Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
DOI 10.47643/1815-1337_2021_4_46
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В АРКТИКЕ: АСПЕКТ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ CURRENT PROBLEMS OF LEGAL REGULATION PROTECTING RUSSIA'S INTERESTS IN THE ARCTIC: THE ASPECT OF PROTECTION AND SAFETY OF ECOLOGICAL SYSTEMS БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: battakhov@mail.ru;
BATTAKHOV Petr Petrovich,
Candidate of Law, Senior Researcher of the Sector of Business and Corporate Law Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (IGP RAS). E-mail: battakhov@mail.ru
Краткая аннотация: В статье рассматриваются национальные интересы России в зоне Арктики, анализируется проблема экологической уязвимости и охраны природных ресурсов и рекомендации на правовом уровне путей их решения в данном регионе, правовое положение Российской Федерации по отношению к зоне Арктики.
Abstract: The article considers the national interests of Russia in the Arctic zone, analyzes the problem of environmental vulnerability and the protection of natural resources and recommendations at the legal level of ways to solve them in the region, the legal situation of the Russian Federation in relation to the Arctic zone.
Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь, биоресурсы, углеводороды, континентальный шельф, экологическая обстановка, интересы России.
Keywords: Arctic, Northern Sea Route, bioresources, hydrocarbons, continental shelf, ecological situation, interests of Russia.
Дата направления статьи в редакцию: 10.03.2021
Дата публикации: 30.04.2021
Арктика занимает около 21 млн кв. км Северного Ледовитого океана, который примыкает к Северному полюсу и включает части материков Евразии и Северной Америки. Арктика значительно отличается от других регионов, следующими условиями: демографическими, природно-экономическими, экстремальными природно-климатическими, уязвимостью природной среды от техногенных происшествий и производственной деятельности общества. Зона Арктики богата крупными месторождениями углеводородов в количестве около: нефти - 594, золота - 350, газа - 159, никеля - 2 и др. Обитающие в зоне Арктики представители животного и растительного мира уникальны тем, что многие больше не встречаются нигде [6, с. 35]. Экономический и транспортный потенциал Арктики привлекает внимание северных государств, эксперты и ученые со всего мира заинтересованы богатейшей природой, недрами, морями и Северным морским путем.
Начиная с XX века Арктика выступает объектом пристального исследования ученых, политиков и предпринимателей в связи с тем, что происходит потепление природного климата, чему чревато сокращение площади и толщины арктического льда. Арктические льды имеют огромное значение для климата Земли в целом, т. к. именно они в качестве ледяной шапки выполняют функцию отражения солнечных лучей, следовательно, не дают планете перегреться. Угроза окружающей среды Арктики возрастает с каждым годом, также влияет на нее растущая промышленная деятельность. Первостепенную роль в свете данных возникших угроз играет правовое регулирование, которое стабилизирует правовой порядок в зоне Арктики. Следовательно, возникает потребность в адаптации (к регенерации) существующих норм к новой ситуации, которая возникла в результате изменения климата.
Современное международно-правовое регулирование формировалось в течение большого промежутка времени, исходя из этого А.И. Абрамова, В.Р. Авхадеев, Л.В. Андриченко приводят в своей работе классификацию истории международно-правового регулирования по периодам:
Первый период. От появления первых поселений в Арктике до IX-XII вв. Период межплеменных обычаев, в которых происходила регуляция территорий населения, а также товарообмен, охотничьи и рыболовные угодья.
Второй период. Связан с разделением арктических просторов, борьбой государств за территорию, которая началась еще в IX в., активность проявляла в XVII в. и вплоть до конца XIX в. В то время отсутствовали четкие нормы, которые определяли бы границы территорий Арктики. Предпосылки возникновения международно-правового режима Арктики начались с первой четверти XIX в. Были заключены соглашения и договоры:
- в 1824 г. русско-американская конвенция;
- в 1825 г. русско-американский договор;
- в 1867 г. русско-американский договор;
- в 1806 и 1826 г. русско-шведские договоры.
Вследствие чего была заложена основа современного международно-правового режима Арктики.
Третий период. С начала XX в. постепенно начало утверждаться международно-правовое регулирование Арктики. С 19161924 гг. формировались нормы международного права, которые распространялись на все земли и острова в пределах сектора. Однако, единого документа по международно-правовому регулированию принято не было. Только после Второй мировой войны и возникновения ООН началось развитие международного права. Были разработаны и приняты универсальные международно-правовые акты арктических отношений. В 1958 году были приняты четыре Женевские конвенции по морскому праву. В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, которая установила международно-правовое регулирование Мирового океана.
Четвертый период. Связан с созданием специализированных международных организаций (Арктический совет и др.). Данный период характеризуется тенденциями, которые определяют структуру межгосударственных отношений [3, с. 19-22]. В настоящее время мы живем в техногенной среде, вследствие перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Вопрос бурного развития научно-технического прогресса в настоящий момент спорный, существует два мнения: с одной стороны, происходит развитие общества, широкий доступ к различным информационным ресурсам, независимо от геолокации возможность иметь общение и др.; с другой, именно данное развитие может быть обращено с противоположной стороны, общество может стать объектом управления, негативное влияние СМИ, чрезмерное использование технического оборудования в нашей жизни, что может привести к экологическим катастрофам и др. В связи со становлением научно-технического прогресса следует необходимость поиска и обеспечения баланса между экономико-техническим развитием и охраны и сбережения арктической зоны, а именно, сохранность природы и ликвидация полученного ущерба, который был накоплен за прошлые десятилетия.
Перечислим следующие существующие за последние годы нормативно-правовые акты, которые посвящены развитию Арктической зоны Российской Федерации:
- Указ Президента РФ от 26.02.2019 № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации», в котором говорится о дополнительных функциях в сфере развития зоны Арктики Российской Федерации [8];
- Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», в котором приведены способы и основные механизмы стратегических целей и обеспечение национальной безопасности зоны Арктики Российской Федерации [10];
- Указ Президента РФ от 05.03.2020 N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», в котором приведены в качестве основыстратегическое планирование в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике[9].
- «Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», в котором изложены государственные программы, направленные на создание новых рабочих мест и условий развития коренных малочисленных народов, проживающих в зоне Арктики Российской Федерации [5];
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 996-р, в котором утвержден план мероприятий «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [11].
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 978-р, в котором утверждена программа государственной поддержки деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в зоне Арктики Российской Федерации и др. [12].
Предписанные стратегии развития зоны Арктики предусматривают защиту национальных интересов и сотрудничество с другими странами, прилегающих к ней (Канада, Дания, Норвегия, США). Однако, не всегда удается получить положительный отклик у зарубежных партнеров. Отметим также, что единый международный документ по закреплению правового статуса отсутствует. Важным тут является то, что в процесс конфликта разных стран претендуют на Арктику не только прилежащие к ней государства, но и страны, которые даже не имеют территориального выхода в зону Арктики. Заинтересованность стран зоной Арктики, это прежде всего полезные ископаемые в ней, что предоставляет угрозу риска для природной среды. Интересы рыночных отношений наиболее часто приоритетны чем интересы природы.
Половина побережья Ледовитого океана и континентальный шельф принадлежит Российской Федерации. Любое воздействие на окружающую среду несет возрастание техногенной и антропогенной нагрузки. В целях охраны и обеспечения экологической безопасности предусматриваются развитие и расширение сети особо охраняемых природных территорий, ликвидация экологического ущерба; минимизация негативного воздействия на Арктику и др. Существует также необходимость уточнения географических границ зоны Арктики Российской Федерации. Если рассматривать и исследовать проблемное поле арктической политики, то легко можно вы-
делить имеющиеся и возможные экологические угрозы и риски. Арктика подлежит комплексному исследованию среды и природных компонентов (температуры, воды, атмосферы, влаги соли и др.), а также научно-теоретическому исследованию правового регулирования на территории Арктики. Национальными интересами России в зоне Арктики выступает ряд особенностей:
- ресурсная база, которая обеспечивает социально-экономическое развитие. Арктическая зона Российской Федерации обеспечивает около 11 % дохода России. На сегодняшний день существует около 200 нефтегазоперспективных объектов, а также несколько десятков месторождений. Регион также обладает богатым биоресурсами: уникальные виды рыб (более 150 видов), животных (среди которых морж, белый медведь, песец, нарвал, касатка и др.) [4, с. 3]. В ресурсную базу можно также отнести Северный морской путь, к которому имеют интересы другие государства.
- единая транспортная коммуникация, использование Северного морского пути. Северный флот и весь его спектр предоставляют возможность решать задачи стратегически-экономической стабильности и военной безопасности государства. США, которые выступают за то, чтобы Северный морской путь был общим достоянием всех стран, был бы открыт в качестве транспорта всего мирового сообщества, вводят свои санкции.
- зона сотрудничества с другими странами, взаимовыгодные партнерства (территория мира). Геополитическое значение Арктики в мире с каждым годом становится шире. Для достижения устойчивого развития существует необходимость недопущения военного столкновения государств в интересах овладения социально-экономических целей. Государственная политика России в зоне Арктики выступает взаимовыгодное двустороннее/многостороннее сотрудничество с прилегающими к зоне Арктики государствами.
Угрозой выступает в данных интересах то, что возрастает конкуренция арктических держав, а также происходит вмешательство неприлегающих к Арктике государств, что урезает сотруднический характер в традиционных для Совета сферах [1, с. 15].
- обеспечение военной безопасности, защиты и охраны границы Российской Федерации. В Арктической зоне Российской Федерации базируются силы Северного флота. Здесь находятся стратегические объекты транспортной, военной, промышленной инфраструктуры, предприятия обороны, а конкретнее ракетно-ядерный потенциал, военно-космические объекты и др. Мобилизационная готовность в случае вооруженного конфликта должна дать отпор. Структура и состав военно-экономического и материально-технического обеспечения Вооруженных сил должна совершенствоваться беспрерывно.
- благосостояние Арктического населения. Территориальная целостность и суверенитет должны сохраниться в данной зоне для проживания коренных народов арктической зоны (эвенки, эвены, юкагиры, ненцы, долганы, ханты, энцы, нганасаны и др). Следует также отметить благосостояние граждан России, предоставление им высокого уровня жизни. Качество жизни населения в данном регионе не столь благоприятны, связано это с низкой заработной платой и безработицей, невостребованностью специалистов, высокой стоимостью продуктов и т. д.
- охрана и безопасность экологических систем. В своем исследовании мы будем фокусироваться на уязвимую окружающую среду зоны Арктики. Угрозы природной среды, которые в основном связаны с изменением климата нарастают. Следовательно, в целом средняя температура Земли растет. Происходит таяние льдов в Арктике, погодные явления становятся опасными в том числе и для авиации. Антропогенное воздействие на Арктику оказывает проблемы на ее экосистему. Арктика несмотря на суровый климат и территориями вечной мерзлоты богата углеводородными природными ресурсами. Природные условия имеют очень большую чувствительность к деятельности человека на этой зоне, любое неразумное воздействие и вмешательство несет угрозу и пагубно влияет на Арктику.
Научные исследования ЮНЕП предполагают и акцентируют на том, что экономическое развитие и рост численности населения Земли окажет влияние на арктическую биосферу, затрагивая 50-80 % экосистемы на арктическую биосферу [2, с. 30].
Ученые различных сфер утверждают, что потепление климата в Арктике воздействует на все природные особенности нашей планеты. Например, торфяные болота, которые образовались еще 11 тысяч лет назад, выделяют метан, который удерживается вечной мерзлотой, следовательно, при таянии он начинает попадать в атмосферу, что пагубно влияет на жизнедеятельность людей. В связи с потеплением климата площади ледников с каждым годом все больше и больше сокращаются.
Загрязнения экологического характера начались с тех пор, как возникли морские пути, также испытания ядерных оружий на архипелаге Новая Земля, химические промышленные комбинаты и др. Добыча углеводородный ресурсов на шельфе Арктики чреват экологическими рисками, такими как:
- чрезмерная эксплуатация месторождений;
- выбросы парниковых газов, газообразных углеводородов, загрязняющих веществ в атмосферу;
- техногенных катастроф и аварий;
- загрязнения вод стоками химическими соединениями и нефти;
- радиационные загрязнения окружающей среды;
- климатические изменения, которые влияют на гидрометеорологические природные процессы, многолетнемерзлые грунты и др.
- сокращение животных, растений и др.
Добыча углеводородного сырья в Арктике могут повлечь серьезные последствия со стороны экосистемы. Нарастающие антропогенные угрозы природной среды ставят задачи создания и реализации надлежащей правовой основы с экологической точки зрения. Экологические проблемы могут также обостриться из-за отсутствия механизмов борьбы с ними.
А. В. Шевчук приводит, что кризисная экологическая обстановка наблюдается в районах: Западно-Кольском, Центрально-Кольском, Архангельском, Темано-Печерском, Воркутинском, Новоземельском, Нижне-Обском, Средне-Обском, Норильском, Яно-Индигирском, Западно-Чукотском, Восточно-Чукотском. В перечисленных районах импактное состояние, т. е. в этих местах произошли негативные изменения природной среды, что сулит рисками и угрозами для здоровья проживающих на этих местностях людей [7, c. 163].
Для предотвращения рисков и угроз в зоне Арктики должны быть приняты во внимание следующие аспекты правового регулирования защиты интересов России в Арктике в качестве разработки либо поправки или дополнения существующих законодательных актов:
- развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации, а именно нормативно-правовой базы, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды в зоне Арктики;
- разработать положения, в которых был бы приведен утвержденный перечень загрязняющих веществ в зоне Арктики Российской Федерации;
- разработать нормативы допустимого технического воздействия, регуляция норм загрязняющих веществ с учетом природы и климата зоны Арктики Российской Федерации;
- утвердить перечень особо охраняемых природных зон Арктики Российской Федерации подверженных рискам и угрозам, и ввести при необходимости запрет пользования природной территорией в промышленных целях;
- осуществить экспертизу и оценку нормативно-правовых актов стратегической оценки и территориального планирования зоны Арктики Российской Федерации;
- исходя из влияния профессиональной деятельности на окружающую природную среду зоны Арктики Российской Федерации разработать критерии и утвердить перечень видов деятельности;
- разработать нормативно-правовые акты по обязательному страхованию угроз и рисков промышленной деятельности в зоне Арктики Российской Федерации;
- разработать нормативно-правовые акты по ужесточению мер ответственности за неблагоприятное воздействие на окружающую среду зоны Арктики (экологические правонарушения);
- закрепление в Законе запрета на использование и разработку газа и нефти в местах, где обитает живность, занесенная в Красную книгу.
Итак, вопросам обеспечения охраны окружающей среды и обеспечения безопасности передвижения по Северному морскому пути должно уделяться особое и повышенное внимание в зоне Арктики Российской Федерации, что, собственно, и есть актуальным на этапе освоения Арктики не только Россией, но и для всех арктических государств. Использование ресурсов в экономических целях требует соблюдения повышенных экологических требований охраны и защиты природы зоны Арктики со стороны России и зарубежных стран. Важным выступает на данный момент то, что, например, вызванные нефтяной аварией те или иные последствия в зоне Арктики, несут глобальный характер, не только региональный.
Следует отметить, что Россия имеет интерес к Арктике с долговременным стратегическим потенциалом, существует необходимость уточнения данных интересов, также регулярная корректировка или разработка нормативно-правовой базы стратегии в данном регионе, подойти максимально серьезно к проблеме экологии в зоне Арктики. Различного рода проектов по защите экологии и здравоохранения должны поддерживаться и создаваться в качестве нормативно-правового акта на федеральном уровне. Россия должна найти баланс между интересами других прилегающих государств и отстаивать свои интересы основываясь на международном сотрудничестве.
Библиография:
1. Арктическая политика России: международные аспекты [Текст] : докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2021 г. / С. А. Караганов (рук. авт. кол.), А. Б. Лихачева, И. А. Степанов, Д. В. Суслов и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 56 с.
2. Арктические стратегии: энергетика, безопасность, экология и климат 2020 URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol1.pdf
3. Арктическое право: концепция развития / А.И. Абрамова, В.Р. Авхадеев, Л.В. Андриченко и др.; отв. ред. т.я. Хабриева; Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской Федерации. - М.: Ид «Юриспруденция», 2014. - 152 с.
4. Конышев В. Н., Сергунин А.А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №29. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/natsionalnye-interesy-rossii-v-arktike-mify-i-realnost (дата обращения: 20.05.2021).
5. «Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
6. Савенков Александр Николаевич Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества II Труды Института государства и права РАН. 2018. №1. URL: https:IIcyberleninka.ruIarticleInIarktika-pravovoe-obespechenie-ustoychivogo-razvitiya-i-sotrudnichestva (дата обращения: 19.05.2021).
7. Седова Н. Б., Кочемасова Е. Ю. Экологические проблемы Арктики и их социально-экономические последствия II ЭКО. 2017. №5 (515). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-problemy-arktiki-i-ih-sotsialno-ekonomicheskie-posledstviya (дата обращения: 19.05.2021).
8. Указ Президента РФ от 26.02.2019 № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации».
9. Указ Президента РФ от 05.03.2020 N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»
10. Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 996-р
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 978-р
References (transliterated):
1. Arkticheskaya politika Rossii: mezhdunarodnye aspekty [Tekst] : dokl. k XXII Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 2021 g. / S. A. Karaganov (ruk. avt. kol.), A. B. Lihacheva, I. A. Stepanov, D. V. Suslov i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2021. — 56 s.
2. Arkticheskie strategii: energetika, bezopasnost', ekologiya i klimat 2020 URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol1.pdf
3. Arkticheskoe pravo: koncepciya razvitiya / A.I. Abramova, V.R. Avhadeev, L.V. Andrichenko i dr.; otv. red. t.ya. Habrieva; Institut zakonodatel'stva i srav-nitel'nogo pravovedeniya pri pravitel'stve rossijskoj Federacii. - M.: Id «YUrisprudenciya», 2014. - 152 s.
4. Konyshev V. N., Sergunin A.A. Nacional'nye interesy Rossii v Arktike: mify i real'nost' II Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost. 2011. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-interesy-rossii-v-arktike-mify-i-realnost (data obrashcheniya: 20.05.2021).
5. «Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.03.2021 № 484 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii».
6. Savenkov Aleksandr Nikolaevich Arktika: pravovoe obespechenie ustojchivogo razvitiya i sotrudnichestva II Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arktika-pravovoe-obespechenie-ustoychivogo-razvitiya-i-sotrudnichestva (data obrashcheniya: 19.05.2021).
7. Sedova N. B., Kochemasova E. YU. Ekologicheskie problemy Arktiki i ih social'no-ekonomicheskie posledstviya II EKO. 2017. №5 (515). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-problemy-arktiki-i-ih-sotsialno-ekonomicheskie-posledstviya (data obrashcheniya: 19.05.2021).
8. Ukaz Prezidenta RF ot 26.02.2019 № 78 «O sovershenstvovanii gosudarstvennogo upravleniya v sfere razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii».
9. Ukaz Prezidenta RF ot 05.03.2020 N 164 «Ob Osnovah gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2035 goda»
10. Ukaz Prezidenta RF ot 26.10.2020 g. № 645 «O Strategii razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda»
11. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2021 № 996-r
12. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2021 № 978-r