Научная статья на тему 'Актуальные проблемы повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления современной России'

Актуальные проблемы повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CORRUPTION / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комиссарова Дарья Александровна

В данной статье анализируются современные представления о коррупции как социально-правовом явлении, характеризуются организационно-правовые основы противодействия коррупции в современной России, рассматриваются актуальные проблемы повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption, local self-government, anti-corruption..Abstract: this article analyzes the current understanding of corruption as a social and legal phenomenon, characterized by the organizational and legal basis of combating corruption in modern Russia, the actual problems of improving the efficiency of combating corruption in local governments of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления современной России»

УДК 343.8

Экономические науки

Комиссарова Дарья Александровна, студентка,

Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: в данной статье анализируются современные представления о коррупции как социально-правовом явлении, характеризуются организационно-правовые основы противодействия коррупции в современной России, рассматриваются актуальные проблемы повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, местное самоуправление, противодействие коррупции.

Annotation: corruption, local self-government, anti-corruption..Abstract: this article analyzes the current understanding of corruption as a social and legal phenomenon, characterized by the organizational and legal basis of combating corruption in modern Russia, the actual problems of improving the efficiency of combating corruption in local governments of the Russian Federation.

Key words: corruption, local self-government, anti-corruption.

Сегодня, коррупция - это одна из глобальных проблем современности, в значительной степени препятствующая реализации социально-экономической и

политической стратегии развития любой страны и мешающих её эффективному поступательному развитию.

Закон Российской Федерации № 273-Ф3 от 25 июля 2008 года определяют коррупцию как «злоупотребление» служебным положением, взяточничество, подкуп, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным правам общества и государства для получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды другим лицам».

Таким образом, коррупцию можно рассматривать как социальное явление, содержанием которого является преступление лиц, официально причастных к управлению (государственных и муниципальных служащих, а также лица, уполномоченного выполнять государственные функции), используемое различными доступными им способами в статусе, позволяющем извлекать личную выгоду.

Совершенно очевидно, что коррупция влияет на разработку и реализацию политических решений, а они - на состояние коррупции в стране. На политическом фоне коррупция оказывает непосредственное воздействие на весь спектр правоохранительных органов, включая правосудие.

Коррупция в современной России стала социальным феноменом, оказывающим негативное влияние на эволюцию общества и представляющим реальную угрозу для функционирования государственной власти, верховенства права, демократии и прав человека, социальной справедливости.

Противодействие коррупции будет эффективным только в случае системного подхода, необходимо знать, чему противодействовать. К сожалению, современное антикоррупционное законодательство не отвечает данному критерию и требует дальнейшего совершенствования [5]. Именно поэтому в современной

России проблеме борьбы с коррупцией сегодня уделяется столь повышенное внимание [1].

Юридическая основа для борьбы с коррупцией в современной России является Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, принципы и нормы международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, нормативным правовым актом президента Российской Федерации, а также правовые, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов власти, правовых органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 25 октября 2008 года представляет «борьбу с коррупцией» деятельность федеральных органов государственной власти, органов управления состава Российской Федерации [3], местных организаций гражданского общества и физических лиц в пределах их полномочий:

а) противодействие коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причины коррупции (предупреждение коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, защита и обеспечение соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина;

2) публичность и открытость деятельности государственных и местных;

3) неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения;

4) комплексное использование политических, адвокатских, социальных, экономических, правовых, специальных и иных мер;

5) сотрудничество государства с гражданским обществом, международными организациями, учреждениями и физическими лицами.

Считается, что антикоррупционное законодательство является первым этапом формирования эффективной стратегии противодействия коррупции в современной России. Данная Антикоррупционная стратегия должна определять цели развития и реализации, а также соответствующие меры государства и общества по борьбе с коррупцией, рассчитанные как на долгосрочную перспективу, так и на перспективу. Поэтому системная и непрерывная борьба с коррупцией должна стать стратегической задачей государства.

Развитие антикоррупционной деятельности в современной России - это не самоцель, это должно привести к уменьшению влияния коррупции на общественное развитие честной и эффективной системы власти на всех уровнях власти.

В современных условиях антикоррупционная политика заключается в разработке и реализации разносторонних и последовательных мер государственного и общественного устранения или уменьшения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни.

Следует подчеркнуть, что действующее законодательство и принимаемые руководством страны меры позволили провести очень эффективную борьбу с коррупцией. Примеров такой непримиримой борьбы становится все больше [4].

Необходимо отметить, что политика, направленная на профилактику, выявление и борьбу с коррупционными преступлениями, должна являться составной частью стратегии развития государства. Практическая реализация данного направления заключается в разработке комплекса мер, а не точных решений. Данный комплекс должен базироваться на точном понимании природы коррупции, ее причин, условий, путей распространения, на анализе подоплеки

неэффективной борьбы с коррупцией, а также на возможном использовании бенчмаркинга, т.е. изучении опыта других государств в успешной реализации антикоррупционных программ и применения положительного опыта в своей практике [2].

Статья 130 главы 8 Конституции Российской Федерации гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение проблем местных жителей, владение и пользование городским имуществом. Статья 132 Конституции «органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и расходы на охрану общественного порядка, решают местные проблемы».

В ходе реализации важных конституционных норм, чиновники местного самоуправления могут иметь важный потенциал коррупции, это является свидетельством многих примеров коррупционного поведения городских чиновников на многих уровнях.

Считается, что с целью повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления, представляться необходимым:

1) повышение эффективности государственного управления путем реализации политических, организационных, правовых, экономических и идеологических мер.

2) развитие необходимой научной поддержки реализации антикоррупционной политики с участием ведущих научно-исследовательских институтов Российской Федерации.

3) создание федерального органа, ответственного за формирование антикоррупционной политики, ее координацию и мониторинг (с функцией агента, дающего ему право проводить следственные действия для решения проблем борьбы с коррупцией).

4) устранить все правовые пробелы, способствующие коррупции. Привести законодательство в соответствие с требованиями Конвенции ООН (уточнить понятие: коррупционное преступление коррупция; конфликт интересов).

5) стимулировать развитие рынка (честная конкуренция и предпринимательство).

6) внедрение парламентской процедуры проверки проектов антикоррупционных законов, а также эффективный мониторинг законодательных инициатив в сфере противодействия коррупции.

7) проведение обязательной конкурсной процедуры и тщательный отбор кандидатов на вакантные должности, связанные с использованием полномочий. С этой целью для ознакомления с квалификационными требованиями и должностными инструкциями работников города, предусмотрена возможность использования информации ФСБ, МВД, налоговых органов для проведения исследований, выявления кандидатов.

Кажется, что реализация этой меры позволит не только создать действительно эффективные механизмы противодействия коррупции в органах местного самоуправления современной России.

Полагаем, что предложенные меры будут способствовать борьбе с коррупцией и повышению эффективности борьбы с ней. У российских граждан будет формироваться механизм внутреннего отторжения коррупции-формы социального поведения в обществе.

В заключение могу отметить, что борьба с коррупцией должна теперь начинаться с каждого человека, представителя общества вокруг. От его социальной активности и ответственности зависит уровень правового, политического, культурного и образовательного населения, построение правового, экономически развитого государства, в котором коррупция будет сведена к минимуму, а поступательное движение развития демократического общества продолжится.

Библиографический список:

1. Артемьев А. Б. Антропология коррупции. Издательство юридического института (Санкт-Петербург). М., 2016. 272 с.

2. Бойко Н. Н., Ромашова Д. А. К вопросу о понятии коррупции и противодействии коррупционным правонарушениям // Проблемы укрепления законности и правопорядка в современном обществе: Сборник научных статей по итогам научно-практической конференции, посвященной профессиональному празднику «День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Вып. V / Отв. ред. Н. Н.Бойко, зам. отв. ред. Э. Р.Галимов. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. С. 32-35.

3. О противодействии коррупции: Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 25 октября 2008 года. М., 2008.

4. Противодействие коррупции в Российской Федерации: Учебник. Изд-е 2-е, доп. и перераб. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2014.

5. Тимербулатова А. Н., Абузарова Р. Р., Бойко Н. Н. Административно-правовая ответственность за коррупционные правонарушения // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.