Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ШКОЛА / FGS / PHYSICAL CULTURE / SPORT / CHILDREN'S HEALTH / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эскендаров Э. С.

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эскендаров Э. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING OF PHYSICAL CULTURE AT SCHOOL

Today, society, and especially the school, faces a very important task - not only to prepare the child for independent life, to educate him morally and physically healthy, but also to teach him to be healthy, to promote the formation of his conscious need for health as a guarantee of future well-being and success in life. This is one of the most important areas of the new GEF.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ»

2. Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания : учебно-методическое пособие / Г.Д. Шкарлупина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 387 с. : табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-54475-2571-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/ (11.01.2017).

References:

1. Maruseva, I. V. Modern pedagogy (with elements of pedagogical psychology) : textbook for universities / I. V. Maruseva. - Moscow ; Berlin : Direct Media, 2015. - 624 p.: Il. - ISBN 978-5-4475-4912-1 ; Same [Electronic resource]. Available at: http: //biblioclub.ru/ (11.01.2017).

2. Scarlatina, G. D. Theory and methods of teaching history and social studies : teaching manual / G. D. Scarlatina. - Moscow ; Berlin : Direct Media, 2014. - 387 p.: table. - Bibliogr. in the book. - ISBN 978-5-4475-2571-2 .

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Эскендаров Э.С.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация. Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, физическая культура, спорт,здоровье детей, школа.

ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING OF PHYSICAL CULTURE AT

SCHOOL

Eskindarovа E. S.

ChOU VO «Social and рedagogical institute»

Annotation. Today, society, and especially the school, faces a very important task - not only to prepare the child for independent life, to educate him morally and physically healthy, but also to teach him to be healthy, to promote the formation of his conscious need for health as a guarantee offuture well-being and success in life. This is one of the most important areas of the new GEF.

Key words: FGS, physical culture, sport,children's health, school.

В последнее десятилетие в современном обществе основной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения как основополагающего фактора будущего благополучия государства.

Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья - результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.

Важнейший элемент физической культуры - двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами. Не менее важна совокупность средств, наработанных в обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности в целом.

Преподавание физической культуры в школе органически включено в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования ясно одно, что цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для учителя является - овладение школьниками основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

При проведении уроков физической культуры я опираюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребёнка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса возможны на основе идеи совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновение в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приёмам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в общеобразовательной школе понимается как единство двух составных частей - ориентирующих детей и подростков в сфере физической культуры и творчески деятельностной.

Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры.

Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно-деятельной, а также на умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Изменения в системе общего среднего образования ведут к разработке новой концепции физического воспитания. Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических, медико-биологических, психологических и социологических исследований в области физической культуры, чётко определить и узаконить роль и место физкультуры в образовательном процессе, его взаимосвязь и взаимодействие с другими учебными дисциплинами, сохраняя при этом целостность процесса обучения, при котором каждый предмет вносит свой вклад в гармоническое развитие личности ребёнка [5].

В настоящее время продолжается экстенсивное наращивание объёма изучаемого материала по всем дисциплинам, перенасыщение его новыми, не всегда нужными, знаниями. Это приводит к разрыву межпредметных связей: каждый предмет решает свои задачи самостоятельно, а школьники переживают пассивность и безразличие ко всему, что связано с обучением.

Таким образом, новая концепция по физическому воспитанию невозможна без объективного анализа и критического переосмысления процессов происходящих в образовании в целом.

Учащимся трудно запомнить всё, что даётся им на уроках. Составители научных концепций и учебных программ зачастую «забывают» о психофизиологических возможностях детей по приёму и переработке информации, о возрастно-половых особенностях их развития, естественных социальных потребностях. Интенсивные учебные нагрузки на неокрепший детский организм неблагоприятно сказываются на здоровье школьников. Недостаток двигательной активности и чрезмерные учебные нагрузки часто приводят к срыву базовых биологических функций.

Всё это свидетельствует о том, что система образования в нынешнем её виде превратилась в мощный патогенный фактор различных заболеваний школьников, нарушающих нормальное протекание важных психофизиологических процессов (мышления, умственной работоспособности, внимания, памяти). Естественно, такое положение дел должно тревожить тех, кому доверено здоровье детей, от кого зависит подготовка выпускников школы к взрослой жизни.

Очевидно то, что эффективным средством решения многих проблем выступает физическое воспитание.

Однако, как подтверждает практика, за 3 урока физкультуры в неделю не могут достаточно решить все проблемы. Тем более что в результате научно-технического прогресса резко снизилась двигательная активность детей. Сейчас у ребят в особом почёте телевидение и компьютерные игры. Негативные последствия этого на лицо, ибо рост, развитие и здоровье человека напрямую зависит от его двигательной активности. Народная мудрость гласит: «Движение - это здоровье!».

И.П.Павлов и другие выдающиеся учёные показали, что в целостном организме костно-мышечная система - ведущая, на неё «равняются» все остальные системы и органы [5]. Поэтому оптимальная двигательная активность позволяет наиболее полно реализовать наследственную программу человека и играет важную роль в сохранении и укреплении его здоровья.

В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» - оздоровительное, тренировочное и образовательное

[3].

Не так давно ведущим считалось тренировочное направление урока. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного внимания. Цель данных уроков - чтобы ребёнок приобрёл такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Такой урок должен решать следующие задачи:

1. В начальной школе - формирование общих представлений о физической культуре, её значение в жизни человека; развитие психических процессов креативности, самостоятельности, сознания, толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.

2. В основной и средней школе - углубление основ знаний о физической культуре; воспитание положительных индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии, толерантности; создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптационных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; развитие навыков самоконтроля, ответственности за своё здоровье; изучения культурно-исторических основ физической культуры.

Система образовательных уроков по опыту работы даёт ряд положительных результатов, развивая психические процессы (мышление, память, внимание, навыки самоконтроля), оказывая воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у школьников.

В МБОУ «СОШ №28 г. Дербент» складывается модель «Спорт - залог здоровья». Деятельность педагогов направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. Наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании являются:

-определение нагрузок на уроках физкультуры и их дифференциация с учётом физического развития и состоянием здоровья детей;

-выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание, влажная уборка, соблюдение теплового и светового режима);

-введение в учебно-воспитательный план уроков здоровья, профилактических бесед, введение в режим работы школы физкультминуток во время уроков;

-совершенствование системы физкультурно-спортивных мероприятий; -систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;

-регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе районной поликлиники;

-проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья.

Конечно, каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет структуру оздоровительных блоков в зависимости от материально-технических возможностей, целей и задач программ оздоровления учащихся. В нашей школе функционирует спортивный зал с душевыми комнатами и оборудованными раздевалками. При школе находятся хоккейный корт, стадион с искусственным покрытием. Все это позволяет повысить эффективность проводимых уроков и повышает интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом. В школе работают секции «Настольный теннис» «Хоккей», «Футбол»

Очень актуален вопрос - как сформировать желание заниматься физической культурой у детей школьного возраста? Ответ, на мой взгляд, включает в себя четыре элемента.

Первый - описание цели, которую необходимо достигнуть. Второй - мотивация действия. Нужно опираться на значимый для школьника мотив.

Третий - практическая реализация ведущего мотива. Четвёртый - результат, который должен быть достигнут после выполнения тренировочной работы.

Таким же образом можно сформировать положительное отношение и интерес к выполнению школьником практически любой деятельности.

Специалисты утверждают, что сегодня гарантией победы на спортивной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и создание им художественного образа.

Экспериментально проверено, что в образовательно-воспитательном процессе современной школы, возможно, интегрировать знания, умения и навыки по разным областям. Например, физическая культура + музыка + танец [6].

Возможны интеграции и с математикой, и с биологией, и с физикой. Варианты могут играть значительную роль в развитии гуманных качеств личности учащихся.

Ключевым структурным элементом служит музыка. В зависимости от подобранной музыки создаётся образ и реализуется двигательный потенциал ребёнка.

Музыка определяет характер движения, его развитие, создаёт эмоциональную основу действия, способствуя тем самым претворению в жизнь здоровьесберегающих технологий.

Действенным средством может стать импровизация. Для импровизации детям можно предложить упражнения, передающие движения животных, образы растений, трудовую деятельность.

Для развития речи детей желательно на уроках физической культуры дополнять упражнения рифмованными текстами или речитативом.

Танцевальные движения, безусловно, способны очень сильно воздействовать на человека, на его психофизическое оздоровление. Помимо отдельных танцевальных движений можно использовать в урочных формах занятий танцевально-экспрессивный тренинг.

Нельзя оставить без внимания влияние цвета на нашу жизнь, на наше здоровье. Положительные эмоции проявляются при чувствительности глаза к красно-желтой части спектра, а отрицательные к сине-зелёным цветам. Знания воздействия цвета на организм человека можно использовать, выбирая цвет при покраске зала, подбирая спортивную форму, спортивный инвентарь. Так, желтый цвет считается стимулятором мозга, он не утомляет и оказывает стимулирующее влияние на зрение и нервную систему, лиловый цвет -оказывает успокаивающий эффект, снижает тревожность, зелёный - поднимает жизненный тонус, снимает напряжение, раздражительность.

Комплексное сочетание средств музыки, изоискусства, танца в системе физкультурного образования школьников может быть использовано в театрализованных массовых выступлениях, в спортивных праздниках, да и на каждом уроке в сюжетно-ролевых играх.

Таким образом, главное правило использования форм и методов искусства в физкультурном образовании - это не бояться импровизировать, сочетая двигательный компонент (физическую культуру) с духовным (искусством), проявлять творчество и воображение, учить этому детей, потому что это так необходимо в современной жизни.

Педагогический опыт использования музыкально-ритмических подвижных игр показывает, что у детей кроме физических развиваются эстетические и нравственные качества, умственные и музыкальные способности, а также речь, логическое и образное мышление. Слияние музыки и физической культуры, дополняющих друг друга, содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Роль семьи (родителей) в сохранении здоровья детей и их физическом развитии очень велика. Для начала надо определить главное: больше общаться с собственными детьми, как можно чаще заниматься с ними физической культурой - весело и азартно играть, состязаться, подталкивать к рекордам, и тем самым спасать детей от болезней, стрессов, неправильного питания, курения и алкоголя [1].

Выполняя различные физические упражнения, надо знать, что ребёнок всех заставляет улыбаться, но не каждого - думать. Проблемы будущего любой семьи, да и будущего страны, напрямую зависят от главного - кто будет строить. И семью, и страну. Люди свободные, красивые и сильные или неуверенные, болезненные, безграмотные и бесхарактерные. Это зависит во многом от родителей, от того - как внимательно, бережно, осмысленно и изобретательно они раскрывают возможности и таланты своих детей. Необходимо совместно с детьми заниматься спортом, интересоваться их успехами, подавать положительный пример.

Всё воспитание и всё образование нанизывается на один стержень -трудолюбие. Всё остальное - любознательность, внимание, память, способности - есть у всех, правда в разных пропорциях. И из этого следует, что с ребёнком, которому трудно запоминать, надо по-другому работать.

Неуспевающих же всеми способами надо стараться поддерживать, воспитывать самоуважение. Такая система работы помогла бы решить многие детские проблемы. И семейные проблемы - тоже, связанные с детьми и их свободным временем.

Для исправления ситуации с «больным поколением», необходима результативная работа школьных специалистов физического воспитания, а необходимым подспорьем в их деятельности должны стать грамотные действия родителей школьников.

Надо начать с основы: разработать нормативные требования по развитию двигательных качеств для детей, поступающих в I класс; познакомить родителей будущих первоклассников с нормативными требованиями; проводить тестирование будущих учеников при поступлении в школу; организовывать семинары и консультации для родителей по развитию двигательных качеств детей. Свой вклад должны внести и полноценно работающие телевидение, пропаганда, пресса.

Вести же уроки физической культуры с 1 по 11-й класс должны специалисты; ведь именно в начальной школе закладываются основные физкультурные знания, навыки и умения, главное, мотивация к дальнейшему физическому самосовершенствованию.

Общеизвестно, что регулярные физические упражнения дают многогранные положительные эффекты, физиологическую основу которых используют в медицине для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.

Оптимальная двигательная активность включает механизмы выздоровления и держит их в рабочем состоянии, что повышает сопротивляемость организма к различным патогенным факторам и способствует быстрому выздоровлению при болезни. Недостаток движений создаёт условия для проявления наследственной предрасположительности к заболеваниям и, значит, ограничивает годность к некоторым профессиям, омрачает перспективу будущего материнства и отцовства [5].

Организм стремится поддерживать индивидуальную норму двигательной активности, что позволяет говорить о врожденной потребности в ней.

Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да только потому, что оно продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, - упорно отодвигается на «вторые роли». Отрадно отметить, что в настоящее время Правительством нашей страны уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта. Подтверждением тому является и введение третьего часа физкультуры в учебный план, строительство уникальных спортивных центров, проведение массовых спортивных соревнований различного уровня.

Что можно сделать для оптимизации оздоровительного, развивающего и образовательного компонентов в рамках новой, многогранной роли физической культуры?

Реализация оздоровительного компонента требует разработки конкретных требований к уровню здоровья школьников, как единство физического и интеллектуального факторов. Всё это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.

Литература:

1. Валик Б. В. Ребёнок и физические нагрузки // Физическая культура в школе. - 2006. № 2. - с.68.

2. Водяницкая О.М. Организация здоровьесберегающей в школах Москвы // Физическая культура в школе. - 2004. - № 7. с. 7.

3. Дорошенко А.С., Шуров К.Ю. Образовательный урок // Физическая культура в школе. - 2005. - № 5. - с.38.

4. Копылов Ю.А. Учитель физкультурной самостоятельности // Физическая культура в школе. - 2005. - № 2. - с.27.

5. Шапарь А.В., Перетятько В.В. Роль и место физической культуры в образовательном процессе // Физическая культура в школе. - 2005. - N-4. - с.28.

References:

1. Valik B. V. Child and physical activity // Physical culture at school. - 2006. No. 2. - p. 68.

2. Vodyanitskaya O. M. Organization of health-saving in Moscow schools // Physical culture at school. - 2004. - № 7. p. 7.

3. Doroshenko A. S., Shurov K. Yu. Educational lesson // Physical culture at school. - 2005. - № 5. - p. 38.

4. Kopylov Y. A. the Teacher autonomy physical // Physical culture at school. -2005. - № 2. - p. 27.

5. Shapar A. V., Peretyatko V. V. Role and place of physical culture in educational process // Physical culture at school. - 2005. - N-4. - p. 28.

О ФИЛОСОФИИ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ И БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Шихшабеков Ш.Ю., Магомедов Г.К., Чихов С.У. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье сделан экскурс в область философии боевых искусств Востока, подчеркнута роль философии в создании внешних и внутренних школ боевых искусств. Рассматриваются вопросы морально-этического характера.

Ключевые слова: философия; восточные единоборства, внешние и внутренние школы боевых искусств; очищение сознания, самосовершенствование.

ON THE PHILOSOPHY OF EASTERN MARTIAL ARTS

Shikhshabekov Sh.Yu., Magomedov G.K., Chikhov S.U.

FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university»

Abstract. The authors of the article present excursus to the philosophy of Eastern martial arts and emphasize the role of the philosophy in developing external and internal schools of martial arts. Moral and ethical issues are considered in the article.

Keywords: philosophy; martial arts, external and internal martial art schools; purification of consciousness, self-improvement.

Пожалуй, нет такого народа, который не имел своей, присущей только ему, школы единоборства. В чем же секрет восточных единоборств? Почему

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.