УДК 378
Р. И. Крикуненко, Э. А. Резванова, О. В. Джеуэлл
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: специалист, высшие учебные заведения, инженер, управленческая деятельность.
В настоящее время наиболее слабым местом обучения в вузе является управленческая подготовка студентов, особенно в ее социально-психологических и педагогических аспектах, связанных с организацией жизни и деятельности коллектива, с его воспитанием. В связи с этим необходимо реконструировать содержание учебного процесса, повысив удельный вес предметов управленческого цикла в учебном плане. Эффективная постановка воспитательной работы в вузе является одним из слагаемых управленческой подготовки будущего инженера.
Key words: specialist, higher education, engineering, management activity.
In the present time the weakest point of the education in the Institutions of Higher Education is managerial training of the students, especially in social-psychological and pedagogical aspects related to organization of live and activity of the collective and its upbringing. In this connection it is necessary to restructure the content of the education process by increasing the specific weight of the managerial courses in the education program. The effective performance of the educational work in the Institution of Higher Education is one of the constituent parts of managerial training of the future engineer.
В нынешних социально-экономических условиях совершенствование управления во всех звеньях народного хозяйства является стержневой наиболее важной неотложной задачей. В решении этой задачи большую роль играют высшие учебные заведения, готовящие кадры молодых высококвалифицированных специалистов - будущих организаторов производства.
Как показывает практика, в настоящее время наиболее слабым местом обучения в вузе является управленческая подготовка студентов, особенно - в ее социально-психологических и педагогических аспектах, связанных с организацией жизни и деятельности коллектива, с его воспитанием. Это подтверждается тем, что выпускники вузов в первые годы работы на производстве испытывают наибольшие трудности в решении не инженерно-технических, а социально-организаторских задач, возникающих в ходе работы и общения с людьми. Подавляющее большинство специалистов становятся руководителями больших и малых коллективов. А руководящая работа относится к числу самых сложных видов человеческой деятельности, требующих от субъекта особых качеств и умений, глубоких знаний во многих областях, и прежде всего, - в области социальной психологии управления и педагогики.
Между тем недостаток образования в этой области приводит к тому, что молодой специалист не может эффективно управлять коллективом. Поэтому в современных условиях, когда целенаправленное регулирование социально-экономических процессов приобретает первостепенное значение, когда управление становиться решающим фактором общественного прогресса, основательная управленческая подготовка будущих инженеров является велением времени. А между тем учебные планы и программы вузовского обучения основной массы выпускаемых специалистов недостаточно учитывают реалий сегодняшнего дня: они
ориентированы главным образом, на подготовку рядового специалиста, а не управленца.
Отсюда - необходимость корректировки педагогического процесса в вузах. Она должна, коснуться не только учебной, но и воспитательной работы. В связи с этим необходимо реконструировать содержание учебного процесса, повысив удельный вес предметов управленческого цикла в учебном плане. Студенты получают самые скудные сведения о специфике организаторской деятельности, о ее формах и методах. А между тем было бы целесообразно ввести отдельные курсы «Социология управления», «Социальнопсихологические основы управления», «Производственная практика», «Основы инженерной психологии». В них должно быть рассмотрены проблемы социального развития
производственного коллектива, социологической и психологической службы на производстве, управления процессом производственной адаптации работников и сокращения текучести кадров, организации наставничества. Будущим управленцам нужны глубокие знания о сущности трудового коллектива, о закономерностях его формирования, функционирования и развития, о стиле деятельности современного руководителя, о механизмах регулирования социально-психологического климата коллектива, о формах и методах стимулирования трудовой и творческой активности людей, воспитания у них ответственности и дисциплинированности, повышения их квалификации, о психолого-педагогических требованиях к деятельности руководителей и др. Всеми этими крайне необходимыми знаниями молодые руководители овладевают сегодня скорее методом «проб и ошибок», стихийно, а не в процессе специально организованного обучения.
Но управленческая подготовка не сводится лишь к вооружению теоретическими знаниями, а имеет еще воспитательный и практический аспекты. Успех деятельности руководителя во многом определяется качествами его личности, особенно - идейнонравственными: принципиальностью, справедливостью, честностью, добросовестностью, отзывчивостью и внимательностью к людям, тактичностью и деловитостью. Поэтому эффективная постановка воспитательной работы в вузе является одним из слагаемых управленческой подготовки будущего инженера.
Исключительно важным средством развития организаторских способностей личности является ее практическое участие в общественной жизни. Теоретическое обучение дает хорошие результаты лишь при его сочетании с практической работой, включающей элементы организаторской деятельности (планирование и организацию деятельности других, ее контроль и оценка, сплочение группы, стимулирование ее активности, предъявление к людям требований, публичные выступления и др.). Как правило, студенты, приобретающие в период учебы опыт общественно-организаторской работы, становятся лучшими руководителями трудовых коллективов.
Будущих руководителей, особенно высокоэффективных, отличает, прежде всего, активное участие в таких видах общественной работы, которые наиболее полно моделируют управленческий цикл и позволяют личности проявить больше самостоятельности (работа в профсоюзных органах, руководство секциями, выполнение функций старосты группы, организация различных мероприятий, участие в студенческих фестивалях и др.). Однако в настоящее время серьезной общественно-организаторской работой занята лишь небольшая часть студентов. Как правило, из года в год числятся в активе одни и те же лица. Это ведет не только к сужению круга общественно активных личностей, но и к «загниванию актива»: у него возникает чувство «незаменимости», появляются бюрократические и «командирские» черты, высокомерие, нетерпимость к критике. Поэтому необходимо разработать такую систему организации общественной деятельности в вузе, которая бы обеспечила достаточно частую сменяемость «должностных лиц» в студенческих общественных организациях и вовлечение в активную организаторскую работу всей молодежи.
В будущем социальная значимость управленческой деятельности еще более возрастет. Отсюда - важность энергичной перестройки системы вузовской подготовки с учетом этой перспективы.
Литература
1. Хайбрахманова, Д.Ф. Педагогические условия повышения качества химической подготовки в техническом вузе в рамках компетентностного подхода / Д.Ф. Хайбрахманова, А.Ф. Хабибрахманов // Вестник Казан. технол.о ун - та.-2010.-№11.-С.417-419.
© Р. И. Крикуненко - канд. хим. наук, доц. каф. технологии полиграфических процессов и кинофотоматериалов КНИТУ, [email protected]; Э. А. Резванова - канд. хим. наук, доц. той же кафедры; О. В. Джеуэлл - канд. хим. наук, доцент.