Научная статья на тему 'Актуальные проблемы профессионального экологического образования будущего учителя географии'

Актуальные проблемы профессионального экологического образования будущего учителя географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ / COMPETENT MODEL OF STUDENTʼS PROFESSIONAL ECOLOGICAL EDUCATION / SOCIAL ENVIRONMENTAL PROBLEMS / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уленгов Руслан Анатольевич, Уразметов Ильдар Анварович

В статье анализируются проблемы профессионального экологического образования будущего учителя географии, подходы к образовательному процессу, обеспечивающему становление и развитие профессиональных экологических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уленгов Руслан Анатольевич, Уразметов Ильдар Анварович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE PROFESSIONAL ECOLOGICAL EDUCATION OF THE FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS

In article problems of professional ecological education of future geography teacher, approaches to the educational process providing formation and development of professional ecological competences are analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы профессионального экологического образования будущего учителя географии»

УДК 629.782.519.711

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

© 2012 Р.А. Уленгов, И.А. Уразметов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Поступила в редакцию 24.09.2012

В статье анализируются проблемы профессионального экологического образования будущего учителя географии, подходы к образовательному процессу, обеспечивающему становление и развитие профессиональных экологических компетенций.

Ключевые слова: социально-экологические проблемы, профессиональные компетенции, компе-тентностная модель профессионального экологического образования студентов

Актуальность развития экологического образования в системе высшей школы определяется динамичными процессами экологизации науки, культуры, экономики и политики. Анализ исследований развития инноваций в системе экологического образования показал, что их содержание и структура предопределены рядом проблем, которые усугубляются рядом противоречий:

• существующей системой развития экологического образования и необходимостью формирования новых ценностных ориентации в отношениях человек - природа;

• наличием интеграционных процессов в экологическом образовании и отсутствием необходимого программного обеспечения;

• наличием инновационных процессов в практике экологического образования и отсутствием достаточного уровня подготовленности педагога школы к осуществлению экологического образования;

• острой социальной потребностью воспитания ценностно-смыслового отношения к природе и потребительской сущностью современной индустриальной цивилизации и др.

Современные проблемы взаимодействия общества с природой (социально-экологические проблемы) определяют содержание подготовки будущего педагога. Сущность и особенности педагогической сферы непосредственно сказываются на педагогической составляющей процесса подготовки, которая требует определения

Уленгов Руслан Анатольевич, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и краеведения. Е-mail: [email protected]

Уразметов Ильдар Анварович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой географии и краеведения. E-mail: [email protected]

и формулирования целей профессионального образования с учетом социально-экологического компонента, соответствующих содержательной и процессуальной сторон обучения в вузе. Система целей подготовки студентов педагогических специальностей должна быть представлена целями, связанными с собственно социально-экологическими проблемами, необходимостью их решения в настоящем и будущем. Сформулированные цели, в свою очередь, определяют содержание образования по данному направлению, отражаются на сочетании методов, средств и форм его усвоения, особенностях диагностики, что также составляет отдельную проблему.

С позиций деятельностного подхода экологическое образование студентов предполагает особый вид образовательной деятельности, побуждаемой необходимостью решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил природопользования. Экологическое образование студентов как целостный педагогический процесс представляет собой обучение и воспитание студентов, целью которых выступает усвоение ими новых научных знаний об окружающей среде, современных видах и способах рационального природопользования; новых нормах взаимодействия со средой; освоение студентами новых социально-экологических технологий, сберегающих среду жизни для настоящих и будущих поколений; овладение опытом творческой (созидательной) деятельности в окружающей среде, опытом человеческого отношения

к окружающей среде: отношения любви, бескорыстия, самопожертвования во взаимодействии с ней.

Современная педагогика, разрабатывая вопросы экологического образования и воспитания, исходит из того, что формирование отношения к природе является составным элементом формирования мировоззрения подрастающего поколения. Проблема экологического воспитания - это, прежде всего, проблема формирования научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей природной среде. Известный американский биолог Б. Коммонер построил систему законов экологии:

• все связано со всем: всеобщая связь процессов и явлений в природе;

• все должно куда-то деваться: какой-бы ни была высокой труба завода, она не может выбрасывать отходы за пределы биосферы;

• природа знает лучше: действия человека должны быть согласованы с природными процессами;

• ничто не дается даром: любое действие в природе не проходит бесследно, а охрана природы и рациональной использование

природных ресурсов немыслимы без определенных экономических затрат», также выступил против теории «замораживания прогресса» [4].

Экологическое образование - это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками [2]. По мнению В.Е. Мешечко, «экологическое образование должно быть непрерывным, охватывая семейное, дошкольное, школьное и послешкольное образование и воспитание» [3]. В современном ракурсе представляет интерес точка зрения Алексеева С.В. [1], который утверждает, что экологическое образование в целях устойчивого развития является новым комплексным направлением в рамках системы непрерывного экологического образования, формирующегося во многих странах мира с целью обеспечения движения общества к сбалансированному развитию. Процесс интеграции естественных наук, эта целостность в настоящее время способствуют осуществлению идей ученых: о взаимном проникновении наук, гуманизации естествознания, углубления интегрирующих взаимосвязей между различными областями научного знания.

Наименование компетенций Краткое содержание, определение и структура компетенции. Характеристика обязательного уровня сформированности компетенции

Способность изучать и оценивать состояние окружающей природной среды Компетенция заключается в способности выявлять основные категории воздействия на окружающую среду, категории изменений окружающей среды; выявлять оценивать и прогнозировать последствия антропогенных изменений окружающей среды; разрабатывать комплекс мер рационального природопользования; проводить диагностику состояния природных объектов

Способность пропагандировать природоохранительные идеи об ответственности каждого гражданина за сохранение живой и неживой природы Компетенция заключается в способности организовывать массовые кампании и мероприятия природоохранной направленности, отношении студента к природе как ценности; пользоваться информацией об экологической обстановке в России и основных направлениях государственной политики в области охраны природы

Готовность осуществлять конкретные действия по охране природы и восстановлению окружающей среды Компетенция заключается в способности анализировать результативность общения в процессе экологической деятельности; умении организовать различные виды деятельности в природе с целью формирования бережного отношения к ней

Способность анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания экологической культуры; Компетенция заключается в способности анализировать и обобщать знания, полученные в результате изучения педагогических и методических материалов, анализировать учебно-педагогические ситуации, связанные с решением эколого-педагогических задач; стремлении повышать уровень экологической культуры обучающихся

Таблица 1. Структурно-функциональная характеристика профессионально-экологических компетенций

Обобщая сказанное, следует отметить, что экологические представления в современной научной картине мира позволили выявить существующие тенденции в направлении развития экологического образования в вышеизложенных теориях и практиках. Таким образом, теоретико-

педагогическим основанием экологического образования является современная научная картина мира, в которой реальные экологические проблемы являются существенными, и их решение -это прерогатива совместной деятельности преподавателей и студентов.

Схема 1. Схема структурного представления процесса формирования профессиональных экологических компетенций у будущих учителей географии

I этап Цепь:

теорети ознакомление с

ческий сигуащшъи гриме не нид

изучение

технологий

взаимодействия

человека с

природ ой в

процессе изучения

предметов

теоретико-

пр офес сионапьног

о цикла

Пр едиеты теоретического обучения

II этап технологи

чес кий

Цель: освоение умений в процессе практического обучения

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины: отечественная история, культурология, папнгопогнд правоведение, социологи^ философия, кугшгура речи

Математические и естественно-научные дисциплины: математика, информатига, физика, химид экология.

Обпспрофессирнальныв дисциплины: психопогид педагогика, возрастная физиология, основы медицинских знаний, безопасность жизнедеятельности, ТСО, методика преподавания reo графин, методика препэдавания биологии

Дис вдппины пре диетной подготовки: ге ология. география почв, биогеографии краеведение, каргографид геоэкология, общее землеведение, физическая география материков, физическая география России, общая экономическая и социальная география, эконэмиче екая и с оциальная география зарубе жных стран, экономическая и социальная география России.

Дисциплины дополнительной специальности (биология^: бшшогиярастений, биолэгияживотных, бшшзгия человека, общалбиапогил

УИР

Полевые практики

Метеоралогид топографид геслогид гидрологид геоморфология, география почв, комплексная по физической географии, сезонные найпюденнд дальняя комплексная практика

Ботаника, зоологи д физиология растений, методика препэдавания биологии

НИРС

Г

III этап кылификац ионньш Цепь: передача экологических умении учащихся -►

Производстве иная педагогичес кая практика

Внеуче бная природоохранная ne ятельность

Теоретическая модель профессионального экологического образования студентов способствует выявлению нерешенных вопросов экологического образования студентов (преемственность, междисциплинарность и т.д.) и определяет задачи конструктивного порядка, направление их исследования и решения. Компетентностная модель профессионального экологического образования студентов определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом, индивидуальными особенностями личности, ее стремлением к самообразованию, самосовершенствованию, способностью к творчеству, ответственным отношением к делу. Разработка структуры экологической компетентности педагога имеет научно-теоретическое и практическое значение. Данная проблема лежит на стыке структурирования личностной культуры, педагогической культуры и культуры взаимоотношения с природой. Структуру компетентност-ной модели должны определять следующие профессионально-экологические компетенции (табл. 1). Сошлемся при этом на опыт Казанского (Приволжского) федерального университета,

где вот уже несколько лет функционирует процесс формирования профессиональных экологических компетенций у будущих учителей географии (схема 1).

На основе представленной схемы разработана и успешно реализуется технология формирования профессиональных экологических компетенций у будущих учителей географии в образовательно-воспитательном процессе педагогического вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев, С.В. От экологического образования к образованию для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. - СПб., 2001. С. 7-9.

2. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Пе-редельский. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,

2001. 576 с.

3. Мешечко, Е.Н. Основы экологии: учеб. пособие под ред. Е.Н. Мешечко. - Мн.: Экоперспектива,

2002. 376 с.

4. Хорошавина, С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 480 с.

ACTUAL PROBLEMS OF THE PROFESSIONAL ECOLOGICAL EDUCATION OF THE FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS

© 2012 R.A. Ulengov, I.A. Urazmetov Kazan (Volga) Federal University

In article problems of professional ecological education of future geography teacher, approaches to the educational process providing formation and development of professional ecological competences are analyzed.

Key words: social environmental problems, professional competences, competent model of student's professional ecological education

Ruslan Ulengov, Candidate of Geography, Associate Professor at the Department of Geography and Regional Ethnography. E-mail: [email protected]

Ildar Urazmetov. Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Geography and Regional Ethnography. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.