Научная статья на тему 'Актуальные проблемы производства дознания в сокращенной форме подразделениями дознания органов внутренних дел на транспорте'

Актуальные проблемы производства дознания в сокращенной форме подразделениями дознания органов внутренних дел на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
454
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА ДОЗНАНИЯ / ЗОНА ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковтун Юрий Анатольевич, Шевцов Роман Михайлович, Новикова Екатерина Анатольевна, Рудов Денис Николаевич, Винокуров Эдуард Александрович

В статье анализируются перспективы сокращенной формы дознания при расследовании преступлений органами внутренних дел на транспорте. Рассматривается актуальность применения сокращенной формы, как альтернативы обычного порядка расследования уголовных дел, которое позволит уменьшить временные затраты уголовного преследования, сократить затрачиваемые объемы процессуальных издержек на вызов и прибытие участников уголовного процесса, обеспечить разумный срок уголовного судопроизводства и прав граждан на доступ к правосудию в минимальные сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковтун Юрий Анатольевич, Шевцов Роман Михайлович, Новикова Екатерина Анатольевна, Рудов Денис Николаевич, Винокуров Эдуард Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of manufacture of inquiry in abbreviated form, units of inquiry of internal Affairs on transport

The article analyzes the prospects of reduced form of inquiry in the investigation of crimes by the bodies of internal Affairs on transport. Discusses the relevance of the use of the abbreviated form, as an alternative to the normal criminal investigation procedure, which will reduce time costs of criminal prosecution, to reduce the volume of procedural costs on the call and arrival of participants of the criminal process, to provide a reasonable period of criminal proceedings and the rights of citizens on access to justice in the shortest possible time.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы производства дознания в сокращенной форме подразделениями дознания органов внутренних дел на транспорте»

ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОВД НА ТРАНСПОРТЕ

7.5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ДОЗНАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ

Ковтун Юрий Анатольевич, канд. юрид. наук, подполковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации им. ИД. Путилина. Подразделение: кафедра уголовного процесса. E-mail: belad@yandex.ru Шевцов Роман Михайлович, канд. юрид. наук, подполковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации им. И.Д. Путилина. Подразделение: кафедра уголовного процесса.

Новикова Екатерина Анатольевна, канд. юрид. наук, подполковник полиции. Должность: старший преподаватель. Место работы: Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации им. И.Д. Путилина. Подразделение: кафедра уголовного процесса. Рудов Денис Николаевич, канд. юрид. наук, майор полиции. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации им. ИД. Путилина. Подразделение: кафедра уголовного процесса. Винокуров Эдуард Александрович, канд. юрид. наук, лейтенант полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации им. И.Д. Путилина. Подразделение: кафедра уголовного процесса.

Аннотация: В статье анализируются перспективы сокращенной формы дознания при расследовании преступлений органами внутренних дел на транспорте. Рассматривается актуальность применения сокращенной формы, как альтернативы обычного порядка расследования уголовных дел, которое позволит уменьшить временные затраты уголовного преследования, сократить затрачиваемые объемы процессуальных издержек на вызов и прибытие участников уголовного процесса, обеспечить разумный срок уголовного судопроизводства и прав граждан на доступ к правосудию в минимальные сроки.

Ключевые слова: сокращенная форма дознания, зона транспортной безопасности, органы внутренних дел, судебная экспертиза.

ACTUAL PROBLEMS OF MANUFACTURE OF INQUIRY IN ABBREVIATED FORM, UNITS OF INQUIRY OF INTERNAL AFFAIRS ON TRANSPORT

Kovtun Yuriy Anatolyevich, PhD at law, police Lieutenant Colonel. Position: associate professor. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia named after I.D. Putilin. Department: criminal process chair. E-mail: belad@yandex.ru

Shevtsov Roman Mikhailovich, PhD at law, police Lieutenant Colonel. Position: associate professor. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia named after I.D. Putilin. Department: criminal process chair.

Novikova Ekaterina Anatolyevna, PhD at law, police Lieutenant Colonel. Position: senior lecturer. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia named after I.D. Putilin. Department: criminal process chair.

Ковтун Ю.А., Шевцов Р.М., Новикова Е.А., Рудов Д.Н., Винокуров Э.А.

Rudow Denis Nikolaevich, PhD at law, police Major. Position: Deputy head of chair. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia named after I.D. Putilin. Department: criminal process chair.

Vinokurov Eduard Aleksandrovich, PhD at law, police Lieutenant. Position: lecturer. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia named after I.D. Putilin. Department: criminal process chair.

Annotation: The article analyzes the prospects of reduced form of inquiry in the investigation of crimes by the bodies of internal Affairs on transport. Discusses the relevance of the use of the abbreviated form, as an alternative to the normal criminal investigation procedure, which will reduce time costs of criminal prosecution, to reduce the volume of procedural costs on the call and arrival of participants of the criminal process, to provide a reasonable period of criminal proceedings and the rights of citizens on access to justice in the shortest possible time. Keywords: the abbreviated form of inquiry, the area of transport security, domestic Affairs bodies, forensic examination.

В настоящее время в России остается актуальной проблема раскрытия и расследования преступлений, совершенных в зонах транспортной безопасности. Это зачастую связано с большим объемом задействованной инфраструктуры (железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом и т.д.)[8], а также пассажира потока.

Согласно статистическим данным за январь-февраль 2015 года количество преступлений, зарегистрированных на транспорте составило - 7358; из них экономической направленности - 1569, против личности - 153, против собственности - 2968[4].

Проблема раскрытия и расследования преступлений в зонах транспортной безопасности требует реализации системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, а также реализации обеспечения безопасности пассажиров и персонала на транспорте[6].

Одним из правовых элементов реализации обеспечение транспортной безопасности являются подразделения дознания органов внутренних дел на транспорте. На которые возлагается обязанность производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.

В целях повышения эффективности правоохранительной помощи потерпевшим от преступных посягательств при существенном сокращении сроков досудебного производства и снижении расходов на возмещение процессуальных издержек[1. С.36], явилось принятие и вступление в законную силу Федерального закона Российской Федерации № 23-Ф3 от 4 марта 2013 года «О внесении изменений в ст. 62 и ст. 303 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ». Законодатель предусмотрел ряд нововведений, касающихся производства дознания по уголовным делам и, в частности, в действующую конструкцию Уголовно-процессуального кодекса Российской

Федерации была введена глава 32.1, регламентирующая производство дознания в сокращенной форме.

На протяжении двух последних лет основной задачей в организации деятельности подразделений дознания органов внутренних дел на транспорте является реализация положений вышеуказанного Федерального закона по производству дознания в сокращенной форме.

Основной целью столь пристального внимания к данному Федеральному закону является повсеместное применение сокращенной формы, как альтернативы обычного порядка расследования уголовных дел, которое позволит уменьшить временные затраты уголовного преследования, сократить затрачиваемые объемы процессуальных издержек на вызов и прибытие участников уголовного процесса, обеспечить разумный срок уголовного судопроизводства и прав граждан на доступ к правосудию в минимальные сроки.

Для осуществления данных функций на первоначальном этапе реализации закона (2013 год и первое полугодие 2014 года) сотрудниками организационно-зональных подразделений органов внутренних дел на транспорте (в частности подразделениями ГУТ МВД) принимались разноплановые меры, а именно: приведение в соответствие нормативно-правовой базы; формирование единого согласованного порядка взаимодействия правоохранительных органов, прокуратуры и суда с момента возбуждения уголовного дела и до рассмотрения его в суде; формирование статистической отчетности и оценка результатов работы ОВДТ по данному направлению деятельности.

Как свидетельствуют статические данные, число расследованных уголовных дел дознавателями ОВД на транспорте в сокращенной форме за 2014 год по сравнению с аналогичным периодом 2013 года возросло в 4,4 раза (с 300 до 1331) из них по незаконному обороту наркотиков и оружия - 449 или 34% от общего числа, в сфере хищений - 399 (30%), подделки документов - 231 (17%), незаконной добычи биоресурсов -120 (9%), мошенничество - 68 (5%) и иные - 64 (5%). Основное количество приходится на УТ МВД России по СФО - 249, ДФО - 237, СКФО - 195, УрФО - 189, СЗФО - 130 дел.

Как правило, данная форма досудебного производства применяется по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 119, ст.ст. 115 и 116, чч.1 и 3 ст.327, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Из числа расследованных дознавателями линейных подразделений МВД на транспорте уголовных дел в суд с обвинительным постановлением направлено - 1197 дел или 89,9% (краж - 367, в сфере незаконного оборота наркотиков - 209, подделка документов - 164 и незаконного оборота оружия - 104), их удельный вес от всех направленных дел в суд составил 12% (9851).

В результате предпринятых усилий в 2014 году удалось существенно активизировать использование данной формы расследования. В рассматриваемый период на территории России вынесено более 32 тысяч постановлений о производстве сокращенного дознания, по итогам которого в суд направлено более 31 тысячи уголовных дел.[1, с.36]

Особо стоит выделить и достаточно высокий уровень качества производства дознания в сокращенной форме сотрудниками линейных подразделений МВД на транспорте. Так, прокурорами возвращены для пересоставления обвинительного постановления - 4 или

0,3%, фактов возвращения в порядке ст. 237 УПК РФ не допущено (10 или 0,8% находилось в производстве). Судами рассмотрено 900 или 75% поступивших уголовных дел, по 845 или 94% вынесены обвинительные приговоры (Материалы, предоставленные отделением дознания Белгородского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте).

Вместе с тем, имеет место ряд проблемных аспектов, связанных с различным подходом органов прокуратуры и суда по вопросу пределов и порядка доказывания, объема доказательств по уголовным делам соответствующей категории, со сроками проведения судебной экспертизы.

Так, Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с мая 2014 года вступили в силу изменения в ст. 196 УПК РФ об обязательном назначении судебной экспертизы в случае «определения психического или физического состояния подозреваемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией». В государственных судебно-экспертных учреждениях проведение указанной экспертизы осуществляется в срок, как правило, превышающий 15 суток. Согласно п.15 раздела III приказа Минздравсоц-развития РФ от 12.05.2010 № 346н руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (ГСЭУ) изучает постановление или определение о назначении экспертизы, устанавливает вид, характер и объем предстоящей экспертизы и на этом основании определяет срок производства экспертизы или участия в процессуальном действии (срок производства экспертизы определяется в пределах срока, установленного в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы[5].

Изложенные выше положения приказа привели к изменению порядка проведения наркологических экспертиз. Если ранее экспертизы проводились по определенным дням недели (например, в ОГБУЗ «Областной наркологический диспансер» Белгородской области по четвергам и без предварительной записи, то в настоящее время (в связи со значительным увеличением количества экспертиз), требуется предварительная запись и ожидание ее производства). Кроме того, в связи с забором анализов и проведением исследования, срок подготовки заключения составляет не менее 14 дней.

К примеру, в Восточно-Сибирском ЛУ МВД России на транспорте из 193 оконченных дел свыше срока, 98 или 51% связано с проведением экспертиз, часть из них проводилась на платной основе (в т.ч. в сопредельных регионах). В УТ МВД России по УрФО (г. Екатеринбург) по причине наличия одного специального медицинского учреждения, аккредитованного для проведения экспертиз, запись с конца 2014 года проводилась на май месяц 2015 года. В УТ МВД России по СКФО 74,8% наркологических экспертиз проводится в 30-ти суточный срок, психиатрических экспертиз с получением заключений в среднем до трех месяцев (аналогично в УТ МВД России по ДФО, СФО, ПФО).

В итоге, необходимость проведения по уголовному делу наркологической судебной экспертизы и порядок ее прохождения, зачастую, исключает возможность применения сокращенной формы дознания и негативным образом сказывается на количестве уголовных дел, оконченных свыше основного срока.

По иным видам экспертиз, назначаемым дознавателями в процессе расследования уголовных дел в со-

ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОВД НА ТРАНСПОРТЕ

кращенной форме, Экспертно- криминалистическим центром МВД России предприняты дополнительные меры по обеспечению приоритетного криминалистического сопровождения уголовных дел рассматриваемой категории. Такая организация работы позволяет существенно сократить время расследования

Нередки случаи, когда начатое расследование в форме сокращенного дознания производится в общем порядке. Так, расследование в общем порядке продолжено по 96 уголовным делам или 7,2%от общего количества уголовных дел, расследованных в форме сокращенного дознания. Данные решения приняты в связи с длительным проведением наркологических экспертиз, а также в связи с последующим отказом подозреваемого или потерпевшего с проведением расследования в сокращенном порядке [1,с.36].

Существуют и проблема организационно-процессуального характера- подозреваемыми являются жители иных субъектов России, стран СНГ, что затрудняет сбор характеризующего материала, а также длительность получения приговоров судов из других регионов.

Несмотря на высокие показатели по данному направлению деятельности, в отдельных подразделениях данная форма практически не применяется из-за отсутствия наработанной судебной практики, обязанностью проведения экспертиз и нежеланием отдельных прокуроров, в частности, в Братском ЛО МВД России на транспорте (Восточно-Сибирское ЛУ), Благовещенском ЛО МВД России на транспорте (Забайкальское ЛУ), в 8 линейных подразделениях УТ МВД РФ по ПФО (Волгоградский ЛУ, Пензенский, Ру-заевский и Ижевские ЛО), ЛОП в а/п Симферополь, ЛОПы на станциях Джанкой и Керчь (Симферопольский ЛО) (Материалы, предоставленные отделением дознания Белгородского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте).

Резюмируя вышеизложенное, мы полагаем, что в настоящее время сокращенная форма дознания рассматривается как наиболее перспективное направление расследования преступлений органами внутренних дел на транспорте. С целью дальнейшего совершенствования данного направления деятельности Министерством внутренних дел осуществляется разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в УПК Российской Федерации в части введения особого порядка досудебного производст-ва[1,с.39].

Полнота, целенаправленность и обоснованность действий дознавателя линейного подразделения на транспорте МВД России по расследованию и предупреждению преступлений достигается, в том числе и с помощью использования организационных основ деятельности, благодаря которым достигается эффективность работы. Правильная организация деятельности, с учетом научно-обоснованного планирования, - это мощный резерв для повышения качества работы дознавателя органов внутренних дел на транспорте при производстве дознания по уголовным делам.

Список литературы:

1. А.В. Горовой. Производство дознания в сокращенной форме// «Полиция России». 2015. № 6.

Ковтун Ю.А., Шевцов Р.М., Новикова Е.А., Рудов Д.Н., Винокуров Э.А.

2. Гирько С.И. О мерах по оптимизации досудебного производства в современных условиях. Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3.

3. Каретникова С.В., Особенности прокурорского надзора за законностью производства дознания. Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 3.

4. Министерство внутренних дел Российской Федерации. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Состояние преступности в России за январь-февраль 2015 года. Москва.

5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

6. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р (ред. от 11.12.2013) «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» // Собрание законодательства РФ. 09.08.2010. № 32. ст. 4359.

7. Талынева З.З. Плюсы и минусы существования дознания в сокращенной форме. Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 2.

8. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 12.02.2007. № 7. ст. 837.

Рецензия

на статью, подготовленную авторским коллективом кафедры уголовного процесса Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина «Актуальные проблемы производства дознания в сокращенной форме подразделениями дознания органов внутренних дел на транспорте»

Представленная научная статья посвящена исследованию вопроса производства дознания в сокращенной форме подразделениями дознания органов внутренних дел на транспорте. Авторы анализируют практику применения и проблемы реализации данной формы производства предварительного расследования преступлений, совершенных в зонах транспортной безопасности.

Появление нового процессуального института в отечественном судопроизводстве является для ученых предметом дискуссий, а для правоприменительной практики определённым препятствием для реализации.

Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в представленной для рецензирования статье, основаны на достаточно репрезентативной эмпирической базе.

В научной статье изложены ряд проблемных аспектов, связанных с различным подходом органов прокуратуры и суда по вопросу пределов и порядка доказывания, объема доказательств по уголовным делам соответствующей категории, со сроками проведения судебной экспертизы при производстве дознания в сокращенной форме.

Комплексный, междисциплинарный характер положений научной статьи придает заслуживающие внимания суждения авторского коллектива о том, что в настоящее время сокращенная форма дознания рассматривается как наиболее перспективное направление расследования преступлений органами

внутренних дел на транспорте, и вместе с тем, требующая дальнейшего совершенствования.

Авторский коллектив творчески подошел к исследованию теоретических и практических проблем производства дознания в сокращенной форме подразделениями дознания органов внутренних дел на транспорте. При этом изложенные авторским коллективом теоретические положения безусловно служат основой для формулирования предложений в действующее уголовно-процессуальное законодательство.

Подводя итог можно отметить, что рецензируемая статья на тему «Актуальные проблемы производства дознания в сокращенной форме подразделениями дознания органов внутренних дел на транспорте» рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

Профессор кафедры уголовного процесса Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, к.ю.н., доцент В.И. Диденко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.