Научная статья на тему 'Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти'

Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
575
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ENTREPRENEURS / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / EXECUTIVE / БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН / BUSINESS OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синенко Владимир Сергеевич, Кистенев Виталий Валентинович

В данной статье авторы рассматривают основные формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти»

В заключение следует отметить необходимость государственной политической воли, её трансформацию в правовое регулирование предпринимательской деятельности в целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса, как регулятора экономики.

Необходимо больше работать над устранением причин, задерживающих развитие предпринимательства, чем над последствиями. Совершенствовать правовую базу, предоставить льготы, в том числе и налоговые, льготные кредиты, бороться с инфляцией и ростом цен, повысить уровень правовых и организационно-экономических знаний предпринимателей, совершенствовать механизм поддержки малого предпринимательства на законодательном уровне.

Литература

1. Дзуцева Г. Н., Ибрагимова А. А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионах РФ // Проблемы науки. № 6 (7), 2016. Тип лицензии на данную статью - CCBY 3.0.

2. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/news/583682/#ixzz4IvsWM7NG.

3. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Указом Президента РФ от 29 июня 2016 г. № 305 меры, предусмотренные настоящим Указом, продлены с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/#ixzz4IvqdUyGy. [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/#ixzz4IvqFoBZH.

Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти Синенко В. С.1, Кистенев В. В.2

1Синенко Владимир Сергеевич /Sinenko Vladimir Sergeevich - кандидат юридических наук,

доцент, заведующий кафедрой; 2Кистенев Виталий Валентинович /Kistenev Vitalij Valentinovich - кандидат исторических

наук, магистрант, кафедра трудового и предпринимательского права, Юридический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в данной статье авторы рассматривают основные формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти.

Abstract: in this article the authors examine the main forms of interaction between the institute authorized to protect the rights of entrepreneurs with executive authorities.

Ключевые слова: право, предприниматели, исполнительная власть, бизнес-омбудсмен.

Keywords: law, entrepreneurs, executive, business ombudsman.

Роль и место бизнеса в современном государстве предопределяются особыми качествами и функциями этой части гражданского общества. Предприниматели, преследуя в ходе своей деятельности цель извлечения прибыли, вносят свой вклад в общее благо: они способствуют социальному и экономическому развитию [6, с. 23]. Поэтому предпринимательскому сообществу необходимы гарантии защиты права собственности и обеспечения свободы экономической деятельности [3, с. 34; 8].

В государственном влиянии на экономику и предпринимательство в современной России сохраняется тенденция относительного «давления» [12]. Эта позиция показывает, что сильная роль и место государства в регулировании экономики сохраняются [6, с. 102].

Российские предприниматели способны влиять на деятельность органов власти в различных правовых формах (независимая экспертиза, публичные обсуждения). Право организаций на обращения - традиционная для России форма влияния предпринимателей на власть. В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращения граждан делятся на предложения, заявления и жалобы [17]. Однако, как показывает практика, КПД такого влияния не велик.

С целью выхода на новый уровень взаимоотношений бизнеса и власти обосновывается идея «взаимного проникновения»: функционирование власти не только как индивидуального или группового субъекта, осуществляющего властные полномочия, но и как коммуникативной системы между властью и обществом [2, с. 8]. Бизнес-омбудсмен в данной системе выступает инструментом контактирования государственных органов и предпринимательского сообщества, механизмом, восполняющим пробел, существующий в отношениях между властью и населением. От повышения качества такого взаимодействия зависит уровень деловой активности граждан, экономический климат, обеспечение прав и интересов предпринимателей.

Цель данной статьи - изучить формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти.

Определяющее значение для нашей работы имеют ежегодные доклады Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [15] и Уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации [14], разработки и выводы таких авторов как А. П. Горбачева, В. А. Фадеевой, Г. Н. Комковой, Е. А. Крючковой, А. В. Берестовского и других [2; 7; 10; 16]. Следует отметить, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей - это новый государственный орган в России, что обусловило недостаточную научную разработку вопросов его деятельности.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей имеет государственно-общественный характер, потому как с одной стороны, вместе с его рабочим аппаратом он является государственным органом, с регламентированным федеральным законом статусом [18, ст. 1, п. 2], но в то же время основные задачи деятельности данного органа ориентируют его на ту часть гражданского общества, которая призвана реагировать на нарушения прав и законных интересов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. В этой связи, очевидно, что при осуществлении своей деятельности федеральный бизнес-омбудсмен должен находиться в постоянном контакте с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными институтами.

Для дальнейшего раскрытия темы исследования необходимо охарактеризовать дефиницию «взаимодействие». Взаимодействие в самом общем виде определяется как философская категория, универсальная форма движения и развития, отражающая

процессы воздействия объектов и (или) субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность, связь, поддержку [13, с. 5].

Механизм взаимодействия Уполномоченного с другими субъектами включает в себя следующее: 1) нормативное предписание, устанавливающее возможность взаимодействия; 2) юридический факт, который позволяет начать процесс взаимодействия; 3) правоотношение, в котором есть права и соответствующие им обязанности.

Взаимодействие бизнес-омбудсмена с государственными органами характеризуется главным образом посредством закрепленных за ним прав в области рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности. В части 3 ст. 7 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ предусмотрено, что федеральный бизнес-омбудсмен в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах и иными лицами.

Регламентация взаимодействия Уполномоченного с федеральными органами государственной власти осуществляется в специальных соглашениях (с Генеральным прокурором РФ, Федеральной службой судебных приставов, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МВД и др.) [16, с. 121]. Данные соглашения содержат положения об информационном обмене, о формировании и проведении совместной информационной политики в установленных сферах деятельности, о взаимодействие сторон в форме проведения совместных мероприятий, совещаний, о создании совместных рабочих групп.

Среди государственных органов, с которыми Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей призван осуществлять взаимодействие, особое значение принадлежит органам прокуратуры. Прокуратура в нашей стране представляет собой централизованную систему, направленную на решение задач по выявлению и пресечению правонарушений, принятию мер к правонарушителям [11, с. 5]. Тем не менее, следует отметить тот факт, что вмешательство органов прокуратуры возможно лишь при наличии достаточных оснований, предусмотренных ст. 21 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» [1. с. 75]. Только в этом случае, возможно осуществить прокурорскую проверку и принять меры прокурорского реагирования. Уполномоченный по правам предпринимателей в этом плане обладает некоторыми преимуществами. Ибо основанием для вмешательства может быть и целесообразность или необходимость соблюдения морально-этических норм.

Таким образом, взаимодействие прокуратуры и Уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоюдовыгодным, так как позволяет последнему получить весомый, дополнительный инструмент, увеличивающий возможности в достижении целей сформулированных и в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ и в соответствующих законах субъектов Федерации. При этом данные органы не заменяют и не подменяют друг друга в деле обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав и свобод граждан [7, с. 118].

Отдельно следует сказать о взаимодействии Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с главой государства. Прежде всего, оно осуществляется на основе Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ в форме направления специальных предложений Президенту РФ, предоставления ежегодного доклада бизнеса-омбудсмена [18]. Но также немаловажное значение отводится текущему взаимодействию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с главой государства в формате различного вида встреч.

Формы взаимодействия Уполномоченного с органами местного самоуправления рассмотрим на примере Белгородской области. Так, традиционными с 2014 г. стали выездные совещания по проблемам развития малого и среднего бизнеса в районах Белгородской области, конференции, заседания круглых столов, презентации вновь

14

созданных предприятий малого бизнеса, рабочие встречи с бизнес-сообществом, активно ведется деятельность общественных помощников Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Уполномоченный выступает экспертом и участником проекта «Муниципальный инвестиционный Стандарт», который направлен на создание благоприятных организационных и экономических условий ведения предпринимательской деятельности, повышение уровня деловой репутации муниципальных образований, активно участвует в рабочих совещаниях и встречах [14].

Таким образом, в ходе исследования материала мы пришли к следующим выводам и обобщениям:

За период с 2013 г. по 2016 г. накоплен значительный фактический материал и позитивный опыт сотрудничества института Уполномоченных по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти. Основываясь на данных ежегодных докладов уполномоченных по защите прав предпринимателей следует отметить - взаимодействие с органами власти протекает в конструктивном ключе. В то же время, исходя из мониторинга сайта Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, описывающего «истории успеха» в решении проблем бизнесменов, можно заключить - работа института эффективна. Представленные обстоятельства позволяют говорить о заинтересованности в работе бизнес-омбудсменов и со стороны предпринимателей и со стороны властных структур [4, с. 54].

Специфика взаимодействия Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти определяется дуальным (государственно-общественным) характером института. Данное обстоятельство помогает Уполномоченному выступать регулятором отношений власти и бизнеса. Однако следует отметить, что в настоящий период назрела необходимость перехода на новый этап взаимоотношений предпринимательского сообщества и органов власти, который позволял бы выходить на макроэкономический уровень планирования и решения проблем [9]. Этот тезис предполагает расширение полномочий института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, пересмотра его институционального статуса, готовность власти к активной экономической политике.

Основными формами взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти являются: а) запрос у государственных органов необходимых Уполномоченному документов и материалов; б) заключение соглашений о сотрудничестве в сфере охраны прав и интересов предпринимателей; в) проведение совместных конференций, симпозиумов, «круглых столов», инвестиционных форумов, которые становятся открытыми площадками для диалога бизнес-сообщества и власти; г) проведение совместных с представителями органов исполнительной власти приемов по рассмотрению жалоб предпринимателей и проверок; д) участие Уполномоченного в различных экспертных, совещательных и консультативных объединениях, действующих при органах государственной власти; е) направление в органы власти своих заключений с указанием необходимых мер по восстановлению прав предпринимателей; ж) предоставление ежегодных докладов и отчетов, мотивированных предложений Уполномоченных представителям органов исполнительной власти.

Литература

1. Беляков П. А. Международное сотрудничество как вид деятельности прокурора по защите права граждан на обращение в органы публичной власти // Отечественная юриспруденция, 2016. / № 7 (9). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/38976113.pdf/ (дата обращения: 04.09.2016).

2. Берестовский А. В. Информационно-коммуникативные технологии взаимодействия исполнительной власти РФ и общества: автореф. дис....канд. полит. наук. М., 2009. 28 с.

3. Титов Б. «Рост без нефти» // Российская газета. Федеральный выпуск. № 6984 (116).

4. Валитова В. Р. Правоприменительная практика защиты гражданских прав предпринимателей // Отечественная юриспруденции, 2016. № 6 (8). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/53554971.pdf/ (дата обращения: 01.09.2016).

5. Васильева С. Предприниматели и органы власти в России: публично-правовой взгляд на правоотношения // Хозяйство и право, 2013. № 6. С. 99-112.

6. Гаджиев Г. Экономическая политика государства: оказывает ли Конституционный Суд воздействие на ее очертание? // Конституционно-правовые основы собственности и предпринимательства: проблемы реализации. Сборник докладов. М.: ИПиПП, 2010. С. 15-26.

7. Горбачев А. П. Специализация института уполномоченного по правам человека в РФ (на примере Уполномоченного по защите прав предпринимателей): дисс. ... канд. юрид. наук 12.00.02 / А. П. Горбачев. Елец, 2015. 193 с.

8. Интервью Бориса Титова: печатный станок давно включен и работает на полную мощность. 14.06.2016 г. РИА Новости. Беседовала Дарья Станиславец. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsmanbiz.ru/2016/06/boris-titov-pechatnyj-stanok-davno-vklyuchen-i-rabotaet-na-polnuyu-moshhnost/#more-39311/ (дата обращения: 21.08.2016).

9. Комкова Г. Н. Предисловие // Политико-правовые проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях кризиса. Саратов, 2009. С. 5.

10. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). // ЭПС «Система ГАРАНТ».

11. Паренкова А. А., Немечкин В. Н. Теоретико-правовые подходы к разрешению юридических конфликтов // Отечественная юриспруденция, 2016. [Электронный ресурс]. № 6 (8). Режим доступа: http://elibrary.ru/download/86213204.pdf/ (дата обращения: 24.08.2016).

12. Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания: тезаурус. Ростов н/Д, 2006. 608 с.

13. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Белгородской области. «Ежегодный доклад за 2015 год». [Электронный ресурс]. URL: http://bizizba.ru/wp-content/uploads/Itogi-raboty-biznes-ombudsmena-za-2015 .pdf/ (дата обращения: 21.08.2016).

14. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. «Доклад Президенту РФ - 2016 г.». [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2016.html/ (дата обращения: 20.08.2016).

15. Фадеева В. А. Конституционно-правовой статус Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: дисс. ... канд. юрид. наук 12.00.02. Саратов, 2016. 193 с.

16. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

17. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.