Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / LIBRARY SPECIALIST / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONNEL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туранина Н. А., Капустина Т. А.

В статье рассмотрены особенности использования широкого спектра форм и методов обучения, направленных на профессиональное развитие, выявление творческого потенциала и стимулирование деятельности библиотечных специалистов Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALISTS ON THE EXAMPLE OF LIBRARIES IN THE BELGOROD REGION

The article considers the features of using a wide range of forms methods of training aimed at professional development, identifying creative potential and stimulating the activities of library specialists in the Belgorod region.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ТУРАНИНА Н.А., КАПУСТИНА Т.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрены особенности использования широкого спектра форм и методов обучения, направленных на профессиональное развитие, выявление творческого потенциала и стимулирование деятельности библиотечных специалистов Белгородской области.

Ключевые слова: библиотечный специалист, повышение квалификации, переподготовка кадров

Turanina N.A., Kapustina T.A.

Actual problems of retraining and professional development of specialists on the example of libraries in the Belgorod region

The article considers the features of using a wide range of forms methods of training aimed at professional development, identifying creative potential and stimulating the activities of library specialists in the Belgorod region.

Keywords: library specialist, professional development, personnel retraining

БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ТУРАНИНА Н.А., КАПУСТИНА Т.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Одним из решающих факторов устойчивого развития библиотек является кадровый потенциал и профессионализм библиотечных специалистов. Преобладание библиотекарей, имеющих профессиональное

образование, свидетельствует о высоком интеллектуальном потенциале, позволяющем библиотекам сохранять высокий уровень библиотечно-информационного обслуживания населения. Требования гибко адаптироваться к изменяющейся ситуации внешней среды, эффективно решать поставленные задачи, творчески мыслить и самостоятельно приобретать необходимые знания - на сегодняшний день стали актуальными и среди библиотечных кадров. Решению этих задач способствует переподготовка кадров и систематическое повышение квалификации.

Изучение научного и практического опыта в сфере повышения квалификации и переподготовки библиотечных специалистов становится предметом деятельности А.Я.Водолазской, Е.В.Тихоновой, А.С.Чачко. В конце XX века отечественными

библиотековедами Н.И.Гендиной, Л.В.Грековой [1], С.А.Езовой, А.И.Каптер евым, И.С.Пилко понятие «повышение квалификации» не только было трансформировано в понятие «дополнительное профессиональное библиотечное образование», но и оформлено в самостоятельную подсистему непрерывного библиотечного образования. Под руководством группы ученых

библиотековедов Ю.А.Гриханова, А.И.Каптерева, Т.Я.Кузнецовой [3], Э.Р.Су киасяна [4] на территории Российской Федерации была разработана Концепция дополнительного профессионального образования, которой была определена основная цель дополнительного профессионального библиотечного образования - создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, способной привести совокупные профессиональные знания, умения и навыки библиотечных специалистов в соответствие с поступательной модернизацией библиотечного дела.

С каждым годом в систему дополнительного профессионального библиотечного образования эффективно внедряется широкий спектр форм, технологий и методов обучения, например, творческие

лаборатории, тренинги, практикумы, деловые игры, проблемные площадки, стратегические сессии.

Рассмотрим систему дополнительного профессионального библиотечного образования Белгородской области как одну из инновационных и эффективных систем обучения кадров. В Белгородской области подготовку библиотечных специалистов осуществляет Белгородский государственный институт искусств и культуры, где в настоящее время обучается более 60 сотрудников муниципальных библиотек Белгородской области, в том числе 46 человек - на бакалавриате, 16 - в магистратуре. Кроме этого, в аспирантуре БГИИК обучаются по одному сотруднику библиотечных учреждений Белгородского района и Старооскольского городского округа.

С целью профессионального развития белгородских библиотекарей в течение года проводятся курсы повышения квалификации, организуемые Белгородской государственной универсальной научной библиотекой и Региональным центром дополнительного профессионального образования БГИИК. Программы курсов, преимущественно, разрабатываются сотрудниками методической службы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, а занятия в рамках курсов проводятся как преподавателями БГИИК, так и специалистами государственных библиотек региона. Необходимо отметить, что 51 сотрудник муниципальных библиотек, не имеющий профильного образования, прошел профессиональную переподготовку по программе «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (2018/2019 учебный год) [5].

В течение 2019 года на базе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки для специалистов муниципальных библиотек были проведены: творческая лаборатория «Присвоение имени как концепт развития общедоступной библиотеки»; проблемные диалоговые площадки «Общедоступная библиотека как центр культурно-просветительского развития территории», «Факторы успеха современной

общедоступной библиотеки». Диалоговая площадка «От теории к практике: основные формы и актуальные методы в работе современной библиотеки» состоялась в рамках Форума молодых библиотекарей России для молодых специалистов библиотек со стажем работы до 5 лет.

Недостаточное финансирование программ повышения квалификации приводит к внедрению обучающих занятий с использованием онлайн-технологий (скайп-встреч, вебинаров). В 2019 году для руководителей и специалистов централизованных библиотечных систем Белгородской области были организованы 5 онлайн-практикумов «Актуальные вопросы организации библиотечной работы и статистической отчетности» [5].

С 2014 года в регионе действует Белгородская коллегия библиотечного сотрудничества и развития - орган межведомственного взаимодействия библиотекарей различных систем и ведомств. Результатом деятельности Коллегии стал спецвыпуск журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра», посвященный межведомственному взаимодействию библиотек Белгородчины. Кроме того, у библиотекарей школ, средних специальных и высших учебных заведений Белгородской области появилась возможность участия в образовательных программах Регионального центра дополнительного профессионального образования (БГИИК) с получением удостоверения государственного образца [2].

Систематизированный и поэтапный подход к оказанию качественной методической поддержки и проведению эффективных мероприятий по повышению квалификации библиотекарей отражается в реализации программ непрерывного образования на муниципальном уровне. В 13 централизованных библиотечных системах действуют программы совершенствования и развития профессионального образования и подготовки специалистов.

В МБУК «ЦБС Красногвардейского района» программа повышения квалификации профессионального мастерства состоит из 4 уровней обучения: «Адаптационный», «Начальная профессиональная подготовка»

(Школа начинающего библиотекаря), «Обучение руководителей» (Школа руководителя), «Профессиональное развитие специалистов» (Школа библиотечного мастерства, Школа творческой инициативы).

В МКУК «Старооскольская ЦБС» успешно реализуется программа повышения квалификации библиотечного персонала «Грани мастерства» с 2-х уровневой системой повышения квалификации: I уровень - «Начинающий библиотекарь», II уровень - «Библиотекарь - практик». В рамках программы, специалистами отдела методического обеспечения был инициирован и успешно реализован проект по бережливому управлению «Оптимизация процесса текущего контроля деятельности библиотек-филиалов администрацией библиотечной системы» [2].

В процессе изучения особенностей переподготовки и повышения квалификации библиотекарей Белгородской области установлено, что формы обучения в рамках системы повышения квалификации, реализуемой Белгородской государственной универсальной научной библиотекой совместно с Региональным центром дополнительного профессионального образования способствуют эффективному росту профессионального уровня и приобретению инновационного опыта. Действующая на протяжении многих лет система непрерывного образования служит основой того, что сотрудники библиотек региона получают возможность повышения квалификации не менее 1 раза в 5 лет, как и предусмотрено «Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки», а по актуальным направлениям библиотечной деятельности - еще чаще. Недостаточное финансирование приводит к более активному использованию онлайн-технологий при организации мероприятий системы повышения квалификации (скайп-встречи, вебинары).

Список источников:

1. Грекова Л. В. Концептуальная модель компетентностно-ориентированной системы дополнительного профессионального

библиотечного образования : монография / Л В. Грекова. - Белгород, 2011. -217 с.

2. Капустина Т. А. Роль Белгородской Коллегии библиотечного сотрудничества и развития в совершенствовании кадрового потенциала вузовских библиотек Белгородской области / Т. А. Капустина ; Н. А. Туранина // Донецкие чтения 2019 : образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы IV Международной научной конференции (Донецк, 31 октября 2019 г.). Т. 6. Ч. 2. Педагогические науки / Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» ; Фонд «Русский мир» ; под общ. ред. проф. С. В. Беспаловой. - Донецк, 2019. - С. 255-257.

3. Кузнецова Т. Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики / Т Я. Кузнецова // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - № 2. - С. 14-23.

4. Сукиасян Э. Р. В каком библиотечном образовании нуждается Россия - «с отрывом или без отрыва от производства» / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. - 2010. - № 9. - С. 67-72.

5. Туранина Н. А. Роль методических служб в повышении квалификации и переподготовке библиотечных кадров / Н. А. Туранина, Т. А. Капустина // Пятнадцатые Денисьевские чтения : материалы международной научно-практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности, г. Орел, 18-19 декабря 2018 г. / Управление культуры и архивного дела Орловской обл. ; Орловская областная научная универсальная публичная библиотека имени И. А. Бунина ; Орловский государственный институт культуры ; [редактор-составитель Н. З. Шатохина]. - Орел, 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Туранина Неонила Альфредовна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доктор филологических наук, профессор.

Капустина Т.А., аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры»; директор муниципального казенного учреждения культуры «Старооскольская Централизованная библиотечная система»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.