Научная статья на тему 'Актуальные проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации'

Актуальные проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2772
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТАВКА НДС / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫЙ РАСЧЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сероштанова Анастасия Игоревна

В статье исследуется главенствующие признаки предпринимательской деятельности, выражающиеся в конкурентоспособности, предпринимательской идее и так далее. Помимо этого, рассматриваются последние изменения в законодательстве Российской Федерации затрагивающие интересы предпринимателей, такие как введение новых требований контрольно-кассового расчета, повышение ставки НДС. Для целей минимизации предпринимательских убытков выдвигаются практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сероштанова А.И.

Сероштанова Анастасия Игоревна - студент магистратуры заочной формы обучения, направление: юриспруденция, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в статье исследуется главенствующие признаки предпринимательской деятельности, выражающиеся в конкурентоспособности, предпринимательской идее и так далее. Помимо этого, рассматриваются последние изменения в законодательстве Российской Федерации затрагивающие интересы предпринимателей, такие как введение новых требований контрольно-кассового расчета, повышение ставки НДС. Для целей минимизации предпринимательских убытков выдвигаются практические рекомендации.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, конкурентоспособность, предпринимательство, ставка НДС, субъекты хозяйственной деятельности, контрольно-кассовый расчет.

В современных условиях развития рыночной экономики в Российской Федерации важнейшую роль играет предпринимательство. Предпринимательство, как сфера реализации хозяйствующими субъектами своих идей, является определяющим фактором производства. Помимо прочего, предпринимательство стимулирует конкуренцию, благодаря чему рынок имеет возможность развиваться динамичнее. Предпринимательство и государство, как известно, связаны сугубо социально-экономическими факторами. Это обусловлено в первую очередь тем, что так или иначе государство стоит в зависимости от мировых финансовых волнений. Отсюда и вытекает необходимость повышения налоговых ставок, установка дополнительных тарифов и требований к предпринимателям и пр.

Конкурентоспособная среда крайне необходима для эффективной предпринимательской деятельности, ибо это избавляет рынок от монополистических факторов развития, регулирует в лучшую сторону для потребителей стоимость и качество товаров, услуг, работ, а также способствует внедрению новейших технологий, широко используемых впоследствии в предпринимательской сфере. Сегодня конкурентоспособность актуально рассматривать через динамично развивающуюся внешнюю среду, к которой вынуждены адаптироваться субъекты предпринимательской деятельности для увеличения, сохранения, уменьшения своей занимаемой доли рынка [5, с. 21-24]. Однако не стоит (особенно в условиях конкуренции) недооценивать значения предпринимательских рисков. Любопытным представляется даже тот факт, что законодатель на правовом уровне закрепил в ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) возможность рисков в предпринимательской деятельность, охарактеризовав последнюю как «...самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [1]. Также, согласно вышеуказанной статье государство наделено регулятивной функцией к отношениям в сфере предпринимательской деятельности. Однако такое регулирование не всегда предполагает позитивные тенденции в развитии предпринимательства. В качестве примера стоит рассмотреть последние существенные изменения, коснувшиеся предпринимательской деятельности:

• Введение так называемых «онлайн касс» для осуществления расчетов Федеральным законом № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

• Повышение ставки НДС с 18% до 20%, введённой Федеральным законом от 03.08.2018 № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [4].

В первом случае для субъектов предпринимательской деятельности была предусмотрена обязанность перехода на новый способ контрольно-кассовых операций с использованием соответствующего оборудования. Был введен ряд новых определений таких как: оператор фискальных данных (специализированная организация, имеющая разрешение на обработку фискальных данных); кабинет контрольно-кассовой техники; ключ фискального признака и пр. Несмотря на то, что законодатель предусмотрел возможность постепенного перехода на новый вид осуществлений контрольно-кассовых операций, на практике множество индивидуальных предпринимателей столкнулись с такими проблемами как: непредвиденные затраты в размере от 30 до 120 тыс. рублей; непонимание нового механизма взаимодействия с налоговыми органами; наладка оборудования для

бесперебойной работы контрольно-кассовой техники и т.д. Кроме того, для обслуживания новых кассовых аппаратов предприниматель обязан ежегодно обновлять фискальный накопитель данных и получать новую усиленную квалифицированную электронную подпись, что в среднем накладываем дополнительные затраты в размере около 15 тыс. рублей, что для предпринимателя, осуществляющего свою хозяйственную деятельность в городе, может и небольшая сумма в сравнении с чистым доходом, а для предпринимателя, занимающегося, к примеру, торговлей в местах отдаленных от густо населенных пунктов, эта сумма имеет весомое значение.

Несмотря на то, что технологически изменения в контрольно-кассовом расчете призваны облегчить налоговый учет доходов предпринимателя, не исключены случаи технического сбоя оборудования, нестабильность работы сети, в случае чего может быть затруднена передача фискальных данных.

Другая актуальная проблема на сегодняшний день - это повышение ставки НДС с 18% до 20%. В соответствии с вышеупомянутым ФЗ от 03.08.2018 № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2019 года изменен размер ставки НДС с 18% до 20%.

В силу п. 4 ст. 5 Закона № 303-ф3 ставка налога на добавленную стоимость в размере 20% подлежит применению в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 г. вне зависимости от даты заключения сделки.

НДС предъявляется дополнительно к стоимости товаров (работ, услуг) по ставке, установленной п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ [2] (далее - НК РФ):

• в размере 18% - в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных Исполнителем и принятых (без замечаний) Заказчиком по акту-приема передачи до 31 декабря 2018 года включительно;

• в размере 20% - в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных Исполнителем и принятых Заказчиком начиная с 1 января 2019 года».

В таком случае, получается, что авансовые платежи, перечисленные Заказчиком в 2018 году с учетом НДС по ставке 18% и оформления сдачи-приемки результатов выполненных работ в 2019 году - ставка НДС применяется в размере 20%. Выходит, что налогоплательщикам предпринимателям выгодно закрыть работы по договорам до окончания 2018 года с применением ставки НДС 18% в полном объеме либо провести частичное выполнение (сдачу части работ). Однако, для применения ставки НДС 18% для случаев частичной сдачи результатов работ, необходимо, чтобы договором была предусмотрена поэтапная сдача результатов работ. Было бы целесообразно изначально предусмотреть в договоре возможность поэтапного выполнения и сдачи работ, однако, на практике чаще всего используются шаблонные формы договором оказания услуг/выполнения работ. Предпринимателю для этих целей следовало бы проявить должную предусмотрительность и заключить хотя бы дополнительное соглашение, которое предусматривало бы этапы производства работ. Правда, для исключения подозрений со стороны налогового органа в налоговой выгоде налогоплательщика целесообразно было бы заключить такое дополнительное соглашение до даты принятия ФЗ от 03.08.2018 № 303-ФЗ.

Заключая дополнительное соглашение с заказчиком стоить иметь в виду, что этапы работ должны быть подробно расписаны по объему. Кроме того, обязательно должен быть указан срок исполнения работ по каждому из этапов. Также разумно будет в тексте договора указать, что выполнение работ по этапам производится последовательно. В таком случае, авансовые платежи, уплаченные заказчиками до конца 2018 года, можно будет закрыть с НДС под 18% подписанием документов о выполнении работы, а следующие этапы работ будут «закрываться» под 20% НДС. Это позволит предпринимателям минимизировать возможные убытки, что по большому счету не затронет и интересов контрагентов.

Таким образом, современные тенденции развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации носят неоднозначный характер. С одной стороны, государство наделено регулятивной функцией к отношениям в предпринимательской деятельности, с другой стороны, это регулирование носит сугубо императивный характер, который выражается в принятии новых норм и положений, затрагивающих интересы субъектов хозяйственной деятельности, но в то же время ограничивающих свободу предпринимательской деятельности. Государству следует больше стимулировать предпринимательскую деятельность, ведь это залог развития рынка.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (Часть I). Ст. 4223.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018. № 32 (часть I). Ст. 5096.

5. Кузьминич Г.Г. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 21-24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3110/ (дата обращения: 03.12.2018).

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Куценко А.А.

Куценко Алексей Александрович — студент, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин ИЗЦ, Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются правовой статус военнослужащего, а также документы регулирующие права и свободы военнослужащего на территории РФ.

Ключевые слова: обязанность, Российская Федерация, свобода военнослужащих, Конституция РФ, военнослужащий, запрет.

Правовую основу статуса военнослужащего составляют:

- Конституция РФ;

- Федеральные законы;

- Подзаконные правовые акты.

Статус военнослужащего включает в себя все права и обязанности гражданина Российской Федерации. Совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ - все это можно понимать под статусом «военнослужащий».

Рассмотрим структурные элементы, входящие и составляющие основу правового статуса военнослужащего:

1. Права - меры поведения, обеспеченные рамками закона и направленные на достижения целей связанных с удовлетворением интересов. Права и обязанности военнослужащих можно разделить на три группы.

Первая группа - конституционные или как еще их называют - общегражданские, которые определяют статус военнослужащего как гражданина РФ. Установленные Конституцией РФ права и свободы для военнослужащих могут быть частично ограничены в зависимости от специфики службы. Общегражданские права и обязанности можно разделить на личные и гражданские, юридические, политические и т.д. [1].

Вторая группа - продиктована условиями военной службы и делится на общие и должностные и устанавливается нормами военного законодательства как военно-служебные права и обязанности.

Особенностью правового статуса военнослужащего является разграничение в зависимости от принадлежности к той или иной категории (составу), воинского звания и должности, и других факторов. Военно-служебные права и обязанности можно разделить на:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.