Педагогические науки
УДК 796.07
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ БОЕВОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ У ЖЕНЩИН-СОТРУДНИЦ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Анна Николаевна Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Долгин, майор внутренней службы, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк
Аннотация
В статье рассмотрены результаты социологического опроса женщин-сотрудниц, служащих в Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН России). Социологический опрос направлен на изучение степени освоения и применения боевых приемов борьбы (БПБ) и спортивной подготовки в профессиональной деятельности женщин-сотрудниц. Не смотря на то, что боевой и спортивной подготовке (БСП) сотрудников уделяется достаточно времени, в совершенствовании и применении боевых приемов борьбы женщины-сотрудники испытывают определенные трудности -это и низкая мотивация, и недостаточная база физической кондиции, и недостаточная область применения знаний и умений по боевым приемам борьбы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых нетрадиционных технологий по организации занятий по БСП у женщин-сотрудниц ФСИН России.
Ключевые слова: женщины, сотрудники, курсанты, боевые приемы борьбы, спортивная подготовка, профессиональная деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p3-7
ACTUAL PROBLEMS OF INCREASING MOTIVATION TO ENGAGEMENT IN COMBAT AND SPORTS TRAINING AMONG WOMEN - EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Anna Nikolaevna Aksenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Sergeevich Dolgin, the major of internal service, teacher, Kuzbass Institute of Federal Penitentiary Service of Russia" Novokuznetsk
Abstract
The article discusses the results of the sociological survey of the female employees, serving in the Federal Penitentiary Service of Russia (FSIN of Russia). The opinion poll is aimed at studying the degree of development and application of combat fighting techniques (BPB) and sports training in the professional activities of the women employees. Despite the fact that enough time is devoted to the combat and sports training (BSP) of employees, women are experiencing certain difficulties in improving and applying combat fighting techniques - this is both low motivation, insufficient physical condition, and insufficient scope of the knowledge and skills covering fighting techniques of struggle. The relevance of the research topic is due to the need to search for the new non-traditional technologies for organizing BSP classes for women employees of the FSIN of Russia.
Keywords: women, employees, cadets, combat fighting techniques, sports training, professional activities.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы увеличилось количество женщин-сотрудниц, проходящих службу в органах и учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России. Любой сотрудник ФСИН России, независимо от пола и возраста, должен обладать определенным набором профессионально-значимых качеств, в том числе и высоким уровнем физической
подготовки. Физическая подготовка сотрудников предполагает наличие умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, сохранению высокой работоспособности. При этом общими задачами физической подготовки сотрудников являются - развитие и совершенствование физических качеств быстроты, силы, выносливости и ловкости, воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности. Специальными задачами физической подготовки сотрудников являются - овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным [1]. Сотрудники ФСИН России проходят периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. При этом выявляется актуальность проблемы в освоении и совершенствовании навыков боевых приемов борьбы женщинами-сотрудницами [2, 3].
Цель нашего исследования - изучение мотивации к занятиям боевой и спортивной подготовкой у женщин-сотрудниц в процессе профессиональной деятельности. Методами исследования являются - анализ научно-методической литературы, социологический опрос (анкетирование).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В социологическом исследовании приняли участие женщины-сотрудницы трех категорий:
1. Категория I - сотрудники, проходившие профессиональное обучение в первоначальной подготовке лиц, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему РФ.
2. Категория II - сотрудники, проходящие службу в учреждении ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России».
3. Категория III - курсанты 5 курса, обучающиеся в ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России» и проходившие практику в учреждениях ФСИН России.
Возраст респондентов: от 22 до 40 лет. Стаж службы: от 4 до 15 лет. Образование высшее. Все женщины-сотрудницы проходили специальную физическую подготовку в процессе службы и при обучении и владеют в той или иной степени двигательными умениями и навыками эффективного и планомерного применения физической силы и боевых приемов борьбы. Прежде всего, нас интересовал вопрос объективной оценки и самооценки степени владения навыками боевых приемов борьбы. Самооценка уровня владения навыками БПБ женщинами представлена на рисунке 1.
75
80 60 40 20 0
60
45 45
■ 25 10 IU 15 15
1 5
—1 , ■
Категория I
Категория II
Категория III
отличный □ хороший □удовлетворительный ■ неудовлетворительный Рисунок 1 - Самооценка уровня владения навыками БПБ женщинами-сотрудницами, %
Из рисунка видно, что наиболее адекватной самооценкой обладают женщины сотрудники, проходившие профессиональное обучение по первоначальной подготовке лиц, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему РФ. Несколько завышенная самооценка у девушек курсантов. Причем неудовлетворительный уровень
владения боевыми приемами борьбы ни одна категория женщин у себя не показала. При объективной оценке уровня владения боевыми приемами борьбы, в ходе прохождения тестирования на зачете, были выявлены несколько другие результаты (рисунок 2).
60 40 20
38
25 |-
7
rzm
Категория I
45
15
28
12
шь
Категория II
52
38
38 8
Категория III
отличный □ хороший □удовлетворительный И неудовлетворительный
Рисунок 2 - Оценка результатов тестирования БПБ в ходе зачета женщинами сотрудницами, %
Из рисунка видно, что наибольшим процентом отличных и хороших результатов обладают девушки курсантки. Это объясняется тем, что физическая подготовка преобладает в режиме учебной деятельности и девушки усиленно готовятся к итоговой аттестации в виде экзамена. Наибольший процент неудовлетворительного результата показали женщины-сотрудницы учреждения высшего образования. Это объясняется тем, что женщины обладают более зрелым возрастом по сравнению с другими категориями, а также меньшей физической нагрузкой в течение трудовой деятельности.
На вопрос «Применяли ли Вы физическую силу и боевые приемы борьбы в своей профессиональной деятельности?» только 10% женщин, проходивших первоначальную подготовку, ответили утвердительно. Все остальные категории ответили отрицательно.
На вопрос «Умеете ли Вы выполнять логичный и координированный переход с одного приема задержания на другой?» практически все женщины ответили отрицательно. Наибольшие затруднения вызывают выполнения бросков (48%), ударов (52%), болевых приемов (34%). Это вызвано, на наш взгляд, тем, что недостаточно развиты морально волевые качества, вызывающие страх перед противником, слабо развиты физические качества, такие как сила, быстрота реакции, специальная выносливость.
Вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством организации проведения занятий по боевой и спортивной подготовке?» практически 100% показал положительную оценку. Все женщины отметили высокий уровень преподавания приемов - бросков, ударов, способов страховки и само страховки при падениях. Отмечен высокий уровень профессионального мастерства преподавателей по физической подготовке.
Однако, на вопрос, «Какими видами направлений двигательной активности Вы хотели бы заниматься на занятиях по БСП?» женщины ответили следующим образом (рисунок 3).
другие виды ОФП боевые приемы борьбы лыжная подготовка преодоление препятствий легкая атлетика и ускоренное передвижение прикладная гимнастика
0 20 40
Категория III ■ Категория II ■ Категория I
60
80
Рисунок 3 - Виды направлений физической подготовки, которыми желают заниматься женщины-сотрудницы,
%
0
Из рисунка видно, что наибольший интерес вызывают занятия по прикладной гимнастике. А также другие виды общей физической подготовки (ОФП) - плавание, йога, стретчинг, аэробика. Это говорит о том, что женщины в своих предпочтениях ориентированы, прежде всего, на оздоровительную направленность физического воспитания. Предпочитают упражнения средней интенсивности, без близкого контакта с противником, без силового компонента.
Вопросы мотивации к занятиям физической подготовкой рассмотрены в таблице.
Таблица - Мотивация к занятиям физической подготовкой женщин-сотрудниц, %
Мотивы Категория I Категория II Категория III
Достижение физического здоровья 25 45 38
Достижение физической красоты 32 15 42
Снижение эмоциональной нагрузки 15 12 0
Продление профессионального долголетия 13 18 0
Воспитание морально волевых качеств 10 5 10
Воспитание профессионально важных прикладных навыков 5 5 10
Повышение иммунитета к инфекционным заболеваниям 0 0 0
Из таблицы следует, что наиболее важным мотивом для женщин всех категорий являются достижение физического здоровья и красоты. И на последнем месте - воспитание морально волевых качеств и профессионально важных прикладных навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать тот факт, что хотя занятия боевой и спортивной подготовкой и проводятся на высоком методическом и профессиональном уровне, с применением необходимых педагогических технологий формирования знаний и умений, это не отражается должным образом на уровень сформиро-ванности профессионально значимых прикладных навыков. Это объясняется, прежде всего, тем, что необходимо учитывать анатомо-физиологические и психофизические особенности организма женщины и тренировочный процесс строить, исходя из этих специфических знаний. Только комплексный, индивидуально-дифференцированный подход в построении тренировочного процесса боевой и спортивной подготовки, позволяющий раскрыть потенциал женщин-сотрудниц, сможет должным образом сказаться на результатах по прикладным умениям и навыкам и повысить мотивацию к освоению боевых приемов борьбы.
Пути реализации комплексного подхода мы видим в следующем:
1. Актуализация программы по боевой и спортивной подготовке с учетом здоро-вьесберегающих технологий, при которых качественное обучение, развитие и воспитание не сопровождается нанесением ущерба здоровью и моральному состоянию женщин.
2. Организация дополнительных индивидуальных занятий по БСП для женщин, отстающих по каким-либо физическим качествам и не усвоившим программу БСП.
3. Внедрение дополнительных видов двигательной активности по интересам - плавания, аквааэробики, йоги, пилатеса и т.д., способствующим повышению мотивации к занятиям и, соответственно, общему уровню физической подготовленности женщин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боевая подготовка в подразделениях ФСИН России : учебное пособие / А. А. Важенин, Д.Ю. Дубинин, Д.В. Кощеев [и др.]. - Киров : [б.и.], 2017. - 260 с.
2. Приказ Минюста России от 12.11.2001 n 301 (ред. от 19.05.2008) "Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы минюста России". - URL : https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-miniusta-rossii-ot-12112001-n-301/ (дата обращения: 01.02.2020).
3. Лигута, В.Ф. Боевые приемы борьбы в профессиональной деятельности женщин-сотрудниц оперативных подразделений органов внутренних дел / В.Ф. Лигута, А. В. Лигута // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 223-226.
REFERENCES
1. Vazhenin, A.A., Dubinin, D.Yu., Kosheev D.V. et al (2017), Combat training in units of the Federal penitentiary service of Russia, Kirov.
2. Ministry of Justice of the Russian Federation (2001), Order dated 12.11.2001 No. 301 (as amended on May 19, 2008) "On the approval of instructions on physical training for the employees of the penitentiary system of the Russian Ministry of Justice ", available at: https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/pri-kaz-miniusta-rossii-ot-12112001-n-301/.
3. Liguta, V.F. and Liguta A.V. (2019), "Fighting techniques of wrestling in the professional activity of women employees of operational divisions of internal Affairs bodies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), рр. 223-226.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2020
УДК 796.81
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО
ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ
Анна Николаевна Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Викторович
Крутовский, майор внутренней службы, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк
Аннотация
Необходимость изучения физической работоспособности у спортсменов в предсоревнова-тельный период и после проведенных соревнований продиктована, прежде всего, тем, что необходимо корректировать методику тренировки именно с учетом этих показателей для улучшения функциональной адаптации. Особенно это касается силовых, высоко координированных видов спорта, таких как борьба. Настоящее исследование направлено на установление показателей общей и специальной физической работоспособности курсантов, занимающихся борьбой. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные результаты в оценке физической работоспособности могут быть использованы при организации учебно-тренировочных занятий борцов и в подготовке их к соревнованиям.
Ключевые слова: борьба, физическая работоспособность, курсанты, адаптация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p7-10
PHYSICAL WORKING ABILITY OF CADETS OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA ENGAGED IN STRUGGLE
Anna Nikolaevna Aksenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Viktorovich Krutovsky, the major of internal service, teacher, Kuzbass Institute of Federal penitentiary service of Russia"Novokuznetsk
Annotation
The need to study the physical performance of athletes in the pre-competition period and after the competition is dictated, first of all, by the fact that it is necessary to adjust the training methodology with these indicators in order to improve functional adaptation. This is especially true for power, highly coordinated sports, such as wrestling. This study is aimed at establishing indicators of the general and special physical performance of the cadets engaged in wrestling. The practical significance of this study is that the results obtained in assessing the physical performance can be used in organizing the training sessions for wrestlers and in preparing them for competitions.
Keywords: wrestling, physical performance, cadets, adaptation.
ВВЕДЕНИЕ
Высокие нагрузки в учебной, спортивно-тренировочной деятельности, и при несении службы курсантов предполагают наличие высокого уровня физической и