Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная парадигма / парадигма туризма / парадигма туристического образования / промышленная революция / цифровая трансформация / Educational paradigm / tourism paradigm / tourism education paradigm / Industrial Revolution / Digital Transformation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ц. Жавзандулам

Четвертая промышленная революция и пандемия COVID-19 открывают новую страницу в истории человечества. Одной из многих проблем, стоящих перед индустрией туризма, являются человеческие ресурсы и подготовка кадров для этой отрасли. Смена парадигмы в туризме и образовании оказывает значительное влияние на определение будущего направления развития индустрии туризма: во всем мире существует тенденция к подготовке специалистов, постоянно развивающихся на рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ц. Жавзандулам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS PROFESSIONAL TRAINING FOR THE TOURISM INDUSTRY

The 4th industrial revolution and the COVID-19 pandemic are opening a new page in the history of humanity. One of the many challenges facing the tourism industry is tourism human resources. Paradigm shifts in tourism and education are contributing significantly to determining the future direction of the industry’s development. Due to the influence of transforming education, the global attitude is changing to prepare professionals who «continuously develop in the workplace».

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 338.012

doi:10.52210/2224669X_2022_4_227

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Ц. Жавзандулам

Аннотация. Четвертая промышленная революция и пандемия COVID-19 открывают новую страницу в истории человечества. Одной из многих проблем, стоящих перед индустрией туризма, являются человеческие ресурсы и подготовка кадров для этой отрасли. Смена парадигмы в туризме и образовании оказывает значительное влияние на определение будущего направления развития индустрии туризма: во всем мире существует тенденция к подготовке специалистов, постоянно развивающихся на рабочем месте.

Ключевые слова: образовательная парадигма, парадигма туризма, парадигма туристического образования, промышленная революция, цифровая трансформация.

ACTUAL PROBLEMS PROFESSIONAL TRAINING FOR THE TOURISM INDUSTRY

Ts. Javzandualm

Abstract. The 4th industrial revolution and the COVID-19 pandemic are opening a new page in the history of humanity. One of the many challenges facing the tourism industry is tourism human resources. Paradigm shifts in tourism and education are contributing significantly to determining the future direction of the industry's development. Due to the influence of transforming education, the global attitude is changing to prepare professionals who «continuously develop in the workplace».

Keywords: Educational paradigm, tourism paradigm, tourism education paradigm, Industrial Revolution, Digital Transformation.

Тенденции развития образования. В настоящее время образование эволюционирует, чтобы ответить на вызовы, связанные с промышленной революцией, ухудшением состояния окружающей среды, изменением климата, необходимостью приобретения новых навыков для трудоустройства и переходу к устойчивому развитию. Среди работ исследователей, изучающих проблемы трансформации образования, необходимо отметить следующие:

- Фор и др. «Обучение для существования» (1972);

- Делорис и др. «Образование: сокрытое сокровище» (1996);

- Зевде «Переосмысление нашего совместного будущего» (2021).

Рисунок 1. Промышленная революция и образование

Источник: составлено автором

Необходимость приобретения новых знаний, навыков и опыта тесно связана с происходящей промышленной революцией. На рисунке 1 показано, как промышленная революция повлияла на сектор образования.

Сегодня мир сосредоточен на трех проблемвах: устойчивом развитии рбщества, воспитании глобальной гражданственности и развитии человека XXI столетия.

В настоящее время делается упор на человекоцентричное образование. С одной стороны, XXI век стали рассматривать как столетие, в котором люди открывают свои возможности и развивают себя, потому что это способствует улучшению того, что человек делает. С другой стороны, в современный период стали отказываться от подготовки специалистов, изначально обладающих «суперзнаниями» и «суперспособностями»: вместо этого во всем мире проявляется тенденция к подготовке специалистов, постоянно развивающихся на рабочем месте.

Обучение является непрерывным процессом, оно меняется по содержанию и форме на протяжении всей жизни и направлено на формирование навыков, необходимых для трудоустройства. Поэтому необходимо развивать систему обучения на протяжении всей жизни.

Четыре столпа обучения, предложенных в 1996 году в отчёте Делориса - научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе и научиться жить - остаются актуальными для целостного подхода к образованию.

Ввиду того, что обучение представляет собой непрерывную комплексную деятельность, необходимо более гибко подходить к об-

учению. Массовые открытые онлайн-курсы (МООС) в некоторой степени меняют процесс получения высшего образования, вызывая большой интерес со стороны правительств, образовательных учреждений и бизнес-групп.

Быстрые темпы научно-технического развития затрудняют прогнозирование развития новых профессий и связанных с ними навыков. Это требует значительной гибкости от системы образования.

Кроме того, у работника возникает необходимость иметь возможность более гибко приспосабливаться к внешним ситуациям, развиваться, уметь применять в реальной жизни именно те навыки, которые нужны для той или иной профессиональной деятельности [11]: «передаваемые навыки», «навыки двадцать первого века» и «некогнитивные навыки», такие как коммуникативные навыки, цифровая грамотность, решение проблем, работа в команде и предпринимательство.

В то же время следует признать важность обучения и повышения квалификации вне системы формального образования. Соответствующие навыки приобретаются посредством самообучения, совместного обучения и получения специальных навыков на рабочем месте.

Необходимо тщательно проработать новые подходы к развитию навыков, чтобы в полной мере использовать все формы обучения. До сегодняшнего дня большое значение придавалось содержанию и методологии учебной программы. Поскольку в настоящее время ситуация в обществе и на рынке труда меняется, происходит переход к признанию и постоянному подтверждению полученных знаний.

Рассмотрим тенденции развития туристического образования.

Пандемия СОУГО-19 оказала сильнейшее влияние на индустрию туризма. Однако, по прогнозам исследователей, потребность в туризме в будущем возрастет. Исследователи отмечают следующие две тенденции:

1. Продолжится быстрый рост туризма, поскольку глобализация никогда не остановится, а человеческое любопытство никогда не угаснет.

2. Из-за воздействия пандемии СОУГО-19 туризм будет развиваться совершенно по-новому.

Следует изучить теоретические концепции, характеризующие основные тенденции развития туризма в будущем.

Определение знаний и навыков, необходимых для преодоления многих проблем, стоящих перед развитием туризма, является приоритетом, поэтому предполагается ориентироваться на современную парадигму туризма.

Парадигма - это древнегреческое слово, которое можно перевести как «пример, демонстрация, направляющий взгляд». Этот термин вошел в английскую лексику в XV в., означая пример, образец. По словам Томаса Куна, «парадигма - это общепринятая научная разработка, которая обеспечивает модель для правильной интерпретации и решения проблемы в течение определенного периода времени» [2]. Другими словами, это концепция, которая направляет нас.

В индустрии туризма в настоящее время происходит смена парадигмы. Главной движущей силой этого процесса являются путешественники. В индустрии туризма нарастает тенденция стремления к наилучшей продуктивности и максимальной прибыли, в связи с этим массовый туризм уже не является передовой практикой.

Рисунок 2 показывает, что смена парадигмы - это, по сути, радикальное изменение убеждений и мышления. Изменяется и способ ведения туристического бизнеса, поскольку традиционные формы его ведения уже не отвечают потребностям развития туристической отрасли, а потому не могут существовать долго в неизменном виде. Смена парадигмы способствует более успешному управлению ту-

Рисунок 2. Туристическая парадигма

Источник: [12]

ристическим бизнесом, в частности, стремясь к снижению нагрузки на окружающую среду и разделив туристический рынок на множество типов. Большое значение имеет также автоматизация бизнес-операций и распространение цифровых услуг. Для успешного развития туристической отрасли необходимы новые стратегии, способствующие повышения конкурентоспособности предприятия туризма.

За изменением парадигмы стоят проблемы знаний, навыков и отношений. Поэтому для достижения экономического роста государства за счет туризма необходимо сосредоточиться на развитии навыков рабочей силы и цепочек добавленной стоимости. С этой точки зрения естественно изменение программы подготовки специалистов туриндустрии в соответствии со сменой парадигмы.

Тенденция к усилению зависимости от потребителя привела к разделению туристического рынка на более тонкие сегменты и необходимости в сотрудниках, специализирующихся в конкретных областях. Сегодняшние туристы более опытные, более образованные, более «зеленые», более гибкие, более независимые, более заботящиеся о качестве - и им и «труднее угодить», чем когда-либо прежде.

Новый туризм часто работает за счет гиперсегментации спроса и необходимости гибкости в предложении и распределении. Эта парадигма позволяет туристической индустрии предлагать продукты, отвечающие все более сложным и разнообразным требованиям, и при этом остающиеся конкурентоспособными по сравнению с устаревшими стандартизированными продуктами.

В индустрии туризма произошли глубокие изменения, которые немецкий ученый Пун классифицировал, выделив пять групп:

- новые потребители;

- новые технологии;

- новые формы производства;

- новые стили управления;

- новая доминирующая ситуация.

Современным туристам важно разумно планировать свое время и деньги, и они готовятся к поездке, изучая веб-сайты и учитывая опыт друзей и других путешественников. Новые туристы предпочитают считать себя путешественниками, а не туристами. Тот факт, что люди рассматривают отдых и туризм как необходимость, а не как роскошь, является признаком роста индустрии туризма.

Парадигма туристического образования будет определять, как изменятся программы подготовки будущих кадров в соответствии с тенденциями развития туризма.

Под образованием в области туризма можно понимать помощь выпускникам в развитии способностей к обучению на протяжении всей жизни, к удовлетворению требований отрасли и жизни в более разнообразной природной и социальной среде. Следуя глобальной тенденции обучения на протяжении всей жизни, работодатели в сфере туризма уделяют больше внимания общим характеристикам, которые делают выпускников гибкими и адаптируемыми к изменениям.

Работодатели в сфере туризма ценят навыки общения выпускников, умение решать проблемы, работать в команде, управлять людьми и проявлять способность к самоуправлению.

В результате исторического развития индустрии туризма и достижений в академических исследованиях во всем мире возникли три различные парадигмы туристического образования, помогающие адаптироваться к изменениям в мировой индустрии туризма [3].

Как показано на рисунке 3, европейская парадигма предполагает интеграцию «управленческого» образования с упором на развитие

Рисунок 3. Парадигмы туристического образования

Источник: составлено автором

практических навыков. В парадигме, возникшей в Северной Америке, упор делается на формирование профессиональных навыков и обучение навыкам управления в многокомпонентной среде. Что касается Азии, то она выделяется тем, что учится на опыте Америки, ставя гостеприимство в основу всего, что она делает.

Общим аспектом этих парадигм туристического образования является то, что они смогли создать свои собственные стили обучения, сосредоточив внимание на тенденциях развития туризма. Азиатская, европейская и американская парадигмы туристического образования показали, что для персонала важны как профессиональные компетенции, так и управленческие знания.

На основе азиатской, европейской и североамериканской парадигм международные исследовательские организации TEFI (Будущая инициатива в области образования в сфере туризма), BESTEN (Образовательная сеть по туризму) и UNWTO (Аккредитационный сертификат туристических программ, выданный Всемирной туристской организацией) определили основные условия возникновения новой ценностной образовательной парадигмы туризма.

В основе туризма лежит человеческий капитал, который обретает значительную ценность за счет повышения квалификации рабочей силы.

Цифровой переход в индустрии туризма требует совершенно нового способа работы, а также обучения. Поэтому в контексте электронного туризма, представляющего собой совершенно новую модель развития туристического бизнеса, уместно освоить следующие понятия.

Во-первых, это цифровая инфраструктура на основе 5G (вспомогательная инфраструктура), программное обеспечение или приложения, платформы; во-вторых, оборудование (техническая инфраструктура) или мобильные телефоны, компьютеры, планшеты, датчики, серверы, спутники, GPS, смарт-ТВ; в-третьих, способность человека работать в электронной среде (цифровые навыки); в-четвертых, кибербезопасность в облачной среде; в-пятых, упрощение труда (робототехника).

На самом деле индустрия туризма уже давно использует информационные и коммуникационные технологии для ведения бизнеса. В качестве примера можно отметить системы бронирова-

ния авиабилетов и железнодорожных билетов, транспорт на основе приложений и бронирование гостиниц.

Растущая потребность в высокотехнологичной индустрии туризма и гостеприимства изменила весь туристический процесс. Туризм все больше зависит от интернет-экономики и цифровых технологий. Будущие работодатели в сфере туризма постоянно ищут квалифицированных работников, владеющих современными технологиями. Для достижения всего этого требуется масштабная цифровая трансформация, начиная с туристического образования.

В связи с появлением многих вызовов в сфере образования становится очевидным, что вузовские учебные планы будут претерпевать изменения. Отныне новые выпускники должны получать профессиональные навыки в сфере туризма, цифровые навыки и навыки предпринимательства в рамках учебной программы.

Образование играет все более важную роль в оказании помощи человечеству в достижении его целей в области устойчивого развития. Необходимо пересмотреть знания и навыки персонала для развития всех других секторов посредством образования.

При пересмотре учебной программы по туризму всё большую значимость приобретают концепция обучения на протяжении всей жизни, вызовы промышленной революции, парадигма туризма, новая парадигма туристического образования и концепция устойчивого развития.

Библиографический список

1. Бадарч Д. Дээд боловсролын онол аргазYЙ; II дэвтэр Парадигмийн шилжилт, багшлахуй, суралцахуй. УБ. ШУТИС., 2021.

2. Бадарч Д., МвнххYж. Б. Системийн сэтгэлгээ. УБ. ШУТИС., 2014.

3. Джиган Бао, Суншань (Сэм) Хуан. Образование в сфере гостеприимства и туризма в Китае. Тейлор и Фрэнсис, 2021.

4. Жадамба Б. Yйлийн судалгааны квант онол. УБ., Гэрэлт судар., 2016.

5. Каффи В.В., Эйри Д., Папагеоргиу Г.К. Обучение на протяжении всей жизни для туризма. Ратледж, 2019.

6. Ло А. Прошлое, настоящее и будущее высшего образования в сфере гостеприимства и туризма в Гонконге // C. Hsu (ред.) Global Tourism Higher Education: прошлое, настоящее и будущее. Нью-Йорк, 2005. С. 137-166.

7. Лю К., Шенцель Х. Образование в сфере туризма и Азия. Спрингер, 2018.

8. Пребежак Д., Шотт К., Шелдон П. Инициатива будущего туристического образования: активизация изменений в туристическом образовании. Тейлор и Фрэнсис, 2016.

9. ТрайбДж. Исследовательские парадигмы и учебная программа по туризму. Журнал исследований путешествий. 2001. № 39. С. 442-448. URL: http://dx.doi.org/10.1177/004728750103900411 (дата обращения: 15.10.2022).

10. Хсу К.Х. Высшее образование в сфере глобального туризма: прошлое, настоящее и будущее. Ратледж, 2012.

11. ШУТИС Олон улсын дээд боловсролын тев «Боловсролын тухай дахин эргэцуулэн бодох нь». УБ. ШУТИС., 2017.

12. URL: https://tourism-mteUigence.com/article.php?id=48 (дата обращения: 23.02.2022).

Ц. Жавзандулам

преподаватель кафедры экономики и управления

ЭтYгэн Университет, Улан-Батор, Монголия

E-mail: javzandulamtseveendorj@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.