Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов В.В.

Проблема изучения иностранного языка остается важнейшей глобальной проблемой современности, в частности требует вниманиявопрос о формировании умений применять приобретенные знания в процессе коммуникации. Сегодня потребность в изучении иностранного языкак как дисциплины растет: бакалавр, магистрант и специалист, владеющие иностранным языком, являются конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. Владение иностранным языком - не просто полезный дополнительный навык, но и необходимая компетенция для полноценного функционирования в условиях современного общества. Для достижения целиобучения языкам и формирования необходимых компетенций преподаватель должен учитывать особенности межкультурной коммуникации и владение современными коммуникационными и педагогическими технологиями, использовать междисциплинарные связи. Сегодня проблема состоит в том, что личность может быть мотивированной к изучению иностранного языка, но терять интерес к нему из-за изменяющейся социально-политической обстановки в мировом сообществе. В настоящей статье автор акцентирует внимание на проблемах мотивационного развития студентов с целью формирования готовности личности к адекватному поведению. Представлены результаты диагностики студентов технических специальностей, авявляющие внутренние и внешние мотивы к изучению иностранного языка. На основе полученных данных автор сформулировал рекомендации преподавателям по формированию условий, способствующих повышению мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе. Особое внимание в статье уделяется наиболее эффективным методам преподавания на занятиях по иностранному языку. Автор приводит примеры использования задач с изменяющимися условиями из авторского варианта личностно-ориентированной обучающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY: FORMATION OF MOTIVATION

Due to the fact that the problem of learning a foreign language remains the most important global problem of our time, much attention should be paid to the accumulation of knowledge and the ability to apply acquired knowledge in the communication process. Today the need for studying this discipline is growing: bachelors, masters and specialists who speak a foreign language are competitive and in demand in the labor market. Foreign language proficiency is not just a useful additional skill, but also a necessary competence for full functioning in modern society.The teacher must take into account the peculiarities of intercultural communication and knowledge of modern communication and pedagogical methods. It is necessary to use interdisciplinary connections to achieve the goal of teaching foreign languages and the formation of necessary competencies. Today, the problem is that a person can be motivated to learn a foreign language, but loses interest in learning a foreign language due to changing conditions in the world community. The author focuses on the problems of motivational development of students in order to upbringing the individual's readiness for adequate behavior in this article. The results of diagnostics of technical students are presented in order to identify internal and external motives. Based on the data obtained, recommendations are outlined to teachers for the formation of conditions for increasing motivation when learning a foreign language at a technical university. Special attention is paid to the most effective teaching methods during foreign language classes. The author gives examples of using tasks with changing conditions from the author's version of a student-centered training program.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ»

УДК:378.147:811

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-3-14-20

В. В. Михайлов (Магнитогорск, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

Аннотация. Проблема изучения иностранного языка остается важнейшей глобальной проблемой современности, в частности требует вниманиявопрос о формировании умений применять приобретенные знания в процессе коммуникации. Сегодня потребность в изучении иностранного языкак как дисциплины растет: бакалавр, магистрант и специалист, владеющие иностранным языком, являются конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. Владение иностранным языком - не просто полезный дополнительный навык, но и необходимая компетенция для полноценного функционирования в условиях современного общества. Для достижения целиобучения языкам и формирования необходимых компетенций преподаватель должен учитывать особенности межкультурной коммуникации и владение современными коммуникационными и педагогическими технологиями, использовать междисциплинарные связи. Сегодня проблема состоит в том, что личность может быть мотивированной к изучению иностранного языка, но терять интерес к нему из-за изменяющейся социально-политической обстановки в мировом сообществе. В настоящей статье автор акцентирует внимание на проблемах мотивационного развития студентов с целью формирования готовности личности к адекватному поведению. Представлены результаты диагностики студентов технических специальностей, авявляющие внутренние и внешние мотивы к изучению иностранного языка. На основе полученных данных автор сформулировал рекомендации преподавателям по формированию условий, способствующих повышению мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе. Особое внимание в статье уделяется наиболее эффективным методам преподавания на занятиях по иностранному языку. Автор приводит примеры использования задач с изменяющимися условиями из авторского варианта личностно-ориентированной обучающей программы.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, иностранный язык, коммуникативная методика, методика преподавания, мотивация.

Введение

Сегодня выпускники технических вузов должны обладать таким уровнем знания иностранного языка, который поможет им успешно интегрироваться в современном сообществе. Е. В. Мещерякова и Е. А. Локтюшиназамечают: «Хорошее владение иностранным языком для современных специалистов является одним из условий успешной работы» [5]. Развитие стремления личности учиться всю жизнь и совершенствовать полученные знания и умения в изменяющихся условиях является важной задачей высшей школы.

Образовательный процесс реализует одну из функций, которая имеет первостепенное значение в формировании и развитии человеческого общества. Для удовлетворения потребностей человеческого общества в изменяющихся условиях необходимо совершенствовать и актуализировать средства и методы обучения, а также применять новые подходы в обучении. По мнению В. И. Уварова, «любое отставание в модернизации учебного процесса сразу становится заметным и наносит существенный урон в различных сферах жизни общества» [11, с. 147]. Если не учитывать ряд особенностей, которые имеются при обучении иностранному языку, то они могут перейти в разряд проблем, которые придется решать.

1. Исследования и результаты

Повышение мотивации у студентов технических вузов при обучении иностранному языку сегодня остается актуальным. В мире нарастает геополитическая напряжённость, и у студентов может снижаться интерес к изучению иностранных языков, может происходить переформатирование предпочтений в выборе изучаемого иностранного языка (например, обучающийся может переключиться сосвоенияанглийского или немецкого языков на изучение китайского языка, как более перспективного, с его точки зрения, в текущей ситуации).

Для выбора точной траектории обучения необходимо выявлять, какие мотивы студентов, обучающихся в техническом вузе, являются ведущими, и к какому виду мотивации они относятся. Это стало целью диагностического исследования, проведенного нами. Для изучения мотивации студентов нами был использован ряд методик:

- методика изучения мотивации обучения в вузе, разработанная Т. И. Ильиной [2, с. 433];

- методика диагностики личности на наличие мотивации к успеху Т. Элерса [10, с.322];

- методика «Изучение мотивов учебной деятельности» (А. А. Реана и В. А. Якунина[2, с. 434]);

- методика «Самооценка студента» (В. Т. Лисовского, В. А. Сухина [3]).

В исследовании принимали участие студенты (52 чел.) первого курса очной формы обучения Института металлурги, машиностроения и металлообработки ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова».

Результаты исследований по методике «Изучение мотивов учебной деятельности» (авторы А. А. Реан и В. А.Якунин) представлены в таблице. Студенты должны были выбрать наиболее значимые для них мотивы из предложенного списка. По всей выборке (группе) определялась частота выбора того или иного мотива.

Таблица - Ведущие мотивы студентов первого курса Института металлурги, машиностроения и металлообработки ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» (результаты исследований по методике А. А. Реана и В. А. Якунина)__

Название мотивов учебной деятельности Ранг Мотива (1-5)

Стать специалистом с высокой квалификацией 1

Обеспечение успешности будущей профессии 2

Получение глубоких знаний 3

Получение диплома 4

Успешная учеба, получение хороших оценок 5

Из данных таблицы видно, что ведущими мотивами (ранг 1, 2) для студентов Института металлурги, машиностроения и металлообработки, являются мотивы, связанные с получением знаний для овладения в дальнейшем высокой квалификацией специалиста и обеспечение успешности будущей профессии. Мотив «получение глубоких знаний» имеет средний ранг 3, а для некоторых студентов мотивом учебной деятельности является получение диплома (ранг 4). Данные диагностики показывают доминирование профессиональной направленности студентовв изучении иностранного языка и их позитивный настрой на овладение будущей профессией.

С помощью методики Т. И. Ильиной было выделено значение трех видов мотивов в структуре мотивации образовательного процесса, определена иерархия мотивов у испытуемых. В диаграмме на рисунке 1 представлены результатам диагностики по данной методике. Из трех шкал ведущей шкалой является мотивация по группе мотивов «приобретение знаний», т. е. у группы студентов (65 %) преобладает внутренняя мотивация. Также имеется и третья шкала «получение диплома», т. е. у группы студентов (40 %) присутствует внешняя мотивация - направленность испытуемых на формальное усвоении знаний.

приобретение знаний овладение профессией получение диплома

Рис. 1 Результаты диагностики студентов по методике Т. И. Ильиной, %

В данном случае доминируют мотивы по первым двум шкалам («приобретение знаний» и «овладение профессией»), это свидетельствует об адекватности выбора студентом профессии и удовлетворенности ею. Тем не менее, есть студенты с мотивацией «получение диплома», которые ищут обычно обходные пути при сдаче экзаменов и зачетов.

Согласно результатам диагностики по методике «Самооценка студента» (В. Т. Лисовский, В. А. Сухин), представленным на рисунке 2, преобладает доля студентов с низким уровнем само-

оценки (55 %), самооценка 30 % опрошенных соответствует среднему уровню, и только у 15 % онана высоком уровне.

■ высокий ■ средний ■ низкий

Рис. 2 Результаты диагностики по методике "Самооценка студента", %

От уровня самооценки зависит, насколько объективно оценивает себя человек, свои способности и поступки. При отклонении от адекватной самооценки могут возникать различные проблемные ситуации в достижении поставленных целей, преодолении трудностей, адаптации в социальной среде, в учебе, карьере, личной жизни и др.

Результаты диагностики по методике Т. Элерса (см. рис. 3) показали, что у 32 % студентов наблюдается очень высокий уровень мотивации, у 30 % и 28 % соответственно - умеренно высокий и средний уровни, у 10 % - низкий уровень мотивации.

32

30

28

10

очень высокий умеренно средний низкий

уровень высокий

Рис 3. Результаты диагностики по методике Т. Элерса, (%)

У большинства студентов выявлена мотивация на достижение успеха, что помогает им решать имеющиеся трудные задачи и браться за новые. Такие люди не склонны снижать уровень притязаний и исключать успех, поэтому у них появляются эмоциональные реакции, которые провоцируют ухудшение деятельности.

По результатам диагностических методик у большинства студентов выявлена внутренняя мотивация, которая проявляется в стремлении студентов к получению профессиональных знаний и саморазвитию. Работа с данной группой обучающихся должна быть направлена на дальнейшее развитие мотивации учебной деятельности, способствующейих профессиональной успешности в будущем. Для другой группы респондентов характерна внешняя мотивация, студенты стремятся к получению диплома, общению со сверстниками, вознаграждениям. Соответственно, к данной группе обучающихся необходимо особое внимание и требуется комплекс профессионально-ориентированныхипсихологически-обоснованных мероприятий.

С целью оценки подготовленности студентов к изучению иностранного языка в вузе проводился опрос по следующим видам деятельности:

- владение разговорной речью,

- наличие словарного запаса,

- чтение и перевод.

Только 10 % опрошенных студентов подтвердили свободное владение разговорной речью. Большая часть студентов испытывает трудности из-за недостаточного словарного запаса, граммати-

ки, сложных конструкций, произношения, психологического барьера. Результаты проведенного исследования показывают, что студентамтехнического вуза необходимо развитие коммуникативных способностей, формирование эмоциональной уравновешенности, повышение интереса к языку.

Очень важно не пренебрегать изменчивостью мотивации под воздействием изменений политико-экономических условий, так как это касается формирования убеждений студентов. Если изменения педагогической системы отстают от стремительного изменения личности, то возникает разрыв и кризис. Для того чтобы предотвратить появления кризиса или снизить негативные последствия необходимо разумное управление процессом мотивационного развития обучающихся, а именно, управление процессом формирования готовности личности к адекватному поведению.

Студенты, владеющие иностранным языком, успешно адаптируются в социально-экономическом пространстве. Они имеют преимущества в личной и профессиональной коммуникациях, способны решать прагматические задачи и имеют доступ к более обширным знаниям. Владение иностранным языком позволяет расширенно использовать всемирную сеть Интернет в качестве источника дополнительной информации для пополнения имеющегося багажа знаний. Иностранный язык дает и другие возможности, которые благоприятствуют карьерному росту, занимающемусегод-ня, по данным социологических исследований, одно из первых меств рейтинге притязаний современной молодежи. Однако вопреки ожиданиям, все перечисленные факторы не оказывают значительного влияния на внутреннюю мотивацию большинства молодых людей. В этой связи С. А. Милорадов замечает: «Одним из путей повышения мотивации студентов является формирование у них интереса к занятиям методическими средствами, то есть созданием внешней мотивации» [6, с. 3].

Развитие внутренней мотивации студентов напрямую зависит и от создания ситуации успеха, но обеспечение этого условия оказывается иногда проблематичным. У некоторых студентов присутствует страх совершить ошибку, наблюдается неуверенность в своих силах и знаниях, что ведет к психологическим проблемам и к языковому барьеру, в том числе. В условияхпсихологического дискомфорта студенты не хотят выглядеть смешными и нелепыми перед однокурсниками, а без преодоления языкового барьера устная речь, к которой так стремится современное образование, невозможна. На наш взгляд, в вузе недостаточно акцентируют внимание на том, что ошибки - это тоже опыт, и на ошибках учатся. Например, в английском языке очень много языковых нюансов: фразовые глаголы, сленговые слова и фразы, региональные диалекты. Поэтому, даже носители английского языка не знают всех нюансов своего языка, что является нормой.

2. Рекомендации

Для повышения мотивации в учебной деятельности студентов в целом необходимо создать для них условия, в которых они будут получать удовлетворение от процесса обучения, и стремиться к знаниям, освоению будущей профессии и достижению успеха.

Для обучения студентов технических специальностей можно дать несколько рекомендаций:

1. Педагог должен постоянно стимулировать интерес к изучению иностранного языка с помощью практических примеров, которые показывают и доказывают, что компетенции, сформированные на занятиях по иностранному языку, будут необходимы в будущей профессиональной деятельности студентов.

2. Применять коммуникативную методику и использовать технологии обучения, которые наиболее целесообразны в конкретной ситуации. Цель коммуникативной методики - научить студентов общаться, не только овладевая рядом правил и слов, но и познавая специфику культуры носителей языка. Один из ожидаемых результатов данной методики - не переводить дословно свои мысли с русского на иностранный. Безусловно, данная методика требует высокого уровня подготовки преподавателя и высокой концентрации внимания студентов.

3. Для активизации студентов в процессе обучения иностранным языкам эффективен метод проектов. Проектная деятельность позволяет студенту работать в интересующей его теме, создавая поисковые, исследовательские, графические работы, которые прекрасно разбавляют монотонные занятия.Исследователями отмечено, что «направления проектной деятельности интегрируют в себе различные инновационные технологии: fabbertechnology, workshop, 3D-моделирование с помощью 3D-ручки, использование дополненной реальности при разработке виртуальных карт путешествий, различных цифровых программ и интерактивных платформ» [1, с. 24], что способствует повышению мотивационной активности обучающихся и их уровня знаний.Использование данного метода на практических занятиях по иностранному языку «обеспечивает получение практических навыков, а также позволяет раскрыть индивидуальные способности студентов» [8, с. 147].

4. Для повышения мотивации у студентов и с целью развития их интереса в процессе обучения используется геймификация - игровая методика. По оценке В. А. Чернобровкина и О. В. Пустовойтова, «использование данной технологии на практических занятиях по проектной

деятельности дает положительный результат» [10]. Обучающиеся также, как и в игре, сами предлагают правила и определяют три уровня сложности заданий: простой, сложный и суперсложный. На первом уровне - студенты овладевают теоретическими знаниями и анализируют разработанные проекты. На следующем уровне, кроме вышеперечисленного, активно разрабатывают групповой проект, при этом самостоятельно определяют зону ответственности. На суперсложном уровне - используют знания и умения, приобретенные на ранних этапах, «и устанавливают контакты со стейкхолдерами и экспертами по проблеме, заявленной в проекте» [1, с. 24].

5. Повышению мотивации в учебном процессе способствует решение задач, содержащих ценностно-проблемную ситуацию, включающую конфликт между усваиваемым обучающимися содержанием требований, норм и ценностей, с одной стороны, и «житейским» подходом к решению проблемам, с другой стороны. Для этого нужен авторский вариант личностно-ориентированной обучающей программы. Задачи используются «без помех» и со «сбивающими факторами». Каждая из последующих задач включает ситуацию, являющуюся логическим развитием ситуации, проводимой в условии предыдущей задачи. Например, при изучении раздела «Охрана окружающей среды» автором предлагаются следующие задачи:

Tasks of the K series:

1. At the meeting, the use of environmentally friendly materials, but expensive, is considered in production conditions, although there are alternative materials that are cheaper and also available. According to specialist K., it is necessary to use only environmentally friendly materials. Specialist B. agrees to use alternative cheap materials, because they may turn out to be environmentally friendly, because perhaps no one has checked them.

Task 1: You are present at a meeting where they decide which building material to choose, while it is necessary to complete the technical project as quickly and cost-effectively as possible. Do you agree with the opinion of specialist K. ? Answer options: a) I agree, b) no, c) I don't know.

Task 2: What would you do in K. 's place ? Answer options: a) I would refuse expensive materials due to financial problems and would agree with a specialist B. b) I would agree with a specialist K. c) I don't know.

The project manager suggests to use expensive environmentally friendly materials, but at the same time, due to financial difficulties in the company, reduce the rates of payment for work.

Task 1: Do you agree with the project manager? Possible answers: a) I agree, b) I don't agree, c) I don't know.

Task 2: What would you do? Answer options:

a) I would insist on using environmentally friendly materials, even expensive ones,

b) I would refuse to use expensive materials,

c) I don't know.

Task series D:

It is known that snow heats up on a metal roof under the influence of the sun and melts. There are risks that blocks of snow will fall from the metal roof, because in the spring, the lower layer of snow is in contact with the metal and melts first. It is necessary to change the roof of the house, which is located in a deserted place, on the outskirts. Metal coatings are available.

Task 1. What would you do? Answer options:

a) would give up the metal roof to avoid an accident if a snow block falls from the metal roof of the house;

b) would agree to a metal roof, because the house is on the outskirts and it is unlikely that when the snow melts, someone will be near the house;

c) would you try to find another material, for example, a soft roof;

d) I don't know.

Changing conditions may include:

- your house in the country;

- the kindergarten building where your child goes; - house for sale as a warehouse;

- building for your office, etc.

Путем сопоставления результатов выполнения каждым испытуемым заданий серии «К» и «D» удается получить сведения о том, в какой мере содержание мотивационных предпочтений студентов соответствуют характеру выбираемых ими поступков. При использовании задач с изменяющимися условиями вырастает роль мотивирующего фактора для выполнения заданий по иностранному языку.

6. С учетом развития информационных технологий можно использовать интерактивные игры, кроссворды, интегрированные в процесс закрепления грамматики и лексики.

7. Сегодня, при обучении иностранному языку, практически невозможно обойтись без интернет-технологий. Smart-технологии являются для студентов «информационными инструментами для поиска и получения аутентичной иноязычной информации, её интерпретации, обсуждения и использования в учебной деятельности, для организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся» [41 в разных формах образования в современном обществе.

8. В процессе обучения преподаватель должен поддерживать доброжелательную атмосферу в студенческом коллективе, дополнительно мотивировать аудиторию к усвоению учебной программы. Важно сделатьтак, чтобы студенты и преподаватели были «союзниками» в процессе обучения. Сотрудничество двух сторон предполагает повышение эффективности преподавания. «Отрешенность

преподавателя или студентов от результативности учебного процесса, если и не подрывает его, то в значительной степени тормозит» [11, с. 152].

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в современных условиях мотивация является эффективным способом для повышения качества обучения. На основе диагностических методик у студентов технических специальностей выявлено присутствие:

- внутренней мотивации, направленной на получение студентами профессиональных знаний и саморазвитие. В данном случае работа педагога должна быть построена с учетом дальнейшего развития мотивацииучебной деятельности, которая способствуетпрофессиональной успешности;

- внешней мотивации, которая требует особого внимания и комплекса профессионально-ориентированных ипсихологически-обоснованных мероприятий.

Результаты проведенного исследования показывают, что студентам технического вуза необходимо развитие коммуникативных способностей, формирование эмоциональной уравновешенности, повышение интереса к языку.

Для эффективного изучения иностранного языка необходимо создать педагогические условия, которые положительно влияют на развитие внутренней и внешней мотивации.

Используя в практике преподавателя современные технологии и методы обучения, творческий поиск и оригинальность с учетом выявленной мотивации студентов технического вуза возможно достигнуть положительного результата в обучении иностранному языку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамзон Т. Е., Неретина Т. Г., Колдомасова И. О., Харитонова С. В., Лукина О. А. Учебно-методический конкурс в вузе как инновационная форма обмена педагогическим опытом // Гуманитарные и педагогические исследования. 2022. № 1. Т. 6. С. 19-33.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2014. 509 с.

3. Лисовский П. П, Терещенко С. Н. Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход. М.: Весь, 2013. 256 с.

4. Лукина О. А., Савва Л. И., Гасаненко Е. А., Солдатченко А. Л. Понятийная матрица проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 56-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мещерякова Е.В., Локтюшина Е.А. Английский язык как профессиональная основа европейского и отечественного образования// Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27397 (дата обращения: 01.09.2022).

6. Милорадов С. А. Некоторые проблемы обучения английскому языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 4. С. 91-95. URL: http://e-koncept.ru/2014/14097.htm (дата обращения: 01.09.2022).

7. Мирзоян И. Г., Актуальные проблемы обучения английскому языку в вузе //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. №.5. Т. 1. C. 72-77.

8. Михайлов В. В. Особенности преподавания английского языка в техническом вузе// Перспективы Науки и Образования. 2018. № 4. URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (дата обращения: 01.09.2018).

9. Ревякина А. И. Современные методы обучения английскому языку в высшей школе // Мир педагогики и психологии. 2019. №5(34).URL:https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-metody-obucheniya-anglijskomu-yazyku-v-vysshej-shkole.html (дата обращения: 01.09.2022).

10. Уваров В.И. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в неязыковом вузе и их возможные решения// Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 3 (13). С. 145-156.

11. Чернобровкин В. А., Пустовойтова О. В. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 261265.

V. V. Mikhailov (Magnitogorsk, Russia)

CURRENT ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY: FORMATION OF MOTIVATION

Abstract. Due to the fact that the problem of learning a foreign language remains the most important global problem of our time, much attention should be paid to the accumulation of knowledge and the ability to apply acquired knowledge in the communication process. Today the need for studying this discipline is growing: bachelors, masters and specialists who speak a foreign language are competitive and in demand in the labor market. Foreign language proficiency is not just a useful additional skill, but also a necessary competence for full functioning in modern socie-ty.The teacher must take into account the peculiarities of intercultural communication and knowledge of modern communication and pedagogical methods. It is necessary to use interdisciplinary connections to achieve the goal of teaching

foreign languages and the formation of necessary competencies. Today, the problem is that a person can be motivated to learn a foreign language, but loses interest in learning a foreign language due to changing conditions in the world community. The author focuses on the problems of motivational development of students in order to upbringing the individual's readiness for adequate behavior in this article. The results of diagnostics of technical students are presented in order to identify internal and external motives. Based on the data obtained, recommendations are outlined to teachers for the formation of conditions for increasing motivation when learning a foreign language at a technical university. Special attention is paid to the most effective teaching methods during foreign language classes. The author gives examples of using tasks with changing conditions from the author's version of a student-centered training program.

Keywords: current problems, higher education institution, foreign language, communicative methodology, teaching methods, motivation.

REFERENCES

1. Abramzon T. E., Neretina T. G., Koldomasova I. O., Kharitonova S. V., Lukina O. A. Uchebno-metodicheskii konkurs v vuze kak innovatsionnaya forma obmena pedagogicheskim opytom, Gumanitarnye i pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2022, no. 1, vol. 6, pp. 19-33.

2. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy, Saint Petersburg, Piter, 2014, 509 p.

3. Lisovskii P. P, Tereshchenko S. N. Psikhologiya tipov tela. Razvitie novykh vozmozhnostei. Prakticheskii podkhod, Moscow, Ves', 2013, 256 p.

4. Lukina O. A., Savva L. I., Gasanenko E. A., Soldatchenko A. L. Ponyatiinaya matritsa problem y poiska pedagogicheskikh uslovii formirovaniya professional'nogo imidzha obuchayushchikhsya tekhnicheskogo vuza, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 594, pp. 56-60.

5. Meshcheryakova E. V., Loktyushina E. A. Angliiskii yazyk kak professional'naya osnova evropeiskogo i otechestvennogo obrazovaniya [Elektronnyitekst], Sovremennye problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2018. no. 1, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27397 (accessed 1September 2022).

6. Miloradov S. A. Nekotorye problemy obucheniya angliiskomu yazyku v vuze, Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» [Scientific-methodological electronic journal "Koncept"], 2014, no. 4, pp. 91-95. URL: http://e-koncept.ru/2014/14097.htm (accessed 1september 2022).

7. Mirzoyan I. G., Aktual'nye problemy obucheniya angliiskomu yazyku v vuze, Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], no. 5, vol. 1, pp. 7277.

8. Mikhailov V. V. Osobennosti prepodavaniya angliiskogo yazyka v tekhnicheskom vuze, Perspektivy Nauki i Obrazovaniya [Perspectives of Science and Education], 2018, no. 4. URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (data obrashcheniya: 01.09.2018).

9. Revyakina A. I. Sovremennye metody obucheniya angliiskomu yazyku v vysshei shkole, Mir pedagogiki i psikhologii, 2019, no. 5 (34), URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-metody-obucheniya-anglijskomu-yazyku-v-vysshej-shkole.html (accessed 1September 2022).

10. Uvarov V. I. Aktual'nye problemy prepodavaniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze i ikh voz-mozhnye resheniya, Vestnik RGGU. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie» [RSUH/RGGU Bulletin "Psychology. Pedagogics. Education - Series Academic Journal], 2018, no. 3 (13), pp. 145-156.

11. Chernobrovkin V. A., Pustovoitova O. V. Sushchnost' i znachenie proektnoi deyatel'nosti dlya sovremen-nykh doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsii, Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies], 2018, no. 6, pp. 261-265.

Михайлов В. В. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в техническом вузе: формирование мотивации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 3. С. 14-20.

Mikhailov V. V. Current Actual Problems of Teaching a Foreign Language at a University: Formation of Motivation, Gumanitarno-pedagogicheskieissledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2022, vol. 6, no. 3, pp.14-20.

Дата поступления статьи - 07.09.2022; 0,65 печ. л.

Сведения об авторе

Михайлов Владимир Владимирович- доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; ta-se-mi@yandex.ru

Author:

Vladimir V. Mikhailov, Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor Foreign Languages for Engeneering Chair, Institute of the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; ta-se-mi@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.