Научная статья на тему 'ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
604
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕВЕР / ДОБЫЧА / ОХРАНА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ганюхина Оксана Юрьевна

Арктика - это прилежащая к Северному полюсу, часть земного шара, ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66,33° с.ш., в пределах которого наблюдаются явления полярного дня и полярной ночи. Россия располагает исключительными юридическими правами на ресурсы недр и на биоресурсы примыкающей части Северного Ледовитого океана в пределах 200-мильной зоны; права же на континентальный шельф за пределами 200-мильной зоны требуют дополнительного геолого-геофизического обоснования. Для реализации имеющегося ресурсного потенциала, социально-экономического развития удалённых арктических регионов необходимо использование механизма государственно-частного партнёрства, в котором государство возьмёт на себя проведение начальных геологоразведочных работ и создание инфраструктуры, а бизнесу достанутся детальные геологоразведочные работы и строительство горнодобывающих комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL RESOURCE POTENTIAL OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Arctic is a part of the globe adjacent to the North Pole, bounded from the south by the Arctic Circle, located at 66.33 ° S., within which the phenomena of the polar day and polar night are observed. Russia has exclusive legal rights to subsurface resources and bioresources of the adjacent part of the Arctic Ocean within the 200-mile zone; the rights to the continental shelf beyond the 200-mile zone require additional geological and geophysical justification. To realize the existing resource potential, socio-economic development of remote Arctic regions, it is necessary to use the mechanism of public-private partnership, in which the state will undertake the initial geological exploration and infrastructure creation, and business will get detailed geological exploration and construction of mining complexes.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_2_112 УДК 349.6

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ NATURAL RESOURCE POTENTIAL OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

ГАНЮХИНА Оксана Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии. 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: gouoksana@yandex.ru;

Ganyuhina O.Yu.,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy. 410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: gouoksana@yandex.ru

Краткая аннотация: Арктика - это прилежащая к Северному полюсу, часть земного шара, ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66,33° с.ш., в пределах которого наблюдаются явления полярного дня и полярной ночи. Россия располагает исключительными юридическими правами на ресурсы недр и на биоресурсы примыкающей части Северного Ледовитого океана в пределах 200-мильной зоны; права же на континентальный шельф за пределами 200-мильной зоны требуют дополнительного геолого-геофизического обоснования. Для реализации имеющегося ресурсного потенциала, социально-экономического развития удалённых арктических регионов необходимо использование механизма государственно-частного партнёрства, в котором государство возьмёт на себя проведение начальных геологоразведочных работ и создание инфраструктуры, а бизнесу достанутся детальные геологоразведочные работы и строительство горнодобывающих комплексов.

Abstract: The Arctic is a part of the globe adjacent to the North Pole, bounded from the south by the Arctic Circle, located at 66.33 ° S., within which the phenomena of the polar day and polar night are observed. Russia has exclusive legal rights to subsurface resources and bioresources of the adjacent part of the Arctic Ocean within the 200-mile zone; the rights to the continental shelf beyond the 200-mile zone require additional geological and geophysical justification. To realize the existing resource potential, socio-economic development of remote Arctic regions, it is necessary to use the mechanism of public-private partnership, in which the state will undertake the initial geological exploration and infrastructure creation, and business will get detailed geological exploration and construction of mining complexes.

Ключевые слова: Арктика, природно-ресурсный потенциал, Север, добыча, охрана.

Keywords: Arctic, natural resource potential, mining, protection

Дата направления статьи в редакцию: 13.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Арктика - это прилежащая к Северному полюсу, часть земного шара, ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66,33° с.ш., в пределах которого наблюдаются явления полярного дня и полярной ночи. В этих границах площадь Арктики составляет 21 млн. км2. Особенности природы Арктики: низкий радиационный баланс, близкие к 0°С средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной средней годовой температуре, преимущественно выпадение твёрдых атмосферных осадков в течение большей части года, круглогодичное присутствие льда на суше в виде ледников, подземных льдов и многолетней мерзлоты, безлесие суши, а также ледовитость морских акваторий - всё это позволяет выделить Арктику в особую природную ландшафтно-географическую область [1, с. 11-15]. Границу её обычно проводят по южному пределу зоны тундр, близкому к очертаниям июльской изотермы 10°C на суше и 5°С на море. Местами эта граница проходит севернее Полярного круга, местами южнее его. В этих пределах площадь Арктики (включая водную поверхность) составляет около 27 млн. км2 (5,3% земной поверхности). На материках эта граница проходит примерно по 70° с.ш. (за исключением южной части Гренландии, полуострова Лабрадор и прилегающих частей Атлантического океана), совпадая со средним положением арктического фронта. В этом случае площадь Арктика оказывается меньшей приблизительно на 10-15%. На арктическую сушу приходится около 10 млн. км2. В пределах Арктики выделяют 2 природные зоны: арктические пустыни и тундры [2, с. 11-15]. Территория континентальной суши Арктической зоны России (далее - АЗР) составляет 4,9 млн. км2. Шельфовые и внутренние моря АЗР простираются почти так же широко, как и суша, и достигают площади в 4 млн. км2 [2, с. 11].

В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и юрисдикцией. Таким образом, Россия располагает исключительными юридическими правами на ресурсы недр и на биоресурсы примыкающей части Северного Ледовитого океана в пределах 200-мильной зоны; права же на континентальный шельф за пределами 200-мильной зоны требуют дополнительного геолого-геофизического обоснования.

В пределах АЗР расположены следующие субъекты Российской Федерации: Мурманская область, северные районы Ар-

хангельской области, Ненецкий автономный округ (АО), Республика Коми; Ямало-Ненецкий АО; Таймырский АО, северные части Туруханского района Красноярского края и Эвенкийского АО; заполярные районы Республики Саха (Якутия) и Чукотский АО. В обозначенных границах АЗР охватывает арктический географический пояс и северную часть субарктического [3, с. 15]. Протяженность АЗР по широте Северного полярного круга измеряется в 7 250 км, побережья окраинных морей российского сектора Ледовитого океана и Берингова моря составляют 10 400 км (порядка 68% протяженности побережий окраинных морей России).

Освоение ресурсного потенциала Арктики Россия, как и другие страны Арктической пятерки, играет важную роль в сохранении и использовании сырьевого потенциала Арктической зоны. А это треть мировых арктических владений и пятая часть территории Российской Федерации. Арктическая зона является чрезвычайно богатым минерально-сырьевыми ресурсами регионом. В регионе сконцентрировано большинство открытых в России уникальных и крупных месторождений углеводородов [4, с. 2529]. На сегодняшний день в макрорегионе открыто свыше тысячи только стратегических месторождений полезных ископаемых. Из них более половины - это месторождения нефти. В пределах Арктической зоны разведаны уникальные месторождения алмазов, редкоземельных металлов, иного сырья, востребованного как отечественной промышленностью, так и на внешних рынках.

Добыча углеводородов на российском шельфе будет играть важную роль в энергетическом балансе РФ, являясь необходимой для замещения падения добычи на действующих месторождениях и сохранения позиций России в условиях роста внутреннего и внешнего спроса на нефть и газ. В настоящее время континентальный шельф страны является единственным крупным резервом углеводородного сырья, с которым связаны перспективы дальнейшего развития ресурсной базы страны. Наиболее значительным потенциалом характеризуются недра арктических морей. Ресурсы нефти, газа и конденсата арктического континентального шельфа оцениваются в 83 млрд т условного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей (включая Обскую и Тазовскую губы), где находятся все 25 открытых на сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации морских месторождений углеводородов с извлекаемыми запасами промышленных категорий более 10 млрд т у. т. (8,5 трлн куб. м и газа, 430 млн. т нефти) [5]. Изученность шельфа крайне неоднородна и варьируется от практически неизученных акваторий до областей, характеризующихся сравнительно высокой изученностью. Соотношение разведанных запасов и ресурсов углеводородного сырья таково, что из всех нефтегазоносных провинций России наиболее высока вероятность открытия крупных и уникальных месторождений нефти и газа именно на шельфе. В настоящее время принимаются меры по повышению геологической изученности российского шельфа. В выдаваемые согласно законодательству лицензии на право пользования недрами континентального шельфа включаются существенные обязательства по проведению геологоразведочных работ. Это позволит кратно повысить изученность, выявить и вовлекать в разработку уже имеющийся потенциал.

Государство выстраивает приоритеты в освоении богатой минерально-сырьевой базы Арктики. Для качественного освоения углеводородного потенциала необходимо формирование крупных морских и прибрежно-морских центров нефтегазодобычи, приуроченных к районам, где расположены наиболее крупные месторождения нефти и газа, с созданием необходимой инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную добычу, переработку и транспортировку сырья и продуктов его переработки. В соответствии с планами нефтегазовых компаний, работающих на российском арктическом шельфе, в настоящее время рассматриваются вопросы о начале добычи нефти в Печорском море на Приразломном, Медынское-море и Варандей-море нефтяных месторождениях. Начало добычи газа на месторождениях Северо-Каменномысское, Каменномысское-море и Сема-ковское в Обской и Тазовской губах Карского моря планируется в 2017-2020 годах. С целью комплексного и полномасштабного освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей уже сегодня формируются центры нефтегазодобычи. Ямал является базовым регионом освоения нефтегазового потенциала Арктической зоны Сибири, наиболее изученным и инфра-структурно подготовленным регионом, имеет уникальные запасы газа и конденсата.

Ямал остается регионом базовой газодобычи на среднесрочную перспективу. Полуостров имеет высокие перспективы, в том числе развития производства сжиженного природного газа, уже выстраивается инфраструктура, чтобы можно было рентабельно вовлекать в разработку новые месторождения. Необходимо отметить, что формирование и развитие центров нефтегазодобычи должно осуществляться с максимальным использованием существующей инфраструктуры и предполагать создание не только заводов СПГ для вывоза газа из регионов, не связанных с системой магистральных газопроводов, но и нефтеперерабатывающих производств - как с целью экспорта нефтепродуктов и повышения энергетической безопасности субъектов Российской Федерации, так и для топливообеспечения самого процесса освоения арктического региона [5,6]. Трубопровод Заполярье-Пурпе обеспечит транспортировку продукции до системы магистральных трубопроводов. Использование комплекса СПГ-Сабетта позво-

лит расширить рынок поставок углеводородов в Азию и Европу. Впоследствии акцент в освоении минерально-сырьевой базы Арктической зоны будет смещаться на восток, на Таймыр с Хатангским заливом и Восточно-Сибирским морем, имеющий низкую геологическую изученность, но высокие перспективы, не только нефтегазовые, но и по твердым полезным ископаемым.

05.03.2020 г. Указом Президента РФ N0164 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, а 26.10.2020 г. Указом Президента РФ N0645 утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В числе основных направлений реализации Стратегии в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях названы следующие [6].

В Мурманской области: геологическое изучение минерально-сырьевой базы Кольского полуострова, формирование новых и развитие действующихминерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении полезных ископаемых. В Ненецком АО: формирование на базе месторождений газоконденсатных минерально-сырьевых центров, включая разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвисского и Лаявожского нефтегазоконденсат-ных месторождений; геологическое изучение и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в целях диверсификации экономики округа.

В Чукотском АО: развитие Баимского и Пыркакайско-Майского минерально-сырьевых центров драгоценных и цветных металлов; развитие Беринговского каменноугольного минерально-сырьевого центра, строительство круглогодичного терминала в глубоководной лагуне Аринай.

В Ямало-Ненецком АО: расширение производства сжиженного природного газа на полуостровах Ямал и Гыдан; освоение газовых месторождений Обской губы с развитием трубопроводной системы транспортировки газа; развитие Новопортовского нефтегазоконденсатного и Бованенковского газоконденсатного минерально-сырьевых центров, освоение Тамбейской группы месторождений и подготовка к освоению шельфовых месторождений; развитие нефте- и газохимических производств в районе пос. Сабетта, пос. Ямбург, г. Новый Уренгой и формирование многопрофильного промышленно-технологического комплекса газопереработки и нефтехимии; поддержание в исправном состоянии и развитие газопроводных и нефтепроводных сетей, развитие подключенных к трубопроводам газовых и нефтяных минерально-сырьевых центров Надым-Пурской и Пур-Тазовской нефтегазоносных областей, в том числе с применением новых технологий добычи и разработки нижележащих пластов, а также трудноизвлека-емых запасов нефти; развитие технологий вовлечения в промышленный оборот низконапорного природного газа, в том числе технологий компримировагния газа. В отдельных муниципальных образованиях Республики Карелия: развитие промышленности строительных материалов на базе месторождений строительного камня; создание и развитие минерально-сырьевых центров Восточно-Карельской медно-золото-молибденовой зоны. В отдельных муниципальных образованиях Республики Коми: развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна, создание на их основе комплексов глубокой переработки угольного сырья, углехимии; формирование и развитие нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тима-но-Печорской нефтегазоносной провинции; в том числе создание мощностей по переработке нефти и газа; геологическое изучение отдельных территорий и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых; создание и развитие вертикально интегрированного горно-металлургического комплекса, предназначенного для переработки титановых руд и кварцевых (стекольных) песков Пижемского месторождения; формирование и развитие Парнокского железо-марганцевого минерально-сырьевого центра. В отдельных муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия): комплексное развитие районов Анабар-ского и Ленского бассейнов с учетом развития минерально-сырьевых центров, в том числе крупнейшего в мире Томторского месторождения редкоземельных металлов, россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Булунского, Оле-некского районов, Верхне-Мунского месторождения алмазов, Таймылырского месторождения каменного угля, Западно-Анабар-ского нефтяного минерально-сырьевого центра; комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Яны, предусматривающее строительство объектов энергетической и транспортной инфраструктуры, освоение минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Янского бассейна, в том числе золоторудного месторождения Кючус, месторождения серебра Прогноз, Депутатского оловорудного месторождения и месторождения олова Тирехтях; комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Индигирки, обеспечение их энергетической безопасности и диверсификация экономики путем разработки Краснореченского месторождения углей, организации производства строительных материалов на базе месторождений ба-зальта и строительного камня; комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Колымы, предусматривающее модернизацию речного порта Зеленый Мыс и развитие Зырянского угольного минерально-сырьевого центра. В отдельных муниципаль-

ных образованиях Красноярского края: развитие Норильского промышленного района, специализирующегося на добыче и обогащении (переработке) цветных металлов и металлов платиновой группы, в том числе внедрение технологий, обеспечивающих снижение выбросов вредных веществ предприятиями, расположенными в этом районе; строительство новых добывающих мощностей шахты «Заполярная» и ее модернизация; создание и развитие на базе месторождений Западного Таймыра нефтяного минерально-сырьевого центра, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути; Создание Западно-Таймырского углепромышленного кластера, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути; создание минерально-сырьевого центра на базе Попигайского месторождения технических алмазов; освоение ресурсов Таймыро-Североземельской золотоносной провинции; развитие морских портов Диксон (включая строительство новых угольных терминалов и нефтяного терминала) и Дудинка. В отдельных муниципальных образованиях Архангельской области: развитие судостроительной и судоремонтной промышленности, в том числе формирование на ее базе дополнительных мощностей в целях обеспечения строительства конструкций и производства оборудования для добычи нефти и газа на континентальном шельфе; развитие свинцово-цинкового минерально-сырьевого центра на архипелаге Новая Земля; развитие алмазных минерально-сырьевых центров. Несмотря на то, что основные перспективы развития Арктической зоны РФ связаны с развитием минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, немалое место в Стратегии отводится и развитию минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых. Геологическое изучение территории Арктической зоны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (ГП ВИПР) в редакции Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 No379.

В целях развития минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых АЗРФ необходимо увеличение объёмов геолого-съёмочных работ масштаба 1:200 000 в АЗ РФ как основы пополнения и расширения фонда перспективных участков недр для лицензирования и проведения поисково-оценочных работ - формирования «поискового задела». Усиление финансирования отдельных объектов геолого-съёмочных работ с целью постановки аэрогеофизических площадных съёмок и детальных завероч-ных работ с бурением на перспективных участках с целью повышения инвестиционной привлекательности недр, а также выделения новых крупных россыпных золоторудных районов как основы перспективного лицензирования россыпных золоторудных объектов. [8]. Важнейшая роль при освоении арктического континентального шельфа Российской Федерации, формировании центров нефтегазодобычи должна отводиться Северному морскому пути, который необходимо обустраивать и использовать в качестве единой транспортной основы дальнейшего развития Арктики. Для реализации имеющегося ресурсного потенциала, социально-экономического развития удалённых арктических регионов необходимо использование механизма государственно-частного партнёрства, в котором государство возьмёт на себя проведение начальных геологоразведочных работ и создание инфраструктуры, а бизнесу достанутся детальные геологоразведочные работы и строительство горнодобывающих комплексов. Библиография:

1. Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии) I И.С. Грамберг, Д.А. Додин, Н.П. Лаверов и др.; Под ред. академиков И.С. Грамберга и Н.П. Лаверова; Отв. ред. Д.А. Додин. СПб.: Наука, 2010. - 248 с.

2. Арктика: интересы России и международные условия их реализации Ю.Г. Барсегов, В.А. Корзун, И.М. Могилевкин и др. М.: Наука, 2012.-356 с.

3. Арктика продолжает таять [Электронный ресурс] II cybersecurity.ru. - 2010. - 29 сентября. - http://www.cybersecurity.ru.

4. Воронов А.А. Состояние и перспективы освоения ресурсов нефти и газа на арктическом шельфе в северных регионах Российской Федерации I А.А. Воронов!! Сборник научных статей ««Россия на пути выхода из экономического кризиса». Вып. 8. СПб.: Институт бизнеса и права, 2010. С.7 - 10. 15.

б. Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/from_min/gd_99/465.htm PAGE \* MERGEFORMAT 2

6. Парламентские слушания «Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:IIwww.severcom.ruIactionsIsection4Irelease16-2.html

7. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 64.

8. Справочная информация Федерального агентства по недропользованию к заседанию Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике (по запросу Минприроды России от 28.08.2020 No070482/25)

References (transliterated):

1. Arktika na poroge tret'ego tysyacheletiya (resursnyj potencial i problemy ekologii) / I.S. Gramberg, D.A. Dodin, N.P. Laverov i dr.; Pod red. akademikov I.S. Gramberga i N.P. Laverova; Otv. red. D.A. Dodin. SPb.: Nauka, 2010. - 248 s.

2. Arktika: interesy Rossii i mezhdunarodnye usloviya ih realizacii YU.G. Barsegov, V.A. Korzun, I.M. Mogilevkin i dr. M.: Nauka, 2012.-356 s.

3. Arktika prodolzhaet tayat' [Elektronnyj resurs] // cybersecurity.ru. - 2010. - 29 sentyabrya. - http://www.cybersecurity.ru.

4. Voronov A.A. Sostoyanie i perspektivy osvoeniya resursov nefti i gaza na arkticheskom shel'fe v severnyh regionah Rossijskoj Federacii / A.A. Voronov// Sbornik nauchnyh statej ««Rossiya na puti vyhoda iz ekonomicheskogo krizisa». Vyp. 8. SPb.: Institut biznesa i prava, 2010. S.7 - 10. 15.

5. Pravovye i ekonomicheskie problemy osvoeniya prirodnyh resursov Arkticheskogo shel'fa [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/oficial/from_min/gd_99/465.htm PAGE \* MERGEFORMAT 2

6. Parlamentskie slushaniya «Pravovye i ekonomicheskie problemy osvoeniya prirodnyh resursov Arkticheskogo shel'fa» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa: http://www.severcom.ru/actions/section4/release16-2.html

7. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda. Utverzhdena Ukazom Pre-zidenta Rossijskoj Federacii ot 26 oktyabrya 2020 g. N 64.

8. Spravochnaya informaciya Federal'nogo agentstva po nedropol'zovaniyu k zasedaniyu Mezhvedomstvennoj komissii Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii po voprosam obespecheniya nacional'nyh interesov Rossijskoj Federacii v Arktike (po zaprosu Minprirody Rossii ot 28.08.2020 No070482/25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.