А.Ю. Живаева
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ НАСЛЕДСТВА: ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ НАСЛЕДСТВА НАСЛЕДСТВЕННЫМ ФОНДОМ
В статье рассмотрены мнения авторов относительно субъективного права на принятие наследства. Анализируются способы принятия наследства, а также проблемы, которые могут возникать при осуществлении формального способа принятия наследства в условиях пандемии. Детально рассмотрен новый способ принятия наследства наследственным фондом, исследованы разногласия общих и специальных норм о наследственных фондах.
Ключевые слова: наследство, способы принятия наследства, наследственный фонд, субъективное право, формальный способ, фактический способ, наследник.
2019 год ознаменован рядом событий, связанных с появлением вируса СОУГО-19, так изменивших жизни многих людей. Очевидно, что данная ситуация существенным образом затронула сферу наследственного права в вопросе принятия наследства.
Принятие наследства регламентировано статьями 1152 «Принятие наследства», 1153 «Способы принятия наследства», 1154 «Срок принятия наследства» и 1155 «Принятие наследства по истечении установленного срока» Гражданского кодекса Российской Федерации [1].
Пункт 1 статьи 1152 ГК РФ говорит о том, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Глагол «должен» в данном случае подразумевает не обязанность наследника по его принятию, а отражает его субъективное право. Иначе говоря, данная норма свидетельствует о том, что приобретение наследства допустимо только посредством его принятия, иные способы приобретения наследства не допускаются, а принимать наследство или нет - это воля самого наследника.
Действительно, в науке гражданского права принято говорить, что право на принятие наследства -это субъективное право, отражающее меру возможного поведения участника общественного отношения. Однако, некоторые авторы придерживаются иной точки зрения. К примеру, С.С. Алексеев связывал право на принятие наследства с особым правообразовательным правомочием, как промежуточную стадию в процессе формирования «образования» субъективного права, т.е. как «незавершенное» субъективное право, право в процессе становления, формирования [4; с. 66]. Возможно поэтому на сегодняшний день, в литературе в вопросе принятия наследства отдельно выделяют стадию формирования субъективного права [5; с. 2]. Автор А.Г. Певзнер также считает, что право на принятие наследства - это не субъективное право, а своего рода предпосылка для возникновения правоотношения. Он рассматривал право на принятие наследства в числе прав, которые позволяют субъектам односторонними действиями создать субъективное право для себя или для другого [10; с. 19].
Стоит также указать, что правом на принятие наследства обладают только призванные к наследованию наследники. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своём Постановлении от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» [3] указал, что лицо, подавшее до призвания к наследованию заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, в случае его призвания к наследованию в дальнейшем считается принявшим наследство, если только не отзовет свое заявление до призвания к наследованию.
Отдельную проблему на сегодняшний день составляет вопрос о способах принятия наследства. Обратимся к пункту 1 статьи 1153 ГК РФ. В данном пункте закреплён формальный способ принятия наследства. Данный способ принятия наследства возможен путём обращения наследника к нотариусу с заявлением о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Несомненно, произошедшая ситуация, связанная с появлением коронавирусной инфекции, значительно ограничила российских граждан в вопросе реализации своих наследственных прав. На сегодняшний день не каждый наследник может физически добраться до места открытия наследства и своевременно подать нотариусу заявление о вступлении в наследство, что без сомнения вызывает ряд проблем. 15 апреля
© А.Ю. Живаева, 2014.
Научный руководитель: Нестерова Татьяна Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия.
2020 года была опубликована Информация Минюста России «Об оформлении наследственных прав в сложившихся условиях распространения новой коронавирусной инфекции», которая была призвана решить данную проблему. Так, в документе сказано: «В случае невозможности личного обращения к нотариусу по месту открытия наследства, в том числе если нотариус осуществляет нотариальную деятельность в другом субъекте Российской Федерации, гражданин вправе подать заявление о принятии наследства через своего представителя или путем направления заявления по почте, а также передать заявление при помощи другого лица (например, иного наследника, курьера, нотариуса) как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, равнозначность которого документу на бумажном носителе удостоверена в порядке статьи 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» [6]. Однако, если мы обратимся к статье 1153 ГК РФ, то увидим, что в случае если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, то подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 ГК РФ. Получается, что наследник в любом случае не сможет реализовать своё право на принятие наследства, так как ему всё равно нужно будет обращаться к нотариусу, чего он, находясь в режиме самоизоляции сделать не может.
Пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ закрепляет фактический (неформальный) способ принятия наследства. Данный способ означает, что наследник может принять наследство путём совершения различных фактических действий, свидетельствующих о действительном желании принять наследство, к примеру: несение расходов по содержанию наследственного имущества, принятие мер к охране наследственного имущества, его защите от посягательств или притязаний третьих лиц, выплата долгов умершего за свой счёт или получение наследником от третьих лиц причитающейся наследодателю суммы, вступление наследника во владение или управление наследственным имуществом. Данный перечень примерных действий наследника не является исчерпывающим. Например, К.Б. Ярошенко дополняет указанный список такими действиями как: начало или продолжение обработки садового участка, принадлежавшего наследодателю, сбор урожая с него; перемещение к себе вещей наследодателя, документов, ключей от машины наследодателя; ремонт квартиры наследодателя, совершение иных действий, связанных с недвижимостью наследодателя (установка сигнализации, сбор арендной (наемной) платы и др.), оплата налога на имущество, коммунальных, страховых платежей и др. Также ею отнесено к фактическим действиям принятия наследства обращение наследника с иском в суд о признании завещания недействительным в пользу другого лица. Поскольку такой иск вправе подавать заинтересованное лицо, следовательно, наследник посредством подачи иска выразил свой интерес, желание принять (приобрести) наследство [9; с. 166].
Тем не менее, не всякое наследственное имущество может быть принято путём конклюдентных действий. К примеру, путём фактических (неформальных) действий невозможно стать наследником (владельцем) авторского или патентного права, поскольку данные права входят в особую категорию и их можно принять только лишь получив свидетельство о наличии права на данное наследство.
Особого внимания заслуживает новый способ принятия наследства наследственным фондом. Пункт 3 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что принятие наследства наследственным фондом осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 123.20-1 ГК РФ. Пункт 3 статьи 1153 ГК РФ введен с 1 сентября 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» [2], которым данный Кодекс и дополнен положениями, предусматривающими конструкцию наследственного фонда. Согласно статье 123.20-1 ГК РФ под наследственным фондом понимается создаваемый в порядке, предусмотренном ГК РФ, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.
В Гражданском кодексе РФ наследственному фонду посвящены общие нормы о фондах, закреплённые в главе 4 ГК РФ «Юридические лица» (статьи 123.17-123.20 ГК РФ), а также специальные нормы о наследственных фондах (статьи 123.20-1 - 123.20-3 ГК РФ). Однако, если мы сравним указанные выше нормы, то заметим, что специальные положения, которые регулируют деятельность наследственного фонда, имеют содержание, отличное от общих норм о фондах.
Во-первых, имущество фонда первоначально формируется из добровольных взносов и пожертвований, а формирование имущества наследственного фонда происходит путём его передачи в данный фонд наследодателем (учредителем). При этом закон запрещает формировать имущество наследственного фонда посредством безвозмездной передачи имущества другими лицами.
Во-вторых, фонд обязан ежегодно публиковать отчёты об использовании своего имущества, в отличие от наследственного фонда, отчёт об использовании имущества которого в силу статьи 123.20-2 ГК РФ не подлежит опубликованию, за исключением случаев, определённых условиями управления наследственным фондом.
Для управления любым фондом, в том числе наследственным, создаётся попечительский совет. Однако лица, которые занимаются управлением фонда, осуществляют данную деятельность на общественных началах, в наследственном же фонде таким лицам предусмотрена выплата вознаграждения.
Проблемным вопросом также является то, что наследственные фонды будут являться хоть и новой, но непопулярной конструкцией. Безусловно, наследственные фонды будут интересны лицам, занимающихся предпринимательской деятельностью, которые решают оставить бизнес в надёжных руках. Однако, действительно, возникает ряд вопросов, в том числе будет ли интересен наследственный фонд людям, не занимающимся предпринимательской деятельностью, - у них нет крупного бизнеса и таких накоплений, чтобы после смерти требовалось создавать специальную организацию, которая бы сохраняла и преумножала капиталы [8; 326]. В зарубежных странах наследственный фонд не рассчитан только лишь на так называемую бизнес-элиту, владеющую крупным бизнесом. Учредитель наследственного фонда может предусмотреть, что после его смерти имуществом наследственного фонда может перейти на выплату грантов и пособий лицам, имеющим достижения в области науки, культуры и т.д. К примеру, одним из таких известных фондов является фонд Альфреда Нобеля, который инвестирует капитал с 1900 года, а на вырученные от инвестиций деньги выдает Нобелевские премии. То, что среди граждан считается самой престижной научной премией, - всего лишь доходы от инвестирования огромного состояния покойного изобретателя динамита.
Анализируя вышеизложенное, следует сделать вывод, что право на принятие наследства в науке гражданского права рассматривается не только как субъективное право, но и как промежуточная стадия в процессе формирования субъективного права. Несмотря на то, что действующее гражданское законодательство предоставляет различные варианты действий (в том числе конклюдентных действий) по принятию наследства, на наш взгляд формальный способ принятия наследства будет являться наиболее надежным. Однако, способ принятия наследства путем подачи соответствующего заявления нотариусу, или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу нуждается в уточнении. На законодательном уровне предлагается устранить пробелы, связанные с принятием наследства формальным способом при соблюдении карантинных мер во время пандемии COVID-19, поскольку нормы гражданского права в настоящее время могут лишать некоторых наследников права на принятие наследства. Вопросы вызывает и новый способ принятия наследства наследственным фондом. М.А. Карташов появление наследственного фонда рассматривал как один из прогрессивных шагов «в развитии российского наследственного права, предпринятых в последнее время, хотя и немного запоздалых, в то время как подобные фонды в западноевропейских странах имеют многовековую историю» [7, с. 84]. Тем не менее, насколько популярен и востребован будет новый способ принятия наследства у российских граждан, покажет лишь время.
Библиографический список
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2.Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 31. - (часть I). - Ст. 4808.
3.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Российская газета. - 2012. - № 127.
4. Алексеев С.С. Односторонние сделки в механизме гражданского правового регулирования // Антология уральской цивилистики. 1925-1989. М.: Статут. - 2001. - С. 65 - 66.
5.Вавилин Е.В. Механизм осуществления права на принятие наследства // Наследственное право. - 2009. - № 1. - С. 16.
6.Информация Министерства юстиции РФ от 15.04.2020 г. «Об оформлении наследственных прав в сложившихся условиях распространения новой коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «Гарант». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73796684/ (дата обращения: 07.09.2021).
7.Карташов М. А. Наследственный фонд: новое в российском законодательстве и иностранный опыт / М. А. Карташов // Современное право. - 2017. - №10. - С. 83-90.
8.Левцова Р. С. Правовое регулирование наследственных фондов в РФ / Р. С. Левцова, А. С. Захаров // XLVI Огарёвские чтения: материалы науч. конф.: в 3 ч. Ч. 3. - Саранск: МГУ им. Н.П. Огарёва, 2018. - С. 324-327.
9.Наследственное право / под ред. К.Б. Ярошенко. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 448 с.
10.Певзнер А.Г. Понятие гражданского правоотношения и некоторые вопросы теории субъективных гражданских прав // Ученые записки. Вып. V: Вопросы гражданского права. - М.: ВЮЗИ, 1958. - 340 с.
ЖИВАЕВА АНЖЕЛИКА ЮРЬЕВНА - магистрант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия.