Научная статья на тему 'Актуальные проблемы пересмотра дел об административных правонарушениях в надзорном порядке'

Актуальные проблемы пересмотра дел об административных правонарушениях в надзорном порядке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1305
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА / ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / SUPERVISORY COMPLAINT / RULING ON ADMINISTRATIVE VIOLATION CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тиунова Наталья Викторовна

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен порядок подачи и рассмотрения надзорной жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.12-30.19). Однако в настоящее время существует объективная необходимость в уточнении и конкретизации данной процедуры. В статье рассмотрены особенности и проблемные аспекты подачи и рассмотрения надзорной жалобы в суды субъектов на постановления по делам об административных правонарушениях с учетом складывающейся правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тиунова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISION OF THE CASES ON ADMINISTRATIVE OFFENSES IN SUPERVISORY ORDER

The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses provides for the procedure for filing and reviewing a supervisory complaint against a decision that has entered into legal force in the case of an administrative offense (articles 30.12-30.19 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses). However, at present there is an objective need to clarify and specify this procedure. In the article features and problem aspects of submission and consideration of the supervisory complaint in courts of subjects on decisions on affairs about administrative offenses in view of developing law enforcement practice are considered.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы пересмотра дел об административных правонарушениях в надзорном порядке»

Тиунова Н. В. Актуальные проблемы пересмотра дел об административных правонарушениях в надзорном порядке // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). С. 54-58.

Tiunova N. V. Revision of the cases on administrative offenses in supervisory order. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 54-58. (In Russ.).

УДК 34

Н. В. Тиунова

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСМОТРА ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В НАДЗОРНОМ ПОРЯДКЕ

Тиунова Наталья Викторовна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой судебной и правоохранительной деятельности.

E-mail: [email protected]

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен порядок подачи и рассмотрения надзорной жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.12-30.19). Однако в настоящее время существует объективная необходимость в уточнении и конкретизации данной процедуры. В статье рассмотрены особенности и проблемные аспекты подачи и рассмотрения надзорной жалобы в суды субъектов на постановления по делам об административных правонарушениях с учетом складывающейся правоприменительной практики.

Ключевые слова: надзорная жалоба, постановление по делу об административном правонарушении.

N. V. Tiunova

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

REVISION OF THE CASES ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

IN SUPERVISORY ORDER

Tiunova Natalia V. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Juridical and Law-Enforcement Activities.

E-mail: [email protected]

The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses provides for the procedure for filing and reviewing a supervisory complaint against a decision that has entered into legal force in the case of an administrative offense (articles 30.12-30.19 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses). However, at present there is an objective need to clarify and specify this procedure. In the article features and problem aspects of submission and consideration of the supervisory complaint in courts of subjects on decisions on affairs about administrative offenses in view of developing law enforcement practice are considered.

Key words: supervisory complaint, ruling on administrative violation case.

© Тиунова Н. В., 2018

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях1 (КоАП РФ) предусмотрен порядок подачи и рассмотрения надзорной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.12-30.19). Однако практика применения данных норм порождает ряд вопросов и необходимость в конкретизации процедуры пересмотра дел об административных правонарушениях в надзорном порядке (см., например

[1; 2; 3]).

Во-первых, может ли быть обжаловано вступившее в законную силу постановление краевого суда, принятое по результатам рассмотрения надзорной жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении?

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня истечения срока, установленного для обжалования, если в десятидневный срок по общему правилу оно не было обжаловано и опротестовано (ст. 31.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Фактически, если с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении не было реализовано право на подачу жалобы в течение десяти дней в обычном порядке, то по истечении данного срока этот процессуальный документ считается вступившим в законную силу и подлежит исполнению. Однако с момента вступления этого документа в законную силу у заинтересованных лиц появляется право в порядке ст. 30.12-30.19 КоАП РФ подать надзорную жалобу в суд субъекта вне зависимости от того, каким органом власти было вынесено данное постановление. По результатам рассмотрения жалобы, поданной в надзорном порядке, суд выносит постановление в порядке ст. 30.17 КоАП РФ.

Постановление краевого суда, вынесенное по результатам рассмотрения надзорной жалобы, в соответствии со ст. 30.19 КоАП РФ вступает в законную силу со дня его принятия. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли подать жалобу на данное постановление в Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ)?

С одной стороны, ст. 30.19 КоАП РФ не содержит права на пересмотр в ВС РФ постановления краевого суда, вынесенного по результатам рассмотрения надзорной жалобы по делу об административном правонарушении. С другой стороны, ВС РФ в соответствии с правилами ст. 30.13 КоАП РФ наделен полномочиями рассмотрения жалоб в надзорном порядке. Однако в данной норме закреплено, что ВС РФ рассматривает жалобы, подаваемые на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. В этом перечне не указано постановление, вынесенное по результатам рассмотрения надзорной жалобы судом субъекта РФ.

Данный процессуальный пробел возможно восполнить, включив в перечень процессуальных документов, подлежащих пересмотру в надзорном порядке в ВС РФ в порядке ст. 30.13 КоАП РФ, постановление по надзорной жалобе. Вместе с тем положения ст. 30.19 КоАП РФ представляется целесообразным дополнить следующим содержанием: «Вступившее в законную силу постановление суда субъекта Российской Федерации, вынесенное в порядке рассмотрения надзорных жалоб и протестов, подлежит пересмотру в порядке надзора в Верховном Суде Российской Федерации».

Таким образом, конкретизация и уточнение ст. 30.13 и 30.19 КоАП РФ позволит надлежащим образом реализовать положения Федерального конституционного закона

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г № 195-ФЗ (ред. от 23 апр. 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»1, согласно которому ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с названным федеральным конституционным законом, рассматривая административные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции (ч. 2 ст. 19 указанного федерального конституционного закона).

Во-вторых, в какой срок могут быть поданы надзорная жалоба или протест прокурора в соответствии с КоАПРФ?

Положения ст. 30.12-30.19 КоАП РФ, закрепляя порядок подачи и рассмотрения надзорных жалоб и протестов, не содержат какого-либо ограничительного срока, в течение которого может быть реализован пересмотр дела об административном правонарушении в надзорном порядке. Фактически определено, что надзорная жалоба либо протест подаются с момента вступления в законную силу и до бесконечности.

С одной стороны, реализовать право на подачу жалобы в надзорном порядке можно в любое время участникам производства по делу об административном правонарушении в порядке ст. 30.12 КоАП РФ. С другой стороны, анализируя виды постановлений, которые могут быть вынесены по результатам рассмотрения надзорных жалоб и протестов в порядке ст. 30.17 КоАП РФ, можно выявить один из важных процессуальных моментов - соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалоб и протестов.

Так, ч. 2 п. 4 ст. 30.17 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения надзорных жалоб и протестов выносится постановление «об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение».

В числе обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, называется истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ). Вместе с тем, по общему правилу положений гл. 30 КоАП РФ, при рассмотрении жалоб дело об административном правонарушении рассматривается вновь в полном объеме, независимо от доводов, указанных в жалобе (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалоб и протестов по КоАП РФ не продлевается. Из чего можно сделать вполне логичный вывод: при рассмотрении жалоб, в том числе подаваемых в надзорном порядке, судья должен принять решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства в том случае, если будет установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы уже истек. Фактически отсутствие в ст. 4.5 КоАП РФ положений о том, что срок давности привлечения к административной ответственности продлевается на срок рассмотрения жалоб и протестов до последней вышестоящей судебной инстанции, на практике вполне на законных основаниях может порождать невозможность пересмотра дел вновь в полном объеме, как это закреплено в ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ. А если учесть то обстоятельство, что подать надзорную жалобу по КоАП РФ можно в любое время (через год, два, три и более лет

1 О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 5 февр. 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

с момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу), то вполне уместен вопрос о том, как быть с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности при отсутствии в КоАП РФ процедуры продления этих процессуальных сроков.

В-третьих, является ли надзорной жалоба, подаваемая в ВС РФ на не вступившее в законную силу решение краевого суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении либо на решение нижестоящей судебной инстанции, принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, также не вступившее в законную силу?

Статьями 30.1-30.19 КоАП РФ предусмотрено две процедуры подачи жалоб на постановления по делам об административном правонарушении: в обычном порядке - до вступления в законную силу и в надзорном порядке - после вступления в законную силу.

Фактически, получив копию постановления по делу об административном правонарушении, в течение десяти или пяти дней в зависимости от категории дел можно подать жалобу в обычном порядке в вышестоящий орган или в районный суд. Затем, получив копию решения, принятого органом власти, в порядке ст. 30.7 КоАП РФ вновь в течение вышеуказанного срока можно подать жалобу (т. е. до вступления этого решения в законную силу) в районный суд или, соответственно, в суд субъекта. Далее решение по жалобам принимается также по ст. 30.7 КоАП РФ в обычном порядке. После получения копии очередного решения по жалобе на этом этапе вновь действует обычный порядок подачи жалобы, т. е. до вступления его в законную силу, но уже, соответственно, в суд субъекта или в ВС РФ. Таким образом, ВС РФ, являясь надзорной инстанцией, рассматривает жалобы, поданные в обычном порядке на не вступившие в законную силу решения краевых судов, вынесенные в порядке ст. 30.7 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях.

В-четвертых, ВС РФ выносит постановления по надзорным жалобам в порядке гл. 30 КоАП РФ на решения арбитражных судов, вынесенные по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой, кассационной и апелляционной инстанции в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за совершенные ими административные правонарушения.

В практике ВС РФ при рассмотрении надзорных жалоб по данной категории дел нередко принимаются решения об отмене решений нижестоящих судов и о возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, в том числе в ситуации, когда на момент рассмотрения надзорной жалобы срок давности привлечения к административной ответственности уже истек.

В-пятых, кто из числа участников производства по делу об административном правонарушении вправе подать жалобу на процессуальные решения в порядке гл. 30 КоАП РФ?

По общему правилу ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, к числу которых относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, все остальные участники производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 25.5.1 КоАП РФ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, может быть допущен к участию в деле в качестве защитника.

Вместе с тем постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано также в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3. ст. 30.1 КоАП РФ).

Таким образом, вопрос о процессуальных сроках и порядке пересмотра дел об административных правонарушениях продолжает оставаться весьма значимым и актуальным, требующим особого внимания законодателей и практиков, при тесном взаимодействии которых становится возможным усовершенствовать нормы действующего КоАП РФ, восполнить пробелы законодательства и идти в ногу со временем.

Библиографический список

1. Дугенец А. С., Масленников М. Я. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях: правовое значение и условия соблюдения // Научный портал МВД России. 2009. № 1. С.13-21.

2. Зуева Л. Ю. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

3. Косарева Н. В. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.