Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации).
3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
4. Указание Банка России от 15.07.2015 № 3730-У «О порядке информирования уполномоченным банком органа финансового мониторинга об отказе в проведении операции, о проведении ранее приостановленной операции по отдельному счету, открытому головному исполнителю, исполнителю для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу».
5. Письмо Министерства обороны РФ от 07.09.2015 № 189/833.
6. Письмо Минпромторга России от 09.12.2015 № 56035/16.
Актуальные проблемы правового регулирования малого предпринимательства Мусалов М. А.
Мусалов Магомед Абдулаевич /Musalov Magomed Abdulaevich - кандидат юридических наук,
доцент,
кафедра гражданского права, юридический факультет, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала
Аннотация: полноценная система законодательства является определяющей не только в становлении и развитии малого предпринимательства, но и всех внутригосударственных отношений в стране. Автор анализирует в статье некоторые актуальные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере малого предпринимательства. Обращает внимание на факторы, сдерживающие нормальное развитие малого предпринимательства. Предлагает меры правового характера по улучшению общего климата развития малого предпринимательства в стране.
Abstract: a complete system of legislation is decisive not only in the development of small businesses, but also all internal relations in the country. The author analyzes in the article some topical problems of legal regulation of business activity in the sphere of small business. It draws attention to the constraints on the normal development of small business. It offers legal measures to improve the overall climate for small businesses in the country.
Ключевые слова: малое предпринимательство, правовое регулирование, государственная программа.
Keywords: small business, legal regulation, the state program.
Исследованная тема актуальна тем, что в настоящее время, когда страна развивается в условиях многочисленных западных санкций, роль предпринимательства, в первую очередь малого, трудно переоценить. Оптимизация рыночной структуры, рост числа занятого населения, формирование валового внутреннего продукта в значительной части непосредственно связаны именно с развитием малого предпринимательства. Малым бизнесом, по данным ООН, занимается 50% населения всего мира.
Много факторов, влияющих на формирование и развитие малого бизнеса. На долю малого предпринимательства приходится в экономически развитых странах почти 70% промышленной продукции, произведённой в стране, а в России всего лишь около 20%. Это и говорит о том, что в стране существуют существенные проблемы, влияющие на развитие малого предпринимательства. Их перечисляют многие исследователи. Например, Дзуцева Г. Н., Ибрагимова А. А. в своей статье «Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации» в журнале «Проблемы науки» № 6 (7), 2016 г. (см. журнал), рассматривая основные проблемы, обозначили следующие концептуальные моменты:
• несовершенство нормативно-правовой базы;
• неразвитость инфраструктуры господдержки малого бизнеса;
• недостаток экономически обоснованных программных документов;
• дефицит финансовых ресурсов и инвестиционной составляющей;
• низкий уровень активности фирм в участии в реализации программ» [1].
Нельзя не согласиться с авторами, особенно по первому пункту. Отечественная
практика показывает, что малое предпринимательство должно находиться под пристальным вниманием со стороны общественных структур, муниципальных властей, государства. Несовершенство законодательства на всех уровнях, не вполне усовершенствованные механизмы реализации законодательства на практике приводят к проблемам малого предпринимательства.
Отсутствуют логические и прозрачные правила для взаимодействия предпринимателя и государства. Угнетающе действует на развитие малого предпринимательства постоянное реформирование, порой противоречивой системы налогообложения. Необходимы долгосрочная концепция развития малого сектора экономики, глубокий анализ существующих мер по поддержке малого предпринимательства, создание гарантийных фондов в целях поддержки субъектов малого бизнеса, центров финансового лизинга, разработка мер по совершенствованию налогооблагаемой базы. Также нуждаются в совершенствовании страхование и кредитование малого бизнеса. Реалистичная государственная экономическая и правовая политика определяет внешнюю среду, где происходит развитие малого бизнеса. Вот здесь и как раз появляются «чёрные дыры», т.е. порождаются проблемы бизнеса. Эти и другие проблемы влияют на общую динамику развития предпринимательства в России. Эти проблемы ограничивают большие потенциальные возможности страны развивать малое предпринимательство. Необходимо преобразовать правовую среду, создать механизмы применения права, создать условия для более эффективного взаимодействия субъектов малого бизнеса с государством и между собой. Не зря большинство исследователей причины, сдерживающие рост малого бизнеса, в том числе количественный рост субъектов предпринимательства, связывают с несовершенством законодательства, налогообложением, финансово-кредитными механизмами, административными барьерами и коррупцией.
Вместе с тем, нельзя не отметить, развитие малого предпринимательства и вообще экономики стало приоритетной задачей страны. Введённые США и странами ЕС с марта 2014 года экономические санкции и ответные антисанкционные действия (Указ Президента № 560) [3] и соответствующие Постановления Правительства [2], безусловно, создали проблемы для нашей экономики, но открытие новых возможностей для развития бизнеса тоже нельзя отрицать. В такой ситуации всё зависит от политической воли. Малый бизнес лишился возможности выходить на рынок капитала, необходимо внедрить технологические и управленческие инновации, привлечь предпринимателей к активному участию в коммерциализации научных разработок, создать современные товары и услуги, укрепить конкурентоспособность российских товаров на международном рынке.
В заключение следует отметить необходимость государственной политической воли, её трансформацию в правовое регулирование предпринимательской деятельности в целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса, как регулятора экономики.
Необходимо больше работать над устранением причин, задерживающих развитие предпринимательства, чем над последствиями. Совершенствовать правовую базу, предоставить льготы, в том числе и налоговые, льготные кредиты, бороться с инфляцией и ростом цен, повысить уровень правовых и организационно-экономических знаний предпринимателей, совершенствовать механизм поддержки малого предпринимательства на законодательном уровне.
Литература
1. Дзуцева Г. Н., Ибрагимова А. А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионах РФ // Проблемы науки. № 6 (7), 2016. Тип лицензии на данную статью - CCBY 3.0.
2. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/news/583682/#ixzz4IvsWM7NG.
3. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Указом Президента РФ от 29 июня 2016 г. № 305 меры, предусмотренные настоящим Указом, продлены с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/#ixzz4IvqdUyGy. [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/#ixzz4IvqFoBZH.
Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти Синенко В. С.1, Кистенев В. В.2
1Синенко Владимир Сергеевич /Sinenko Vladimir Sergeevich - кандидат юридических наук,
доцент, заведующий кафедрой; 2Кистенев Виталий Валентинович /Kistenev Vitalij Valentinovich - кандидат исторических
наук, магистрант, кафедра трудового и предпринимательского права, Юридический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: в данной статье авторы рассматривают основные формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти.
Abstract: in this article the authors examine the main forms of interaction between the institute authorized to protect the rights of entrepreneurs with executive authorities.
Ключевые слова: право, предприниматели, исполнительная власть, бизнес-омбудсмен.
Keywords: law, entrepreneurs, executive, business ombudsman.