдовина А.А. Проблемы и перспективы инновационного развития мировой газовой промышленности. [Электронный ресурс] // Научный журнал Российского газового сообщества. 2014. №1. с. 71-79. URL: http://www.energystrategy.ru/press-c/source/Afanasyeva_Vdovina_1-14.pdf (дата обращения 19.02.2015).
2. Шевченко Н.А. Национальная энергетическая стратегия США: приоритетные направления развития. [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2011. №342. с. 173-176. URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/855/files/342-173.pdf (дата обращения 19.02.2015).
3. Котляр Павел. Солнце и ветер одолели уголь и газ. [Электронный ресурс] // Газета.т, 25.11.2014. URL: http://www.gazeta.ru/science/2014/11/25_a_6313893.
shtml#comments (дата обращения 03.03.2015).
© Т.А. Слепухина, И.В. Андронова, 2015
УДК 334.02
Федоров Владислав Анатольевич
Студент 2 курса ИЭП ННГУ им. Н. И. Лобачевского Г. Н. Новгород, Российская Федерация E-mail.: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАЗРАБОТОК НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА.
Аннотация
Космос является одним из самых перспективных направлений исследования. В РФ оно осуществляется посредством корпорации «Роскосмос». Однако она имеет ряд проблем, что уменьшает эффективность финансирования.
Ключевые слова
Космос. Роскосмос. Бюджет. Финансирование. Проблемы.
Текущие мировые тенденции показывают, что истинно ведущее экономическое и политическое положение в глобальном процессе можно занять лишь при развитии наукоемких отраслей, которые занимаются разработками во всех сферах. Тем самым обеспечивается технологическое превосходство нации. Данная особенность обуславливается становлением ноосферы - как высшей формы эволюции биосферы -которая определяется деятельностью человеческого разума, как фактора, ответственного за общее развитие.
Одной из научных отраслей работы является сфера покорения и изучения космоса. Данный вопрос являлся одним из ключевых после устранения последствий Второй Мировой войны в США и Великой Отечественной войны в СССР. Космическая гонка приобрела статус престижной игры, доступной лишь избранным с достаточным количеством бюджетных средств. Однако в последнее десятилетие существования Советского Союза космос превратился в сферу сотрудничества, что показывает появление совместных космических станций.
Современная история освоения космоса Российской Федерацией начинается с образования Федерального космического агентства, которое в январе 2015 г. было преобразовано в государственную корпорацию «Роскосмос». В июне 2015 г. она будет полностью юридически оформлена, главой будет назначен И. А. Комаров.
РФ заинтересовано в развитии космоса, что показывает анализ бюджета «Роскосмоса» [1]. В период с 2005 по 2013 гг. исполненный бюджет вырос более, чем на 395 % с 27 млрд. до 164 млрд. руб. (см. рис.) Таким образом, финансирование обеспечивается на должном уровне, а денежные потоки не уменьшаются, однако они находятся на меньшем уровне, чем в NASA, космическом агентстве США, бюджет которого на 2015 г. составляет 18 млрд. долл.
Исполненный бюджет (тыс. руб.)
180 000 000 160 000 000 140 000 000 120 000 000 100 000 000 80 000 000 60 000 000 40 000 000 20 000 000 0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Бюджет «Роскосмоса» идет на реализацию трех основных программ [2]:
• Федеральная космическая программа 2006—2015 гг.
• Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012—2020 годы
• Развитие российских космодромов на 2006—2015 годы
Главная часть денег идет на финансирование первой программы (например, 128 млрд. руб. в 2013 г.). При этом сумма в разной мере в рамках данных программ разделяется на поддержание функционирования 57 предприятий, принадлежащих «Роскосмосу». Их деятельность заключается в обеспечении деятельности по реализации программ и выполнению отдельных сторонних заказов, обеспечивающих определенный доход. Так, от работы предприятий «Роскосмоса» государство получило доход в размере 1,145 млрд. руб. [3]
Стоит отметить, что РФ не уменьшает финансирование реализации космических программ во время кризиса, что показывает размер бюджета в 2009-2010 гг. Финансирование не будет уменьшено и сейчас, по заявлению «Роскосмоса», лишь подкорректировано в рамках заложенной нормы общего объема средств. [4] На данный момент Правительство РФ рассматривает принятие Федеральной космической программы на 2016-2025 гг., приоритетами которой ставится покорение дальнего космоса [5] и увеличение присутствия на орбите планеты [6].
Таким образом, «Роскосмос» - полноценно-функционирующая государственная организация, однако она имеет ряд институциональных и инфраструктурных проблем, которые снижают предельную эффективность направляемого денежного потока и реализации пакета программ. К ним относятся:
• Контроль качества выпускаемой продукции
• Сложная организационная структура
• Мошенничество внутри предприятия при реализации программ
Данные проблемы сильно влияют на окончательный результат работы предприятия. Например, снижение контроля за качеством выпуска конечного продукта (космических ракет, двигателей и т. п.) существенно увеличило количество аварий при запуске космических аппаратов («Протон-М») и их функционировании в космическом пространстве («Фобос-грунт»). Преобразование в структуре Федерального космического агентства были во многом связаны с чередой неудач при реализации данных проектов. Также в последние годы была повышена доля аварийных, неудачных и частично успешных запусков ракет (см. рис).
Доля неудачных запусков, %
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Ряд проблем создает масштабная организационная структура «Роскосмоса». Большое количество предприятий повышает трансакционные издержки и время передачи информации, а также увеличивает количество работающего персонала и затраты на его обеспечение. Экономически эффективным является объединение предприятий и структурирование производственных процедур для получения эффекта «синергии» при совместном труде.
Главной проблемой, которая определяет и усугубляет другие, является мошенничество внутри «Роскосмоса». Например, при создании системы «ГЛОАНАСС». [7] Оно снижает количество денег, идущих напрямую реализацию всех программ и это отрицательно влияет на качество запусков и полноценную интеграцию производственных комплексов, так как это мешает выполнению мошеннических схем.
«Роскосмос» - перспективная организация, которая имеет мощную техническую и человеческую базу. Однако оно имеет ряд проблем, подлежащих скорому решению. Реорганизация вполне способна решить их часть, однако для полного и комплексного преобразования требуются тщательные проверки, например, Счетной палатой РФ, а после упрощения структуры и различных процедур.
Список использованной литературы:
1. http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/ - исполнение Федерального бюджета РФ
2. http://www.roscosmos.rU/115/ - Космические программы «Роскосмоса»
3. http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-
rf/yi/doc/%D0%9E%D 1%82%Б 1%87%В0%В5%Б 1 %82_%В0%Б7%В0%Б0_2013_%В0%Б3%В0%ББ%В0% в4.шг - исполнение Федерального бюджета РФ в 2013 г.
4. http://tass.ru/kosmos/1851187 - «Роскосмос: проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы урежут на 10%», статья ТАСС
5. http://tass.ru/kosmos/1647020
6. http://www.interfax.ru/russia/431904
7. http://www.rg.ru/2013/06/17/glonass-site.html - «Мошенничество крупного формата», статья Российской газеты.
© В. А. Федоров, 2015