ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
ПРОФЕССИОЛОГИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Актуальные проблемы профессиологии образования
(по материалам нетворкинга «Профессиология: проекция в будущее»)
Э. Ф. Зеер1, Ю. А. Сыченко1
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Статья поступила в редакцию 7 июля 2021 г.
Зеер Эвальд Фридрихович — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития, директор научно-образовательного центра инноваций в профессиональном образовании Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID: 0000-0003-1680-4970, e-mail: [email protected]
Сыченко Юлия Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, ученый секретарь научно-образовательного центра инноваций в профессиональном образовании Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID: 0000-0002-5991-3213, e-mail: [email protected]
Аннотация. Профессиология — научная дисциплина, находящаяся на стадии становления. Предпосылки актуализации профессиологических исследований связаны с тенденциями современного постиндустриального общества. Оформление методологического аппарата профессиологии, кристаллизация внутренней структуры научной дисциплины требует интенсивного обмена идеями, тесного взаимодействия ученых и практиков, чему и был посвящен нетворкинг «Профессиология — проекция в будущее».
Цель мероприятия: анализ современного состояния и перспектив развития профессиологии как области научного знания. В ходе дискуссии по методологическим основам профессиологии участники представили свои взгляды на предмет и структуру данной дисциплины, обсудили проблему неэффективности традиционных методов профессиографирования и поиска новых подходов. Анализ современных тенденций развития мира профессий позволил определить перспективные направления профессиологических исследований: научно обоснованное проектирование новых профессий; изучение трансформации психологических механизмов профессионального и личностного становления в условиях прогнозируемого изменения структуры занятости; экспериментальное апробирование технологических возможностей для устранения факторов профессиональной непригодности, развития профессионально важных качеств, оптимизации функциональных состояний человека в процессе труда. Также были выделены профессиологические технологии проектирования и сопровождения карьеры в современных условиях: профориентация на основе модульного подхода, профессиональные пробы.
© Зеер Э. Ф., Сыченко Ю. А., 2021
Ключевые слова: профессиология, профессиоведение, профессиография, профессиональная ориентация, профессиональное проектирование, персонализированное образование
Для цитирования: Зеер Э. В., Сыченко Ю. А. Актуальные проблемы профессиоло-гии образования (по материалам нетворкинга «Профессиология: проекция в будущее») // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 112-122. https://doi.Org/10.52944/PORT.2021.46.3.011
Благодарность. Авторы статьи выражают благодарность участникам нетворкинга «Профессиология: проекция в будущее» за продуктивный обмен идеями и мнениями в области профессиологии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
Actual problems of the professionology of education
(based on the materials of the networking «Professionology: projection into the future»)
E. F. Zeer1, Yu. A. Sychenko1
1Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia
Ewald F. Zeer — Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Sciences (Psychology), Professor of Psychology of Education and Professional Development Department, Director of the Scientific and Educational Center for Innovations in Professional Education of the Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: 0000-0003-1680-4970, e-mail: [email protected]
Yulia A. Sychenko — Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Psychology of Education and Professional Development Department of the Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: 0000-0002-5991-3213, e-mail: julija-2016@ bk.ru
Abstract. Professionology is a scientific discipline that is at the stage of formation. The prerequisites for the actualisation of occupational research are related to the trends of modern post-industrial society. The design of the methodological apparatus of professionology, the crystallisation of the internal structure of the scientific discipline, requires an intensive process of exchanging ideas, a close interaction of scientists and practitioners. That was the subject of the networking "Professionology — projection into the future"
The purpose of the event: analysis of the current state and prospects for the development of professionology as a field of scientific knowledge. During the discussion on the methodological foundations of professionology, the participants presented their views on the subject and structure of this discipline, discussed the inefficiency of traditional methods of professionography and the search for new approaches. The analysis of modern trends in the development of the world of professions allowed us to identify promising areas of professional research. One of them: scientifically-based design of new professions. Another: study of the transformation of the psychological mechanisms of professional and personal formation in the conditions of the predicted change in the employment
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
structure. One more is experimental testing of technological capabilities to eliminate the factors of professional unfitness, the development of professionally important qualities, and optimisation of a person's functional states in the work process. Furthermore, occupational technologies for designing and supporting a career in modern conditions: career guidance based on a modular approach, professional tests were identified.
Keywords: professionology, professional studies, professionography, professional orientation, professional design, personalized education, vocational education
For citation: Zeer, E. F., & Sychenko, Yu. A. Actual problems of the professionology of education (based on the materials of the networking «Professionology: projection into the future»). Vocational Education and Labour Market, 3, 112-122. https://doi.org/10.52944/ PORT.2021.46.3.011
Acknowledgment. The authors thank the participants of the networking «Professionology: projection into the future» for a productive exchange of ideas and opinions in the field of professionology.
Введение
Профессиология как наука находится в стадии становления. Многие вопросы относительно ее методологических основ, направлений прикладных исследований остаются дискуссионными. Столкновение различных позиций исследователей является закономерным проявлением этапа становления науки и способствует более четкому оформлению основ профессиологии.
Цель статьи — проанализировать современное состояние и перспективы развития профессиологии как области научного знания. Поставленная цель реализуется в процессе осмысления выступлений участников нетворкинга1. Выбранный метод с учетом новизны и малоизученности темы представляется в данном случае наиболее адекватным.
Методологические основы профессиологии
Направления профессиологических исследований определяют тенденции современного постиндустриального общества:
- ускорение технологических процессов;
- неопределенность мира профессий, смена одних профессий другими в течение жизни одного поколения;
- трудности реализации в выбранной профессии, отчего становится актуальным повышение квалификации, переквалификация и непрерывное образование.
Профессиология в современном мире призвана ответить на следующие вопросы:
1 Нетворкинг «Профессиология: проекция в будущее», инициатором которого выступил научно-образовательный центр инноваций в профессиональном образовании Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), состоялся 28 апреля 2021 года. В его работе приняли участие эксперты, ученые и практики в области психологии, педагогики и социальных наук: Э. Ф. Зеер, чл.-корр. РАО, докт. психол. наук (РГППУ, Екатеринбург); В. Л. Савиных, докт. пед. наук (КГУ, Курган); М. В. Зиннатова, канд. психол. наук (УрФУ, Екатеринбург); Н. В. Ломовцева, канд. пед. наук ((РГППУ, Екатеринбург); В. С. Третьякова, докт. филол. наук (РГППУ, Екатеринбург); Д. П. Заводчиков, канд. пед. наук (РГППУ, Екатеринбург); Д. Е. Щипанова, канд. психол. наук (РГППУ, Екатеринбург); Ю. А. Сыченко, канд. психол. наук (РГППУ, Екатеринбург); Е. В. Журавлева (Колледж им. Н. А. Демидова, Нижний Тагил); С. В. Сёмина (Институт развития территориальных систем РГППУ, Первоуральск).
1. Как помочь выпускнику профессиональной школы получить именно ту профессию, которая в наибольшей степени соответствует его индивидуально-психологическим особенностям, склонностям, способностям и которая востребована на рынке труда?
2. Какое сопровождение (психологическое, педагогическое, юридическое и т. д.) необходимо личности на протяжении всей профессиональной карьеры, и как оптимально организовать это сопровождение?
В своем становлении профессиология прошла ряд этапов.
1) В 20-е гг. XX в. в рамках психотехники С. Г. Геллерштейном была обозначена необходимость интегративной научной дисциплины, которую он назвал профессиологией (Геллерштейн, 1927).
2) В 50-60-е гг. XX в. К. К. Платонов вновь поднял вопрос о необходимости развития профессиологии как научной дисциплины и подготовки специалистов в этой области (Платонов, 1962).
3) Начиная с 80-х гг. XX в. стали появляться систематизированные работы по профессиологии. В XXI веке проблемы профессиологии рассматриваются с позиций социологии (Цвык, 2008), психологии (Психология труда, 2015; Зеер, Сыманюк, 2019), образования (Александрова, 2009), отраслевой специфики (Военная профессиология, 2004).
Проблемами профессиологии в настоящее время занимаются в основном психологи, хотя это комплексная дисциплина, объединяющая такие направления профессиознания, как социология профессий, антропология профессий, профориентология, профессиональное консультирование, карьерология. В связи с этим в исследовательском поле возникает дисбаланс, преодолеть который, как нам кажется, можно, систематизировав методологические основы профессиологии.
В. Л. Савиных — один из основателей курганской научной школы профориентологии, поддержав такой подход, предложил свой взгляд на структуру профессиологии. По его наблюдениям, большая часть из 500 кандидатских и 50 докторских диссертаций, посвященных проблеме профориентации, анализируют, в основном, работу со школьниками. Между тем профессия сопровождает человека всю жизнь, в течение которой он должен непрерывно определяться. Процесс этот включает следующие этапы: допрофессиональное самоопределение (выбор профессии школьниками); профессионально-образовательное (самоопределение обучающихся в вузе и колледже); профессиональное (процесс профессионального становления личности) и постпрофессиональное самоопределение (Савиных, 2019). Выдвинув концепцию субъект-субъектных отношений человека и профессии, В. Л. Савиных предложил включить в профессиоведение, помимо такой традиционной области исследования, как профессиография, профессиональное проектирование и профессиональный генезис. В качестве же предмета профессиологии, полагает он, следует рассматривать профессию, профессиональную деятельность либо мир профессионального труда.
Предметом обсуждения стало также использование понятий «профессиология» и «профессиоведение», которые зачастую воспринимаются как синонимы. М. В. Зиннатова предложила рассматривать профес-сиоведение в качестве одной из дисциплин (разделов) профессиологии. Психологическое профессиоведение, по ее мнению, — это область психологической науки, изучающая профессиональное пространство
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
субъектной личности, психологические механизмы и закономерности его освоения и эффективной самореализации в нем, а также психологическое сопровождение этих процессов (Зеер, Зиннатова, 2019). Важными задачами профессиоведения являются классификация профессий и про-фессиографирование.
Профессиография. Современные подходы к классификации профессий
М. В. Зиннатова полагает, что традиционные подходы к классификации профессий и профессиографированию оказываются неэффективными в современных условиях.
Во-первых, возрастает скорость трансформации профессий вследствие ускорения технологического развития. Появляются новые виды занятости, уходят в прошлое либо изменяются существующие профессии. Жесткая их классификация в таких условиях не отражает реальности. Альтернативные подходы — гибкая классификация на основе модульного подхода и тематическое моделирование — в большей степени соответствуют современной ситуации.
Во-вторых, затрудненное структурирование профессий приводит к проблемам в профессиографировании. Специалисты, которые занимаются описанием профессий в рамках традиционных канонов, не успевают за изменениями в профессиональном пространстве. Решить эту проблему можно с помощью модульного подхода и компьютерных программ. В этом случае профессиональный выбор делается не между имеющимися профессиями, а зависит от предпочтений человека и его склонностей.
Для подготовки специалистов, которые будут владеть современными подходами к профессиографированию и психологическому сопровождению человека в изменяющемся мире профессий, нужно создавать специализированные образовательные программы. Одна из таких программ реализуется в настоящее время в РГППУ
По нашему мнению, необходимо готовить не только практикующих специалистов в области профессиологии, но и ученых. Программа может быть реализована в системе непрерывного профессионального образования:
- как отдельная учебная дисциплина в рамках программы по подготовке педагогов профессионального образования;
- как полноценная магистерская программа;
- в виде майнора.
Кроме того, профессиология имеет все шансы быть включенной в новый перечень научных специальностей.
Направления профессиологических исследований
Становление и развитие профессиологии как самостоятельной научной дисциплины непосредственно связано с определением и обсуждением перспективных направлений исследований.
Одно из таких направлений — профессиональное проектирование — было представлено в выступлениях ученых-исследователей РГППУ Д. П. Заводчикова, Н. В. Ломовцевой и Н. В. Третьяковой.
Д. П. Заводчиков, инициировавший обсуждение этого важного направления, отметил, что новые профессии складываются стихийно и поэтому научно обоснованное проектирование могло бы снизить социальные издержки их становления. Профессиональное проектирование должно опираться на анализ тенденций в мире профессий. В настоящее время предпринимаются активные попытки определить области профессиональной деятельности, которые «выстрелят» в будущем1. Так, в сфере образования на основе ряда «soft skills» (системное мышление, управление проектами, межотраслевая коммуникация, мультиязыч-ность и мультикультурность и пр.) проектируются такие профессии, как разработчик образовательных траекторий, карьерный стратег, тьютор, координатор образовательной платформы, сценарист образовательных программ и т. д. По мнению Н. В. Ломовцевой, большинство этих профессий связаны так или иначе с цифровой компетентностью, что является отражением долгосрочного тренда цифровой трансформации образования (Андрюхина и др., 2021).
По мнению В. С. Третьяковой, при определении перспективных профессий в сфере образования необходимо учитывать не только процесс цифровизации, но и постепенное движение образования в сторону его персонализации, построения индивидуальной вариативной образовательной траектории профессионального и карьерного развития (Третьякова, 2020). Данная тенденция сделает наиболее востребованной, ключевой в области образования, профессию тьютора. Скорее всего, к последнему со временем отойдет функционал карьерного стратега и сценариста образовательных программ. Соответственно, уже сегодня необходимо готовить тьюторов, которые будут крайне востребованы в ближайшем будущем, однако руководство педагогических вузов пока не осознало остроту этой проблемы.
Следующим актуальным направлением профессиологических исследований, по мнению Д. П. Заводчикова, является изучение психологических механизмов профессионального и личностного становления в условиях прогнозируемого изменения структуры занятости. Изменчивость мира профессий, неопределенность профессионального будущего воспринимается личностью как угроза. Значительная часть рабочей силы в постиндустриальном обществе перетекает в сферу услуг, индустрию развлечений, в область работы с информацией, управления социальными отношениями и процессами. Следует признать, что в массе своей это не слишком квалифицированные, но востребованные рабочие места. Существует потребность и в высококвалифицированных профессионалах, занятых интеллектуальным трудом, производящих креативный продукт. Таким образом, специалисты с низкой и высокой квалификацией будут востребованы на рынке труда и в обозримом будущем. В то же время среднеквалифицированные трудовые процессы будут автоматизироваться, вытесняя человека. При этом профессионализация — достаточно длительный процесс, обладающий инерцией. Потратив несколько лет на получение специальности, выпускник учебного заведения может оказаться невостребованным на рынке труде. Для большей части
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
1 См.: Атлас новых профессий 3.0. https://atias100.ru/upioad/pdf_fiies/atias.pdf; Атлас профессий будущего. https:// issek.hse.ru/atiasfutureprofessions.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
трудоспособного населения прогнозируемое изменение структуры занятости в будущем представляет собой угрозу (Заводчиков, 2019).
Описанные выше процессы, скорее всего, будут влиять на механизмы профессионального становления личности. Самооценка взрослого человека, его самооотношение и самопрезентация формируются в основном под влиянием профессии. Если же квалификация человека становится невостребованной, под угрозой оказывается и его психологическое благополучие. Как в этих условиях будет протекать профессиональное и личностное становление — вопрос, поиск ответа на который может быть одним из перспективных направлений исследований в профессиологии.
Одна из стратегий преодоления психологических угроз, связанных с неопределенностью профессионального будущего, была выделена и описана Д. Е. Щипановой на основе анализа эссе студентов-магистрантов, изучающих дисциплину «Профессиология». Современные студенты считают возможной следующую стратегию профессиональной самореализации в будущем: краткосрочное обучение на курсах, пробная работа по специальности и, если она понравится, более глубокое погружение в профессию с последующим выстраиванием карьерной траектории. Таким образом, несмотря на неопределенность в будущем, современные студенты достаточно оптимистично относятся к существующим психологическим угрозам.
Другое важное направление исследований в рамках профессиологии было обозначено Ю. А. Сыченко как изучение возможностей новых технологий для сопровождения профессионального развития личности.
Технологии, которые только разрабатываются или уже вышли на рынок, могут изменить характер профессиональной деятельности и открыть новые возможности для психологического сопровождения профессионального становления личности. Таких технологий достаточно много и в обозримом будущем появится еще больше.
В частности, современные нейротехнологии позволяют:
- восстанавливать сенсорные, двигательные функции, речь при помощи нейроинтерфейсов (интерфейсов «мозг-компьютер»);
- тренировать когнитивные функции;
- вырабатывать способность входить в определенные состояния (переключаться с активного рабочего состояния на состояние расслабленности, покоя) под контролем аппаратуры, показывающей активность головного мозга в реальном времени;
- преодолевать фобии, мешающие человеку выполнять профессиональные функции при помощи погружения в виртуальную или дополненную реальность.
Таким образом, появляющиеся технологии помогают человеку снимать профессиональные ограничения и развивать важные с точки зрения профессии качества. Поэтому в перспективе профессиология может экспериментально исследовать возможности использования нейротех-нологий для сопровождения профессионального развития личности.
Профессиологические технологии: практика применения
Эксперты-практики, участвовавшие в нетворкинге, представили современные технологии профессиональной ориентации, которые складываются в системе профессионального образования.
Е. В. Журавлева познакомила коллег с проектом ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11-х классов «Билет в будущее», основным элементом которого является технология профессиональных проб. Организационно-технологической базой для проведения такой работы является комплекс созданных в колледже мастерских по формированию компетенций в области парикмахерского искусства, организации экскурсионных услуг, индустрии моды, ремонта и обслуживания автомобильного транспорта и др. (Морозова, Фищукова, Журавлева, 2021).
Руководитель Центра профориентационных и образовательных проектов РГППУ С. В. Сёмина представила проект, реализуемый совместно с лицеем № 21 (г. Первоуральск) в целях выработки у студентов мотивации к образованию и самообразованию, способности осознанно выбирать профессию и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
В основе проекта лежит использование в образовательном процессе социально-профессиональных практик (пассивных — экскурсии, встречи с профессионалами — и активных — профессиональные пробы, участие в профессиональных конкурсах на базе предприятий и т. д.), а также образовательных сессий: лектории, тренинги, индивидуальные образовательные модули (Демакова, Носкова, Дорохова и др., 2019).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
Заключение
1. Профессиология находится в стадии становления, ее методологические основы нуждаются в систематизации и уточнении.
2. Тенденции цифровизации, автоматизации трудовых процессов, персонализации образования делают перспективными такие направления профессиологических исследований, как:
- научно обоснованное проектирование новых профессий;
- изучение трансформации психологических механизмов профессионального и личностного становления в условиях прогнозируемого изменения структуры занятости;
- экспериментальное исследование возможностей новых технологий (в том числе нейротехнологий) для решения проблемы профессиональной непригодности, развития профессионально важных качеств, оптимизации функциональных состояний человека в процессе труда.
3. Перспективным направлением развития профессиологии в ее прикладном аспекте следует признать технологии проектирования и сопровождения карьеры, учитывающие актуальные факторы профессионального развития личности. К таким технологиям можно отнести профориентацию на основе модульного подхода, профессиональные пробы.
Литература
1. Александрова Н. М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования // Человек и образование. 2009. № 3 (20). С. 55-59. https://iuorao.ru/files/journal/people-and-education/2009_3.pdf.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
2. Андрюхина Л. М., Ломовцева Н. В., Садовникова Н. О., Коновалов А. А., Чебыкина И. В. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды // Электронный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2021. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=30563.
3. Военная профессиология / Ред. А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимова. М.: Военный университет, 2004.
4. Геллерштейн С. Г. Вопросы психологии труда // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М.: АПН РСФСР, 1960. С. 337-358.
5. Демакова Л. Н., Носова В. В., Дорохова Т. С., Сёмина С. В. Профессиональная социализация обучающихся образовательных организаций в условиях моногорода // Непрерывное образование: теория и практика реализации: мат-лы II Межд. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 22 января 2019 г.). Екатеринбург: РГППУ 2019. С. 51-55.
6. Заводчиков Д. П. Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 18-26. https://doi. org/10.24411/2307-4264-2019-10203.
7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Профессиология: психологический контент. М.: ИНФРА-М, 2019.
8. Зеер Э. Ф., Зиннатова М. В. Психологическое профессиоведение: учеб. пособие. Екатеринбург: РГППУ, 2019.
9. Морозова С. А., Фищукова О. А., Журавлева Е. В. Виртуальные мастерские: открытое образовательное пространство для решения задач подготовки квалифицированных кадров региональной экономики // Виртуальные мастерские — технология умножения профессионально-познавательных возможностей обучающихся СПО: сб. мат-лов Все-рос. науч.-практ. форума, 31 марта 2021 г. / Ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: РГППУ, 2021. С. 146-154.
10. Психология труда, инженерная психология и эргономика / Ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. А. Солнцевой. М.: Юрайт, 2015.
11. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962.
12. Савиных В. Л. Проблемы научного обоснования взаимодействия человека и профессии // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: мат-лы Всерос. на-уч.-практ. конф., 29 января 2019 г. / Ред. Э. Ф. Зеер, В. С. Третьякова. Екатеринбург: РГППУ; Нижний Тагил: Нижнетагильский колледж им. Демидова, 2019. С. 270-275. http://www.ntgpk.com/upload/12.03.2019/ СБ0РНИК_2019^.
13. Третьякова В. С. Исследование рынка труда — вектор прогнозирования профессионального будущего студенческой молодежи // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 122-132. https://doi. org/10.24411/2307-4264-2020-10236.
14. Цвык В. А. Профессиология в системе социально-гуманитарного знания // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. 2008. № 4. С. 21-27. https://arxiv.gaugn.ru/s2313-22720000617-5-1-ru-267.
References
Aleksandrova, N. M. (2009). Methodological principles of the professionology of pedagogical education. Man and Education, 3, 55-59. https://iuorao. ru/files/journal/people-and-education/2009_3.pdf. (In Russ.)
Andriukhina, L. M., Lomovtseva, N .V., Sadovnikova, N. O., Konovalov, A. A., & Chebykina, I. V. (2021). Formation of professional education teachers' readiness to work in the digital educational environment. Modern Problems of Science and Education, 2. https://science-education.ru/ru/article/ view?id=30563. (In Russ.)
Demakova, L. N., Nosova, V. V., Dorokhova, T. S., & Semina, S. V. (2019). Professional socialization of students of educational organizations in a single-industry city. In Continuing education: theory and practice of implementation (pp. 51-55).Yekaterinburg: RSVPU. (In Russ.)
Gellershtein, S. G. (1960). Voprosy psikhologii truda [Questions of labor psychology]. Psikhologicheskaya nauka v SSSR [Psychological science in the USSR]. Issue 2. Moscow: APN RSFSR. 337-358. (In Russ.)
Karaiani, A. G., & Sulimova, Iu. G. (Eds.). (2004). Voennaia professiologiia [Military professionology]. Moscow: Voennyi universitet. (In Russ.)
Klimov, E. A., Noskova, O. G., & Solntseva, G. A. (Eds.). (2015). Psikhologiia truda, inzhenernaia psikhologiia i ergonomika [Labour psychology, engineering psychology and ergonomics]. Moscow: Urait. (In Russ.)
Morozova, S. A., Fishchukova, O. A., & Zhuravleva, E. V. (2021). Virtual'nye masterskie: otkrytoe obrazovatel'noe prostranstvo dlia resheniia zadach podgotovki kvalifitsirovannykh kadrov regional'noi ekonomiki [Virtual workshops: an open educational space for solving the problems of training qualified personnel of the regional economy]. Proceedings of the forum Virtual'nye masterskie — tekhnologiia umnozheniia professional'no-pozna-vatel'nykh vozmozhnostei obuchaiushchikhsia SPO [Virtual Workshops — the Technology of Ultiplying the Professional and Cognitive Capabilities of VET Students] (pp. 146-154). Yekaterinburg: RSVPU. (In Russ.)
Platonov, K. K. (1962). Voprosy psikhologii truda [Problems of Labour Psychology]. Moscow: Medgiz. (In Russ.)
Savinykh, V. L. (2019). Problemy nauchnogo obosnovaniia vzaimodeistviia cheloveka i professii [Problems of scientific substantiation of interaction between a person and a profession]. Proceedings of the Conference Trans-professionalizm kak prediktor sotsial'no-professional'noi mobil'nosti molo-dezhi [Transprofessionalism as a Predictor of Socio-Professional Mobility of Youth] (pp. 270-275). Yekaterinburg: RSVPU; Nizhny Tagil: Nizhny Tagil Professional College named after Demidov. http://www.ntgpk.com/ upload/12.03.2019^0PH^_2019.pdf. (In Russ.)
Tret'iakova, V. S. (2020). A study of the labor market — a vector of forecasting of the future professional student youth. Vocational Education and Labour Market, 2, 122-132. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10236. (In Russ.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET
Tsvyk, V. A. (2008). Occupational studies among other social and humanitarian disciplines . RUDN Journal of Sociology, 4, 21-27. https://arxiv.gaugn. ru/s2313-22720000617-5-l-ru-267. (In Russ.)
Zavodchikov, D. P. (2019). Psychological threats to the professional future of the subject of professional activity. Vocational Education and Labour Market, 2, 18-26. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10203. (In Russ.)
Zeer, E. F., & Symaniuk, E. E. (2019). Professiologiia: psikhologicheskii content [Professionale:psychological content]. Moscow: INFRA-M. (In Russ.)
Zeer, E. F., & Zinnatova, M. V. (2019). Psikhologicheskoe professiovedenie [Psychological professional studies]. Yekaterinburg: RSVPU. (In Russ.)