Проблемы экономики и юридической практики
6'2017
11.9. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Советов Денис Игоревич, студент кафедры экономических и финансовых расследований Место учебы: Высшая школа государственного аудита, МГУ им. М.В. Ломоносова
Аннотация: данная работа включает в себя исследование ряда проблем, которые возникают при правовом регулировании игорного бизнеса в условиях их законодательного ограничения в России. В настоящий момент в Российской Федерация применяется ограничительная модель правового регулирования по отношению к азартным играм, в связи с чем возникают различного рода правовые противоречия и дискуссионные вопросы, как на национальном уровне, так и на международном, что и обуславливает значимость данного исследования. Подобные дискуссии и трудности возникают, в том числе и при квалификации преступлений совершаемых, в связи с организацией и проведением азартных игр, в частности применение состава преступления, предусмотренного статьей 171.2 УК РФ. Дискуссии возникают по причине отсутствия на сегодняшний день фундаментальных разъяснений пленума Верховного суда РФ, по данной проблематике, которые на наш взгляд необходимы, по причине высокой латентности преступлений, которые совершаются в сфере организации и проведения азартных игр. В рамках настоящей статьи приводятся положительные и отрицательные стороны азартных игр, как правового, так и социального явления. Помимо этого так же рассматриваются особенности и тенденции формирования игорных зон в России. Особое место в рамках исследования, занимает оценка международного опыта правового регулирование азартных игр, на примере союзного государства Беларусь и оценивается его влияние на состояние игорного бизнеса в Российской Федерации. По итогам исследования нами приводятся прогнозы о будущем состоянии игорного бизнеса в России на современном этапе. Ключевые слова: игорный бизнес, азартная игра, игорная зона, пари, организация и проведение.
ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF GAMBLING BUSINESS IN RUSSIA
Sovetov Denis I., student of magistracy, The Department of economic and financial investigations Study place: Higher school of state audit MSU M. V. Lomonosov
Annotation: this work includes the study of a number of problems that arise in the legal regulation of gambling business in terms of their legal constraints in Russia. Currently in the Russian Federation of a restrictive model of legal regulation in relation to gambling, so there are various kinds of legal controversies and controversial issues, both national and international, which causes the relevance of this study. These discussions and difficulties arise including the definition of crimes committed in connection with the organization and conduct of gambling, in particular the application of a crime under article 171.2 of the criminal code. Discussions arise because of the absence to date of a fundamental clarification of the Plenum of the Supreme court of the Russian Federation, on this subject, which in our opinion necessary because of the high latency of crimes committed in the sphere of organization and holding of gambling. In this article are the positive and negative sides of gambling, as a legal and social phenomenon. In addition, it also considers the characteristics and trends of formation of gambling zones in Russia. A special place in the study is the assessment of the international experience of legal regulation of gambling, for example, the Union state of Belarus and assesses its influence on the condition of gambling in the Russian Federation. The study provides us predictions about the future state of gambling in Russia at the present stage.
Keywords: gambling, gambling zone, betting, organization and implementation.
Игорный бизнес является одним из самых высокодоходных видов предпринимательской деятельности в современном мире. Игорный бизнес - противоречивое явление, как с точки зрения нравственности, так и с точки зрения законодательной регламентации. В России азартные игры существуют в рамках правового поля, с моменты создания современного государства и за это время накопилась не одна проблема, вызывающая споры и требующая внимания и разрешения. За этот период, протяженностью более 20-ти лет, законодательные подходы, направленные на регулирование деятельности по организации азартных игр и пари кардинально менялись.
Если быть точнее, государство ограничивает развитие отношений в сфере игорного бизнеса в России, в связи с этим увеличивается количество совершаемых преступлений, которые
оказывают негативное влияние, не только на общество, но и на экономику государства в целом [Анищенко Е.В., 2008]. Помимо этого, прослеживается тенденция, возрастания количества лиц, которые увлекаются азартными играми. Статистические данные подтверждают данный тезис и актуальность нашего исследования: В последнее время зависимостью от азартных игр страдают от 1,5 до 5% населения развитых стран. Более 60% населения хотя бы один раз в год проводят досуг в игровых салонах. По данным НИИ им. Бехтерева В. М., процент зависимых игроков колеблется от 15 до 24%. По экспертным оценкам на сегодняшний день, «игроманов» в России более 2 млн. человек. Кроме этого, большинство врачей, утверждают, что нездоровые влечение к азартным играм - есть результат психического отклонения [Иванова 2013, с. 299-302].
Советов Д. И.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Эти и другие предпосылки определяют актуальность исследования, приведенного в рамках данной статьи.
С давних времен и до наших дней, азартные игры воспринимались, как способ «легкого» обогащения, который основан на риске. Для кого-то, это лишь способ досуга или отдыха, но ко 2-ой категории, как правило, относится меньшая часть участников азартных игр.
На сегодняшний день в правовом регулировании игорного бизнес можно выделить три модели, которые существуют в различных странах, а именно: запретительную, ограничительную и либеральную.
Первая модель предусматривает всесторонний и полный запрет на проведение азартных игр, нарушение которого предполагает уголовную ответственность в случае нарушения и назначение соответствующего наказания. В качестве примера к таковым странам относятся Израиль, Иран, Турция.
В Государствах с либеральной моделью регулирования игорного бизнеса, к которым относятся Германия, Монако, Белоруссия, в основном применяется лицензионный порядок деятельности, хотя и здесь встречаются особые ограничения.
Российский законодатель же, после долгих колебаний и дискуссий придерживается ограничительной модели, сущность которой заключается в том, что, как правило, в странах, с данной моделью предполагается возможность официальной организации азартных игр в специально установленных законом участках (игорных зонах), помимо этого в дополнение к первому требованию помимо общих правил о регистрации данной организации в качестве юридического лица, в установленном порядке, обязательным становится и требование о получение специального разрешения (лицензии) на осуществление данной деятельности, выдаваемой уполномоченными органами того или иного государства в установленном порядке. К таковым странам с подобной моделью относится, в том числе Соединенные штаты Америки, где азартные игры разрешены в специально определенных местах, а именно в городе Лас-Вегас, штата Невада.
Кроме этого, Российская Федерация, так же является ярким примером государства, в котором реализована ограничительная модель, так как игорный бизнес разрешен лишь в специально установленных игорных зонах, при условии получения лицензии на осуществление данной деятельности [7, с.75].
Рассматривая вопросы, связанные с деятельностью по организации азартных игр, можно выделить, как положительные, так и отрицательные стороны данного явления, свойственные не только Российскому государству. Данные повестки универсальны:
1. Положительной стороной Игорного бизнеса, несомненно, являются высокие показатели уплаченных налогов, поступающих от игорных заведений, которые приносят дополнительные доходы, в том числе региону, в котором создаются данные заведения. В первую очередь, предполагается уплата специального - регионального налога на игорный бизнес[3]. Но кроме этого, игорный бизнес, как особый вид предпринимательства, порождает и другие объекты налогообложения, в частности в любом игорном заведении имеется персонал, прибыль, имущество, а это значит, что данные обстоятельства в свою очередь порождают необходимость в уплате таких налогов, как «налог на доходы физических лиц», «налог на прибыль организации», «налог на имущество организации», соответственно. В результате представляется возможным оценить колоссальность предполагаемых налоговых поступлений,
от одного игорного заведения в соответствующие бюджеты. Помимо этого, процесс самой азартной игры удовлетворяет, интеллектуальные потребности отдельных категорий лиц.
2. Представляется, что отрицательных сторон значительно больше. Таковыми являются: сильная зависимость, в психологии именуемая игроманией и разорение игроков, которое может в перспективе способствовать ухудшению, как психического, так и физического здоровья, того или иного лица. На наш взгляд самым негативным качеством азартных игр, которое сформулировано в качестве основополагающего аргумента против данного явления, следует признать - совершение различных противоправных действий, которые порождаются, одним лишь существованием азартных игр, в результате чего совершаются различного рода преступления и правонарушения, предусмотренные уголовным и административным законодательством соответственно. Кроме этого, в качестве еще одного аргумента сформулированного нами против азартных игр, являются негативные последствия в виде разорения участников азартных игр, в первую очередь самих игроков, что является, несомненно, опасностью для всего общества и каждого отдельного человека вовлеченного в данный процесс в частности. В результате разорения того или иного лица, возможно возникновение цепочки других последовательных негативных событий, которые могут наступить в результате вовлеченности в игру, а именно разрушение семейных отношений, возникновение долгов, потеря здоровья или даже жизни.
В связи с чем, законодатель, избирая модель правой регламентации Азартных игр, встает перед сложным выбором. На сегодняшний день, существует нейтральная модель правового регулирования азартных игр в России - именуемая в доктрине ограничительной. Игорный бизнес существуют, но в строго определенных законодательных рамках, в игорных зонах, с условием получения лицензии на осуществление данной деятельности, в установленном порядке. Данное решение следует считать обоснованным и сбалансированным. При этом, нельзя не отметить и минусы, порождаемые введением в действие на территории России ограничительной модели, которые сводятся к тому, что часть организаторов азартных игр, после вступления в силу соответствующего запрета, были вынуждены уйти в «тень», заняв определенную нишу «теневой экономике» в России, что без сомнений негативно сказывается на порядке законного функционирования хозяйственной деятельности на территории Российского государства в целом.
Возникает вопрос, что же такое Игорная зона и где они располагаются территориально?
В соответствии с Федеральным законом № 244-ФЗ, «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр»[1, гл.2]. Игорная зона - это часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр. При этом границы подобной зоны, точно установлены законом.
На сегодняшний день, в России, существует пять игорных зон, расположенных на территориях следующих субъектов, а именно: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область. При этом игорная зона Краснодарского края подлежит ликвидации до 1 января 2019 года.[4]
Судя по географическим координатам, их расположение не случайно и подлежит определенной законодательной логике, которая на наш взгляд является объяснимой. По нашему мне-
Проблемы экономики и юридической практики
6'2017
нию их расположение связано с принципом удаленности от центра России. То есть организация игорного бизнеса фактически разрешаются в субъектах, перемещение в которые из центра России или приближенных участков, значительно затрудняется. На наш взгляд данная удаленность связана с тем, что подобного рода трудности, связанные с доступностью игорных зон, с наибольшей вероятностью, предполагают полное исключение участия в азартных играх, большей части населения Российского государства, тем самым обезопасив этих лиц от негативных последствий, порождаемых азартными играми. В результате для большинства лиц, данный запрет в силу тех или иных обстоятельств, полностью исключит участие в азартной игре. В свою очередь, наличие законодательных ограничений, для предпринимателей, готовых осуществлять данный вид предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр, так же создают определенные неудобства, которые способны на наш взгляд вынудить их перейти в другую сферу предпринимательства, отличную от организации азартных игр.
Подобные трудности могут быть связаны, как с определенными временными затратами, так и затратами финансовыми. [Анищенко Е.В., 2012, с.10] Перемещение в данные субъекты, зачастую возможно, лишь путем перелета или использования, каких-либо иных транспортных средств дальнего следования. Тем самым участие в азартных играх, является труднодоступным для большинства лиц, которые испытывают подобного рода потребности, что и предполагает состояние их безопасности. Государство обеспечивает безопасность финансового состояния лиц, которые с определенной вероятностью могут оказаться в состоянии «азарта», которое в свою очередь рядом психологов оценивается, как вид психического расстройства, приводящего к «игромании», то есть сильной зависимости.
Но возникает и другая проблема, связанная с тем, что фактически в России, азартные игры разрешены лишь в установленных игорных зонах, которые располагаются, как отмечалось ранее в рамках статьи по принципу труднодоступности и удаленности от цента, но так ли это на самом деле?
На сегодняшний день, фактически существуют легальные игорные заведения, которые расположены на территориях соседних государств, которые придерживаются других моделей правовой регламентации азартных игр, отличных от ограничительной модели в России, расстояние до которых значительно короче, по сравнению с расстоянием до Российских игорных зон от центра соответственно. То есть существуют игорные заведения намного ближе и перемещение в которые значительно упрощается.
Таковыми в частности является игорные заведения, расположенные на территории союзного по отношении к России, государства Беларусь. [Круталевич, 2009, с. 520] Таким образом исходя из их географического расположение, на сегодняшний день от столицы России, а именно субъекта, города федерального значения - Москвы, до границы с Белорусью, проходит федеральная магистральная трасса «М1 Беларусь» и соответствующее расстояние от Москвы, до границы с государством Беларусь, составляет приблизительно 440 км. Данной расстояние при средней скорости автомобиля возможно преодолеть приблизительно за 5-6 часов. В связи с союзными соглашениями, между Российской Федерацией и Белорусью, данная трасса не предусматривает таможенного контроля, при пересечении соответствующей границы, что свидетельствует о
свободном пересечении данной границы, между государствами на транспортном средстве по данной трассе.[5]
В результате менее чем, в 5 километрах от границы между Россией и Белорусью, на трассе «М1 Беларусь» на сегодняшний день располагается Игорное заведение, действующее в соответствии с законодательством Беларуси, в соответствующей юрисдикцией. Таким образом, данный пример доказывает тот факт, что организация и проведение азартных игр, не является труднодоступным видом деятельности, как это могло показаться на первый взгляд. Существуют абсолютно легальные игорные заведения, располагающиеся под юрисдикцией других государств, в том числе соседних.
Данную ситуацию на наш взгляд нельзя считать выгодной для России, так как лица, располагающие соответствующими средствами, в целях удовлетворения своих интеллектуальных потребностей, с наибольшей вероятностью, при выборе игорного заведения, будут руководствоваться в том числе принципом доступности. Очевидным является то обстоятельства, что расположение игорного заведения, вблизи границы, между Россией и Белорусью по направлению трассы «М1 Беларусь», является наиболее удобным и доступным по сравнению с игорными зонами, которые установлены в законодательстве РФ.[1] В связи с чем представляется возможным предположение о том, что лицо, заинтересованное в посещении официального игорного заведения, будет вынужден выбрать юрисдикцию, отличную от Российской. В связи с чем, при существовании определенного уровня подобного рода потребностей, возникает массовая конкуренция выбора юрисдикции. Любой потенциальный игрок, как в случае выигрыша, так и в случае проигрыша порождает некоторый объект налогообложения. В случае выигрыша, подлежит уплате налог на доходы физических лиц, в случае проигрыша в результате участия в азартной игре, предполагается уплата налога на прибыль организации соответственно. В результате подобного рода конкуренции юрисдикций, потенциальный налогоплательщик, при отсутствии соответствующих условий, оказывается субъектом, приносящим прибыль бюджету другого государства. Обратная ситуация предполагает недополучение тем или иным субъектом РФ потенциального дохода в соответствующий бюджет, который вероятно прогнозируется, как региональный налог на игорный бизнес и другие виды налогов, объекты которых порождаются в результате осуществления игорного бизнеса, как вида предпринимательской деятельности и подлежат к уплате в соответствующие бюджеты.
В результате анализа ограничительной модели по отношению к игорному бизнесу в РФ, возникает двоякая ситуация. С одной стороны Игорный бизнес - это опасное для общества явление, способное вызвать зависимость, которая в будущем может привести к финансовому разорению тех или иных лиц, испытывающих данную потребность. Но при этом, вполне обоснованной кажется позиция, о том, что выбор ограничительной модели не решает всех проблем и не обеспечивает всестороннюю защиту от данного явления.
В результате анализа международного опыта, на примере союзного государства Беларусь, становится понятно, что игорный бизнес не является существенно труднодоступным, а скорее наоборот, участие в котором, является возможным при определенных временных затратах. Но при этом для государства, а если быть точнее непосредственно для регионального бюджета соответствующего субъекта РФ, возникает угроза недополучения потенциально возможного дохода. Данное
Советов Д. И.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
исследование не имело бы смысла, если бы применялась любая другая модель, отличная, именно от ограничительной, существующей на сегодняшний день в РФ, в связи с тем, что данная модель, на наш взгляд не практична и не предполагает полного и всестороннего отказа от явления нравственно опасного для общества.
Это значит, что в зависимости от политического курса и желания общественности, государство само способно избирать курс политике в данной сфере в будущем и нельзя исключать коренных изменений. Данные ограничения нельзя считать вечными, тенденции меняются, дальнейшая регламентация азартных в России непредсказуема и далеко не стабильна, существует вероятность, кардинальных изменений в данной сфере, в ближайшей перспективе по причине того, что точная тенденция намеченного политического курса Российской Федерации по регламентации деятельности по организации и проведению азартных игр на сегодняшний день является большой загадкой, так как именно данная сфера порождает ряд нравственных и правовых противоречий.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,57%.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // «Российская газета», № 297, 31.12.2006
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. От 18.07.2017)//»Российская газета», №148-149, 06.08.1998
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. От 29.07.2017), глава 29 // «Собрание законодательства РФ» 07.08.2000 № 32 ст. 3340
4. Федеральный закон от 01.05.2016 № 121-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ2, 02.05.2016, № 18, ст. 2497
5. Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (Минск, 30 ноября 2000 г.)
6. Круталевич В. А. Очерки истории государства и права Беларуси. - 2-е изд. - Минск: Право и экономика, 2009
7. Третьяк М.В., Проблемы установления уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр (ст. 171 2 УК РФ), Журнал Юридическая наука, Выпуск № 1 / 2013, 34
8. Иванова О. А. Азартные игры как угроза общественной нравственности / О. А. Иванова // Молодой ученый. 2013, №9, с. 299-302.
9. Анищенко Е. В. Теневая экономика как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России (в списке рекомендованных ВАК России). - 2008. - № 1.
10. Анищенко Е. В. Безопасность России в условиях социально-экономических реформ // Правовое поле современной экономики. -2012. - № 11. - С. 7-21.
11. Кормильцева С.О., (2016), О приоритетных мерах предупреждения незаконной организации и проведения азартный игр на территории Российской Федерации. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2: 206-208.
12. Науменко О.П., (2014), Уголовная ответственность за незаконные организация и проведение азартных игр по законодательству стран СНГ. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 4: 34-37.
13. Анцыгин А.В., (2016), Сравнительно-правовое исследование законодательства России и Зарубежных стран об азартных играх. Пробелы в российском законодательстве, 3: 62-65.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью «Актуальные проблемы правового регулирования
игорного бизнеса в России» Советова Дениса Игоревича В представленной на рецензию статье, автором были рассмотрены отдельные проблемные аспекты, которые возникают при правовом регулировании игорного бизнеса в условиях действующих законодательных ограничений в Российской Федерации.
Практическая ценность результатов рецензируемой работы базируется на выдвинутых предложениях по совершенствованию законодательного регулирования в сфере деятельности по организации и проведению азартных игр с учетом негативных проявлений, рассматриваемых в рамках статьи, посредством реализации предложенных автором рекомендаций.
В статье автором обосновано отмечается, что затронутая проблематика не перестает быть актуальной, поскольку сфера азартных игр в России, на сегодняшний день подлежит частым законодательным изменениям и не остается без внимания. Сохраняется тенденция, при которой государство ограничивает развитие отношений в сфере игорного бизнеса в России. При этом, нельзя не отметить и количества совершаемых различного рода правонарушений в данной сфере, которые оказывают негативное влияние, как на развитие общество, так и на экономику государства в целом, что подтверждает необходимость в проведенном исследовании.
Особое внимание в рамках рецензируемой статьи уделяется проблематике определения, положительных и отрицательных сторон игорного бизнеса, как правового, так и социального явления. Кроме этого подробным образом рассматриваются модели правовой регламентации азартных игр, которые существуют в различных странах мира, а в частности, особенности регулирования игорного бизнеса в союзном по отношении к Российской Федерации государстве, а именно в республике Беларусь. Так же в рамках научной статьи определяются игорные зоны, которые на сегодняшний день существуют в России и расцениваются принципы, на основании которых, происходит их выделение законодателем.
В целом, представленная статья на тему: «Актуальные проблемы правового регулирования игорного бизнеса в России» соответствует требованиям, предъявляемым к таким работам, содержит новые теоретические результаты по решению актуальной проблемы, представляет интерес для специалистов в области юриспруденции и рекомендуется для публикации в открытой печати (ранее не публиковалась).
Доцент кафедры экономических и финансовых расследований, Высшей школы государственного аудита, МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат юридических наук, доцент
Каменева А.Н.