Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЧС РОССИИ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЧС РОССИИ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / МЧС РОССИИ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ / КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буйневич Михаил Викторович, Матвеев Александр Владимирович, Смирнов Алексей Сергеевич

Актуализируются проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности и защиты информации, характерные для МЧС России. Предлагаются пути их разрешения за счет исследования предметной области по канонической диалектической формуле: Тенденция Потребности vs Возможности Следствие vs Причины Решение vs Ресурсы. В качестве последних рассматриваются две категории: «политическая воля» и «рабочие руки». Резюмируются конструктивные подходы к решению вскрытых актуальных проблем в области ИБ-образования МЧС России: во-первых, это создание автоматизированной среды подготовки с собственной базой знаний и разработка инновационной технологии обучения в ней; во-вторых, ревизия Рабочей программы переподготовки и актуализация нормативно-правовой базы и руководящих документов; в-третьих, наличие выпускающей кафедры и подготовка бакалавров и/или магистров и/или специалистов по укрупненной группе специальностей и направлений 10.00.00; в-четвертых, ревизия учебных нормативов и достойная оплата труда профессорско- преподавательского состава; в-пятых, регистрация рецензируемого журнала и открытие аспирантуры/адъюнктуры, а также диссертационного совета по новой номенклатуре научных специальностей в области информационной и кибербезопасности; в-шестых, развертывание киберполигона и участие в работе Центра компетенций по информационной безопасности. Делаются выводы о необходимости проведения ряда научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ и формирования соответствующей научной школы как условий системного решения проблемных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буйневич Михаил Викторович, Матвеев Александр Владимирович, Смирнов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF INFORMATION SECURITY SPECIALISTS TRAINING AND CONSTRUCTIVE APPROACHES TO THEIR SOLUTION IN THE EMERCON OF RUSSIAN

The article actualizes the problems of training specialists in the field of information security and information protection, typical for the Ministry of Emergency Situations of Russia. Ways of solving them by researching the subject area according to the canonical dialectical formula are proposed: Trend Needs vs Opportunities Consequence vs Causes Solution vs Resources. Two categories are considered as the latter: «political will» and «labour». There are summarized the constructive approaches to the solution of the revealed actual problems in the field of IS-education of EMERCOM of Russia: firstly, the creation of automated training environment with its own knowledge base and development of innovative technologies of training in it; secondly, the revision of working program of retraining and actualization of regulatory framework and guiding documents; thirdly, the availability of graduate departments and training bachelors and/or masters and/or specialists in the unified group of specialties and directions 10.00.00; fourthly, the revision of training norms and worthy remuneration of teaching staff; fifthly, the registration of a peer-reviewed journal and the opening of graduate/adjuncture programs, as well as the dissertation council for the new nomenclature of scientific specialties in information and cybersecurity; sixthly, the deployment of the cyber polygon and participation in the Center of information security competencies. Conclusions are drawn on the need for a number of research and development works activities and the formation of an appropriate scientific school as conditions for a systemic solution to problematic issues.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЧС РОССИИ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ»

УДК 378

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЧС РОССИИ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

(по материалам доклада на Ученом совете Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России от 24 марта 2022 г.)

Михаил Викторович Буйневичн; Александр Владимирович Матвеев; Алексей Сергеевич Смирнов.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия вЪту1958@уапйех. ги

Аннотация. Актуализируются проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности и защиты информации, характерные для МЧС России. Предлагаются пути их разрешения за счет исследования предметной области по канонической диалектической формуле: Тенденция ^ Потребности vs Возможности ^ Следствие vs Причины ^ Решение vs Ресурсы. В качестве последних рассматриваются две категории: «политическая воля» и «рабочие руки». Резюмируются конструктивные подходы к решению вскрытых актуальных проблем в области ИБ-образования МЧС России: во-первых, это создание автоматизированной среды подготовки с собственной базой знаний и разработка инновационной технологии обучения в ней; во-вторых, ревизия Рабочей программы переподготовки и актуализация нормативно-правовой базы и руководящих документов; в-третьих, наличие выпускающей кафедры и подготовка бакалавров и/или магистров и/или специалистов по укрупненной группе специальностей и направлений 10.00.00; в-четвертых, ревизия учебных нормативов и достойная оплата труда профессорско-преподавательского состава; в-пятых, регистрация рецензируемого журнала и открытие аспирантуры/адъюнктуры, а также диссертационного совета по новой номенклатуре научных специальностей в области информационной и кибербезопасности; в-шестых, развертывание киберполигона и участие в работе Центра компетенций по информационной безопасности. Делаются выводы о необходимости проведения ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и формирования соответствующей научной школы как условий системного решения проблемных вопросов.

Ключевые слова: информационная безопасность и защита информации, подготовка специалистов, МЧС России, проблемные вопросы, конструктивные решения

Для цитирования: Буйневич М.В., Матвеев А.В. Смирнов А.С. Актуальные проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности МЧС России и конструктивные подходы к их решению // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 3. С. 1-17.

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2022

CURRENT PROBLEMS OF INFORMATION SECURITY SPECIALISTS TRAINING AND CONSTRUCTIVE APPROACHES TO THEIR SOLUTION IN THE EMERCON OF RUSSIAN

Mikhail V. Buinevich^; Alexander V. Matveev; Alexey S. Smirnov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg, Russia яbmv1958@yandex.ru

Abstract. The article actualizes the problems of training specialists in the field of information security and information protection, typical for the Ministry of Emergency Situations of Russia. Ways of solving them by researching the subject area according to the canonical dialectical formula are proposed: Trend ^ Needs vs Opportunities ^ Consequence vs Causes ^ Solution vs Resources. Two categories are considered as the latter: «political will» and «labour». There are summarized the constructive approaches to the solution of the revealed actual problems in the field of IS-education of EMERCOM of Russia: firstly, the creation of automated training environment with its own knowledge base and development of innovative technologies of training in it; secondly, the revision of working program of retraining and actualization of regulatory framework and guiding documents; thirdly, the availability of graduate departments and training bachelors and/or masters and/or specialists in the unified group of specialties and directions 10.00.00; fourthly, the revision of training norms and worthy remuneration of teaching staff; fifthly, the registration of a peer-reviewed journal and the opening of graduate/adjuncture programs, as well as the dissertation council for the new nomenclature of scientific specialties in information and cybersecurity; sixthly, the deployment of the cyber polygon and participation in the Center of information security competencies. Conclusions are drawn on the need for a number of research and development works activities and the formation of an appropriate scientific school as conditions for a systemic solution to problematic issues.

Keywords: information security, information protection, training of specialists, EMERCOM of Russia, problematic issues, constructive solutions

For citation: Buinevich M.V., Matveev A.V., Smirnov A.S. Current problems of information security specialists training and constructive approaches to their solution in the EMERCON of Russian // Nauch.-analit. jour. «Vestnik S.-Petersb. un-ta of State fire service of EMERCOM of Russia». 2022. № 3. P. 1-17.

Введение

В соответствии с одноименной Доктриной «информационная безопасность является основополагающим направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации». Поэтому вопросы киберустойчивости информационной инфраструктуры и безопасности информации находятся в зоне постоянного внимания руководства МЧС России. В качестве кардинальных решений последних лет следует отметить утверждение ведомственной концепции информационной безопасности (ИБ), а также введение штатных должностей и структурных подразделений по защите информации (ЗИ).

В последние годы ИБ-отрасль переживает бурное развитие, сопровождающееся повышенными требованиями к профильным специалистам. В создавшейся ситуации руководством ведомства в 2019 г. было принято решение приоритетным направлениям по ее выправлению считать «повышение уровня подготовки должностных лиц МЧС России в области ИБиЗИ», что с очевидностью требует создания соответствующей «моменту» системы ИБ-образования.

В качестве первого шага в этом направлении по решению Коллегии на базе института развития Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России было организовано проведение профессиональной переподготовки по категории «Должностные лица МЧС России, осуществляющие профессиональную деятельность в области обеспечения ИБиЗИ». Реализация процесса переподготовки возложена на кафедру прикладной математики и информационных технологий, профессорско-преподавательский состав (ППС) которой имеет профессиональный и педагогический опыт в области ИБиЗИ. В сжатые сроки была разработана, согласована с ФСБ России и ФСТЭК России и утверждена рабочая программа «Техническая защита информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну» (Программа), закуплено необходимое лабораторное оборудование и создан уникальный учебно-методический комплекс.

Дидактическая сложность решения задачи переподготовки «неоднородного» (рис. 1) по уровню инженерно-технической подготовленности контингента обучающихся, да еще в условиях пандемии, потребовала от ППС кафедры консолидации усилий, высокого педагогического и методического мастерства, самоотверженности и преданности долгу; что и было отмечено в приказе о его поощрении руководством ведомства. Высочайший профессионализм и заинтересованный творческий подход ППС кафедры отмечают также и обучающиеся по Программе.

В период с 2020 по 2021 г. 115 сотрудников МЧС России прошли профессиональную подготовку и получили соответствующие документы о квалификации, что уже позволило ряду территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации получить лицензии ФСБ России, необходимые для легитимного с точки зрения законодательства использования средств криптографической ЗИ, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Руководящий состав Специалисты

Инженерно-технический состав Проч.

ИТ, радиоэлектроника и связь пром. инж.-техн. специальности пож. и техносф. безопасность иные специальности

бакалавриат специалитет магистратура

а) Ь) с)

Рис. 1. Хактеристика «неоднородности» контингента обучающихся: а) категория; Ь) базовое образование; с) квалификация (ИТ - информационные технологии)

В текущем 2022 г. планируется переподготовить (и работа уже проводится) еще 75 должностных лиц МЧС России, осуществляющих профессиональную деятельность в области обеспечения ИБиЗИ, в том числе для подведомственных организаций; в настоящий момент указанные должностные лица приступили к написанию выпускных аттестационных

работ. В планах МЧС России обеспечить Программой переподготовки 100 % охват территориальных органов МЧС России (рис. 2), и в дальнейшем поддерживать этот показатель на неснижаемом уровне в условиях кадровой «текучки».

Кроме вышеописанного, ИБ-образование в МЧС России в настоящее время часто сводится к самообразованию «на местах» и запланированному/проводимому повышению квалификации по целому ряду программ в подведомственных МЧС России высших учебных заведениях. Так, в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России уже реализуются следующие программы: «Начальники (заместители начальников) структурных подразделений МЧС России по защите государственной тайны и обеспечению безопасности информации»; «Руководители структурных подразделений, осуществляющие профессиональную деятельность в области защиты информации»; «Техническая защита информации. Способы и средства защиты информации от несанкционированного доступа»; «Сотрудники (работники) территориальных органов и организаций МЧС России, осуществляющие деятельность по работе с персональными данными». Кроме того, на некоторых направлениях подготовки по программам бакалавриата и магистратуры ведется преподавание учебных дисциплин «Безопасность информационных систем и защита информации» и «Информационная безопасность и защита информации», дающих «ликбез» в области ИБиЗИ.

Рис. 2. Территориальный охват программой переподготовки должностных лиц МЧС России: красный — получивший дипломы, розовый — обучающиеся в настоящее время,

белый — в плане на обучение

Безусловно, сегодняшнее положение дел в ведомстве с этим вопросом не сравнимо с еще недавним прошлым, даже трехлетней давности; однако современная, в том числе и международная, обстановка крайне динамична и ставит перед ИБ-специалистами все новые вызовы и проблемные вопросы, требующие безотлагательных и системных решений, в том числе в части совершенствования ИБ-образования.

Рассмотрим актуальные проблемы подготовки специалистов в области ИБиЗИ, характерные для МЧС России, проведем анализ, а также предложим конструктивные подходы к их решению - осуществим синтез; до полноценного исследования потребуется лишь оценка качества и эффективности - ее, в отсутствие опыта (Best Practices) от внедрения

синтезированных подходов, изложим в гипотетической форме, проведя мысленный эксперимент.

Исследование проведем по канонической диалектической формуле - «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...», а именно: наблюдая с позиции ученого-исследователя некую современную тенденцию предметной области (далее по тексту - Тенденция), выявим ключевое противоречие между (VS, сокр. от лат. versus, против) потребностями (Требуется) и возможностями (Существует), которое приводит к негативным последствиям (Следствие), ставящим проблемные вопросы о борьбе за эффективность ИБ-образования. Решение этих проблемных вопросов лежит в плоскости выявления и последующего устранения или минимизации породивших их причин (Причина), для чего предлагаются соответствующие решения (Решение) и ресурсы (Ресурсы) для их обеспечения. В качестве ресурсов рассматриваются всего две категории: «политическая воля» и «рабочие руки» (вернее - «головы»). Под первым понимается готовность руководства различного уровня принимать и проводить в жизнь, возможно, непопулярные, но стратегически верные (на перспективу) и системно обоснованные управленческие решения; под вторым - коллектив достаточно молодых, энергичных и мотивированных исполнителей, занимающихся самообразованием, профессиональным высшим образованием или научной деятельностью («Учеников») под руководством более опытных, «остепенённых» и профессиональных наставников («Учителей»).

Проблемы vs решения

Рассмотрим проблемные вопросы не по степени их важности, а в некотором порядке, в котором они стоят перед кафедрой прикладной математики и информационных технологий.

1. Качество обучающихся.

Возросшие потребности МЧС России в «дипломированных» квалифицированных специалистах в области ИБиЗИ увеличили рост численности сотрудников ведомства, отправляемых на переподготовку (Тенденция 1.1).

Объективно подобный рост количества автоматически сопровождается ростом «неоднородности» контингента обучающихся (Существует 1.1), однако традиционные формы обучения специалистов в области ИБиЗИ предполагают именно однородный (в смысле уровня подготовленности к освоению новых знаний) контингент начинающих обучение (Требуется 1.1). Незначительная неоднородность, возникающая в процессе обучения, обычно нивелируется во время самостоятельной подготовки обучающихся, но по большей части за счет дополнительной нагрузки и педагогического мастерства ППС во время аудиторных (контактных) занятий. В цикле переподготовки (далее - на примере группы ИР-20-42ПК, 24 чел., период обучения 16 апреля 2020 г. - 16 октября 2020 г.) базовое образование обучающихся сильно разнилось (ИТ, радиотехника, связь, пожарная и техносферная безопасность, промышленные инженерно-технические и иные специальности), а опыт работы по специальности ИБиЗИ был в диапазоне: без опыта -5 чел., незначительный опыт (до года) - 15 чел., более 5 лет - 4 чел. Причем при переподготовке доминировали в связи с пандемией дистанционные технологии и самостоятельная работа (6 месяцев из 7, отведенных на обучение).

Не всегда достаточный уровень инженерно-технической (желательно IT) подготовленности обучающихся к получению новых знаний также приводит к дидактической сложности задачи переподготовки «неоднородного» контингента, требующей для своего решения высокого педагогического и методического мастерства и времени на реализацию индивидуального подхода. Как результат - перегрузка ППС (Следствие 1.1), «тянущая» за собой низкую эффективность обучения (Следствие 1.2), а затем и несоответствующее ожиданиям и предъявляемым требованиям качество переподготовки (Следствие 1.3).

Причина видится в отсутствии условий для качественного самообразования (Причина 1.1) как для подготовки, так и в ходе освоения Программы, а ее устранение -

в плоскости максимальной автоматизации обучения, то есть постепенного создания автоматизированной среды подготовки/переподготовки/самоподготовки специалистов (АСПС) (Решение 1.1) и разработки соответствующей ей инновационной технологии обучения (Решение 1.2) силами ППС и заинтересованных «молодых» ученых (Ресурс 1.1).

2. Фундаментальная подготовка.

Взрывное развитие 1Т-индустрии (Тенденция 2.1), в том числе в мире Интернета-вещей, спровоцировало рост уязвимостей программно-аппаратного обеспечения; как следствие - активизировались принципиально новые классы угроз информационной безопасности, готовность к отражению которых близка к «нулевой» и требует все новых и новых знаний. Одновременно новые вызовы, обусловленные резко обострившейся информационной войной, активизировали межгосударственные источники деструктивных воздействий на информационную инфраструктуру Российской Федерации (Тенденция 2.2). Непрекращающаяся разработка инновационных средств ЗИ, поступающих (и ожидающихся к поступлению) на «вооружение» ведомства, требует новых компетенций (умений и навыков) по их «боевому» применению (Тенденция 2.3) все большему количеству специалистов.

В сложившихся условиях от «защитника информации» требуется умение решать «синтетические» задачи (Требуется 2.1), что предполагает наличие широкого кругозора в смежных отраслях знания, а также возможность самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков (Требуется 2.2) на базе прочного профессионального фундамента.

Как свидетельствуют результаты регулярных проверок территориальных органов и «разбора полетов» (в смысле анализа инцидентов) ИБ, на сегодняшний день должностные лица МЧС России, осуществляющие профессиональную деятельность в области обеспечения ИБиЗИ, демонстрируют знания, умения и навыки «текущего момента» в «узкой нише» предметной области (Существует 2.1). Как следствие - низкая адаптационная способность к новым задачам и обстановке, и как результат - запоздалая реакция, в том числе на инциденты (Следствие 2.1).

Причины следует искать в первую очередь в отсутствии базового образования по профильным специальностям (Причина 2.1) и отсутствие возможности самообразовываться (Причина 2.2) как временной, так и чисто технической.

Базовое ИБ-образование, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), предполагает наличие в вузе профильной выпускающий кафедры (Решение 2.1), осуществляющей подготовку специалистов (бакалавров, магистров) по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) 10.00.00 «Информационная безопасность» (Решение 2.2).

Все освоившие полный курс Программы переподготовки, сдавшие государственный экзамен по «Технической защите конфиденциальной информации», защитившие выпускную аттестационную работу и получившие диплом государственного образца, по праву считаются выпускниками Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. В этом смысле кафедра прикладной математики и информационных технологий по праву уже может считаться выпускной, что соответствует требованию ФГОС, и должна получить приставку «ЗИ» - ПМ, ИТ и ЗИ. Очередь - за решением руководства (Ресурс 2.1) - оснований более чем достаточно.

Решения, направленные на создание условий для качественного самообучения (Решение 2.3 и Решение 2.4), и ресурсы для их обеспечения (Ресурс 2.2) эквивалентны изложенным в п. 1.

3. Качество ППС.

Бурное развитие отрасли ИБиЗИ (Тенденция 3.1) при «патронаже» государства автоматически привело к ужесточению требований к профильным специалистам (Тенденция 3.2) и программам их подготовки/переподготовки. Специфика содержания Программы и особенностей процесса переподготовки современных специалистов в области

ИБиЗИ требуют изучения в достаточно сжатые сроки принципиально разных (в том числе инновационных) учебных дисциплин. Это означает (ввиду отсутствия у штатного ППС актуальных знаний и компетенций) краткосрочное привлечение высококлассных преподавателей - профессионалов в своей предметной области, но обучающих по единому замыслу - Программе (Существует 3.1).

В настоящее время практически ликвидирована практика почасовой оплаты сторонних преподавателей и специалистов (а существующий низкий тариф не соответствует их высокой квалификации и их дефициту на рынке труда); к тому же штатное расписание не позволяет иметь в составе ППС кафедры требуемую «обойму» узких специалистов (Существует 3.2).

Поэтому ввиду ограниченного количества штатного ППС, они должны быть «универсалами»: иметь ученую степень (желательно в области ИБиЗИ) и ученое звание, стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет, опыт службы в соответствующих государственных структурах (ФСТЭК России, ФСБ России, Роскомнадзор) (Требуется 3.1). Полное требование к ППС выпускающей кафедры изложено в ФГОС ВО.

Лимитированный временной ресурс ограниченного контингента ППС не позволяет ни оказать требуемую помощь коллегам, ни уделить достаточного времени обучающимся (для примера, у ППС в среднем руководство 25 выпускными аттестационными работами, оплачиваемых по ставке 1/15 от руководства магистерскими работами - да еще и в летний период отпусков). Как результат - преподавание «устаревших» Best Practices (то, что штатный ППС знает по собственному опыту) и, как следствие, - подготовка «несовременного» специалиста (Следствие 3.1).

«Краеугольный камень» проблемы - недооцененность значимости и труда ППС, занятого в сфере ИБиЗИ (Причина 3.1).

Для исправления сложившегося положения потребуется ревизия учебных нормативов по динамически развивающимся техническим областям знания типа IT, ИБ и т.п., когда знания кардинально обновляются каждые пять-шесть лет (и даже чаще), в отличие, например, от математики и естественнонаучных дисциплин [1]; возможно путем введения значительного поправочного коэффициента «инновационности» соответствующих дисциплин при расчете нагрузки (Решение 3.1). Возможны и иные механизмы, которые должны привести к достойной оплате труда ППС, задействованного в реализации Программы (Решение 3.2).

Достаточно интересным механизмом решения проблемы «кадрового голода» является вовлечение ИБ-специалистов «экстра-класса» в учебную и научную деятельность кафедры через поступление в аспирантуру, что потребует лицензирования соответствующей научной специальности (Решение 3.3). Открытие аспирантуры автоматически «тянет» за собой потребность в регистрации специальностей 2.3.6 «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность» и/или 1.2.4 «Кибербезопасность» в издаваемом ВАК-журнале (Решение 3.4), а в последствии и в открытии диссертационного совета по вышеуказанным специальностям (Решение 3.5). Эти шаги, требующие исключительно «политической воли», гипотетически позволят организовать «замкнутый цикл» подготовки кадров высшей квалификации и не заниматься поиском диссоветов, журналов и кадров.

Естественно, что такие дефицитные (как имеющиеся, так и получаемые в результате системного образования) кадры обладают уникальным набором теоретических и практических знаний, и остро встает вопрос их «клонирования», которое возможно только за счет специальной информационной технологии построения интегрированной базы знаний специалистов по ИБиЗИ в рамках АСПС (Решение 3.6) силами «молодых» ученых и ППС кафедры.

4. Ведомственная специфика.

В бурное развитие отрасли ИБиЗИ (Тенденция 4.1) неизбежно вовлечено и МЧС России со всеми вытекающими последствиями (Существует 4.1). Одним из них является

потребность в изучении нормативно-правовой базы (ИНЬ) и руководящих документов (РД) -Регуляторов. Проблема здесь заключается в том, что на сегодняшний день только одним регулятором (ФСТЭК России) в разделе «Нормативные правовые акты, организационно-распорядительные документы, нормативные и методические документы...» и только по вопросам технической защиты информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, зарегистрировано свыше 30 открытых документов общим объемом свыше тысячи страниц (и это не считая свыше 60 стандартов по технической защите). Гарантировать какое-либо качество освоения (прочтения, осмысления, согласования, интеграции в единый концепт, а затем и внедрения в профессиональную деятельность) в реальные сроки этой НПБ и РД не представляется возможным, даже если предположить высокое качество документов (что не всегда соответствует истине: документы противоречивы, часть из них «морально» устарела и отвечают не на все необходимые вопросы, написаны «юридическим» или «программистским» языком и т.д.).

В то же время есть специфика ИБиЗИ в МЧС России, которая находит свое отражение, в том числе в соответствующих ведомственных РД (Требуется 4.1), а также используемых средствах и технологиях защиты. Эта специфика должна быть изучена переподготавливаемыми должностными лицами, осуществляющими профессиональную деятельность в данной предметной области (Требуется 4.2).

Значительные затраты времени на получение новых знаний по причине экстенсивного характера освоения НПБ и РД (Следствие 4.1) в рамках регламентированной Программы и в условиях дефицита учебного времени (Причина 4.1) приводят к необходимости доучивания «на местах» (Следствие 4.2). Переподготовка около половины из запланированного количества сотрудников выявила определенные недочеты и «слабые» места, связанные именно со структурой и содержанием Программы, о чем свидетельствует опыт, приобретенный ППС, а также практика работы «выпускников» на местах. Очевидно, что с учетом этих причин существующая Программа требует существенной модификации.

В этих условиях необходима ревизия рабочей программы на предмет актуализации преподаваемой НПБ и РД (Решение 4.1), а также принципиально новая организация и ведение их информационного хранилища (Решение 4.2) в рамках АСПС (Решение 4.3). Решение этих задач также возможно силами ППС и заинтересованных «молодых» ученых (Ресурс 4.1).

5. Best Practices.

Наблюдаемый практически «экспоненциальный» рост количества и разнообразия инцидентов ИБ (Тенденция 5.1) предполагает наличие, приобретение и «капитализацию» Best Practices (Требуется 5.1) со стороны «защитников информации». Отсутствие у должностных лиц МЧС России, осуществляющих профессиональную деятельность в области обеспечения ИБиЗИ, практически-ориентированных знаний, умений и навыков по отражению широкого спектра угроз (Существует 5.1) с неизбежностью приводит к их неспособности адекватного реагирования на инциденты ИБ (Следствие 5.1). Причина такого положения дел кроется в крайне слабой учебно-материальной базе системы подготовки/переподготовки, не позволяющей реализовать краеугольный постулат качественного обучения - «сплав» теории и практики (Причина 5.1), а также в отсутствии системы «капитализации» Best Practices (Причина 5.2).

В настоящее время переподготовка, несмотря на отведенные на практические занятия часы, по вышеуказанной причине имеет перекос в сторону пассивного получения теоретических знаний. Это касается практически всех изучаемых дисциплин (за редким исключением, типа поддерживаемых закупленными VipNet и DallasLock). Например, практические вопросы изучения физико-технических дисциплин «Способы и средства технической защиты конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам» и «Техническая защита конфиденциальной информации от специальных воздействий» сводятся к семинарской форме. Отдавая себе отчет, что полноценные технические лаборатории (специально оборудованные помещения, относительно дорогостоящее

лабораторное оборудование, сертифицированный обслуживающий персонал и т.п.), в условиях «штучного производства специалистов» являются нерентабельными (но могут ими стать при подготовке бакалавров, магистров и обязательном обучении всех «ИБиЗИ-грамоте»), все же существует альтернатива в виде компьютерных симуляторов, что органично вписывается в концепцию автоматизированной среды (Решение 5.1, Ресурс 5.1). При проведении занятий по «бумажным» дисциплинам, связанным с организацией технической защиты конфиденциальной информации, также отсутствует возможность постановки и решения практически-ориентированных задач.

«Капитализация» Best Practices предполагает ведения корпоративной (университетской, кафедральной) базы знаний по ИБиЗИ (Решение 5.2) силами ППС и заинтересованных «молодых» ученых, а также талантливых обучающихся всех видов подготовки (Ресурс 5.1).

Ввиду значимости «локально» накапливаемых Best Practices для задач, решаемых Центром компетенций по ИБ, созданным по распоряжению заместителя Министра МЧС России [2] чуть более года назад и функционирующим в рамках Комиссии по информационным технологиями и информационной безопасности [3], возможна кооперация его информационных ресурсов с базами знаний подведомственных вузов, реализующих образовательные программы в области ИБиЗИ.

В связи с отсутствием возможности проведения практических занятий на «боевых» системах по обнаружению, предотвращению, отражению и ликвидации последствий реальных компьютерных атак, расследованию компьютерных инцидентов руководством ведомства [4] было принято решение «О создании киберполигона МЧС России для отработки действий по противодействию компьютерным атакам для должностных лиц МЧС России, осуществляющих профессиональную деятельность в области защиты информации». Ввиду технологической готовности площадки и научно-методической нацеленности ППС ожидается решение о его развертывании (Решение 5.3) на базе и ресурсами Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (Ресурс 5.2).

Все вышерассмотренные проблемные вопросы и их решения сведены в таблицу.

Условия решения проблемных вопросов

Рассмотренные проблемы взаимообусловлены и местами взаимопротиворечивы, потому их решения должны быть взаимоувязаны в систему. По причине высокой наукоемкости системного решения проблемных вопросов эта миссия не может быть доведена до конца и с надлежащим качеством в «рабочем порядке» - необходимо провести соответствующую и достаточно объемную научно-исследовательскую (НИР), а в перспективе и опытно-конструкторскую работу (ОКР).

Из множества тематик НИР, ассоциированных с рассматриваемой предметной областью, выделим Top-3, представляющиеся авторам ключевыми, а потому -первостепенными. Представим их цели, ожидаемые результаты, их (результатов) ценность и новизну.

НИР-1. «Разработка методологии и технологии построения и функционирования автоматизированной среды подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области ИБиЗИ».

Тематика данной НИР ассоциирована с созданием АСПС (Решение 1.1, Решение 2.3, Решение 3.6, Решение 4.3, Решение 5.1), разработкой инновационной технологии обучения в этой среде (Решение 1.2, Решение 2.3), а также ведение корпоративной базы знаний (из состава этой среды) по ИБиЗИ (Решение 5.2), - то есть с подавляющим большинством «неадминистративных» (требующих «рабочих рук», а не «политической воли») решений.

Цель работы - повышение автоматизации и технологизации процесса обучения.

Ожидаемые результаты: инфокоммуникационная архитектура АСПС в области ИБиЗИ; научно-обоснованная новая информационная технология обучения специалистов

по ИБиЗИ в автоматизированной среде; проект технического задания на ОКР по созданию в составе АСПС лабораторного учебно-научного комплекса (ЛУНК).

К настоящему времени имеется ряд открытых исследований, посвященных решению как теоретических, так и практических (в основном дидактических) вопросов обучения в автоматизированной среде. Однако в них не нашли должного отражения информационно-технологические аспекты построения и функционирования собственно такой среды, особенно для подготовки специалистов по ИБиЗИ, что существенно снижает ожидаемый уровень эффективности от автоматизации. Также отсутствуют прагматичные научно-обоснованные и количественно измеримые требования и рекомендации по совершенствованию существующей системы подготовки специалистов по ИБиЗИ, которые могут быть получены только на базе инновационной методологии обучения в автоматизированной среде и технологических решений. Все это говорит в пользу новизны данной научной работы.

Научная ценность ожидаемых результатов состоит в доказательстве возможности и определении путей повышения эффективности подготовки специалистов по ИБиЗИ в автоматизированной среде. Научно-техническая - в формировании прогрессивных исходных требований к ЛУНК, отвечающих высшему мировому уровню, и создании предпосылок для его рациональной разработки, внедрения и использования. Методическая -в элементах инновационной технологии оказания образовательных услуг в сфере подготовки специалистов в области ИБиЗИ. И практическая - в тщательной проработке комплекса основных вопросов, сокращающей сроки и затраты на создание лабораторной базы Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и снижающей вероятность ошибок в ходе дальнейших работ.

В случае успешной реализации проекта ЛУНК Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России будет обладать инфраструктурой, гипотетически позволяющей максимально эффективно использовать потенциал ППС, создать условия проведение полноценной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области ИБиЗИ, а также получить конкурентные преимущества в иных сферах образовательной деятельности.

НИР-2. «Разработка компетентостных моделей должностных лиц МЧС России, осуществляющих профессиональную деятельность в области обеспечения информационной безопасности и защиты информации».

Тематика данной НИР «работает» на все решения, обеспечивая их неким ИБ-«инвариантом» - моделью деятельности специалиста «в боевых условиях».

Цель работы - типизация, формализация и структуризация деятельности должностных лиц с последующим решением на основе получаемых компетентостных моделей прикладных задач в области ИБ-образования.

Ожидаемые результаты: компетентостные модели должностных лиц МЧС России, осуществляющих профессиональную деятельность в области обеспечения ИБиЗИ (основной результат); специальная методология и технология построения учебных дисциплин по ИБиЗИ; гармонизированная терминологическая база системы обеспечения ИБ МЧС России (проект); научно-обоснованные предложения в Рабочую программу переподготовки.

Теоретическая значимость ожидаемых результатов состоит в том, что будет установлена зависимость между информационно-функциональными потребностями должностных лиц МЧС России для успешного осуществления ими профессиональной деятельности в области обеспечения ИБиЗИ и детализированным набором компетенций, осваиваемых в ходе обучения в различных формах, а также доказана возможность формирования оптимальных учебных планов и индивидуальных траекторий всех форм ИБ-образования.

Практическая значимость ожидаемых результатов состоит в том, что:

- специальная технология построения учебных дисциплин по ИБиЗИ позволит сократить сроки и трудозатраты на формирование оптимальных учебных планов

и индивидуальных траекторий всех форм ИБ-образования за счет возможности автоматизации процесса;

- гармонизированная терминологическая база системы обеспечения ИБ МЧС России позволит снизить вероятность ментальных ошибок при работе с нормативно-правовыми, руководящими и распорядительными документами по ИБиЗИ;

- научно-обоснованные предложения в Рабочую программу позволят привести ее в соответствие с современными требованиями и тем самым перейти на качественно новый, современный уровень переподготовки.

В качестве аналога рассматривается типовая Программа переподготовки ФСТЭК России и согласованная с ФСБ России «Техническая защита информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну», которая и легла в основу модернизируемой Программы.

В случае успешного выполнения НИР ожидается значительное повышение научной обоснованности решений, принимаемых в сфере ИБ-образования, с гарантированным повышением уровня технической грамотности, информированности и обученности должностных лиц МЧС России, осуществляющих профессиональную деятельность в области обеспечения ИБиЗИ.

НИР-3. «Выбор и обоснование рационального варианта построения киберполигона для МЧС России».

Тематика данной НИР ассоциирована с развертыванием Киберполигона (Решение 5.3), которое требуется реализовать в условиях беспрецедентного санкционного давления на отечественную экономику и науку и его негативных последствий: недоступность зарубежных программно-аппаратных образцов ИТ-индустрии, ограничение доступа к мировым информационным ресурсам, дефицит высококлассных ИТ-специалистов ввиду оттока за рубеж и пр. Однако, несмотря на ограничения, на доступном отечественном рынке представлена целая линейка корпоративных информационных систем типа «киберполигон» с широким ценовым и функциональным диапазоном, а также степенью внедрения различных производителей; также всегда существует вариант собственной разработки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих обстоятельствах существует проблема выбора если не оптимального, то рационального варианта построения киберполигона для нужд МЧС России. Эта проблема, несмотря на кажущееся «изобилие» исследований по вопросам эффективности, «вытекает» из отсутствия необходимых научно-методических оценочных средств, тем более учитывающих специфические информационно-функциональные потребности должностных лиц МЧС России, ответственных за обеспечение ИБиЗИ, а также процедуру принятия решений в ведомстве с учетом современных финансовых и прочих ограничений.

Очевидно, что с учетом этих причин и обстоятельств существует и актуальна потребность в проведении соответствующей двухэтапной НИОКР: на первом этапе (НИР) будет необходимо осуществить разработку необходимых научно-методических оценочных средств и произвести системный технико-экономический анализ с целью выбора и обоснования рационального варианта построения киберполигона для ведомства, а на втором (ОКР) - осуществить его развертывание на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Цель работы созвучна с ее названием. Ожидаемые результаты: техническое задание на построение киберполигона для МЧС России (основной); критерии эффективности и методология оценки рациональности вариантов построения корпоративной информационной системы типа «киберполигон»; технико-экономический анализ предложений на рынке киберполигонов.

Зарубежные аналоги могут рассматриваться только в контексте анализа передового опыта создания и использования киберполигонов. В качестве реализованных вариантов корпоративных информационных систем типа «киберполигон» планируются к рассмотрению

отечественные образцы и разработки: АО «Перспективный мониторинг», «Ростелеком-Солар», Positive Technologies и др.

К настоящему времени известен ряд открытых исследований, посвященных решению как теоретических, так и практических вопросов выбора и обоснования вариантов построения информационных систем, однако целостная критериальная методология оценки рациональности вариантов построения информационной системы типа «киберполигон» среди них отсутствует.

Реализация НИР позволит оптимизировать сроки, финансовые и трудозатраты на реализацию рационального варианта пилотного проекта киберполигона при требуемом функционале для МЧС России, а также предоставить органам управления ведомства научно-методические оценочные средства для потенциального повышения качества принимаемых ИТ-решений в ведомстве.

Системность и стратегическая обоснованность потребующихся в направлениях актуальных проблем ИБ-образования в МЧС России решений предполагает наличие весомого научного задела и потенциала, на создание которого объективно требуются значительные ментальные и организационные усилия.

Научным заделом, позволяющим успешно решать задачи перечисленных выше НИР, являются релевантные инициативные и заказные НИР, выполненные Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России и/или его сотрудниками. Необходимый научно-технический уровень для проведения предлагаемой НИР обеспечивается научной и профессиональной квалификацией, а также накопленным опытом научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности планируемого коллектива исполнителей. Вот пример - один из авторов настоящей статьи (профессор М.В. Буйневич) участвовал от исполнителя до руководителя в свыше 40 НИОКР, выполненных в рамках предприятий военно-промышленного комплекса и ряда технических вузов. Кафедра, возглавляемая другим из авторов (доцент А.В. Матвеев), последние годы является ведущей кафедрой в сфере научной работы в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

Такой «задел-потенциал» не возникает на «пустом месте» - требуется некая объективно-субъективная сущность, притягивающая, концентрирующая и материализующая научную мысли. Речь идет о наличии в Университете такого общественного феноменологического явления, как «научная школа» по проблемным вопросам.

Не вдаваясь в полемику относительно ее ключевых характерных признаков (этому вопросу посвящено немало текущих публикаций [5, 6] и дискуссия далеко не закончена, так как понятие эволюционирует [7]), позволим себе высказать соображение, солидаризируясь с Е.А. Акиншиной и Н.И. Мартишиной [8], что полноценная научная школа не может быть создана волевым и тем более административным усилием.

Согласно работе [8] для возникновения школы требуется сочетание ряда объективных и субъективных условий, удачное пересечение которых не так часто встречается в науке: «идея» + «исследовательская программа (НИРы по широкому спектру, но в пространстве идеи)» + «лидер» + «круг единомышленников» + «социальные возможности» (поддержка руководства). Авторы считают, что именно такие уникальные условия сегодня сформировались в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России (а конкретно -на кафедры прикладной математики и информационных технологий), что позволяет «сложить пазл» соответствующей научной школы.

Таблица

Тенденция Проблема Следствие Причина Решение /

Существует VS Требуется Ресурсы

1.1. Рост численности личного состава на переподготовку 1.1. «Неоднородный» контингент vs 1.1. Контингент, подготовленный к освоению Программы 1.1. Перегрузка ППС. 1.2. Низкая эффективность обучения. 1.1. Отсутствие условий для качественного самообучения 1.1. Создание АСПС. 1.2. Разработка инновационной технологии обучения

1.3. Низкое качество переподготовки / 1.1. «Рабочие руки»

2.1. Наличие выпускающей кафедры: ПМиИТ ^ иЗИ.

2.1. Взрывное развитие 1Т- индустрии. 2.2. Новые вызовы и угрозы. 2.3. Внедрение инновационных средств ЗИ 2.1. Знания, умения и навыки «текущего момента» в «узкой нише» предметной области vs 2.1. Умение решать «синтетические» задачи 2.2. Возможность самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков 2.1. Низкая адаптационная способность к новым задачам и обстановке ^ запоздалая реакция в том числе на инциденты ИБиЗИ 2.1. Отсутствие фундаментальной подготовки по ИБиЗИ. 2.2. Отсутствие условий для качественного самообучения 2.2. Подготовка специалистов (бакалавров, магистров) по УГСН 10.00.00 / 2.1. «Политическая воля». * * * 2.3. Создание АСПС. 2.4. Разработка инновационной технологии обучения / 2.2. «Рабочие руки»

3.1. Бурное развитие отрасли ИБиЗИ. 3.2. Ужесточение требования к профильным специалистам и программам их подготовки/ переподготовки 3.1. Отсутствие у штатного ППС актуальных знаний и компетенций. 3.2. Штатное расписание vs 3.1. Высокая квалификация штатного ППС (согласно ФГОС): специалистов «из окопов» > 10 %; «остепененных» > 55 % , из них минимум 1 по специальности 05.13.19 3.1. Преподавание устаревших Best Practices ^ подготовка 3.1. Существенная разница в уровне отплаты труда ППС 3.1. Ревизия учебных нормативов. 3.2. Достойная оплата труда ППС. 3.3. Аспирантура по ИБиЗИ. 3.4. ВАК-журнал по специальностям 1.2.4 + 2.3.6. 3.5. Диссовет по специальностям 1.2.4 + 2.3.6

не позволяет иметь в составе ППС требуемое количество узких специалистов «несовременного» специалиста и специалистов по ИБиЗИ / 3.1. «Политическая воля». * * * 3.6. Создание АСПС / 3.2. «Рабочие руки»

(1.2.4 и 2.3.6)

Тенденция Проблема Следствие Причина Решение / Ресурсы

Существует VS Требуется

4.1. Бурное развитие отрасли ИБиЗИ 4.1. Ведомственная вовлеченность vs 4.1. Учет специфики ИБиЗИ в МЧС России. 4.2 Глубокое погружение обучающихся в ведомственные РД, используемые средства и технологии ЗИ 4.1. Трата дефицитного учебного времени на «неактуальные» РД. 4.2. Необходимость доучивания на местах 4.1. Ограничения и содержание РП. 4.2. Отсутствие БД актуальных РД 4.1. Ревизия РП. 4.2. Ведение БД ПРБ и актуальных РД. 4.3. АСПС / 4.1. «Рабочие руки»

5.1. Рост количества и разнообразия инцидентов ИБ 5.1. Отсутствие практически-ориентированных знаний, умений и навыков по отражению широкого спектра угроз vs 5.1. Наличие, возможность приобретения и «капитализация» Best Practices 5.1. Неспособность адекватного реагирования на инциденты ИБ 5.1. Отсутствие современных учебно-тренировочных средств. 5.2. Отсутствие системы «капитализации» Best Practices 5.1. Создание АСПС. 5.2. Ведение корпоративной базы знаний по ИБиЗИ / 5.1. «Рабочие руки». * * * 5.3. Участие в развертывании киберполигона / 5.2 «Политическая воля»

Заключение

Общая неудовлетворенность качеством образования в сфере ИБ в Российской Федерации является лейтмотивом аналитического отчета «Об образовании специалистов по информационной безопасности в Российской Федерации», подготовленного в конце 2021 г. авторитетной экспертной подгруппой по кибербезопасности НТИ «Энерджинет» [9]. По результатам опроса 207 компетентных респондентов, значительную долю которых составили как заказчики ИБ-решений, так и работодатели их разработчиков, отмечают, что 74 % из них заинтересованы в создании и в последующей грамотной эксплуатации систем защиты/безопасности информационных систем своими силами, соответственно, в наличии собственных специалистов в области проектирования и внедрения, а не только контроля и эксплуатации. При ответах на вопросы подавляющее большинство опрошенных отметило недостаточность практических и(или) теоретических знаний выпускников по УГСН «Информационная безопасность». Такая ситуация является характерной и для МЧС России, что и послужило лейтмотивом настоящей статьи.

Резюмируем (укрупненно) изложенные выше авторами конструктивные подходы к решению вскрытых ими актуальных проблем в области ИБ-образования МЧС России (табл.): во-первых, это создание автоматизированной среды подготовки с собственной базой знаний и разработка инновационной технологии обучения в ней; во-вторых, ревизия рабочей программы и актуализация НПБ и РД; в-третьих, наличие выпускающей кафедры прикладной математики и информационных технологий (иЗИ) и подготовка бакалавров и/или магистров и/или специалистов по УГСН 10.00.00; в-четвертых, ревизия учебных нормативов и достойная оплата труда ППС; в-пятых, регистрация ВАК-журнала и открытие аспирантуры/адъюнктуры, а также диссертационного совета по новой номенклатуре научных специальностей в области информационной и кибербезопасности; в-шестых, развертывание киберполигона и участие в работе Центра компетенций по ИБ. Еще раз акцентируем внимание на то, что ресурсы в их обеспечение для вуза носят в основном нематериальный характер, что, однако, не переводит их решение автоматически в разряд «бумажных» и несложных.

Необходимыми условиями системного решения проблемных вопросов подготовки специалистов в области ИБ МЧС России является проведение целого спектра научных исследований в данной предметной области, а также формирование и становление соответствующей научной школы.

Список источников

1. Дарда Е.С., Забелин А.Г. Любое образование становится неактуальным уже через несколько лет. URL: https://rg.ru/2021/10/05/liuboe-obrazovanie-stanovitsia-neaktualnym-uzhe-cherez-neskolko-let.html?ysclid=l839b0mw97359162630 (дата обращения: 10.08.2022).

2. Об организации работы комиссии по информационным технологиями и информационной безопасности: Распоряжению заместителя Министра МЧС России от 10 авг. 2021 г. № 672. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».

3. О создании комиссии по информационным технологиями и информационной безопасности: приказ МЧС России от 1 апр. 2021 г. № 175. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».

4. Протокол заседания Комиссии по информационным технологиям и информационной безопасности МЧС России от 16 дек. 2021 г., п. VII. URL: https://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 10.08.2022).

5. Кванина В.В. Понятие и признаки научной школы // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 11 (27). С. 37-42. EDN: YJGXAH. DOI: 10.17803/23115998.2016.27.11.037-042.

6. Становление и развитие научных школ в монопрофильном вузе / А.М. Кальяк [и др.] // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 97-105. EDN: TMGBWT.

7. Шапошник ВА. Научная школа: эволюция понятия // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Естественные науки. 2018. Т. 160. M 3. С. 542-544.

В. Aкишина E.A., Мартишина Н.И. Научная школа: сущность, статус, возможности регулирования // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. M 3 (74). С. 74-79. EDN: ILNKPW. DOI: 10.24411/1999-625X-2019-13015.

9. НТИ «Энерджинет»: официальный сайт. URL: https://energynet.ru/ (дата обращения: 10.0В.2022).

References

1. Darda E.S., Zabelin A.G. Lyuboe obrazovanie stanovitsya neaktual'nym uzhe cherez neskol'ko let. URL: https://rg.ru/2021/10/05/liuboe-obrazovanie-stanovitsia-neaktualnym-uzhe-cherez-neskolko-let.html?ysclid=l839b0mw97359162630 (data obrashcheniya: 10.0B.2022).

2. Ob organizacii raboty komissii po informacionnym tekhnologiyami i informacionnoj bezopasnosti: Rasporyazheniyu zamestitelya Ministra MCHS Rossii ot 10 avg. 2021 g. M 672. Dostup iz sprav.-pravovogo pórtala «Garant».

3. O sozdanii komissii po informacionnym tekhnologiyami i informacionnoj bezopasnosti: prikaz MCHS Rossii ot 1 apr. 2021 g. M 175. Dostup iz sprav.-pravovogo pórtala «Garant».

4. Protokol zasedaniya Komissii po informacionnym tekhnologiyam i informacionnoj bezopasnosti MCHS Rossii ot 16 dek. 2021 g., p. VII. URL: https://www.mchs.gov.ru/ (data obrashcheniya: 10.0B.2022).

5. Kvanina V.V. Ponyatie i priznaki nauchnoj shkoly // Vestnik universiteta im. O.E. Kutafina (MGYUA). 2016. M 11 (27). S. 37-42. EDN: YJGXAH. DOI: 10.17803/2311-599B.2016.27.11.037-042.

6. Stanovlenie i razvitie nauchnyh shkol v monoprofil'nom vuze / A.M. Kal'yak [i dr.] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. M 2. S. 97-105. EDN: TMGBWT.

7. Shaposhnik V.A. Nauchnaya shkola: evolyuciya ponyatiya // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser.: Estestvennye nauki. 2018. T. 160. M 3. S. 542-544.

8. Akishina E.A., Martishina N.I. Nauchnaya shkola: sushchnost', status, vozmozhnosti regulirovaniya // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2019. M 3 (74). S. 74-79. EDN: ILNKPW. DOI: 10.24411/1999-625X-2019-13015.

9. NTI «Enerdzhinet»: oficial'nyj sajt. URL: https://energynet.ru/ (data obrashcheniya: 10.08.2022).

Информация о статье:

Статья поступила в редакцию: 11.08.2022; одобрена после рецензирования: 23.09.2022; принята к публикации: 27.09.2022

The information about article:

The article was submitted to the editorial office: 11.07.2022; approved after review: 23.09.2022; accepted for publication: 27.09.2022

Сведения об авторах:

Михаил Викторович Буйневич, профессор кафедры прикладной математики и информационных технологий Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), доктор технических наук, профессор, e-mail: bmv1958@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8146-0022

Александр Владимирович Матвеев, заведующий кафедрой прикладной математики и информационных технологий Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), кандидат технических наук, доцент, e-mail: fcvega_10@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-0778-3218

Алексей Сергеевич Смирнов, первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), доктор технических наук, профессор, e-mail: sas@igps.ru

Information about authors:

Mikhail V. Buinevich, professor of the department of applied mathematics and information technologies of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia (196105, Saint-Petersburg, Moskovsky ave., 149), doctor of technical sciences, professor, e-mail: bmv1958@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8146-0022

Alexander V. Matveev, head of the department of applied mathematics and information technologies of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia (196105, Saint-Petersburg, Moskovsky ave., 149), candidate of technical sciences, professor, e-mail: fcvega_10@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-0778-3218

Alexey S. Smirnov, First deputy head of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia (196105, Saint-Petersburg, Moskovsky ave., 149), doctor of technical sciences, professor, e-mail: sas@igps.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.