Научная статья на тему 'Актуальные проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения'

Актуальные проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1535
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Качалов П.Н., Огрина Г.В.

В статье рассматриваются вопросы административной ответственности за нарушения в области дорожного движения в Российской Федерации. Авторами проведен анализ и исследованы проблемы, которые возникают в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях а результате нарушения правил дорожного движения, в частности в процессе судопроизводства по административным делам и применения собранной по делу доказательственной базы. Особое внимание авторов уделено вопросам устранения тех пробелов в данной области законодательства, которые существуют на сегодняшний день и обуславливают необходимость совершенствования законодательной базы данного института. Предлагается введение норм в законодательные акты, затрагивающие вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые будут способствовать эффективному обеспечению уровня безопасности дорожного движения и созданию более совершенного института административной ответственности в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Качалов П.Н., Огрина Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения»

Актуальные проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения

Качалов Павел Николаевич

кандидат философских наук, доцент, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), kachalovpn@mail.ru

Огрина Галина Вячеславовна

Кандидат исторических наук, доцент

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), ogrina.galina@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы административной ответственности за нарушения в области дорожного движения в Российской Федерации. Авторами проведен анализ и исследованы проблемы, которые возникают в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях а результате нарушения правил дорожного движения, в частности в процессе судопроизводства по административным делам и применения собранной по делу доказательственной базы. Особое внимание авторов уделено вопросам устранения тех пробелов в данной области законодательства, которые существуют на сегодняшний день и обуславливают необходимость совершенствования законодательной базы данного института. Предлагается введение норм в законодательные акты, затрагивающие вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые будут способствовать эффективному обеспечению уровня безопасности дорожного движения и созданию более совершенного института административной ответственности в данной сфере.

Ключевые слова: административное правонарушение, безопасность дорожного движения, административное наказание, административный штраф.

Привлечение к административной ответственности за несоблюдение безопасности на дорогах, несмотря на весь комплекс мер, предпринимаемые государством, на сегодняшний день характеризуется негативной динамикой и только увеличением числа таких нарушений.

Согласно статистике МВД РФ, только за февраль 2019 года в Российской Федерации произошло 9 290 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), число погибших в которых составило 904 человека, 11894 человека получили ранения. За февраль 2018 года произошло 9 264 дорожно-транспортных происшествия, число погибших в которых составило 905 человек, 12 278 человека получили ранения. По Республике Мордовия за указанный месяц 2019 года произошло 51 дорожно-транспортное происшествие, в которых число погибших составило 6 человек, 83 человека получили ранения. За аналогичный период 2018 года в Республике произошло 69 дорожно-транспортных происшествий, число погибших в которых составило 8 человек, 97 человека получили ранения [1]. На примере нашего региона в сравнении с аналогичным периодом 2018 года наблюдается снижение числа ДТП.

Однако, Республика Мордовия является больше исключением из общей статистической картины дорожно-транспортных происшествий по регионам России.

Такое положение в области функционирования института ответственности за нарушения в области дорожного движения сегодня характеризует не что иное, как подрыв безопасности дорожного движения, и, можно сказать, установленный порядок эксплуатации транспортных средств, что в результате нарушения участниками дорожного движения соответствующих Правил наносит существенный вред общественным отношениям.

За допущенные участниками дорожного движения нарушения правил и нормативов законодательством Российской Федерации предусмотрено пять основных видов юридической ответственно-

сти:

дисциплинарная,

материальная,

гражданско-правовая,

5

гп

о т;

>

У

т; А

X 2

о сч

О!

- административная

- уголовная [2, с. 119].

Институт административной ответственности выступает основой системы регулирования безопасности дорожного движения. Реализация данного института путем применения административных наказаний на лиц, совершивших то или иное правонарушение. Правовое регулирование данного института имеет своей целью достижение максимального полного соответствия поведения участников дорожного движения тем правилам, которые предусмотрены в области дорожного движения, включая в себя соответствие уровню и качеству защиты каждого участника дорожного движения от травм, а также уровню организации работы по ликвидации последствия дорожно-транспортного происшествия и масштаба характера дорожно-транспортного травматизма. И, казалось бы, для более эффективного функционирования указанной структуры необходима ее модернизация, однако, на сегодняшний день в Российской Федерации именно частые изменения в нормативного правовом регулировании функционирования данной системы и подрывают ее эффективность.

По мнению авторов необходимо применение единственно верного способа совершенствования данной структуры - введение законодателем в действие норм, направленных на ужесточение мер наказания, которые применяются к нарушителям, при совершении правонарушений в области дорожного движения. Меры, применяемые к нарушителям на сегодняшний день характеризуются лояльностью. Однако, помимо отсутствия действенных санкций, важнейшей проблемой данного института выступает несовершенство порядка процессуального производства по рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Что представляет собой процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях? Указанная процедура включает в себя три этапа:

1) подготовка к рассмотрению,

2) непосредственное рассмотрение,

3) само принятие постановления по делу и доведение его до сведения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Каждый этап содержит в себе как общие проблемы, такие как отсутствие обязательной нормы, регулирующей процедуры ведения протоколов судебных заседаний во всех инстанциях, свойственные большинству дел. Так и особенные, такие как устаревание процедуры привлечения понятых для некоторых категорий дел, которые присущи только определенной категории.[3, с. 770]

Судебный порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях - это процессуальная процедура, при которой в обязанность суда входит создание условий, необходимых для реализации права на защиту лица, привлекаемого к ответственности. При рассмотрении дела об административных правонарушениях суд дает оценку доказательствам, которые представлены орга-

нами, выявившими правонарушения. Зачастую судом могут быть не исследованы все обстоятельства дела, либо им дана ненадлежащая оценка. Так, решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 мая 2017 года по делу № 12-147/2017 Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Саранска от 20 марта 2017 года отменено, а материал направлен мировому судье на новое рассмотрение. В мотивировочной части решения Ленинского районного суд указано, « ... постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Саранска от 20.03.2017 вынесено по недостаточным исследованным доказательствам, которые существенно могли повлиять на результат рассмотрения дела, а фактические обстоятельства дела не установлены.»[4]

Решением Курганского областного суда от 28 сентября 2018 г. по делу № 72-429/2018 решение судьи Притобольного районного суда Курганской области от 2 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Челпанова В.В. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Притобольный районный суд Курганской области. [5]

В обоснование своего решения областной суд указывает, «вывод судьи районного суда является ошибочным», «при рассмотрении дела . судьей районного суда допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело».

Согласно ст. 29.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом. Следовательно, в случае рассмотрения дела об административном правонарушении судьей единолично протокол судебного заседания не ведется.

Отсутствие обязанности суда по ведению протокола, отражающего весь ход судебного разбирательства, заявляемые ходатайства участников разбирательства, а также процесс исследования каждого доказательства, которые судом кладутся в основу принятия решения в соответствии с законом, порождает ряд проблем, возникающих при обжаловании постановлений суда.

Избежать подобных нарушений возможно путем введения нормы о том, чтобы при производстве дела об административном правонарушении в суде, у суда имелась обязанность ведения протокола судебного заседания. Протокол судебного заседания является источником доказательств в случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Фиксация всех обстоятельств по делу позволит упорядочить процесс судебного разбирательства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, а также избежать возможной

переоценки доказательств судом апелляционной инстанции.

При отсутствии протокола суд вышестоящей инстанции при рассмотрении жалобы не может всесторонне осуществить контроль законности деятельности суда первой инстанции, а привлекаемое к административной ответственности лицо - защищать свои права и законные интересы.

Однако, неизбежно возникает иная проблема -увеличение срока рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку загруженность судов на сегодняшний день довольно велика, и ведение протокола увеличит нагрузку на судебные участки, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

Таким образом, введение законодателем в Ко-АП РФ нормы об обязательном ведении протокола судебного заседания судом, рассматривающем дело об административном правонарушении, позволит наиболее полно обеспечить гарантии на справедливое судебное разбирательство и позволит реализации принципа надлежащего отправления правосудия.

Если рассматривать проблемы процессуального характера, возникающие при рассмотрении дел об административных правонарушениях, то нельзя не отметить еще одну проблему - проблему привлечения понятых по делам об административных правонарушениях, а точнее проблему актуальности привлечении понятых по делам такого рода.

Сегодня в протоколе об административном правонарушении понятой удостоверяет подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Однако, при исследовании судом доказательств и необходимости опросить понятых по вопросам, имеющим существенное значение для проверки представленных доказательств на соответствие признакам относимости, достоверности и допустимости, понятые зачастую не являются в суд для дачи показаний, или же вовсе отказываться от подтверждения процессуальных действий.

Для выполнения задач всестороннего полного объективного и своевременно рассмотрения дела об административном правонарушении законодатель уже начал приступил в реформированию института понятых в делах об административных правонарушениях. Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[7] облегчил процедуру привлечения понятых. Часть 2 статьи 25.7 в новой редакции, гласит: «В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи».

Наличие съемки позволит суду принимать решения не только на основании слов сотрудников и водителей. К тому же видеозапись защищается от несанкционированного доступа к редактированию (в том числе уничтожению (стиранию)) имеющейся информации, что позволит принимать это доказательство бесспорно.

Полученный в процессе видеозаписи материал должен в обязательном процессуальном порядке приобщаться к протоколу об административном правонарушении. Данное нововведение позволит сократить число апелляционных жалоб по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Несмотря на необходимость довольно объемной работы по детальной разработке норм, регулирующих применение специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи в области дорожного движения, результат применения таких средств значительно в повысит эффективность современной системы противодействия административным правонарушениям правил дорожного движения.

Таким образом, на сегодняшний день существует явная необходимость внесения изменений в законодательные акты, регулирующие процедуры привлечения к административной ответственности в области дорожного движения. Первоочередной задачей, которая стоит перед законодателем при реформировании института привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, является необходимость закрепления нормы об обязательности суда вести протокол судебных заседаний во всех инстанциях. Второй задачей выступает необходимость совершенствования института доказывания по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, в частности отмены процедуры привлечения понятых, с заменой на обязательное ведение видеосъемки во всех категориях дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Литература

1. URL: http ://stat .g i bdd. гы/(дата обращения: 10.04.2019).

2. Майоров В.И. Актуальные проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения // В сборнике: Актуальные проблемы административной ответственности. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 114-123.

3. Шмелева Е.А. К вопросу о проблемах рассмотрения дел об административной ответственности в сфере дорожного движения // В сборнике: Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 6 (22). - С. 769773.

4. URL:

https://sudact.ru/regular/doc/3QfmarHW3P5x/7regular -txt=&regular-case_doc=12-147%2F2017+&regular-lawchunkinfo=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-

5

TJ

m

о т;

>

У

т; А

workflow_stage=&regular-area=1061&regular-court=&regular-judge=&_=1554834416606 (дата обращения: 10.04.2019).

5. URL:

https://sudact.ru/regular/doc/MqyFxiTpzE1 Q/ (дата обращения: 10.04.2019).

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс;

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.12.2016 № 412-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

Actual problems of consideration of cases about

administrative responsibility in the field of road traffic Kachalov P.N., Ogrina G.V.

Middle-Volga The Russian Law Academy of the Russian Federation

Ministry of Justice The article deals with the issues of administrative responsibility for traffic violations in the Russian Federation. The author analyzes and investigates the problems that arise in the process of consideration of cases of administrative offenses as a result of traffic violations, in particular in the process of legal proceedings in administrative cases and the use of the evidence collected in the case. Special attention is paid to the issues of elimination of the gaps in this area of legislation that exist today and necessitate the improvement of the legal framework of this institution. It is proposed to introduce norms in legislative acts concerning the consideration of cases of administrative offences, which will contribute to the effective provision of road safety and the creation of a better institution of administrative responsibility in this area. Keys words: administrative offense, traffic safety, administrative punishment, administrative fine.

References

1. URL: http://stat.gibdd.ru/ (address: 10.04.2019).

2. Mayorov V.I. Actual problems of administrative responsibility in

the field of road traffic // In the collection: Actual problems of administrative responsibility. Proceedings of the VIII All-Russian Scientific Practical Conference. - 2015. - pp. 114-123.

3. Shmeleva E.A. On the issue of problems of consideration of

administrative responsibility cases in the field of road traffic // In the collection: the Alley of science. - 2018. - T. 2. - № 6 (22). -p. 769-773.

4. URL: https://sudact.ru/regular/doc/3QfmarHW3P5x/7regular-txt=&regular-case_doc=12-147%2F2017+&regular-lawchunkinfo=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular -workflow_stage = & regular-area = 1061 & regular-court = & regular-judge = & _ = 1554834416606 (appeal date: 04/10/2019).

5. URL: https://sudact.ru/regular/doc/MqyFxiTpzE1Q/ (access date:

04/04/2019).

6. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of

December 30, 2001 No. 195-FZ // Reference and Legal System Consultant Plus;

7. Federal Law "On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" of December 5, 2016 No. 412-FZ // Reference and legal system Consultant Plus.

X 2

0

СЧ

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.