УДК 347.662
ФАКТИЧЕСКОЕ ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА
Е. В. Цыпляева, старший преподаватель кафедры гражданского и уголовного
права и процесса филиала ЮУрГУ в г. Златоусте
Рассмотрены общие положения ГК РФ о фактическом принятии наследства. Освещены проблемные вопросы процедуры установления факта принятия наследства, презумпции фактического принятия наследства, определения действий, свидетельствующих
о намерении наследника принять наследство.
Ключевые слова: фактическое принятие наследства, срок, презумпция, нотариальные действия.
Изучение судебной практики рассмотрения дел, связанных с наследованием, позволило определить, что за последние четыре года не наблюдается каких-либо существенных изменений в процентном соотношении дел по данной категории. На 100 рассмотренных судебных дел исков:
- о признании недостойным наследником - 8,5 %;
- о признании недействительным свидетельства о праве на наследство -21 %;
- о признании завещания недействительным - 6,4 %;
- о восстановлении срока принятия наследства- 31,9 %;
- о разделе наследственного имущества -2,1 %;
- о признании недействительным отказа от наследства - 2,1 %;
- о взыскании долга из наследственного имущества - 4,4 %;
- о включении имущества в состав наследственной массы - 2,1 %;
- об установлении факта принятия наследства -6,5%;
- о признании иждивенцем наследодателя -4,4%;
- по жалобам на действия нотариуса -8,5 %.
Как видим, процент дел об установлении факта принятия наследства значителен1.
Гражданский кодекс РФ устанавливает два способа принятия наследства: формальный и неформальный (фактический). Формальный способ заключается в подаче наследником заявления о принятии наследства нотариусу или иному уполномоченному лицу, неформальный способ - в осуществлении наследником действий, свидетельствующих о
его желании принять наследство. Законодатель в п. 2 ст. 1153 ГК РФ приводит примерный перечень таких действий наследника:
1) вступление во владение или управление наследственным имуществом;
2) принятие мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
3) производство за его счет расходов на содержание наследственного имущества;
4) оплата за его счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитавшихся наследодателю денежных средств.
Данный перечень не исчерпывающий. Предполагается, что к такого рода действиям могут быть отнесены и любые другие действия, свидетельствующие об отношении наследника к наследственному имуществу как к своему. К. Б. Ярошенко конкретизирует указанный перечень такими действиями, как начало или продолжение обработки садового участка, принадлежавшего наследодателю, сбор с него урожая, перемещение к себе вещей или части вещей, документов, ключей от автомобиля наследодателя, ремонт квартиры, предъявление требований к арендаторам, нанимателям помещений, принадлежавших наследодателю, о выплате арендной (наемной) платы, требование проведения описи наследственного имущества, оборудование имущества сигнализацией, оплата коммунальных услуг, страховых платежей, оплата услуг связи и т.п. Она также относит к фактическим действиям по принятию наследства обращение в суд с иском о признании завещания в пользу другого лица недействительным. Поскольку такой иск вправе подавать заинтересованное лицо, следовательно, наследник выразил свой интерес, свое желание приобрести
наследство2. С. Ю. Макаров относит к фактическим действиям также иски о возбуждении уголовного дела по факту хищения наследственного имущества или гражданский иск об истребовании вещей, принадлежавших наследодателю, из чужого незаконного владения3.
Если указанные фактические действия были произведены в течение шести месяцев с момента открытия наследства или в иной, указанный в законе специальный срок (не раньше и не позже), считается, что наследство принято своевременно, что должно влечь возможность для наследника приобрести наследственное имущество в собственность.
На этом пути у наследника может возникнуть несколько проблемных моментов.
До сих пор актуальна дискуссия, которая традиционно ведется в отечественном наследственном праве, относительно допустимости считать некоторые фактические действия волевым актом, целью которого является именно принятие наследства. Это положение неразрывно связано с положением об опровер-жимости презумпции принятия наследства путем фактических действий.
Я. Б. Левенталь4 и А. Ф. Клейнман5 считали презумпцию неопровержимой, т.е. если наследник проживал в наследуемом жилом помещении, то он автоматически считался бы принявшим наследство и доказать обратное было бы уже не возможно.
И. С. Перетерский, В. И. Серебровский6, Б. С. Антимонов, К. А. Граве7 отстаивали оп-ровержимость презумпции фактического принятия наследства. Законодательно не было закреплено положение, что оспаривание презумпции наследниками осуществляется путем обращения в суд. При этом фактически опровергнуть презумпцию можно было только в суде. Авторы ставили вопрос, возможно ли опровержение презумпции иным путем. Ответа на поставленный вопрос они не дали, однако утверждали, что было бы вопреки принципам советского права признать, что лицо может приобрести наследство без своего согласия. Опровержение презумпции должно произойти в течение срока принятия наследства.
Б. Б. Черепахин также допускал опровер-жимость презумпции. Навязывание наследства лицу, не желающему его приобретать, лишено каких-либо разумных оснований, и презумпция может быть опровергнута любым поведением наследника, если это поведение доступно для восприятия других лиц.
Наследник вправе доказывать (в пределах срока исковой давности), что вследствие незнания об открытии наследства он был лишен возможности отказаться от наследства в пределах срока принятия наследства8.
Поводом к введению опровержимой презумпции принятия наследства явилась сложившаяся за долгие годы нотариальная практика, когда проживавший совместно с наследодателем наследник автоматически включался в состав наследников, и его доля в наследственном имуществе оставалась открытой даже в том случае, если он прямо заявлял нотариальному органу о своем нежелании принимать наследство. Однако совместное проживание не всегда свидетельствует о том, что после его смерти это лицо фактически принимает наследство (жилое помещение) и желает стать его собственником, он может иметь намерения проживать в этом помещении в качестве нанимателя.
В настоящее время у наследника появилась возможность заявить о своем нежелании принимать наследство после совершения им действий, свидетельствующих о фактическом его принятии. Так как в п. 2 ст. 1153 ГК РФ не указывается срок опровержения презумпции, наследник может ее опровергнуть и за пределами срока принятия наследства.
Н. И. Остапюк предлагает внести уточнение в формулировку ст. 1153 ГК РФ в интересах других наследников о том, что наследник, совершивший фактические действия, должен иметь возможность опровергнуть установленную в законе презумпцию принятия наследства в бесспорном порядке (через органы нотариата) в пределах срока, установленного для принятия и отказа от наследства. При этом интересы такого наследника гарантированы нормой абзаца 2 п. 2 ст. 1157 ГК РФ, предоставляющей ему возможность в судебном порядке признать его отказавшимся от наследства, если он пропустил срок по уважительной причине9.
Следующая проблема связана с тем, что граждане, принимающие наследство фактическим способом, самостоятельно не могут определить, что же конкретно может быть отнесено к действиям, свидетельствующим о принятии наследства, тем более, что это достаточно сложно сделать даже нотариальным и судебным органам. К примеру, присутствие наследника на похоронах и поминках не признается на практике обстоятельством, свиде-
Проблемы и вопросы гражданского права
тельствующим о принятии наследства, даже если при этом наследником было получена какая-либо вещь на память о наследодателе.
Наследник, обладавший с наследодателем имуществом на праве общей собственности, считается принявшим наследство на основании этого факта, пока не доказано иное. Однако указанное правило не распространяется на те случаи, когда наследник обладает правомочием пользования и владения имуществом, принадлежавшим наследодателю, на основании наличия у наследника обязательственного или вещного права. Такие лица должны в общем порядке доказать фактическое принятие ими наследства, а также подтвердить наличие цели на принятие наслед-
10
ства .
В литературе поднимался вопрос о том, можно ли считать наследника, принявшим наследство, если он вследствие юридической неосведомленности обратился не в нотариальную контору, а в суд в течение установленного законом срока11. Этот вопрос возник вследствие анализа судебной практики 50-х гг. прошлого века. Думается, что в современных условиях данная проблема не настолько актуальна.
Может возникнуть ситуация, когда наследник лишен возможности вступить в наследство путем фактического принятия наследства, так как имуществом завладели другие наследники или посторонние лица. Отдельные виды имущества нельзя в принципе принять путем фактического вступления во владение и управление им. В частности, это касается авторского права12. В этих случаях принять наследство можно только формальным способом.
В законодательстве не урегулирован вопрос, могут ли несовершеннолетние и малолетние фактически вступать во владение наследственным имуществом, тем самым принимая наследство. В действительности они владеют и пользуются имуществом. Отсутствие заявления об отказе от наследства свидетельствует о том, что наследство принято с соблюдением требований закона, следовательно, фактическое принятие наследства возможно.
Следующая проблема заключается в разделении между нотариусом и судом полномочий по фиксации фактического принятия наследства наследниками.
Юридическая практика определяет примерный перечень документов, свидетельст-
вующих о совершении данных действий. В права нотариусов не входят полномочия по установлению фактов, имеющих юридическое значение (фактов совершения конклюдентных действий), хотя они могут истребовать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для совершения нотариальных действий. Право установления фактов, имеющих юридическое значение, имеют суды, а процедура их установления урегулирована процессуальным законодательством России.
Исключение составляет единственный случай - фактическое принятие наследства в виде жилого помещения признается и устанавливается органами нотариата. Думается, что такое исключение делается нотариусами на основании ранее сложившейся практики, которая не учитывает изменения действующего законодательства13. Все остальные юридические действия относительно фактического принятия наследства уполномочен производить суд.
Это может быть также обосновано тем, что большинство наследников обращаются за оформлением наследственных прав, когда срок принятия наследства уже истек. Законодательно закреплена возможность принять наследство за пределами срока. Для этого необходимо получить нотариально заверенное письменное согласие всех наследников, принявших наследство, а после того как срок принятия наследства истек и наследники оформили наследственные права, сделать это довольно сложно.
Существуют разногласия между учеными и по поводу того, какие правомочия вправе осуществлять в отношении наследственного имущества наследники на стадии принятия наследства.
А. А. Сучков, С. Ю. Макаров, Н. И. Остаток считают, что вступление наследников в управление и владение наследственным имуществом может выражаться и в распоряжении этим имуществом до оформления ими наследственных прав14. С. Ю. Макаров перечисляет примеры возможного распоряжения имуществом:
- продажа отдельных вещей, принадлежавших наследодателю, третьим лицам (родственникам, соседям, друзьям);
- дарение третьим лицам отдельных вещей, принадлежавших наследодателю;
- передача отдельных вещей, принадлежавших наследодателю, третьим лицам во временное или постоянное пользование;
- оставление у себя домашних животных, принадлежавших наследодателю, либо пере дача их конкретным третьим лицам;
- предоставление третьим лицам права проживания в жилом помещении, принадлежавшем наследодателю15.
Однако большинство авторов убеждено, что распоряжение наследственным имуществом до окончания срока принятия наследства недопустимо, особенно в форме реализации этого имущества третьим лицам возмездно или безвозмездно, так как противоречит интересам других наследников. Возможными способами распоряжения могут быть передача имущества во временное пользование, в доверительное управление, отказ наследника от наследства.
Думается, что перечисленные проблемы могут быть устранены только путем внесения уточнений в ГК РФ. Обобщение судебной практики будет способствовать этому.
1 иЛЬ: www.oblsud.tsl.ru/ob/obgr2008/nasled.doc.
2 Наследственное право / под ред. К. Б. Ярошенко. М.,
2005. С. 166.
3 Макаров С. Ю. Принятие наследства. Особенности правоприменительной практики // Жилищное право. -
2006.-№7.-С. 57.
4 Левенталь Я. Б. К вопросу о презумпциях в советском гражданском процессе // Советское государство и право. -1949.-№6.-С. 62.
5 Клейнман А. Ф. Основные вопросы теории доказательства в советском гражданском процессе. М., 1950. С. 47.
6 Серебровский В. Н. Принятие наследства // Советское государство и право. - 1950. - № 6. - С. 39.
7 Антимонов Б. С., Граве К. А. Советское наследственное право. М., 1955. С. 205.
8 Черепахин Б. Б. Труды по гражданскому праву. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М., 2001. С. 416.
9 Остапюк Н. И. Некоторые актуальные проблемы применения законодательства о наследовании с учетом новелл, введенных третьей частью Гражданского кодекса РФ // Нотариус. - 2005. - № 3. - С. 18-23.
10 Рассказова М. Ю. Право на принятие наследства // Закон. - 2006. - № 10. - С. 95.
11 Остапюк Н. И. Пределы осуществления и нотариальная защита наследственных прав // Гражданское право. - 2006. - № 1.-С. 24.
12 Гришаев С. П. Комментарий к законодательству о наследовании // СПС «Консультант Плюс». 2009.
13 Мананников О. В. К вопросу о принятии наследства // Российская юстиция. - 2006. - № 7. - С. 19.
14 Лайко Л. В. Приобретение наследства, принятие наследства и вступление в наследство: о терминологии в наследственном праве, доктрине и практике // Наследственное право. - 2008. - № 2. - С. 22.
15 Макаров С. Ю. Указ. соч. С. 58.
Статья поступила в редакцию 17 февраля 2010 г.