ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ОЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АаВОКАТУРА
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-4-121-125 МЕЛЕНТЬЕВ Андрей Валерьевич,
NIION: 2021-0079-4/23-210 преподаватель кафедры профессиональной подготовки
MOSURED: 77/27-025-2023-04-210 Восточно-Сибирский институт МВД России,
Иркутск,
e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты подготовки кадров для органов внутренних дел, акцентируется внимание на факторы, воздействующие на систему формирования и развития современной подготовки такого рода специалистов. Представлены рекомендации для возможного задействования в целях совершенствования образовательного процесса подготовки сотрудников в системе МВД России.
Ключевые слова: органы внутренних дел, кадровая политика, правовое воспитание, профессиональное обучение, подготовка кадров, МВД России.
MELENTIEV Andrey Valerievich,
teacher of the Department of professional training East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Irkutsk
ACTUAL PROBLEMS OF PERSONNEL TRAINING FOR INTERNAL AFFAIRS BODIES
Annotation. The article discusses the problematic aspects of training for internal affairs bodies, focuses on the factors influencing the system of formation and development of modern training of such specialists. Recommendations are presented for possible involvement in order to improve the educational process of training employees in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: internal affairs bodies, personnel policy, legal education, vocational training, personnel training, Ministry of Internal Affairs of Russia.
В настоящее время очевидно, что негативные условия, вызванные неблагоприятной социальной обстановкой в стране, являются причинами востребованности в патриотически настроенной молодежи, приходящей служить в правоохранительные органы. Как справедливо отмечает Х.С. Шагбанова, вопросы формирования личности сотрудника полиции, а также иных подразделений и служб, соответствующей требованиям времени и ожиданиям социума, лежат в поле профессионально-нравственной подготовки [12, с. 169].
Преобразования касаются всех сфер жизни, изменяется не только политическая система, но и система подготовки кадров для ОВД.
Экономическое, правовое и содержательное реформирование российского образования [2; 3] вносит кардинальные изменения в систему
подготовки кадров для правоохранительных органов - на концептуальном, методическом уровнях [4; 5; 6].
При общей стабильности и ясности тенденций в развитии российской правоохранительной системы (укрепление единой централизованной вертикали управления органов внутренних дел, сокращение затратности системы МВД России) конкуренция на рынке труда вносит и будет вносить значительные коррективы в концепцию подготовки юристов высшей квалификации для МВД России.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством все большее и большее значение приобретают такие параметры деятельности правоохранительных органов и суда - как законность (ст. 7 УПК РФ), презумпция невиновности (ст. 14 УПК РФ), принцип состязательности сторон (ст. 15 УПК РФ) и некоторые другие [1].
Существенно изменился характер преступности: вместо совершения многочисленных, но, в основном, разрозненных и локальных преступных деяний, возникла хорошо организованная преступность международного масштаба. Резко изменилась и структура преступности - значительный удельный вес приходится теперь на совершение террористических актов, бандитских нападений, разнообразные виды мошенничества, налоговые преступления, взяточничество. Хотя число бытовых преступлений сократилось, но многие из них приобрели значительно более жестокий характер.
Кадры высшей квалификации, подготовленные для правоохранительных органов, в силу их востребованности в обществе, расширили спектр приложения своих способностей (адвокаты, судьи, работники прокуратуры и т.д.). Это, в свою очередь, наложило отпечаток на систему организации подготовки кадров для органов внутренних дел, которая становится более универсальной, превращается в мощный фактор многоаспектного развития личности, ориентируется на международные стандарты и образцы. Подготовка юриста высшей квалификации органично сочетается и с возможностями его оперативной профориентации, так как сегодня, как никогда, все виды хозяйственной и административно-управленческой, (а тем более правоохранительной) деятельности имеют юридическую доминанту, что связано с формированием правового государства.
Знание же общих закономерностей функционирования и развития современного права, основ юридической психологии, коммуникативных методик и т.п. лежит в основе комплексного подхода к подготовке специалистов для органов внутренних дел.
В современных условиях реформирования образования первостепенное значение приобретают не столько количественные показатели (увеличение объема приобретаемых в процессе обучения знаний), сколько качественные преобразования. Поэтому специалисты, готовящиеся для ОВД должны овладевать навыками информационного поиска, осуществлять постоянный мониторинг качества поставляемой информации, осваивать сетевые технологии нового поколения; иметь фундаментальную базовую подготовку, учитывающую отечественный и международный правовой опыт; сочетать навыки научно-исследовательской деятельности в области юрисдикции с освоением знаний в области смежных дисциплин, гибко использовать современные методики правоохранительной, правоприменительной и правотворческой деятельности.
По существу, подготовка кадров для органов внутренних дел, призвана заложить основы тех знаний, навыков, правосознания, качеств
личности, принципов правоприменительного поведения, которые будут реализованы в процессе последующей профессиональной деятельности [10; 11].
Принцип универсализма становится ведущим фактором в решении проблем правоохранительной, правоприменительной, правозащитной и правотворческой деятельности, особенно в случаях усложнения ее условий и видов, а также оперативного изменения профилизации [7, с. 160-161; 8, с. 139-140].
Принцип фундаментальной юридической подготовки в наше время актуален в связи с тем, что право становится ведущим социообразую-щим фактором, ориентировано на поддержание устойчивости и жизнеспособности общества и не ограничивается только регулирующими функциями, что значительно повышает требования к подготовке специалистов высшей юридической квалификации для органов внутренних дел [9, с. 27].
Гуманистический принцип, является не только нравственной составляющей нового социального устройства, ориентированного на улучшение благосостояния граждан, но и своего рода прагматической установкой, своеобразным моральным регулятором деятельности правоохранительных органов, позволяющим юридически грамотно решать нестандартные задачи и добиваться успешных результатов.
Важнейшими из компонентов профессиональной подготовки являются следующие:
1. Комплексность, многопрофильность -предполагающие ориентацию на междисциплинарные связи, проблемные подходы к социально-правовой деятельности, нацеленность на варьирование в рамках специализации, дальнейшее гибкое реагирование на изменения на рынке труда.
2. Поли функциональность - предусматривающая возможность полноценной профессиональной реализации в нескольких содержательных сферах юридической и правоохранительной деятельности, включая научно-исследовательскую, педагогическую и социально-управленческую.
3. Профильность - предполагающая высокий уровень освоения профилирующих дисциплин (со значительным удельным весом самостоятельной исследовательской работы), позволяющая будущему специалисту на каждом этапе обучения вычленять актуальную профессиональную проблематику, способствующая дальнейшему органичному вхождению в систему непрерывного послевузовского образования.
4. Фундаментальность - охватывающая комплекс методологических и социально ориен-
тирующих («социализирующих») дисциплин, влияющих на формирование творчески мыслящего, методически грамотного, высококультурного специалиста
5. Высокая информационная культура, позволяющая вести оперативный поиск, систематизацию, использование различных источников и видов информации, ее интерпретацию и комбинирование в процессе профессиональной деятельности, овладение различными современными технологиями.
Несомненно, что произошедшие кардинальные изменения политического и социально-экономического характера оказали существенное воздействие на содержание и методику подготовки кадров ОВД по широкому спектру юридических дисциплин, включая криминалистический и гражданско-правовой циклы.
Наиболее общими факторами, формирующими на современном этапе содержание и развитие подготовки кадров для органов внутренних дел, являются универсальность и специализация. Именно они определяют два этапа процесса подготовки: на первом из них главной целью является усвоение общих знаний, являющихся базовыми, фундаментальными для определенной юридической профессии. На втором этапе происходит детализация и конкретизация ранее полученных общих знаний, которые дополняются специфической информацией.
Базисные факторы качественной профессиональной подготовки в методическом плане определяются приверженностью к принципам проблемного обучения, которые в большинстве учебных ситуаций оказывают благотворное влияние на развитие самостоятельности и творчества, сочетанием универсализма и специализации в процессе обучения, реализацией ситуационного подхода в образовательном процессе, состоящем в моделировании типовых ситуаций, в результате которых создается эффективная база для реального перехода в обучении от знаний к умениям.
Проблемность обучения не только сохранила, но и значительно увеличила свое воздействие на образовательный процесс. Отражая возросшее влияние на юридическую практику многочисленных вероятностных, конфликтных и других неопределенностных факторов, проблем-ность в обучении последовательно подводит к тем существенным трудностям, которые придется преодолевать в практической деятельности, и даже помогает наметить типовые направления их преодоления.
Проблемность в любом виде профессиональной деятельности обусловлена отсутствием заранее определенной однозначной процедуры
информационного поиска и жесткой программы (алгоритма) принятия информационных, тактических, оперативных и других решений в различных сферах юридической деятельности. Деятельность специалистов в условиях проблемности связана с формированием различных предположений (версий, прогнозов, гипотез и т. п.), поэтому является важнейшей задачей подготовки кадров ОВД в сложных ситуациях выполнения профессиональных заданий.
Продолжает действовать и усиливается фактор подготовки на базе моделирования типовых ситуаций. Этот метод чрезвычайно эффективен, поскольку он позволяет продолжить известную педагогическую триаду «знания - уменья -навыки», перейдя еще в процессе обучения от знаний к некоторым умениям и даже к зачаткам навыков Фактор ситуационности обучения правильно связывают с методом алгоритмизации, призванным разрешать типовые ситуации.
В наиболее сложных профессиях - следователя и оперативного работника - алгоритмы практической деятельности - это не строгие жесткие предписания, механически, шаг за шагом выполняемые в процессе единообразного решения любой задачи из какого-либо класса задач данного типа. Индивидуальный, вероятностный и ретроспективный характер многих объектов юридической деятельности, отсутствие достаточной исходной информации коренным образом преобразуют метод алгоритмов в вероятностный, гибкий процесс.
Однако кроме уже рассмотренных факторов, воздействующих на систему формирования и развития современной подготовки кадров, действуют и новые системообразующие факторы.
В подготовке кадров для органов внутренних дел одним из актуальных и востребованных методов становится метод, основанный на моделировании ситуаций тактического, оперативного, и иных рисков, так или иначе связанных с профессиональной деятельностью сотрудника ОВД.
Во-первых, выбираются наиболее оптимальные решения, позволяющие минимизировать риск. Этот выбор происходит путем анализа возможных решений, их сопоставления друг с другом и оценки предполагаемых негативных последствий.
Во-вторых, формируется так называемый резервный (или подстраховывающий) вариант действий в случаях, если реализация первого варианта становится неосуществимой. Однако резервный вариант также не всегда устраняет ситуацию риска и даже не всегда может устранить наступление негативных последствий. Подобный далеко не оптимистический вывод обусловлен объективной природой ситуаций
риска, воздействием элементов случайности, включенных в их структуру, заранее предусмотреть которые просто невозможно
Тем более важно готовить кадры для органов внутренних дел к деятельности в условиях риска. Особенно это касается оперативно-розыскной и следственной деятельности.
Венчурный метод подготовки дает возможность устранить негативный и очень опасный аспект в деятельности наших силовых, специальных служб и правоохранительных органов - низкую предсказуемость действий противника (соперника, оппонента, конкурента), принимающего решения и реализующего их в условиях риска.
С другой стороны, необходимо готовить работников правоохранительных органов (следователей, прокуроров, оперативников и т. д.) самих умело и успешно действовать в создаваемых ими рисковых ситуациях с тем, чтобы ошеломить противника внезапным и не просчитываемым тактическим (оперативным) решением.
В преподавании криминалистики, теории (основ) оперативно-разыскной деятельности, некоторых других специальных дисциплин венчурный подход поможет создать учебные ситуации процессов пресечения, раскрытия и расследования преступлений, максимально приближенных к реальной обстановке, в которой фактор риска играет далеко не последнюю роль.
Не меньшее значение в повышении уровня подготовки кадров ОВД принадлежит инновационному подходу в обучении. Инновационный подход основан на научных открытиях, достижениях и нововведениях, используемых в различных сферах человеческой деятельности для повышения ее эффективности. Уровень образования, в том числе и юридического, непосредственно зависит от инновационного фактора, от оптимального применения в обучении новой современной методики и техники преподавания, последних или же ранее не использованных достижений педагогической психологии, психологии творческой деятельности.
Только в рамках постоянного совершенствования подготовки сотрудников органов внутренних дел, возможно овладение профессиональными навыками, знаниями и умениями, четкое уяснение задач и приемов профессиональной деятельности, ее реальных проблем и многоаспектных связей с реальностью.
Заключение
Отечественный исторический 1опыт убедительно свидетельствует о том, что все суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, выдвигали на первый план уникальные черты и качества сотрудников, проходящих службу: геро-
изм, «мужество, стойкость, волю к победе во имя своего отечества.
Каждый свой шаг, каждый поступок, порученное дело сотрудники должны соотносить с интересами своей страны, своего народа.
Во-вторых, хороший полицейский - это человек, безупречно выполняющий свой гражданский и служебный долг. В основе этого лежит любовь к своей стране и чувство личной ответственности за ее процветание и безопасность. Человек долга даже в самых тяжелых обстоятельствах, под угрозой смерти не изменит своему долгу, а, следовательно, своей стране, своему народу. Абсолютное большинство сотрудников советских, а теперь! и российских органов внутренних дел поступали и поступают именно так.
Список литературы:
[1] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34481/ (дата обращения: 12.03.2022).
[2] Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 12.03.2022).
[3] Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44 b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 12.03.2022).
[4] Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 25.12.2020 № 900 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/400791288/ (дата обращения: 12.03.2022). -
[5] Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей органов внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71877330/ (дата обращения: 27 января 2023 г.).
[6] Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года). Проект [Электронный ресурс]. - URL: https://17.мвд.рф/slujba/Gosudarstvennaja_ grazhdanskaja_sluzhba/Koncepcija_kadrovoj_ politiki_Ministerstv (дата обращения: 12.03.2023).
[7] Карнаухов О.П. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной подго-
товки в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 2 (96). - С. 159-163.
[8] Коблов Ф.Ч. Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел в центрах профессиональной подготовки Министерства внутренних дел России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеоло-гия. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. - C. 139-142.
[9] Манукян А.Р. Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе // KANT. 2016. № 2 (19). - С. 26-28.
[10] Профессиональная подготовка полицейских: учебник для курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: в 4 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 1. - М.: ДГСК МВД России, 2020. -533 с.
[11] Профессиональная подготовка полицейских: учебник для курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: в 4 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 2. - М.: ДГСК МВД России, 2020. - 352 с.
[12] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. - С. 168-176.
Spisok literatury:
[1] Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ (posl. red.) [Elek-tronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34481/ (data obrash-cheniya: 12.03.2022).
[2] Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Fed-eral'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrash-cheniya: 12.03.2022).
[3] Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospi-taniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 № 996-r [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b-17e988c587d6/ (data obrashcheniya: 12.03.2022).
[4] Voprosy organizacii moral'no-psihologich-eskogo obespecheniya deyatel'nosti organov vnu-trennih del Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 25.12.2020 № 900 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/400791288/ (data obrashcheniya: 12.03.2022). -
[5] Ob utverzhdenii Poryadka organizacii podg-otovki kadrov dlya zameshcheniya dolzhnostej organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii»: prikaz MVD Rossii ot 05.05.2018 № 275 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71877330/ (data obrashcheniya: 27 yan-varya 2023 g.).
[6] Koncepciya kadrovoj politiki Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii v organah vnu-trennih del (na period do 2020 goda). Proekt [Elektronnyj resurs]. - URL: https://17.mvd.rf/slujba/ Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Koncep-cija_kadrovoj_politiki_Ministerstv (data obrash-cheniya: 12.03.2023).
[7] Karnauhov O.P. Aktual'nye voprosy sover-shenstvovaniya professional'noj podgotovki v organah vnutrennih del // Vestnik Ufimskogo yuridi-cheskogo instituta MVD Rossii. 2022. № 2 (96). - S. 159-163.
[8] Koblov F.Ch. Sovershenstvovanie podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del v centrah professional'noj podgotovki Ministerstva vnutrennih del Rossii // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya Guman-itarnye nauki: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Akmeologiya. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2012. T. 18. № 3. - C. 139-142.
[9] Manukyan A.R. Aktual'nye voprosy professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del na sovremennom etape // KANT. 2016. № 2 (19). - S. 26-28.
[10] Professional'naya podgotovka policejskih: uchebnik dlya kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii, sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: v 4 ch. / pod obshch. red. V.L. Kubyshko. - Ch. 1. - M.: DGSK MVD Rossii, 2020. - 533 s.
[11] Professional'naya podgotovka policejskih: uchebnik dlya kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii, sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: v 4 ch. / pod obshch. red. V.L. Kubyshko. - Ch. 2. - M.: DGSK MVD Rossii, 2020. - 352 s.
[12] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obra-zovaniya v vuzah MVD Rossii: sovremennoe sostoy-anie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhur-nal. 2020. T. 10. № 2A. - S. 168-176.
C^D